Тема революции и гражданской войны в романе тихий дон сочинение

Обновлено: 02.05.2024

Основная тематика произведения, являющегося романом-эпопеей, заключается в изучении и анализе трагического воздействия событий, происходящих в стране в отношении судеб обычного мирного населения, изображенного автором на примере российского донского казачества и, в частности, семьи Мелеховых.

Главный герой романа представляется в образе Григория Мелехова, донского казака, трудно переживающего жизненные перемены, войну, революции, бунты, восстания. Герой не в состоянии окончательно осознать, кто является правым в сложившейся ситуации, поэтому находится постоянно в смятении, перемещаясь от красных к белым.

Начало романа изображает мирный быт жителей станицы с их насущными бытовыми проблемами. Первая мировая война вносит кардинальные изменения в жизнь русского народа, а противоположные политические взгляды и стремления обуславливают раскол среди населения, включая семьи.

Главному герою романа, Григорию Мелехову, изображенному как мужчина, не имеющий стального душевного стрежня, мечущегося не только среди любимых женщин, но и не решающегося сделать выбор в идущей гражданской войне, противопоставляется Михаил Кошевой, казак, сразу же вставший на сторону красных и погибший от рук вчерашних друзей, с которыми провел свое детство. Эти сцены наглядно демонстрируют влияние гражданской войны на человеческие личности, ожесточая их.

Ключевая заслуга автора заключается в его мастерском изображении внутренних изменений человека, происходящих под влиянием военных действий. Писатель наглядно демонстрирует как добросердечные, милосердные люди превращаются в жестоких, кровожадных чудовищ, забывших понятие родства, душевности, сострадания, поддержки, добросердечности, терпимости.

Трагедия всех войн заключается их суровости, жестокости, бессмысленных смертях, разрушении мирного быта семей. Самое ужасное - люди забывают понятие семейных ценностей, настоящей бескорыстной любви, убивая близких и родных. Непростые ситуации обуславливают стремительные изменения в мировоззрении, сознании и характере человека.

Авторская позиция в романе представляется нейтральной, поскольку главной целью писателя является изображение бессмысленности зверских поступков со стороны всех противников. Итогом повествования становится писательский вывод о гибели русского казачества, являющегося воинской силой, честью и доблестью умирающего в муках имперского государства.

Сочинение 2

В своих произведениях Шолохов очень часто затрагивает темы человеческой натуры, которая, как он утверждает, очень переменчива, и если сегодня человек говорит о том, что он желает лишь мира во всём мире, то это отнюдь не является гарантией того, что впоследствии он не надумает себе о начале войны. Шолохов называет человеческую тягу к войне одной из основополагающих вещей, из которых строится вся человеческая личность, якобы без войны человек не может спокойно жить, и ему обязательно хотя бы раз в столетие необходимо выпускать пар. Прекрасным примером послужит произведение “Тихий Дон”.

В нём автор рассказывает читателю о красотах нашей отчизны, о том, что это великая страна, с великими людьми, которые и предстают перед нами в произведении. В начале произведения автор держит тёплую и ненавязчивую атмосферу, в которой любая оплошность и прегрешения разрешается лишь шуткой или громким смехом, однако не всё так лучезарно в этом произведении. Постепенно, по мере развития произведения, автор говорит читателю о том, что даже в таком светлом мире добра и позитива, очень возможно то, что скоро в этот мир вторгнется война. Он называет это понятием компенсации. То, что долгое время длится мир без всяких проблем, компенсируется тем, что начинается довольно продолжительная, гражданская война.

Автор также называет гражданскую войну одной из самых отвратительных и ужасных явлений в человеческом мире, так как война сама по себе ужасна, так как в ней люди убивают других люди ради каких то материальных благ, но, как бы это не прозвучало цинично, эти люди не являются гражданами одной страны. А когда начинается гражданская война, то между собой воют представители одной страны, и даже брат идёт войной на брата. Очень часто такие войны проходят очень и очень тяжёлыми для страны, и, конечно же, не исчезают бесследно. Автор очень плохо относится, как и к самим войнам, но ещё хуже он относится к гражданским войнам, что очень чётко проглядывается в его произведении, ведь там он представляет войну как очень неприятное и даже отвратительное явление, хотя и сам называет это необходимым аспектом для человеческой личности.

Таким образом, мы видим, что автор достаточно негативно относится к гражданской войне, что он и описывает в своём ранее упомянутом, замечательном произведении “Тихий Дон”.

Гражданская война в романе Тихий Дон

Гражданская война в романе Тихий Дон

Популярные сочинения

Маленький черный комок с красным языком появился у нас в доме совершенно случайно. Мама и папа поехали на рынок, за покупками. Через некоторое время раздался звонок, и мама поинтересовалась у меня, хочу ли я щенка

Мой папа – шофер. В наш век скоростей профессия шофера очень важна, ведь грузовой транспорт перевозит десятки тонн грузов.Рабочий день моего папы начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Осмотрев машину, убедившись в ее исправности

Особую роль играет образ Штокмана, который организовал своеобразный кружок, в который входили люди, желающие революцию. Такие люди, как Валет, Мишка Кошевой, сразу же определяются со своей позицией. Они становятся на пути революции и яростно ее защищают.

Другие казаки не принимают революцию. Их называют контрреволюционерами, так как они стараются вернуть прежние порядки. К таким людям можно отнести Евгения Листницкого, который уважает царскую власть. Семейство Коршуновых не понимало, почему они должны делиться с другими людьми тем, что было нажито ими и их предками. Казаки, которые совершенно не нуждались в землях, боялись того, что им придется отдавать эти земли, делиться ими.

М.А. Шолохов не отдает ни одной стороне Гражданской войны предпочтения. Писатель, реалистично и правдоподобно описывая события тех времен, демонстрирует жестокость и красногвардейцев, и белогвардейцев, и казаков-повстанцев.

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…
О. Мандельштам.
Роман М. Шолохова “Тихий Дон” стал одним из лучших художественных отражений страшных событий начала 20 века в России. Автор эпопеи с максимальной объективностью и глубиной показывает трагедию донских казаков, “попавших в жернова” революции 1917 года и развернувшейся за ней гражданской войны.
Основным композиционным принципом романа становится антитеза. Мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь противопоставляется войне, смерти,

ненависти и жестокости враждующих между собой людей: “Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…”
Шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного пути одного человека – Григория Мелехова. Но это путь, в котором недвусмысленно прочитывается судьба всего донского казачества.
С первых страниц романа автор много места уделяет сценам крестьянского труда, в которых Григорий предстает как сильный, умелый, красивый труженик. Он испытывает откровенную радость от работы на земле, от близости

к ней. Но кровавые события войн и революции вырывают Мелехова, как и тысячи других людей, из мирного русла жизни.

За семь военных лет память о крестьянском труде не раз будет бередить душу Григория: “Хорошо бы взяться за чапиги и пройти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы”.
В сознание Мелехова с рождения заложены ценности, свято чтимые его предками. Дон, земля, хутор, семья, воинский долг – незыблемые для героя понятия. Но война вносит серьезные коррективы в представления Григория.

Так, он начинает осознавать, что война разлагает души людей, убивает в них человеческое. “Я, Петро, уморился душой, – говорит Григорий Мелехов брату. – Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули”.
Огрубев и ожесточившись, Григорий выносит из первой мировой усталость, разочарование и настоятельную потребность разобраться самому в том, как устроена окружающая его жизнь. Тем более что не успела закончиться одна война, как грянула другая, еще более страшная и кровавая.
Григорий видит, что Дон разделен ненавистью. За правду каждая сторона требует убивать. Каждый раз выбор приходится оплачивать и кровью врагов, и кровью самых близких людей.

Мелехов пытается понять, что происходит, пытается выяснить, кто прав, а кто виноват, чтобы как-то самому определиться. Каждый день Мелехов сталкивается с необходимостью убивать, убивать не далеких врагов, а “своих”, в недавнем прошлом друзей и соседей. Как объяснить эту “необходимость” и необходимость ли это вообще?
Неслучайно эпизод казни подтелковцев в романе почти зеркально отражает сцену расправы красных над офицерами Чернецова. Как в пушкинской “Капитанской дочке”, неоправданная жестокость одной стороны порождает ответную жестокость. Григорий воспринимает вторую казнь как справедливое возмездие – для него казнь безоружных людей отвратительна.

Человеческая природа героя противится смерти: “Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира”, “хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось…”
Став одним из руководителей Вешенского восстания, Мелехов убеждается, что от белого движения казаки страдают так же, как до этого страдали от красных. Вместо желанного мира на Дон пришли новая война и несправедливость. Не за снятие с командования полком оскорбился герой, а за возврат унизительного для казака-крестьянина социального неравенства.
Ни с белыми, ни с красными не чувствует Григорий такой связи, как с природой, хутором, со своей семьей. Сначала мировая, затем гражданская войны загоняют героя в нравственный тупик: “Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли”.
Усталость и озлобление ведут Мелехова к жестокости. Самым неприглядным образом показан он в сцене убийства матросов, после которой Григорий катается по земле, в “чудовищном просветлении” осознавая, что он сам стал орудием в руках неправедных сил: “Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый”.
Шолохов, создававший свою книгу в те годы, когда безраздельно господствовала идеология “победившего класса”, не скрывает негативных сторон не только “белого”, но и большевистского экстремизма. Бескомпромиссность показа противоречий гражданской войны – выдающаяся черта шолоховского реализма. Есть в романе и героические образы коммунистов – Штокман, Иван Алексеевич Котляров. Но есть и отнюдь не идеализируемые автором большевики, например, Илья Бунчук.

Убежденный революционер, он готов на самые страшные жертвы во имя своей веры в счастливое будущее всего народа.
Путь Григория Мелехова – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который прошел весь русский народ в XX веке. Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разрушен до основания. Сметены вековые устои человеческой жизни.

Тем не менее, финал романа восстанавливает нарушенное социальными катаклизмами эпическое равновесие бытия. “Тихий Дон” возвращается в свое спокойное, величественное русло. Символическая фигурка ребенка на руках у отца свидетельствует о том, что жизнь продолжается.
Шолохов остается верен эпической интонации, подчеркивающей цельность и вечность жизни, питаемой глубинными, народными истоками.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье - вот основная тема раздумий писателя. Как революция меняет не только общественный строй, но и сознание людей, как отражается на их судьбе - вот вопросы, на которые отвечают герои романа и автор.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спокойно. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.

Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова. Он - одаренный человек, даже в своих заблуждениях он искренен и честен. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на . земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григорию нельзя подходить однозначно. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Григорий - исключительно цельная, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных .источников, - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим кодом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Читайте также: