Технологическая карта урока сочинение рассуждение 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Тема: подготовка к сочинению повествовательного характера с элементами рассуждения.

Цель : подготовка учащихся к написанию сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения.

Задачи : 1. научить учащихся правильно рассуждать, выстраивать текст сочинения;

2. развить устную и письменную речь учащихся;

3. воспитывать языковое чутье школьников, любовь к языку.

I . Организационный момент

Установить порядок. Целеполагание: повторить типы текста, подготовиться к сочинению.

Вспомним, что такое текст и какие типы текста вы знаете? /слайд 2/

Что такое повествование? /слайд 3/

Что такое описание? /слайд 4/

Что такое рассуждение? /слайд 5/

Вспомним, по какой схеме выстраивается рассуждение? /слайд 6/

На данный вопрос начала отвечают ученики, затем их ответ

сравнивается с текстом слайда.

Тренировочное упражнение

Попробуем с вами порассуждать. Докажем, что бережный – имя

прилагательное. /Работает класс, затем сравнивают с текстом слайда. Запись в тетради/

Выделим тезис /слайд 7/

что означает это слово? На какой вопрос отвечает? /слайд 8/

что можно сказать о разрядах имени прилагательного? /слайд 9/

как изменяется данное слово? /слайд 10/

образуем краткие формы: бережен, бережна, бережно, бережны

какую роль в предложении выполняет? /слайд 11/

Сделаем вывод: слово бережный – имя прилагательное, потому что обладает всеми признаками данной части речи.

III. Анализ ученического сочинения

Учащиеся читают предложенный текст.

Вопросы к тексту:

Какого типа данный текст? Докажите.

Как автор доказывает свою точку зрения?

Какие еще доказательства можно привести? (Труд не только автора, но и редакторов, художников, корректоров, работников легкой и химической промышленности)

Словарная работа

Редактор– человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати, руководит изданием книги.

Корректор – работник издательства, газет или типографии, который исправляет ошибки на оттиске набора, а также самый оттиск.

Итак, как вы построите свое сочинение? Попробуем составить план сочинения.

Призыв беречь книгу

Почему книга требует бережного обращения?

Берегите, люди, книгу!

Почему нужно беречь книгу?

Витя, конечно, прав, но книгу нужно беречь не только потому, что она, как друг, учит хорошему. Учит нас содержание книги, а в ней, кроме содержания, важно и оформление. Наверное, у каждого человека есть любимые книги, которые дороги ему не только содержанием, но и всем своим видом. Если книга не только интересна, но и красива, с оригинальными рисунками, яркими фотографиями, в любимом переплете, то ее с особым чувством берешь в руки.

Сейчас практически все книги существуют в электронном варианте, но, я думаю, что приятнее, когда на полке стоит любимая книга, а не диск с записью текста.

Чтобы напечатать книгу, нужна бумага. Ее изготовление – большой труд. Сначала нужно вырастить деревья, потом, к сожалению, их срубить. Поэтому, чем бережнее мы будем обращаться с книгами, тем меньше деревьев потребуется на бумагу, чтобы их переиздавать.

Итак, книга - лучший друг. Она результат огромного труда. Вот почему ее надо беречь.

Почему нужно беречь книгу?

Витя, конечно, прав, но книгу нужно беречь не только потому, что она, как друг, учит хорошему. Учит нас содержание книги, а в ней, кроме содержания, важно и оформление. Наверное, у каждого человека есть любимые книги, которые дороги ему не только содержанием, но и всем своим видом. Если книга не только интересна, но и красива, с оригинальными рисунками, яркими фотографиями, в любимом переплете, то ее с особым чувством берешь в руки.

Сейчас практически все книги существуют в электронном варианте, но, я думаю, что приятнее, когда на полке стоит любимая книга, а не диск с записью текста.

Чтобы напечатать книгу, нужна бумага. Ее изготовление – большой труд. Сначала нужно вырастить деревья, потом, к сожалению, их срубить. Поэтому, чем бережнее мы будем обращаться с книгами, тем меньше деревьев потребуется на бумагу, чтобы их переиздавать.

Итак, книга - лучший друг. Она результат огромного труда. Вот почему ее надо беречь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Тема урока: Р.р. Сочинение - рассуждение

Цели: обучение составлению текста-рассуждения на заданную тему; углубление знаний о рассуждении как типе речи; развитие коммуникативных умений обучающихся, их памяти; воспитание нравственно-этических представлений.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: иметь представление о структуре рассуждения, отличать тезис, аргументы, вывод; способы раскрытия основной мысли в рассуждении; уметь составлять текст-рассуждение, передавать основную мысль высказывания; свободно, правильно излагать свои мысли в соответствии с основными нормами русского литературного языка;

метапредметные:

познавательные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; классифицировать наблюдаемые детали объекта; расширять кругозор с помощью языка искусства; оценивать и редактировать чужие письменные тексты;

коммуникативные: стремиться к личностному самоопределению; обогащать речевой опыт, пополнять свой словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи для свободного выражения мыслей и чувств при создании собственного текста; создавать собственный текст, совершенствовать свою речь;

регулятивные: формулировать цели; оценивать собственную деятельность и деятельность членов группы;

личностные : осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию; формировать достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей выражения мыслей, чувств при создании письменного текста сочинения.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Сценарий урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку

Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

1) Беседа

- Что такое текст?

- Чем отличается тема от идеи?

- Что значит составить рассуждение?

2) Составление алгоритма

1.Обдумать тему сочинения, его основную мысль.

2. Сбор рабочего материала. Выдвинуть тезис, подобрать аргументы и примеры, подтверждающие его справедливость.

4. Работа над созданием текста (конечная правка).

Выполняют предложенные задания.

П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют

для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения

1. Постановка учебной задачи:

= Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова. Что или кто скрыто за местоимением она? Почему Вы так решили?

Она несет нам радость и тепло,
Она нам дарит свет, приводит к вере,
Она безжалостно уничтожает зло,
Но, видно, и сама несет потери.

Физкультминутка

Обдумывают ответы на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Предлагает определить учебную задачу урока .

1) Совместное целеполагание.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют задания.

П.: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Р.: планируют необходимые действия.

К.: строят монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность.

5. Творческая практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта.

Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует познавательную деятельность уч-я:

1) Словарно-орфографическая работа (коллективная работа)

= Записать следующие слова в составе словосочетаний: добросердечность, доброжелательный, человечность, человеколюбие, отзывчивость, внимательность.

= Подобрать синонимы к следующим словам: душевность, приветливость, сочувствие .

2) Аналитические задания:

= Составьте композиционную схему сочинения-рассуждения.

Тезис: доброта необходима в современном мире.

Аргумент 1: доброта позволяет сохранить дружеские отношения. + Пример.

Аргумент 2: добрые дела помогают людям чувствовать человеческое достоинство. + Пример.

Вывод: доброта – величайшее достоинство души человека.

Л.: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К.: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

6. Само­стоятель­ная работа с взаимопроверкой

1) Р.р. Самостоятельная творческая работа (инд. работа)

Консультация учителя по вопросам уч-ся (показывает, как можно делать рабочие записи. Помогает при затруднениях).

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие

трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание:

- Какова роль идеи текста?

Участвуют в диа­логе.

Отвечают на во­просы

Л.: понимают значение знаний для чело­века.

П.: приобре­тают умения использовать знания и умения в практиче­ской деятельности.

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

8. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке. Д/з

Заключительная беседа по во­просам

Д/з: повторить словарные слова

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.


А) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

Б) Лев – царь зверей.

Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.

Вывод: в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.

Словарь сочинения-рассуждения

Тезис -то, что нужно доказать или объяснить.

Докажем это… Это можно доказать…

Почему? И вот почему…. Это объясняется следующим… я думаю…, я считаю…,

мне кажется…, на мой взгляд…, по-моему…

Доказательство (аргументы):

во-первых, во-вторых, по словам…., говорят…

Таким образом…, можно сделать вывод…, мы доказали…, следовательно…, так как, значит,…

Работа по теме сочинения

Материал для наблюдений на стр. 14. и ответы на вопросы задания к тексту.

Я считаю, что надо писать слова одинаково. Если писать одно и то же слово каждый раз по-разному, то людям будет очень трудно понимать друг друга. Почтальон не сможет понять, куда нести письмо.

Врач не поймет рецепт лекарства. Школьник не разберется в условии задачи. Геолог и путешественник не найдут нужного места на карте. Так что правильное написание слов облегчает нам жизнь.

Что является тезисом? доказательством? выводом?

- А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели стоит.

Эта часть текста - рассуждение.

Среда называется так, потому что она стоит в середине недели.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

Буква Ф – ферт – напоминает по форме подбоченившегося человека.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Работа с учебником

Снегири прилетают, когда выпадает сне. Пустырь – это пустое место. Домовой – сказочный

Ответы на задания к упражнению.

Домашняя работа:

Темы сочинений-рассуждений

Дни недели рассказывают о себе.

Секрет названия (перина, земляника, малина, шиповник, кольчуга)


-75%

Автор: Петраш Марина Николаевна

Организация: МКОУ Ильинская СОШ

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Ильинка

Технологическая карта урока

Описание урока / занятия

Строение текста типа рассуждения-доказательства

Петраш Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа Доволенского района Новосибирской области

Урок усвоения новых знаний

Время реализации урока

- сформировать представление о тексте-рассуждении;

- научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;

- научить создавать самостоятельно тексты-рассуждения.

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать при работе с текстами и справочной информацией;

- способствовать развитию творческих, речевых способностей обучающихся;

- расширять словарный запас.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру общения при работе в паре, группе;

- формировать отрицательное отношение к курению.

- знать строение текста-рассуждения;

- понимать содержание и выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

- создавать устные и письменные высказывания, построенные по типу рассуждения;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств.

- коммуникативные УУД (уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи; принимать участие в учебном сотрудничестве);

- познавательные УУД (искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска; подводить под понятие);

- регулятивные УУД (уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей).

- учиться строить свое поведение на основе норм здорового образа жизни;

- формировать способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;

- формировать мотивацию к учению;

- развивать навыки сотрудничества;

- формировать умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения текста-рассуждения.

Дидактическая структура урока

В урок включены задания, направленные на формирование и развитие у обучающихся предметных, метапредметных и личностных УУД, что соответствует требованию ФГОС.

Задания, тексты подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся, носят поучительный и занимательный характер, что способствует как повышению интереса к предмету, так и формированию отрицательного отношения к курению.

Размер мультимедиа компонента

Вид мультимедиа компонента

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация; распечатанные тексты, памятки, распечатанные на цветном принтере слова на листочках. На доске прикреплены улыбающийся смайлик и печальный.

Список учебной и дополнительной литературы

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что улыбка имеет удивительную силу: создает хорошее настроение, ободряет, дарит чувство уверенности и способствует улучшению нашего здоровья. Улыбнитесь мне (слайд № 2). Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему свою улыбку.

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем здоровье, радость от познания и общения.

Учитель крепит на доску магнитиками рядом с улыбающимся смайликом разноцветные листики со следующими словами: улыбка, здоровье, хорошее настроение, радость от познания.

Слушают приветствие учителя, вступают в диалог, демонстрируют готовность к уроку.

Поворачиваются друг к другу, улыбаются.

Открывают тетради, записывают число.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия.

2.Актуализация знаний обучающихся и осуществление первого пробного действия

1.С какими типами речи мы знакомились на уроке?

2.Вспомните и назовите особенности повествования.

3.Назовите особенности описания.

4.В каком типе речи используется прием фотографирования?

5. Назовите особенности рассуждения.

Работают с памятками. Отвечают на вопросы

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, самоопределение.

Познавательные:

Регулятивные:

определяют цели учебной деятельности, осуществляют контроль, коррекцию, саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснованного суждения, осознают речь как способ общения людей.

3.Выявление места и причины затруднения

1.У вас на столах лежит текст №1. Прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению.

Большинство ученых, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Ведь в табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержит(?)ся синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, легких, сосудов. У курящих детей начинают портит(?)ся зубы, ухудшает(?)ся зрение, появляет(?)ся утомляемость. Поэтому, если ты (не)хочешь быть больным, то (не)кури. Ведь курить – здоровью вредить.

2.Выпишите в тетрадь из текста слова со скобками и пропусками.

3.Назовите данные орфограммы, объясните правописание этих слов.

4.Определите тип речи этого текста. 5.Попробуйте доказать, что это рассуждение.

Читают текст, выписывают слова с пропусками, со скобками, объясняют правописание этих слов, проверяют, оценивают.

Предполагают, что это текст-рассуждение.

Пытаются доказать, что это рассуждение.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

4.Целеполагание и постановка проблемы

1.Из каких частей строится текст типа рассуждения-доказательства? Попробуйте сами разбить текст №1 на части и определить структуру текста рассуждения. Работаем в группах.

Работа в группах. Пытаются определить части текста, их названия.

Слушают одного выступающего от группы.

Личностные:

осознают свои возможности в учении.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: планируют, осознают недостаточность своих знаний; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

5.Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений

1.Ребята, а почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?

2.Сегодня мы узнаем о строении текста типа рассуждения, будем учиться самостоятельно строить рассуждение.

3. Откроем учебники и прочитаем материал о строении текста рассуждения.

5.Учитель показывает слайд № 7.

6.Что такое тезис? Найдите и зачитайте тезис в тексте №1 о вреде курения.

7.Что такое аргументы (доказательства)? Найдите и зачитайте в тексте аргументы.

8.Что такое вывод? Зачитайте вывод.

9.Какими союзами обычно связываются в тексте тезис и аргументы?

10.Какими словами присоединяется к аргументам вывод?

Учитель демонстрирует слайд №8.

Анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы.

Ставят перед собой цели.

Читают материал учебника. Работают в паре. Составляют схему. Осваивают новые термины. Ищут самостоятельно структурные элементы текста рассуждения.

Познавательные:

осознают полученное задание;

читают, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают;

пользуются разными видами чтения;

устанавливают причинно-следственные связи, подводят итоги.

Регулятивные: осуществляют новые способы нахождения знания, формируют систему новых понятий, знаний за счет включения новых определений, терминов.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в паре с учетом конкретных учебно-познавательных задач, координируют в сотрудничестве разные позиции

6.Практическая деятельность по реализации проекта

1.Ребята, а почему курение очень опасно для здоровья детей?

Слайд № 9. Работа по слайду.

2.Возьмите карточку № 2. Прочитайте текст.

Во всем мире считают, что курить вредно, не эстетично, не модно. Во всем мире идет борьба с табаком.

К примеру, во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Человеку могут отказать в приеме на работу в серьезную преуспевающую кампанию, если он курит. Потому что курящий человек чаще болеет, у него бывает плохое самочувствие, он чаще ошибается при выполнении работы. Так же огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей, так как они тоже могут вдыхать запах табака.

Поэтому, если ты хочешь в будущем устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу, не стоит начинать курить.

Работа над содержанием текста:

К какому типу речи относится этот текст? Почему вы так считаете?

Какова тема рассуждения?

Сформулируйте основную мысль текста.

Назовите тезис текста. Зачитайте.

Где приводятся аргументы в доказательство этого тезиса? Зачитайте аргументы.

Где содержится вывод?

Какой вывод содержится в тексте?

Ответы детей на вопрос.

Читают текст. Работают над содержанием текста, ищут структурные элементы текста самостоятельно. Осуществляют контроль.

Познавательные:

осознают полученное задание;

читают, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают; понимают, анализируют, классифицируют и оценивают полученную информацию, подводят под понятие.

Регулятивные:

действуют по плану,

понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы.

Коммуникативные:

умеют общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать, высказывать и аргументировать свое мнение.

7.Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа в парах и проверка.

Потому что вредные вещества, которые содержат(?)ся в сигаретах или курительных смесях, являются настоящими ядами. Например, человек, выкуривающий одну пач(ь)ку сигарет в день, получает более ста гра(м,мм)ов никотина. Кроме того, в сигаретах содержит(?)ся около сотни различ(ь)ных ядов. Многие могут сказать, что его дедушка всю жизнь курил и дожил до глубокой старости. Ни в коем случае нельзя сравнивать себя с другим человеком. Ведь у всех людей разные организмы. Чей-то организм крепче и может дольше выдерживать воздействие вредных веществ на органы. У кого-то есть предра…положенность к различным заб…леваниям. Например, человек ещё в де…стве переболел пневмонией. Конечно же, его лё…кие будут больше подвержены б…лезням. А, если человек курит, риск развития заб…леваний лё…ких у него возр…стает во много раз (особенно во время пандемии).

Курение приносит огромный вре(д,т)! Оно губительно во…действует на все органы человеческого организма.

Мы (не)знаем все особенности своего организма. Поэтому зачем же р…сковать своим здоровьем и курить! Лучше ве…ти здоровый образ ж…зни и наслаждат(ь)ся каждым новым днём дышать свеж…м воздухом и занимат(ь)ся спортом.

Сверьте с образцом. В каком предложении вы поставили запятую? Прочитайте его. Объясните постановку запятой.

Самостоятельно выполняют задание нового типа в карточках, повторяют полученные знания, осуществляют самопроверку.

Познавательные: умеют применять новые знания на практике; на основе чтения, слушания извлекают информацию, критически ее оценивают.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1.Встаньте, нужно выйти из-за парт. Я буду называть вам термины. Если термин вам знаком, вы поднимаете руки вверх и подпрыгиваете. Если вы не знаете значение термина, приседаете.

Заголовок, микротема, стиль речи, концепция, тезис, текст, алгоритм, план, деепричастие, аргумент, этногенез, вывод.

Слушают, вспоминают значение терминов, делают зарядку.

9.Включение в систему знаний и повторение

Сейчас мы с ней познакомимся поближе. Посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ребята.

Автор: Раз нашел в лесу медведь трубку. Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что не выпускал изо рта. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел он как-то опушкой, встретил лису. Увидала Лиса Медведя, да так и ахнула!

Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел.

Что с тобою? Ты больной?

Медведь: Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то.

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю, никак не спится.

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам,

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса: Что ж ты к дятлу не пойдешь?

К дятлу надо обратиться.

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему.

Дятел: Накопилась в легких копоть –

От куренья вся беда.

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

1.Найдите в словах дятла обращение.

2. Как выделяется обращение на письме?

3.Почему Лиса не узнала Медведя?

4.На что жаловался Миша?

5. Ребята, какой совет дал Дятел Медведю? Почему?

6.Запишите слова Дятла в виде предложения с прямой речью. Составьте схему получившегося предложения.

6. Ребята, у нас осталось еще одно слово на листочке – курение. Под какой смайлик мы его поместим?

7. Составьте и запишите свой совет для Медведя в виде текста-рассуждения, сохраняя все структурные элементы.

Показывают инсценировку. Слушают, отвечают на вопросы. Повторяют полученные знания.

Читайте также: