Татьяна кудрявцева детский дом лека сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Метапредметные 2. Совершенствовать умение пересказывать фрагменты текста, определять основную мысль.

Личностные 3. Продолжить формирование нравственных ценностей, обучающихся; обучать стремлению к совершенствованию собственной речи; развивать творческие способности и умение работать как в паре, так и индивидуально.

- Всем доброго дня. Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, есть ли у вас на партах текст произведения, о котором пойдёт речь на уроке, раздаточный материал.

- Посмотрите на слайд и скажите, виды какого города на нём изображены.

(Слайд 1) Каждый год 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Не только в Санкт - Петербурге и Ленинградской области, но и по всей стране проходят торжественные мероприятия, посвящённые памятной дате.

- По вашему мнению, какими качествами должны были обладать ленинградцы, чтобы выжить в страшные 900 дней блокады?

(Слайд 4) Несколько слов об авторе рассказа. Татьяна Кудрявцева, прозаик, поэт, журналист, эссеист, литературный и арт-критик, член Союза писателей России и Союза журналистов Санкт-Петербурга. Автор книг о Санкт-Петербурге и многих повестей и рассказов для детей.

Родилась в семье коренных ленинградцев. Отец — военный моряк, в годы Великой Отечественной защищал Дорогу Жизни. Мать ребёнком пережила 900 дней блокады, работала на оптическом заводе, куда поступила в 1942, четырнадцати лет.

Мне думается, эти слова можно взять в качестве эпиграфа и к нашему уроку. (Слайд 5)

- Что такое эпиграф и как он оформляется. (Изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.)

- Какое слово вы бы добавили в тему урока? (Уроки доброты ) (Слайд 6, 7) Запишите тему в тетрадь.

- Что такое доброта ? ( Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ) мы знаем, что существуют разные проявления доброты.

- Какой цели мы должны достигнуть в результате нашего разговора?

Познакомиться с рассказом нового для нас автора и попытаться разобраться, какие уроки доброты преподал нам автор.

- Какое впечатление на вас произвёл рассказ. Какие фрагменты произведения вам понравились?

Теперь переходим к работе над эпизодами рассказа. (Слайд 9) Давайте сразу договоримся: если вы находите средство выразительности, то говорите, зачем его использовал автор.

Лёка в детском доме

История с огурцом.

1.Какая атмосфера царила в детском доме?

2.Почему было хорошо в детдоме?

3. Как выглядит Лёка? Почему она осталась жить в детском доме, не пошла в приёмную семью?

2.Как описаны родители Лёки?

1.Как вам кажется, почему Лёка съела огурец?

2.Какую неправду сказала Кира и почему?

3. Докажите примерами из текста, что она переживает.

Какой жизненный урок Лёка получила?

Дополнительных вопросов я не задаю.

1 колонка – Лёка в детском доме (до истории с огурцом)

Какая атмосфера царила в детском доме? (добродушная, теплая, старшие помогают младшим, директор по-матерински, с добротой и заботой относится к ребятам).

Почему было хорошо в детдоме? (1) была еда, были грядки, и Лёка могла смотреть, когда будут огурчики – с уменьшительно – ласкательным суффиксом . С помощью каких средств выразительности описаны огурчики – эпитет и сравнение ? Зачем использует их автор – чтобы показать, что время голодное, всякая еда привлекательна, а Лёка никогда их не видела ? 2) мама Кира учится в 7 классе; маленькие старших называли мамами, хотя самим старшим детям ещё требуется мама, её тепло, они помогают делать уроки, моют в бане; 3) если дети болели, сама директор подходила к ним вечером и гладила по голове).

2 колонка – Семья Лёки.

3 колонка – История с огурцом.

-Какое чувство испытывает Лека, играя? (тоска по дому: без родных, семьи плохо).

- Эти фрагменты текста, о которых мы говорили, являются необходимыми для характеристик героев и объяснения их поступков. Сейчас мы обратимся к ещё одному важному эпизоду в рассказе. Кто догадался к какому? (Лёка даёт сухарь пленному немцу).

Перечитайте эпизод, как Лёка даёт сухарь пленному немцу. Какие поступки совершают герои и почему? Как автор помогает нам понять их состояние?

Таблица № 2 (Слайд 11, 12)

Колька Безымянный

Мария Константиновна

Делится ( спрятала сухарь за спину - жаль сухаря, она сама пережила голод, даже крошечку берегла) сухарем с немцем – жалко его поняла, что там кто-то голодный, проявила сочувствие, сострадание, хотя знает, этого не заслуживает - живот есть просит . – олицетворение , это живое существо; плачет: она знает, что такое голод, кто такие фашисты.

Что вас удивило в поступке Леки? (Ребенок размышляет по-взрослому (на войне дети рано взрослели), она сумела сохранить жалость , несмотря на пережитый ужас в блокаду Ленинграда, потерю семьи

Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.

— Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист ! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!

-Понятно ли вам поведение Кольки? (Да,ведь пленный немец-враг,фашист)

жестокий, озлобленный,

А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:

— К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне. Почему ? (чтобы дети не поссорились, ведь объяснить Лёке свою доброту трудно; её семью затронула война, и она не может быть доброй к фашистам)

Лицо у неё было грустное-грустное . А потом Лека нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:

— Откуда у нее только сила взялась на жалость ? (восхищается Лёкой, силой её души, умением сопереживать)

И Лёка поняла, что Мария Константиновна на неё не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное.

- Как изменился Колька? (подобрел) -Значит, доброта может распространяться и на других.

- (Слайд 13). Запишите, с какими проявлениями доброты мы встретились? В чём проявляется доброта? – жалость, милосердие, понимание.

- Что поняли дети? (Надо быть добрыми, жалостливыми к людям, то есть милосердными).

- Учитель: Что можно сказать про Лёку? Восьмилетняя девочка, потерявшая семью в годы блокады Ленинграда, рано повзрослевшая, не по годам мудрая, понимавшая, что такое плохо и хорошо. Совестливая, умеет радоваться жизни, любознательная.

-Какая черта главная в характере Леки? (милосердие, доброта)

- Вспомните начало урока. Мы планировали разобраться, какие уроки доброты преподал нам автор. Удалось нам это сделать? (Слайд 15). ( доброта, милосердие, любовь, взаимовыручка, сострадание – это разные проявления доброты) Этот ряд ещё можно продолжить.

Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда.

ВложениеРазмер
Внеклассное чтение по книге Т.Кудрявцевой "Маленьких у войны не бывает" 34.75 КБ
К уроку по книге Т.Кудрявцевой 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Калужская область, с. Перемышль

Учитель русского языка и литературы Николаева Елена Васильевна

Урок проведён в 6 классе

Цель: познакомить с книгой Т.Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает ;

раскрыть глубокий смысл понятий милосердие, доброта, сочувствие.

Урок сопровождается презентацией.

Нет, не по фильмам,

Не по рассказам или снам

Война запомнилась мальчишкам,

А говоря конкретней, — нам.

Война запомнилась нам долгой

Без санок и проказ,

И полусгнившею картохой —

Великим лакомством для нас.

Она пугала — не спросонок -

Не только громом батарей, —

Рыданьем наших матерей.

Мы с ней встречались днём и ночью,

И встречи были, ох, страшны.

Война нам виделась воочью —

И лишь потом входила в сны…

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Когда началась Великая Отечественная война?

Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей. На территории многих сёл, городов хозяйничали враги. Фашисты везде встречали ожесточенное сопротивление.

17 сентября 1943 г. – дата освобождения Калужской области от фашистских захватчиков. (651 день)

24 декабря 1941 г – день освобождения Перемышля, который находился в оккупации 75 дней.

С 9 сентября 1941 года по 27 января 1944 г. ещё один город находился в оккупации. Почти 900 дней и ночей жители боролись за жизнь.

- О каком городе я говорю?

- Что такое блокада ?(Город оказался захваченным немцами в кольцо)

А что я помню о войне?

От бомб в деревне две воронки

И приговором — похоронки

И нам с маманей, и родне.

- Можно ли, пережив ужасы войны, сохранить живую душу, остаться добрым, милосердным и гуманным человеком?

- Что такое милосердие? (Словарь стр. ) Дети пишут в тетради своё определение понятия.

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека

Рассказ, с которым мы будем знакомиться, написан замечательной писательницей Татьяной Кудрявцевой.

- О чем может быть рассказ с таким названием? Подумайте в парах. (Методика кластера.)

о детях без родителей о девочке и ее жизни в детдоме

о детской дружбе о милосердии

Чтение первого отрывка. Стадия получения информации.

В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.

- Какое настроение возникло у вас при слушании текста?

- Что вы узнали? (рассказ о жизни детей в детдоме).

- Какая атмосфера царила в детском доме?( добродушная, теплая, старшие помогают младшим, директор по-матерински относится к ребятам ).

- Почему было хорошо в детдоме?(была еда).

- Как называли маленькие старших?(мама Кира).

Однако детский дом-плохо, ведь нет рядом мамы, а значит, счастья и дома.

-Как вы думаете, в какое время происходят события в рассказе? (голодное время).

Чтение второго отрывка.

Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное — огурцы. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть.Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет.

О чем рассказывает автор? ( о блокаде Ленинграда, война).

Какая Лека? (маленькая,несмышленая).

А мама девочки? ( отдает Леке свой хлеб,идет на самопожертвование).

-Что нового узнали о Леке?(Лека испытала на себе ужас блокады)

- Хотите узнать, что будет с Лекой дальше?

Чтение третьего отрывка.

А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы — из рассады. Лёка все думала: огурец — какой? Круглый или длинный? И вот Лёка одним ранним утром прибегает в огород , смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус — хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса.

Составление кластера ( любознательная, веселая, жизнерадостная, совестливая, честная). Девочка осознает, что плохо поступила ?(Да, ей стыдно)

-Как вы думаете, что будет дальше? (Леку накажут, отругают, а может, простят)

Чтение четвёртого отрывка.

Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:

— Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения.

— Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но все-таки лучше было спросить.

И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения — не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом.

У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.

-Почему Кира так поступила?( Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя).

-Как отнеслась Кира к Леке? ( милосердно, потому что девочка пережила блокаду Ленинграда)

-Переживала Лека? (Да, прошел год, а для нее как будто все вчера было).

-Какой жизненный урок получила?(воровать и врать плохо).

-Какая, ребята, Лека?(совестливая, честная)

Чтение пятого отрывка.

-Что испытывает Лека, играя? (тоска по дому).

-Но ведь в начале рассказа говорится, что в детском доме хорошо? (Без семьи плохо)

Чтение шестого отрывка.

Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула…

-Что мы узнали о девочке из прочитанного отрывка?(жалостливая) .

-Кого пожалела? (врага).

-Как она поступила? (милосердно, проявила человечность)

Чтение седьмого отрывка.

А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.

— Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!

-Понятно ли вам поведение Кольки? (Да,ведь пленный немец-враг,фашист)

Чтение восьмого отрывка.

Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а — не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.

-Почему Лека так поступила?(она знала, что такое голод).

-Сколько лет Леке?(8).

-Какой Колька?(жестокий, озлобленный, не помнит семью) Составление кластера.

-Что вас удивило в поступке Леки? (Ребенок размышляет по-взрослому(на войне дети рано взрослели),она сумела сохранить жалость, несмотря на пережитый ужас в блокаду Ленинграда ,потерю семьи, в отличие от Кольки).

-Как называется это чувство?(сострадание, милосердие).

- Что такое сострадание?( Сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека;это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.)

-Что будет дальше?(ребятам запретят ходить на пустырь).

Чтение девятого отрывка.

А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:

— К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне.

Лицо у неё было грустное-грустное. А потом Лека нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:

— Откуда у нее,птахи, только сила взялась на жалость?

И Лёка поняла, что Мария Константиновна на неё не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное.

-Что поняла Лека?(Надо быть доброй,жалостливой к людям,то есть милосердной).

Чтение десятого отрывка

С тех пор тайком Лека и другие девочки прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили.

А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам — тоже ничего. Да и что тут скажешь!

-Как изменился Колька? (подобрел).

-Значит, доброта может распространяться и на других, становиься шире,ведь даже Колька подобрел.

Чтение одиннадцатого отрывка.

-Что поняла Лека в свои 8 лет? (надо оставаться доброй, милосердной ко всем)

-Какой мы увидели Леку в рассказе?

Восьмилетняя девочка, потерявшая семью в годы блокады Ленинграда,

рано повзрослевшая, не по годам мудрая, понимавшая, что такое плохо и хорошо. Совестливая, милосердная, умеет радоваться жизни, любознательная.

-Какая черта главная в характере Леки? (милосердие)

-Как вы думаете, кем станет Лека, когда вырастет?

Чтение двенадцатого отрывка.

Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой — Ольгой Ивановной Громовой, — выбрала себе профессию врача.

У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью — жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо.

- Что помогло людям выжить? ( доброта, милосердие, любовь, взаимовыручка, сострадание)

- Так можно ли, пережив ужасы войны, сохранить живую душу, остаться добрым, милосердным и гуманным человеком?

Жизнь –это…..допишите (милосердие, жалость, любовь, доброта, взаимовыручка, дружба, совесть, умение радоваться жизни).На слайде.

О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

Чему учит рассказ?

Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа?

- Почему учитель предложил мальчику заниматься с ним математикой?

Творческая работа (на уроке)

Можно ли, пережив ужасы войны, сохранить живую душу, остаться добрым, милосердным и гуманным человеком?

Столбунова Полина, 4 б класс ГБОУ школа №530, Пушкин

Детский дом. Лёка.

Тихонова Ирина, 4 б класс ГБОУ школа №530, Пушкин

Лёка.

Аня Рогалева, 4 б класс ГБОУ школа №530, Пушкин

Детский дом. Лёка.

(Мои размышления)

Война-это ужасное время, когда гибнут люди, рушатся деревни, города и целые страны.

Война приносит очень много горя. Большое количество людей не в силах пережить страдания. Они становятся злыми, черствыми, требуют мести. А есть люди, которые не смотря на все беды, остаются с чистой душой до конца своей жизни.

Она попала в детский дом, где жили такие же дети – сироты. Дети учились и занимались хозяйством. Шла война, с города была снята блокада, но жизнь продолжалась. Во время прогулки, когда она увидела пленного голодного немца, не раздумывая, поделилась с ним кусочком хлеба. Не все дети поняли, как можно делиться с врагом?! В пленном Лёка видела, лишь, несчастного, беспомощного, голодного человека. Она сама недавно была в таком положении. У девочки было тяжелое детство, но она не озлобилась и все время помогала людям, работая врачом.

Мне кажется, что не зависимо от сложностей в жизни, люди должны оставаться добрыми, заботливыми, помнить умерших, думать о живых и ко всем относиться с любовью, нежностью и сочувствием.

Емельяненко Алина, 4 б класс ГБОУ школа №530, Пушкин

Мои размышления о прочитанном.

Детский дом. Лёка.

Если бы Лёка была фашистом, то ей было тоже обидно, что не дали кусочек хлеба. И тех, кто не дал бы им кусочек хлеба, мучила совесть. Мне кажется, что каждый должен поступить так, как Лёка. Я бы поступила так же.

Я считаю, что Лёка правильно поступает. Потому что нации не важно! Люди разных народов всё равно остаются людьми!

В той ситуации, когда фашистов выгнали, и они не страшны нам, тогда накормил бы. Если бы ещё шла война, то я не накормил бы пленного немца. Потому что он не может напасть беспомощный, мы сильные, хорошие, добрые, слабых не обижаем. Думаю, если бы я был бы побеждён и был на месте этого немца, тогда бы только ребёнок со мной поделился бы хлебом, дети не помнят зла, они добрее. Может этого пленного заставили воевать, а он не хотел и его тоже дома ждут дети.

Мне кажется, что Лёка поступила правильно. Ей стало жалко голодного человека. Она была добра.Она сама пережила голод и знала что это такое. Если бы она поступила иначе, немец мог бы умереть. Возможно, у него была семья, дети.Если б он умер, то у детей не стало папы. Девочка Лека совершила очень хороший поступок.Я думаю, что из этой отзывчивой,маленькой девочки вырастет хороший, добрый человек.

Война- это зло. Погибают люди , у детей умирают родители,разрушаются дома, города. Люди становятся несчастными.Добро, неравнодушие к людям, у которых беда, горе помогут сохранить мир. С этой девочки Леки нужно брать пример.

Корнилов Иван 2 "Б"класс, гимназия 330

Мне кажется Лёка поступила правильно. Да он мог быть одним из тех, кто убил её родных, но если она даст ему кусочек хлеба, то может быть задумается зачем он убивал русских людей, мы же добрые.И мир станет добрее, потому что от каждого хорошего поступка мир становится лучше, а к Лёке это добро обязательно вернётся, потому что она простила немца, а не таила на него злобу.

Назарова Анастасия 2 "Б" класс, гимназия 330

Я считаю, что Лёка молодец! Она поступила очень правильно, потому что немец мог быть просто солдатом, который не хотел воевать, но его заставили. А солдаты тоже люди, им тоже надо жить.

Лёка в детском доме, её родные погибли. Но она неозлобилась. Лёка не злилась на немца, она настоящий человек.

Мне сложно представить себя на месте Лёки, поскольку тогда была война, а сейчас нет. Но я думаю, что поступила бы также.

Как ты думаешь, права ли Лёка?

Правильно ли поступила Лёка, поделившись хлебом с голодным пленным немцем? Я думаю, что правильно.

Лёка пережила страшную блокаду. Она видела смерть и мучения своих близких. Испытала голод и холод. Но сердце девочки не очерствело. У неё не появилось желание мстить. И это хорошо. Лёка проявила к пленному немцу лучшие качества человека: доброту, милосердие и сострадание. Я думаю, это не просто поделиться с ближним, когда сам очень хочешь есть. А тем более с врагом, который отнял у тебя всё самое дорогое: семью, детство.

Поступок Лёки показывает, в какой великой стране мы живём и какой великий у нас народ. Он готов простить все обиды и прийти на помощь, даже врагу.

Я горжусь поступком Лёки!

Как ты думаешь, права ли Лёка?

Поступок Лёки милосердный. Не каждый способен почувствовать чужое горе, пожалеть, тем более врага. Недаром автор потом рассказывает, что, повзрослев, Лёка стала врачом со счастливым даром: умела выхаживать больных – жалеть их так, что это было ничуть не обидно.

Доброта – самое главное, что должно быть в человеке, и мне кажется, что частичка доброты есть в каждом из нас, но некоторые боятся её показать. А ведь не трудно уступить старушке место в автобусе, донести тяжёлую сумку, проявить сочувствие к плачущему, помочь нуждающемуся. Давайте будем проявлять доброту ко всем, не будем бессердечны! Пусть доброта спасёт мир!

Когда Лёка видит за забором голодного пленного немца, она, не раздумывая, делится с ним своим кусочком хлеба. Этот поступок маленькой девочки, которая потеряла свою семью из-за таких вот немцев, кажется мне и удивительным, и естественным.

Я думаю, что в этом пленном враге, который, может быть, бомбил её город, Лёка увидела не фашиста – захватчика, а просто несчастного голодного человека. Она поняла его боль, потому что тоже была голодной, больной и одинокой. Обычный солдат не виноват, что сражается на войне. Солдат обещал выполнять приказы.

Я думаю, что все люди равны и каждого, даже незнакомца, надо любить.

В нечеловеческих условиях трудно оставаться человеком. Лёка смогла. Она - настоящий человек!

Чернов Артем 2"В" класс, гимназия №196

Один раз девочка по имени Лека отдала кусок своего хлеба пленному немцу. Я считаю, что Лека права, потому что жизнь человека бесценна. И даже тот, кто хочет убить, тоже человек. И даже тот, кто ваш главный враг, не должен быть убит. Его можно просто прогнать, но не убивать, или вы
сами станете такими. А если он бедный, то лучше не мучайте его, а поделитесь. Поэтому Лека права.

Шабуневич Настя 2"В" класс, гимназия №196.

Права ли Лека?
Лека была не права, когда поделилась с немцем хлебом, потому что они наши враги. Я бы могла отдать все, что у меня есть за мою маму и за бабушку Ларису. Самое главное в жизни - дружба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование умений давать характеристику героям, оценивать их поступки.

Классный час в 8В классе, посвященный теме "Дети блокадного Ленинграда" (по рассказу Т.Кудрявцевой " ДЕТСКИЙ ДОМ. ЛЁКА…")

осмысление понятий "милосердие", "совесть", "сострадание", "самопожертвование";

воспитательные: показать взаимовлияние всех компонентов (физический, психический, духовный) здоровья;

формирование умений давать характеристику героям, оценивать их поступки.

Наш классный час я назвала "Цветок милосердия". Ребята, а что такое милосердие? ( читаем на слайде). Рассказ, с которым мы будем знакомиться, написан замечательной писательницей Татьяной Кудрявцевой и называется "Детский дом. Лека. "

- О чем может быть рассказ с таким названием? Подумайте в парах. (Методика кластера.)

о детях без родителей

о девочке и ее жизни в детдоме

о детской дружбе

о милосердии

Чтение первого отрывка.

Стадия получения информации.

В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.

- Какое настроение возникло у вас при слушании текста?

- Что вы узнали? (рассказ о жизни детей в детдоме). Какая атмосфера царила в детском доме?( добродушная, теплая, старшие помогают младшим, директор по-матерински относится к ребятам ). Почему было хорошо в детдоме?(была еда).Как называли маленькие старших?(мама Кира). Однако детский дом-плохо,ведь нет рядом мамы, а значит, счастья и дома.

-Как вы думаете, в какое время происходят события в рассказе? (голодное время).

Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное — огурцы. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть.Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет.

О чем рассказывает автор? ( о блокаде Ленинграда, война).Какая Лека? (маленькая,несмышленая).А мама девочки? ( отдает Леке свой хлеб,идет на самопожертвование).

-Ребята,что вы знаете о блокаде Ленинграда?(презентация).28 января 2014 года-памятный день (70-летие со дня снятия блокады Ленинграда).

-Что нового узнали о Леке?(Лека испытала на себе ужас блокады)

- Хотите узнать, что будет с Лекой дальше?

Стадия получения информации.

А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы — из рассады. Лёка все думала: огурец — какой? Круглый или длинный? И вот Лёка одним ранним утром прибегает в огород , смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус — хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса.

Составление кластера (любознательная, веселая, жизнерадостная, совестливая, честная). Девочка осознает, что плохо поступила ?(Да,ей стыдно)

-Как вы думаете, что будет дальше? (Леку накажут,отругают,а может,простят)

Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:

— Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения.

— Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но все-таки лучше было спросить.

И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения — не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом.

У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.

-Почему Кира так поступила?( Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя).

-Как отнеслась Кира к Леке? ( милосердно, потому что девочка пережила блокаду Ленинграда)

-Переживала Лека? (Да,прошел год, а для нее как будто все вчера было).

-Какой жизненный урок получила?(воровать и врать плохо).

-Какая,ребята, Лека?(совестливая, честная)

-Что испытывает Лека, играя? (тоска по дому).

-Но ведь в начале рассказа говорится,что в детском доме хорошо? (Без семьи плохо)

Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула…

-Что мы узнали о девочке из прочитанного отрывка?(жалостливая) .

-Кого пожалела? (врага).

-Как она поступила? (милосердно,проявила человечность)

А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.

— Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!

-Понятно ли вам поведение Кольки? (Да,ведь пленный немец-враг,фашист)

Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а — не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.

-Почему Лека так поступила?(она знала, что такое голод).

-Сколько лет Леке?(8).

Составление кластера.

-Какой Колька?(жестокий, озлобленный,не помнит семью)

-Что вас удивило в поступке Леки? (Ребенок размышляет по-взрослому(на войне дети рано взрослели),она сумела сохранить жалость, несмотря на пережитый ужас в блокаду Ленинграда ,потерю семьи, в отличие от Кольки).

-Как называется это чувство?(сострадание,милосердие).

-Что будет дальше?(ребятам запретят ходить на пустырь).

А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:

— К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне.

Лицо у неё было грустное-грустное. А потом Лека нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:

— Откуда у нее,птахи, только сила взялась на жалость?

И Лёка поняла, что Мария Константиновна на нее не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное.

-Что поняла Лека?(Надо быть доброй,жалостливой к людям,то есть милосердной).

С тех пор тайком Лека и другие девочки прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили.

А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам — тоже ничего. Да и что тут скажешь!

-Как изменился Колька? (подобрел).

-Значит, доброта может распространяться и на других, становиься шире,ведь даже Колька подобрел.

-Что поняла Лека в свои 8 лет? (надо оставаться доброй, милосердной ко всем)

-Какой мы увидели Леку в рассказе?

Восьмилетняя девочка, потерявшая семью в годы блокады Ленинграда,

рано повзрослевшая, не по годам мудрая, понимавшая, что такое плохо и хорошо. Совестливая, милосердная, умеет радоваться жизни, любознательная.

-Какая черта главная в характере Леки? (милосердие)

-Как вы думаете, кем станет Лека, когда вырастет?

Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой — Ольгой Ивановной Громовой, — выбрала себе профессию врача.

У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью — жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо.

Жизнь –это…..допишите (милосердие, жалость, любовь, доброта, взаимовыручка, дружба, совесть, умение радоваться жизни).На слайде.

Читайте также: