Т н сокольницкая русский язык сочинение рассуждение часть с т н сокольницкая русский язык

Обновлено: 06.07.2024

Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С). – М.: Астрель, 2008.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону: Легион – М, 2010.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение (часть С). – М.: Эксмо, 2007.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону:Легион – М, 2010.
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен, 2012.
Максимович Т.И., Пугачев И.А.. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С). – М.: Астрель, 2008.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов н/Дону: Легион – М, 2010.

2 Задание ЕГЭ С1 - написание сочинения- рассуждения по предложенному тексту - это серьезное испытание для большинства российских школьников. Учащимся требуется продемонстрировать ряд умений: понимать и интерпретировать содержание исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного; последовательно излагать собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

3 Качественно написанное сочинение - это 21 балл, что представляет собой значительную часть (35%) от общего количества баллов

4 Этапы подготовки к сочинению- рассуждению Подготовку к сочинению целесообразно разделить на два этапа: первый этап (10 класс) – работа над сочинением по публицистическому тексту; второй этап (11 класс) – по художественному т ексту

6 Основные положения рецензии на литературное произведение: 1.Краткие биобиблиографические сведения о произведении. 2.Общее впечатление от прочитанного. 3.Тема, идея, проблема. 4.Сюжет, особенности композиции. 5.Мастерство автора в создании образов героев. 6.Язык и стиль произведения, художественное и жанровое своеобразие. 7.Достоинство произведения. 8.Недостатки. 9.Актуальность проблематики. 10.Оценка прочитанного.

8 Содержание (план)Языковые средства (клише) I. Вступление Исходные данные об авторе, его творчестве (относительно данного текста). Автор текста (ФИО) известен нам как опытный журналист (талантливый писатель)… Мы знакомы с творчеством (ФИО)… Общее впечатление от прочитанного текста. Статья (ФИО), написанная в публицистическом стиле, поражает своей эмоциональностью, образностью языка, оригинальностью… Это своеобразный диалог с читателем. Чему посвящен данный текст (обзор содержания). Определение темы текста (с выходом на проблему) Предложенный текст (ФИО литератора) представляет собой (рассуждение на тему, обобщение по теме, обзор темы, осмысление темы)… Автор … размышляет о … Лирическое вступление (эссе) Одним из возможных элементов любого типа вступления может быть цитата, взятая из текста или других источников. Определение проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте. Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы … Автор поднимает нравственно-этическую (философскую, эстетическую, национально- историческую) проблему. Структурные (композиционные) части сочинения-рассуждения

9 II. Основная часть. Анализ исходного текста. Формулировка основной проблемы исходного текста.Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы… В своем произведении автор поднимает (затрагивает) нравственно-этическую (философскую, духовно-нравственную, национально-историческую, литературную, культурно-бытовую, социально- политическую, эстетическую) проблему (чего?)… Автор задается вопросом… Литератор исследует острый вопрос времени… Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями… Кто из нас не сталкивался с этой проблемой? 1)концептуальный (интерпретация проблемы и объяснение ее актуальности; как эту проблему рассматривают другие; разные точки зрения на проблему); 2)текстуальный (что заставило автора обратиться к проблеме; какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом; как автору удалось привлечь к ней внимание). Для того чтобы привлечь внимание к исследуемой проблеме, автор использует изобразительно-выразительные средства, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателей… Позиция автора (повествователя) текста по прокомментированной проблеме. Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте… Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли…

11 Важно также акцентировать внимание учащихся на том, что при проверке задания С оценивается не работа в целом, а отдельные умения и навыки, требуемые для написания развернутого ответа. Поэтому следует уделить время на рассмотрение критериев оценки сочинения- рассуждения. Выделяются следующие критерии для оценки сочинений в 2010 году: 1.Формулировка проблем исходного текста 2.Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 3.Отражение позиции автора исходного текста 4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 5.Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 6.Точность и выразительность речи 7.Соблюдение орфографических норм 8.Соблюдение пунктуационных норм 9.Соблюдение языковых норм 10.Соблюдение речевых норм 11.Соблюдение этических норм 12.Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

12 Очевидно, успешная подготовка к сочинению- рассуждению, самой сложной части экзамена, в старших классах возможна в атмосфере сотрудничества, совместного мышления учителя и учеников, когда сам педагог своей деятельностью побуждает учащихся к творчеству, выбирая такие тексты для анализа, которые тронули бы душу подростка и вызвали желание размышлять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока русского языка в 11 классе позволяет систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С, развивать коммуникативные навыки выпускников. В ходе занятия использованы приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; созданы условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ, способствующих совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом

ФИО автора материала: Литвинова Людмила Васильевна

Место работы: МБОУ СОШ №10 ст. Придорожной

Должность автора: учитель русского языка и литературы

РАЗРАБОТКА УРОКА

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности

Оборудование:

- компьютер и проектор;

- презентация к уроку;

- раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);

- рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок – практикум

Вступительное слово учителя.

Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

Работа с текстом.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.

В течение урока нам нужно закрепить такие понятия как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

Вступительное слово учителя.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускни-

ков 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и ар-

гументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо 1 . Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно 2 , поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях , предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

3. Мотивация. (Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)

Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения – рассуждения?

Ученик: Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу:

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения - рассуждения на основе исходного текста.

Ученик: Примерный план сочинения - рассуждения выглядит следующим образом (приложение 1):

Вступление (может и не быть)

Комментарий к проблеме (только текстуальный).

Согласие/несогласие (корректное) с автором.

Аргументация собственного мнения.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

Разработчики контрольно - измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.

Ученик: Готовясь к сочинению – рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми

из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные

о влиянии музыки;

о сущности человеческой личности;

о любви и ревности;

о настоящей доброте;

о взаимоотношениях подростков;

о влиянии живописи на душевный мир человека;

о современной молодежи и др.

Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы (Приложение 2). Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.

Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!

Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.

Что же такое проблема (Приложение 3)?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,

Хочу напомнить вам основные категории проблем, а вы будете дополнять их литературными примерами:

Человек и общество.

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека.

Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек.

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви / ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на культуру поведения человека.

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляризма и заштампованности речи.

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое совесть, честь? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? 3

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите его. Это и есть проблема текста. (Приложение 4)

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

А теперь давайте ознакомимся с текстом В.Коломийцева (Приложение 6):

Она, вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила, стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди, торопящиеся по своим

делам, они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу, закружив в радужном хороводе всё вокруг.

Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.

Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)

Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу (Приложение 7), причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй - по другой.

Напомню, что существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный (Приложение 8).

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. По собственному опыту вы знаете, что написать его достаточно сложно. Но, отвечая на следующие вопросы, можно построить его довольно удачно (Приложение 9):

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание ( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя, путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.)? Почему?

Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается, негодует, радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?

Как выражено отношение автора к изображаемому ( отмечает, подчёркивает, обращает внимание читателя и т.д. )? В чем это проявляется?

Актуальна ли данная проблема?

Согласно КИМам 2012 года, допускается только текстуальный комментарий.

Запомните, что пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайтесь объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.

Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции. Здесь можно использовать такой переход (Приложение 10):

Рассматривая данную проблему, автор подводит нас к выводу…

Рассматривая данную проблему, автор обращает внимание читателя на …

Разве не странно, что проблема…

Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Давайте закрепим полученные знания. Для этого впишите, пожалуйста, ваш комментарий к проблеме, найденной в тексте В.Коломийцева, в ту же таблицу.

Еще раз хочу напомнить, что нельзя выделять одну проблему, а комментировать другую.

Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция?

Ученик: Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме (Приложение 11).

Учитель: Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена 8 .

Особое внимание следует обратить на разграничение таких понятий, как автор, рассказчик и герой, т.к. автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Смешение этих понятий может привести к фактической ошибке.

Позиция автора и героя-рассказчика, особенно если это художественное произведение, могут не совпадать, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Правильно сформулировать авторскую позицию могут помочь ответы на следующие вопросы (Приложение 12):

Что хотел сказать автор?

Какова цель его высказывания?

Ради чего всё это написано?

Как сам автор относится к проблеме?

Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст? 9

Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою! В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркните эти слова . Внимательно читайте задания А 28 и В 8 , очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.

Давайте снова обратимся к тексту В.Коломийцева. Скажите, легко ли в нем можно определить авторскую позицию? Если сложно, то почему? Используя накопленный опыт, впишите в таблицу позицию автора (работа проходит также по рядам).

Еще один важный этап – аргументация собственного мнения (приложение 13).

Аргументация – это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли. 10

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все то, что может подтвердить тезис.

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по по -

воду авторской позиции). А затем следует вывод (Приложение14). Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?

Ученик: Аргументов должно быть два.

Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше.

Существуют различные типы аргументов (логические, психологические (чувственные), иллюстративные, которые делятся на естественные и искусственные.

К естественным аргументам относятся ссылки на общезначимый опыт, примеры из жизни, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы, ссылки на личный опыт (Приложение 15).

К искусственным аргументам относятся логические и чувственные (психологические).

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму. К ним относятся:

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные документально;

цитаты из авторитетных источников;

примеры из жизни или из художественной литературы.

Чувственные или психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

эмоциональная убежденность пишущего;

ссылки на авторитетные источники;

примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

указание на положительное и негативное последствие принятия тезиса автора;

апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям ( сострадание, советь , честь и т.д.) 11

Иллюстративные аргументы. Важным элементом является иллюстрация , т.е. пример, поддерживающий аргумент. К этому типу аргументов мы уже обращались вначале.

Опираясь на свой читательский (таблица с литературными примерами перед вами) и/или жизненный опыт, внесите в таблицу два аргумента по выбранной вами проблеме текста В.Коломийцева (работа также проходит по рядам).

(После завершения работы ребята меняются листочками и оценивают работу соседа по парте по критериям проверки части С.)

Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)

(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения - рассуждения)

Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученному тексту В.Коломийцева. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.

Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

(Цель: отработка навыков по речевому оформлению сочинения)

Чтобы хорошо написать сочинение, нельзя не остановиться на смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения ( К5), точности и выразительности речи ( К6) 12 , которые носят поощрительный характер ( Приложение 17) . Чтобы получить высший балл за часть С, необходимо запомнить, что написанный текст должен иметь целостную структуру, а для этого необходимо использовать между предложениями цепную связь, которая обеспечивается при помощи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);
  • рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок-практикум.

План урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. (слайд 1)

В течение урока нам нужно закрепить такие понятия, как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

II. Вступительное слово учителя.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо[1]. Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях, предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

III. Разминка.

(Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)

Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения-рассуждения?

Ученик: Сочинение-рассуждение строится по определенному принципу:

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

IV. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение-рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения-рассуждения на основе исходного текста.

Ученик: Примерный план сочинения – рассуждения выглядит следующим образом (слайд 3):

  1. Вступление (может и не быть)
  2. Проблема текста.
  3. Комментарий к проблеме (с 2012 года только текстуальный).
  4. Позиция автора.
  5. Согласие/несогласие (только корректное) с автором.
  6. Аргументация собственного мнения.
  7. Вывод.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3,4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

Разработчики контрольно-измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.

Ученик: Готовясь к сочинению-рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные темы, например: о влиянии музыки, о любви и ревности, о дружбе ит.д.

Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы (слайд 4). Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.

Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!

Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.

Что же такое проблема (слайд 5)?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,

Хочу напомнить вам основные категории проблем, мы назовем только несколько, ваша задача – дополнять их литературными примерами:

Человек и общество.

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека.

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Влияние природы на человека.

Человек и человек.

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Проблема любви / ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Почему следует беречь памятники культуры?

Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Как сохранить чистоту речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство?

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

А теперь давайте ознакомимся с текстом В. Коломийцева (слайд 8).

Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)

Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу (слайд 9), причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй – по другой.

Напомню, что существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный (слайд 10).

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. По собственному опыту вы знаете, что написать его достаточно сложно. Но, отвечая на следующие вопросы, можно построить его довольно удачно (слайд 11).

Согласно КИМам 2012 года, допускается только текстуальный комментарий.

Запомните, что пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайтесь объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.

Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции (слайд 12).

Давайте закрепим полученные знания. Для этого впишите, пожалуйста, ваш комментарий к проблеме, найденной в тексте В.Коломийцева, в ту же таблицу (слайды 8,9).

Еще раз хочу напомнить, что нельзя выделять одну проблему, а комментировать другую.

Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция?

Ученик: Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме (слайд 13).

Учитель: Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена [6].

Особое внимание следует обратить на разграничение таких понятий, как автор, рассказчик и герой, т.к. автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Смешение этих понятий может привести к фактической ошибке.

Позиция автора и героя-рассказчика, особенно если это художественное произведение, могут не совпадать, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Правильно сформулировать авторскую позицию могут помочь ответы на следующие вопросы (слайд 14):

  • Что хотел сказать автор?
  • Какова цель его высказывания?
  • Ради чего всё это написано?
  • Как сам автор относится к проблеме?
  • Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст? [7]

Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою! В тексте обычно есть оценочная лексика, которая поможет понять, что чувствует автор, подчеркните эти слова . Внимательно читайте задания А 28 и В 8, очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.

Давайте снова обратимся к тексту В. Коломийцева (слайд 8, 9). Скажите, легко ли в нем можно определить авторскую позицию? Если сложно, то почему? Используя накопленный опыт, впишите в таблицу позицию автора (работа проходит также по рядам).

Еще один важный этап – аргументация собственного мнения (слайд 15).

Аргументация – это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все то, что может подтвердить тезис.

Аргумент строится так же, как и сочинение – рассуждение, т.е. тезис (ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором, но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции). А затем следует вывод (слайд 16). Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?

Ученик: Аргументов должно быть два.

Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше.

Существуют различные типы аргументов (логические, психологические (чувственные), иллюстративные, которые делятся на естественные и искусственные.

К естественным аргументам относятся ссылки на общезначимый опыт, примеры из жизни, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы, ссылки на личный опыт (слайд 17).

К искусственным аргументам относятся логические и чувственные (психологические).

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму. К ним относятся:

  • научные аксиомы;
  • положения законов и официальных документов;
  • законы природы, выводы, подтвержденные документально;
  • заключения экспертов;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • показания очевидцев;
  • статистические данные;
  • примеры из жизни или из художественной литературы.

Чувственные или психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

  • эмоциональная убежденность пишущего;
  • ссылки на авторитетные источники;
  • примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
  • указание на положительное и негативное последствие принятия тезиса автора;
  • апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь и т.д.) [8]

Иллюстративные аргументы. Важным элементом является иллюстрация, т.е. пример, поддерживающий аргумент. К этому типу аргументов мы уже обращались вначале.

Опираясь на свой читательский (таблица с литературными примерами перед вами) и/или жизненный опыт, внесите в таблицу два аргумента по выбранной вами проблеме текста В. Коломийцева (работа также проходит по рядам).

(После завершения работы ребята меняются листочками и оценивают работу соседа по парте по критериям проверки части С.)

V. Релаксация

Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)

(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения-рассуждения)

Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученному тексту В.Коломийцева. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.

VII. Работа над речевым оформлением сочинения-рассуждения.

(Цель: отработка навыков по речевому оформлению сочинения)

Чтобы хорошо написать сочинение, нельзя не остановиться на смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения (К5), точности и выразительности речи (К6), которые носят поощрительный характер. Чтобы получить высший балл за часть С, необходимо запомнить, что написанный текст должен иметь целостную структуру, а для этого необходимо использовать между предложениями цепную связь (слайд 19).

В итоге еще раз хотелось бы напомнить: завершить свое сочинение нужно 1-2 предложениями по поводу размышлений над данной проблемой, только продумать его необходимо тщательно, все взвесив, чтобы не испортить ощущение от всей проделанной вами работы!

Ввести заключение в текст помогут типовые конструкции (слайд 20).

VIII. Работа с текстом.

(Цель: закрепить понятие о структуре сочинения – рассуждения, создание на уроке оптимальных условий для достижения наиболее высоких результатов качества знаний у выпускников, формирование умений учащихся применять полученные знания на практике)

Учитель: Перед вами небольшая философская сказка Ф. Кривина (слайд 21).

Опираясь на теоретические и практические знания, которые вы получили, напишите по ней сочинение – рассуждение, сохранив все его особенности. А затем поменяйтесь работами и оцените их в соответствии с критериями проверки.

IX. Подведение итогов урока.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, советы, которые, надеюсь, вам пригодятся (слайды 22-23).

(Чтение нескольких ученических сочинений и их анализ)

– Итак, каковы особенности композиции творческой части ЕГЭ (часть С)?

– Что такое проблема текста?

– Можно ли найти одну проблему, а комментировать другую?

– Что такое комментарий проблемы?

– Как строится аргумент?

– Сколько аргументов должно быть в сочинении?

– В чем особенность художественных текстов?

– Какую роль в сочинении-рассуждении играет заключение?

Рефлексия:

– Дополните, пожалуйста, фразы:

– Сегодня новым для меня было…

– Сегодня мне удалось…

– Мне показалось, что…

– Хочется на деяться на то, что…

Выставление оценок за работу на уроке.

X. Домашнее задание.

Читайте также: