Тема поэта и поэзии в лирике блока устное сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Нет, милый читатель, мой критик слепой!

По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж не доступно все это.

Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.

Ты будешь доволен собой и женой,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Своей конституцией куцей,

А вот у поэта — всемирный запой,

И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,—

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Я хотел, чтоб мы были врагами.

Так за что ж подарила мне ты

Луг с цветами и твердь со звездами —

Все проклятье своей красоты?

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада —

Эта горькая страсть, как полынь.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.

Любите вы под окном постоять?

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.

В заботах суетного света

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он…

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы опреде­ляются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее — увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью симво­листской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета…

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не долж­на быть сиюминутной, она должна быть всеобъемлющей, ох­ватывать самые различные, пусть и незначительные, жизнен­ные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слы­шаться:

На торжественной реке,

С пароходом вдалеке —

И вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверж­дал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обраще­ния его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, яв­ляется объединяющим оба предыдущих этапа и как бы при­миряющим поэта и окружающий его мир.

Поэзия Блока

Александр Александрович Блок (1880-1921)

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства. Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль. Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Характеристика творчества Блока

Во втором десятилетии 20 века Александр Блок стал воистину кумиром всей русской творческой интеллигенции того времени. Его признают одним из величайших поэтов России, который творил в самую загадочную и противоречивую эпоху – эпоху символизма. Внутри этого творческого течения Блок был одним из представителей второго поколения, которому было у кого поучиться, и который все еще мог привнести много нового и ранее неизведанного в это направление.
Раннее творчество Александра Блока – прямое свидетельство влияния со стороны романтической поэзии. Не секрет, что он был большим поклонником Жуковского и Лермонтова. Чистая поэзия Блока – это результат его увлечения Полонским и Фетом.

Взяв все самое лучшее от великих писателей и поэтов, Блок и сам навсегда вписал свое имя в число известных литераторов, тех, кто не только входит в обязательную программу по школьному курсу литературы, но и просто читается поклонниками во всем мире.

В заботах суетного света

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он…

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее — увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета…

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

На торжественной реке,

С пароходом вдалеке —

и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.

Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости.

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

Для лирического героя Блока творчество — мучительный и изматывающий процесс, который не оправдывается ни чувством удовлетворения гармонией звуков, ни признанием читателя. Сам же творческий акт описывается невероятной метафорой: процесс созидания сопоставим с убийством — звука, райской птицы, ниспосланного свыше слова:

Вот он — возник. И с холодным вниманием

Жду, чтоб понять, закрепить и убить.

И перед зорким моим ожиданием

Тянет он еле приметную нить.

Творчество позволяет остановить время, прикоснувшись к мирам, где времени нет, перед поэтом открывается вся перспектива жизни своей и общей, будущее и прошлое прозрачны для него; перед ним открываются новые и неведомые доселе звуки, ему виден неземной свет:

Длятся часы, мировое несущие.

Ширятся звуки, движенье и свет.

Прошлое страстно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого — нет.

В шестой строфе содержится кульминация стихотворения: воплощенные в слове, волшебные образы подобны вольной птице в клетке, лишенной естества и движения. Акт творчества — гибель звука, неподвластного букве, гибель образа, неподвластного кисти художника.

Наслаждение пением райских сиринов оборачивается их пленением, холодной клеткой, приручением:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

А ты, душа… душа глухая…

Пьяным пьяна… пьяным пьяна…

Истинная, настоящая и глубокая трагедия всегда несет в себе и оптимистическое звучание, ибо зритель ее, вдумчивый и серьезный, может пережить катарсис, возвышающее эмоциональное страдание, ведущее к очищению. Три тома лирики Блока рассказывают о глубинном трагическом переживании общей жизни и собственного бытия и о сложном и тернистом пути к обновлению, то выводившем лирического героя к прозрению, то оборачивающемся тупиками. Без трагического и светлого опыта этого пути непредставима история русской литературы XX века.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

Тема поэта и поэзии в лирике Л. А. Блока

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты — и Муза, и чудо.

Для меня ты — мученье и ад.

Кто из великих поэтов и писателей не задумывался о своем при­звании, об истинном назначении своего творчества? Волновали эти мысли и А Блока — замечательного поэта, прожившего недолгую жизнь, но оставившего нам, потомкам, бесценное, богатейшее на­следие своих лирических и философских произведений.

Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта Икосы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно все это.

Поэту приходится расплачиваться за все — за свою особость, за свое видение мира, за непохожесть на окружающих. Творчество для многих — конечный этап тяжелой душевной драмы, которая ра­зыгрывается в сердце поэта из-за неприятия окружающего мира.

Да. Так диктует вдохновенье: Моя свободная мечта Все льнет туда, гдеуниженье, Где грязь, и мрак, и нищета…

Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет,

Пускай грядущего не видя, — Дням настоящим молвив: нет!

Самым тяжелым для поэта оказывается столкновение с людь­ми, для которых, казалосьбы, он творит. Обыватели постоянно хо­тят заставить творческую личность служить себе, своим интересам, стремятся услышать лишь то, что им хочется, строят из себя вели­ких критиков, думая, что лишь им доверено право оценивать чу­жую боль. Поэт же любит людей,

Но за любовью — зреет гнев, Растет презренье и желанье Читать в глазах мужей и дев Печать забвенья иль признанья.

Окруженный своими почитателями или гонителями, поэт час­то оказывается бесконечно одиноким, поскольку очень мало у него настоящих друзей или близких, способных подняться над болотом быта и обыденности.

Храню я к людям на безлюдьи Неразделенную любовь.

Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены, Любите вы под окном постоять ?

Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарша мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Все проклятье своей красоты ?

Сочинение: Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Кто из великих поэтов и писателей не задумывался о своем призвании, об истинном назначении своего творче­ства? Волновали эти мысли и А. Блока — замечательного поэта, прожившего недолгую жизнь, но оставившего нам, потомкам, бесценное, богатейшее наследие своих лиричес­ких и философских произведений.

Обыватели почти всегда относились к живущим (но не умершим!) поэтам предвзято. Им казалось, что если это еще не признанная личность, то она занимается глупостями, если же человек достиг славы, признания, то он сразу должен стать необыкновенным, загадочным — "творцом"! Но ведь поэты — это во многом люди обыч­ные, со своими недостатками, привычками, страстями. В стихотворениях "Друзьям" и "Поэты" А. Блок даже сгущает краски, утрирует напряженные отношения меж­ду представителями "богемы", говоря, что "друг другу мы тайно враждебны, завистливы, глухи, чужды". Перед нами встают образы людей, далеких от идеала: пьющие, раз­гульные, "предатели в жизни и дружбе", надменные и высокомерные, часто — лицемеры. И все же они возвы­шаются над обыденностью, поскольку умеют прикасаться к вечному, к тайнам мироздания.

Нет, милый читатель, мой критик слепой!

Поэту приходится расплачиваться за все — за свою особость, за свое видение мира, за непохожесть на окружающих. Творчество для многих — конечный этап тяжелой душевной драмы, которая разыгрывается в сердце поэта из-за неприятия окружающего мира.

Да. Так диктует вдохновенье:

Дням настоящим молвив: нет!

Самым тяжелым для поэта оказывается столкновение с людьми, для которых, казалось бы, он творит. Обыватели постоянно хотят заставить творческую личность служить себе, своим интересам, стремятся услышать лишь то, что им хочется, строят из себя великих критиков, думая, что лишь им доверено право оценивать чужую боль. Поэт же любит людей,

Но за любовью — зреет гнев,

Печать забвенья иль признанья.

Окруженный своими почитателями или гонителями, поэт часто оказывается бесконечно одиноким, поскольку очень мало у него настоящих друзей или близких, способных подняться над болотом быта и обыденности.

Храню людям на безлюдьи

Блок сравнивает чуткие сердца поэтов с черным брил­лиантом, который "спит сном неведомым и странным" глу­боко в недрах земли, пока "в горах не запоет кирка", пока не настанет время действовать. А в реальной жизни ду­ховная глубина и внутренняя жизнь прикоснувшегося к Поэзии заслонена для людей "заботами суетного света", и они требуют, чтобы поэт приносил пользу своим творче­ством, чтобы он "сметал сор" с их "улиц шумных", просве­щал их, очищал души. Но такое служение грозит поэту гибелью:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены,

Любите вы под окном постоять?

А. Блок не зря говорит, что его призвание и вдохнове­ние для него, как и для многих творцов, — "мученье и ад", а не награда, не "чудо". Этот божественный дар обре­кает поэта на изнурительный, нечеловеческий труд — мысли, души, сердца — и чаще приносит разочарование и неудов­летворенность, чем радость и облегчение. Обращаясь к Музе, Блок говорит:

Я хотел, чтоб мы были врагами,

Все проклятье своей красоты?

Бесконечна дорога к совершенству, и на этом пути не предусмотрены остановки. Наверное, поэтому многие вели­кие поэты умирают молодыми — в жизни им нет отдыха, "уюта — нет", "покоя — нет". Блоку удалось сформули­ровать смысл жизни и творчества поэтов — так, как он его понимал: "испытывать сердца, производить отбор в гру­дах человеческого шлака, добывать нечеловеческое — звез­дное, демоническое, ангельское, даже и только звериное — из быстро идущей на убыль породы, которая носит назва­ние "человеческого рода". [/sms]

Читайте также: