Технологическая карта первый снег сочинение 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова

УМК

Тип урока

Урок развития речи

Тема

Место урока в серии других уроков

Цель уроков этой рубрики – научить учеников создавать собственные тексты.

Цели урока

Научить составлять текст-описание по картине, обогащать устную и письменную речь младших школьников.

Задачи

  • Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством А.А. Пластова; обогащать словарный запас; формировать коммуникативно-речевые умения учащихся.
  • Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.
  • Развивающие: развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение строить текст в определённой последовательности;
  • систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в составлении сочинения по картине.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
  • формировать умение взаимодействовать в парах.

Формы работы

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование урока

  • персональный компьютер
  • проектор
  • презентация
  • выставка рисунков
  • выставка книг
  • переносная доска с материалом словарной работы
  • словари, памятки.

Класс: 4

Цель: формировать умение составлять текст-описание по картине

Задачи:

  • Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством А.А. Пластова; обогащать словарный запас;формировать коммуникативно-речевые умения учащихся.
  • Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.
  • Развивающие: развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Оборудование:

Формы работы: фронтальный опрос, эвристическая беседа, самостоятельная индивидуальная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития речи младших школьников. Оно способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика, обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Кудрявец Сусанна Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Г. Минеральные Воды

Технологическая карта урока русского языка

Тип урока: урок развития речи

1. развивать речь, коммуникативные навыки;

3. привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

4. способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

5.совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания отрывков из произведений К.Г.Паустовского и И.А.Бунина

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о природе того или иного явления на основе работы с картиной.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в дополнительных справочниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы отличать, новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре синонимов, эпитетов). (Познавательные УУД).

Основные понятия

Эпитеты, синонимы, слова-действия.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, музыка.

- дополнительные

- карточки с эпитетами;

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

УУД: Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Оргмомент

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель организует беседу по содержанию музыкального произведения и произведений классиков русской литературы.

- Кто узнал мелодию звучащей музыки?

- Какие приметы ранней зимы услышали в мелодии? Что почувствовали?

- А сейчас послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский.

- Какие образные выражения о снеге, о зиме в тексте К.Г.Паустовского? Каково отношение писателя к первому снегу? Как он это показал?

- А как относитесь к первому снегу вы?

-А теперь послушайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина.

- А теперь я предлагаю вам увидеть первый снег в картине А.А.Пластова.

- Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность?

Уметь наблюдать признаки зимы

(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

III. Рассматривание картины

Учитель просит рассмотреть картину в целом, проникнуться её настроением, обратить внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов

Дети рассматривают картину, пытаясь проникнуться её настроением

Учиться работать по предложенному учителем плану

IV Беседа по содержанию картины

Учащиеся описывают картину с опорой на вопросы учителя

Учитель беседует по содержанию картины

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

- Можно ли сказать, что ребятам нравиться первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины.

Уметь определять последователь-ность событий в природе и их связи.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД). Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану.

V. Физкульт-минутка

Выполнять динамические упражнения под мелодию детской песни

VI. Работа со словарем настроений.

Учащиеся выбирают слова – названия чувств.

Учитель организует работу со словарем настроений

- Посмотрите на карточки, выберите слова- названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей:

1) радость, удивление, испуг

2) восторг, восхищение, грусть

3) волнение, беспокойство, интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег (Первый снег мягкий, теплый, добрый, он падает тихо с неба крупными хлопьями)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Здесь есть еще один герой – ворона. А что она переживает? (ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Уметь отбирать языковые средства текста-описания

(Познавательные УУД).

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

Договариваться с одноклассниками.

(Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины

VII. Речевая подготовка к сочинению

Учащиеся выбирают опорные слова, являющиеся главными для описания картины, сравнения и эпитеты к этим словам, слова, передающие чувства и настроение.

Учитель организует работу по отбору

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Снег как стеклянный дождь

очень к лицу земле

как чистые капли воды

белая скатерть полей

лебяжий пух земли

пушистый и мохнатый

опускался большими хлопьями

Также учащиеся подбирают характеристики к остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные, но подходящие по смыслу, точные слова.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроения вызывает у вас картина? (Силой своего искусства художник показал светлый поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

VIII. Составление плана сочинения

Учащиеся предлагают свои варианты плана.

Учитель обсуждает с детьми предложенные варианты и записывает окончательный вариант на доске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок научит правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, писать текст сочинения на основе составленного плана. Развивать устную речь и грамотность письма.

Открытый урок русского языка в 4 классе

Учитель: Михалева Л. М. (1 кв. категория.)

Планируемые результаты

- Научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

- Писать текст сочинения на основе составленного плана; развивать устную речь и грамотность письма у учащихся, умение замечать детали;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Вступительная беседа

- Какое сейчас время года

- Какие основные признаки зимы вы знаете (мороз, кругом снег, птицы улетели на юг)

Правильно. Сейчас зима, на улице лежит снег. Много ли в эту зиму идет снега (достаточно)

-Кто помнит, как пришла к нам зима, назовите признаки прихода зимы. (когда земля покрывается снегом),

- Как выпал первый снег в этом году, когда это было

Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дому, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев и землю, покрывая все белым покрывалом. Воздух стал чище и свежее. А какими красивыми были деревья, одетые в белоснежный наряд. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал. Первый снег, как мы радовались ему.

- Ребята, а вы когда-нибудь рассматривали снежинки, на что они похожи (на звездочки, маленькие

цветочки)

(рассматривание зарисовок снежинки)

А что происходит , когда при теплой погоде идет снег (снег идет хлопьями)

А кто знает, почему в теплую погоду снег идет пушистыми хлопьями

Снежинки склеиваются друг с другом и ложатся на землю хлопьями. Вот таким мы и запомнили первый снег в начале этой зимы. С первым пушистым снегопадом к нам пришла зима т.к. земля вся покрылась снежным покрывалом.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1883 году, в деревне Прислонихе Ульяновской области. С детских лет он любил рисовать. Он окончил Московское училище живописи. Пластов очень любил деревню и детей. Он подолгу жил в родной Прислонихе. Художник написал много картин о жизни деревенских ребят и вообще о деревенской жизни.

Напишите тему урока в тетрадь

Работа по картине

- Посмотрите на картину, что вы видите. (деревенский пейзаж, дом , детей)

- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своего дома ( посмотреть на первый снег)

Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились- за одну ночь все вокруг изменилось, все побелело вокруг. Вечером была осень, а утром уже зима. Да, наступление зимы считается тогда, когда земля покрывается полностью снегом.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром

И снежинки как пушинки

Вьются весело кругом

Девочка выбежала на крыльцо с маленьким братом. Девочка даже не успела одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Только успела надеть черные валенки.

- Почему девочка запрокинула голову и смотрит вверх (любуется снегом)

- Что выражает ее лицо (радость)

Правильно, ее лицо выражает радость, восторг, удивление. Глаза весело улыбаются, блестят.

- Чему она радуется (первому снегу)

Посмотрите на мальчика. Что особенного мы видим в нем.

- Как он одет ( он одет теплее, чем девочка)

- Почему он одет теплее. ( он решил погулять на улице)

- Какие чувства испытывает мальчик (он спокойнее девочки, но тоже рад снегу)

- Куда смотрит мальчик (на побелевшую улицу, на белые крыши домов)

- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник после выпавшего снега.

(все побелело, стало светлее на улице)

- Что видим на заднем плане картины

За углом видна часть деревенской улицы. Вся она покрыта белым пушистым снегом, снег везде: и на крыше домов, и на деревьях, и на кустарнике в палисаднике. Снег засыпал мелкие ветки кустарника, пригнул их к земле. Возле дома палисадник

- Кто знает, что это такое

Палисадник – это небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

- Посмотрите внимательно на картину, только ли дети рады снегу.

- Каких птиц мы видим (сороку и ворону)

- Рядом с избой, в палисаднике какое дерево растет (береза)

- Какая птица прилетела на это дерево (сорока)

Сорока тоже радуется первому снегу. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно шагающему по первому снегу. Эти птицы не улетают на юг; так как не боятся холода. Зимой они переселяются поближе к жилью человека.

- Посмотрите на небо. Каким его написал художник

(небо серое, покрытое тучами)

На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает землю. Кое-где он тает

- Какие краски художник использовал при написании этой картины

(белые, серые, коричневые)

Так художник Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Ослепительная белизна снега способствует передачи чувства радости, которое испытываешь, глядя на картину. Так и хочется встать рядом с восторженными детьми протянуть руки к падающим снежинкам.

Работа с планом.

Посмотрите на доску. Что вы видите (план)

По нему мы будем писать сочинение

Радость детей (первый снег, чувство радости, одежда детей)

Пейзаж картины (дерево, птицы, деревенская улица, небо)

Краски картины

Какое настроение вызвала картина у вас

Сколько пунктов у нас в плане (4)

Значит сколько частей будет в сочинении (4) Как будем писать каждую часть (с красной строки)

Давайте разберем каждую часть.

- Как называется 1 часть. О чем будем писать

( о том , как дети увидели первый снег, какое чувство он у них вызвал, как одеты дети)

Как озаглавлена 2 часть.

О чем будем в ней писать (писать будем о дереве, птицах, небе, деревенской улице)

- Как называется 3 часть.

О чем будем писать в ней (о цветах картины, какие краски использовал художник)

- Прочитайте название 4 части.

В этой части нужно написать о своих впечатлениях к картине, о настроении, которое вызвала она

Составьте устное сочинение по картине и по вопросам плана

Предупреждение ошибок

– Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Прочитайте их, четко проговаривая, объясните

Девочка, снежок, удивление, смотрит, вокруг, снежинки, счастлива, лицо, восторг, деревня, палисадник, ворона, сорока, жилье, крыльцо, стрекочет, кое-где, тает, коричневые, и в то же время.

(ребята читают слова и объясняют орфограммы)

Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения

(Словосочетания написаны на листе бумаги и лежат на парте перед учениками)

выглянули в окно и удивились накинула на голову выбежала на крыльцо

оделся потеплее спокойно и важно шагает деревенская улица

застыла на месте глаза блестят художник использует

испытываешь чувство радости

Чтение сочинения учителем

Ребята, сейчас я вам прочитаю сочинение, которое можно написать по картине художника А. Пластова. Прослушайте его внимательно.

Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились. За ночь все побелело вокруг. Выбежала на крыльцо девочка с маленьким братом посмотреть на первый снег. Девочка даже не успела одеться. Она лишь накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы, только ноги успела сунуть в теплые валенки. Ее лицо выражает восторг и удивление. Она застыла на месте и не замечает, что снежинки падают на лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Она счастлива, что дождалась первого снега. Ее брат одет теплее. Он сейчас пойдет гулять по первому снегу. Мальчик спокойнее, чем сестра, но также доволен первым снегом. Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов.

Рядом, в палисаднике, растет старая береза. На березе сидит сорока и торопливо стрекочет. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Кустарник в палисаднике тоже засыпан снегом. За углом избы видна часть деревенской улицы. Крыши домов покрыты снегом. Небо серое, затянутое тучами. Снег крупными хлопьями падает и устилает землю, но кое-где уже тает.

Художник использует белые, серые и коричневые краски. Этим он показал деревню обычной и в то же время нарядной от первого снега.

Самостоятельное написание сочинения.

- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке. (писали сочинение)

- Кто изображен на этой картине (деревенские дети)

9. Чтение сочинений

- Давайте прочитаем ваши сочинения. (2, 3 зачитать)

10. Рефлексия. Вы прослушали сочинения. Оцените работу. С каким настроением мы пойдем сегодня любоваться природой на улице.

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. - нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценно­стей.

Цель . Совершенствовать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание гласной в безударном слоге.

Формируемые УУД: предметные. - формирование представления о словах с безударной гласной, непроверяемой ударением и правильно писать словарные слова.

Метапредметные: личностные: формирование положительного отношения к предмету и к школе;- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Познавательные УУД: - развитие умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, проводить классификацию, выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы. Регулятивные УУД: - учить принимать учебную задачу, планировать действие, выполнять учебное действие в громко-речевой и умственной форме;- развивать умение концентрировать своё внимание, осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном и коррекцию работы, оценивать свою работу; - учить пониманию того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознанию качества и уровня усвоения, развивать умение ориентироваться в своей системе знаний . Коммуникативные УУД: - учить учащихся участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать индивидуальные результаты, строить монологическое высказывание. - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

Читайте также: