Сжимая в руке вилы мария откинула сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практикум по написанию сочинения по тексту Виталия Закруткина.

Чтение исходного текста

(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поняла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть.

(По Виталию Закруткину)

Работа над текстом (обсуждение, оформление записей с опорой на требования к написанию сочинения в формате ЕГЭ)

Особенность Тх (текста)- художественный стиль

Пб (проблема) данного Тх скрыта в поступках героев, в их речи

(разберем эти образы, дадим им характеристику)

_________________________________

2.Комментарий

Способы отсылки к примеру-иллюстрации

Рассматривая данную проблему (обращаясь к данной проблеме, раскрывая данную проблему) , автор…

Виталий Закруткин замечает, что

Автор рассказывает о нравственных обстоятельствах, которые непрерывно воздействуют на душу человека (педложение 22)

Типовые конструкции для ввода пояснений

Писатель хочет показать, что…

Этот пример показывает, что….

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова (пример…) доказывают, что… (убеждают в том, что…)

Я думаю, этим примером автор хотел показать, что …

Слова героя доказывают, что…

Автор осуждает поступок героя… ( понимает, пытается оправдать…)

Пытаясь оправдать поступок героя, автор…

Связь м/д примерами-иллюстрациями

*О каких персонажах идет речь?

*Какими они показаны автором?

*Как их воспринимаете вы. автор?

*Как относитесь к ним? Почему?

* Оправдывает ли автор поведение персонажа?

И хотя немец был безоружный, они, хуторяне, и Васятка, и Иван, и Фенечка, тоже были беззащитны, беспомощны. И насилие начали не они, поэтому беспомощность пленного фашиста и погибших хуторян – разная.

ВЫВОДЫ (по итогам рассуждения над текстом)

О чем Тх? О жестокости войны, коверкающей судьбы, жизни, характеры людей

О нравственном выборе (м/д местью и состраданием) и о сложности такого выбора…

Зачем автор создает этот Тх? Чтобы показать, как жестокость войны уродует человека, заставляя его

совершать поступки, противоречащие его нравственности,

Чтобы показать, что люди все же находят в себе нравственные силы, чтобы

относиться к бывшим врагам, повинным в гибели родных, в разрухе…, как к

людям, не отвечая жестокостью на жестокость, злостью на злость.

ИТАК, война – это трагедия, это страшное преступление против человека ( человечетва…)

*В чем заключается трагедия войны

*Почему она считается страшным преступлением против человечества?

Потому что она людей делает жестокими

Потому что порождает зло и насилие, отыскивает и выращивает ничтожные качества: месть, кровожадность, жестокость, насилие (предательство)

1. Способы формулирования проблемы

С помощью конструкции

Автор Тх рассматривает проблему воспитания эстетического вкуса человека

Автор текста размышляет над проблемой влияния массовой культуры на формирование мировоззрения молодежи

С помощью цитирования (если в Тх имеется формулировка проблемы)

Война – страшное преступление против человечества. Обращаясь к трагичным страницам истории нашей страны невольно задаешься вопросом: ……….

Можно ли оправдать жестокость по отношению к тем, кто стал причиной этой жестокости?

Как сохранить человеческие качества (сохранить милосердие в душе ), когда лишился всего, ради чего стоит жить?

Доложен ли человек оставаться человеком (оставаться милосердным, проявлять сострадание) даже к уже поверженному врагу, если тот стал причиной страшной гибели всех твоих родных, всей твоей семьи ?

Проблему выбора между местью и состраданием ставит автор данного текста.

О нравственном выборе человека ( между …..) говорит в своем тексте В.Закруткин.

Отплатить справедливой местью или проявить сострадание? Эту проблему поднимает автор данного текста.

Об умении противостоять жестокости, которую породила война ( созданной войной ), говорит автор в данном тексте.

Вов является одной из самых страшных страниц истории нашей страны. Однако события той войны - это не только воспоминание о трагичных событиях, но и показатель нравственной стойкости души человека. Об …….(Пб)

, которая проявилась в умении противостоять жестокости …..(или др. Пб). Эту проблему и раскрывает автор данного текста.

3.Связь м/д примерами – иллюстрациями

Дополнение и уточнение данной информации

Сопоставление, сравнение частей информации

Противопоставление частей информации

Иллюстрация или пояснение частного случая

Обобщение, вывод предыдущей информации

Сравнивая (что?) ….с (чем?) ……, автор приходит к выводу, что это единственное правильное решение … искреннее чувство…

Противопоставление автором примеров, иллюстрирующих …. помогает ему донести читателям мысль, что этот процесс ….

Дополнив собственные размышления о роли ……, автор тем самым подводит читателя ….

Противопоставляя примеры текста, характеризующие состояние главной героини текста, позволяют автору подчеркнуть (передать) всю красоту души Марии, которая, несмотря на пережитые страдания, сделала свой выбор в пользу милосердия.

4.Позиция автора (Па)

(если Пб – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор, то Па – ответ, который дает автор на поставленный вопрос)

* Какие качества личности проявляются в поступках и мыслях героя?

* Осуждает или одобряет поступки, поведение героя автор?

* В чем хотел убедить читателей автор, рассказывая о поступках и мыслях героя?

Позиция автора проявляется в выборе, который совершает Мария…. в спасении тяжело раненого немецкого солдата….

Закруткин убежден, что только сострадание и милосердие могут противостоять жестокости войны (бесчеловечности, которую порождает война)

5.Выражение своего отношения к позиции автора и его обоснование

(формулируя свое мнение, необходимо обосновать свое согласие или несогласие)

Автор прав, утверждая, что… Этой же точки зрения придерживается и (имя писателя, …) в книге, … своемпроизведении, романе … (название произведения)

Я согласен с мнением автора…

Нельзя не согласиться с позицией автора….

С автором нельзя не согласиться:

… умение (стремление, желание найти в себе силы) противостоять жестокости поможет …(сохранить человечность

6.Заключение

Герои произведений (указать авторов) не могут не …….. (вызывать гордость, восхищение), потому что в бесчеловечных условиях войны способны остаться людьми и бороться со злом.

Несмотря на суровые испытания, выпавшие на долю людей в годы войны, многие смогли победить не только в войне с мровым злом, а в войне с жестокостью и бесчеловечностью.

Храня память о подвиге нашей страны в ….войне, мы должны верить ( помнить и о нравственной победе людей ) в победу добрых начал в человеке

Спасает не жестокость и месть, а доброта и состадание, стремление помочь нуждающемуся в твоей помощи. Спасает милосердие.

И В.Кондратьев, и В.Закруткин характерами своих героев убеждают, что нашему народу удалось победить не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и чище.

Домашнее задание: написание сочинения, опираясь на предложенную схему.

Нарушение грамматики - нарушена граница предложения, нужно поставить запятую и не употреблять союз ПОТОМУ ЧТО ещё раз

РАНЕНЫЙ, ВЕТРЕНЫЙ = всегда с одной Н, если употребляется без приставки (израненный, безветренный) и без зависимого слова (раненный в плечо солдат. )

(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы…

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поняла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
(По В. Закруткину)

Судьба может завести каждого человека в довольно трудную жизненную ситуацию, и, когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.

В данном тексте В. Закруткин ставит перед читателями вопрос: нужно ли проявлять милосердие?

Поднятая автором проблема чрезвычайно актуальна, потому что, к сожалению, мир стал жестоким. Потому что сейчас многие люди хотят только выжить и совсем не хотят помогать другим.

Писатель рассказывает про Марию, пережившую смерть родных и близких. Мария нашла в своём погребе немца, которого приняла за виновника своих страданий. Первой её мыслью было убить раненного солдата, но чувство сострадания не позволили ей это сделать.

В. Закруткин приходит к выводу, что необходимо проявлять милосердие.

Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что все люди должны поддерживать друг друга, особенно в

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 2 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 15 из 24

Ели­за­ве­та, со­чи­не­ние от­ли­ча­ет­ся непол­но­той вы­ра­же­ния мыс­лей - про­бле­ма чёт­ко и точ­но не сфор­му­ли­ро­ва­на; ав­тор­ская по­зи­ция Ва­ми не объ­яс­не­на; ре­че­вые и грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки так­же сни­зи­ли ка­че­ство ра­бо­ты. По­жа­луй­ста, об­ра­ти­тесь к на­шим за­ме­ча­ни­ям по по­во­ду до­пу­щен­ных Ва­ми на­ру­ше­ний норм рус­ско­го язы­ка, про­ана­ли­зи­руй­те их и в даль­ней­шем ста­рай­тесь из­бе­гать по­доб­ных недо­чё­тов. Же­ла­ем Вам уси­лить под­го­тов­ку к эк­за­ме­ну, успе­хов!

Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?

Существует много методик, которые помогут нам в работе нал сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.

I. Прочитайте текст (см. Учебно-тренировочные варианты. Ва риант № 15).

(1) Сжимая в руке вилы, М ария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и понят, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени. и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сде лала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За хлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам. едва за кончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в mm горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из созна ния умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поня ла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть.

(По В. Закруткину)

  1. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.

Выпишите эти фразы, например:

V. Решите: согласны ли вы с мнением автора. А может быть, его
точка зрения не приемлема для вас? Вспомните художественные
произведения или случаи из жизни, которые помогут вам доказать
свою точку зрения и запишите их.

  1. Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявля ет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
  2. Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:

I) Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.

Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно мо жет быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.

1) Что такое месть?

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию — месть. Что же такое месть? Это на меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть — это сложнейшее и противоречи вое явление в жизни общества.

Месть или отказ от мести — такова основная проблема прочи танного мною текста.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией ав тора: у поверженного, а значит уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля. а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешептываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

1) Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте со чинение. Убедитесь в том, что у нас получился логически связан ный текст сочинения и нам удалось доказать свои идеи, сформу лировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Главный герой рассказа – старый чабан, которого все зовут просто Отцом. А ФИО знает, очевидно, один только бухгалтер затерянного в степи овцеводческого совхоза, что ежемесячно выписывает ему зарплату, которую по доверенности получает и привозит в степь шофёр-водовоз.

Здесь нет ни зелёных рощ, ни весёлых перелесков, ни кустарника только полынь, типчак да ковыли шелестят под ветром, мертвенно серебрятся солонцовые западины, изредка проносятся стада сайгаков – быстроногих степных антилоп, да парят в поднебесье орлы. Ничто не нарушает извечного великого молчания.

Время действия – апрель, когда худые, давно не мытые, захлюстанные грязью овцы впервые покидают зимние кошары и выходят в степь.

Начинается рассказ с синтаксического и лексического параллелизма, с развёрнутого сравнения. Кипенно-белые облака сравниваются с несметной отарой тонкорунных, чисто вымытых овец, которых кто-то гонит по лазурной степи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Образы неба и земли взаимопроникают друг в друга, подчёркивая единство природы, гармоничную связь между всем сущим на земле.

Портрет Отца подчёркивает его связь с природой, постоянное пребывание в степи. На воздухе: высокий. плечистый. С его загрубелого от ветров и морозов лица не сходило выражение сумрачного покоя, жесткие губы под седыми усами плотно сжаты.

Второстепенные герои – помощники Отца. Старый Бадма, которого Отец знал 60 лет. До революции батрачили вместе у баптиста – овцевода, до самой войны и после чабановали в совхозе. Несколько лет Бадма прожил в Сибири, работая в лесхозе, но, определив дочь в техникум, вернулся в степь, на свою малую родину и попросился снова в помощники к Отцу.

Младший подпасок – чернобровый казак Евдоким, которого звали Донька. Буйный красавец, силач и озорник, Донька два года назад на хуторской гулянке до полусмерти избил и поранил ножом своего счастливого соперника, отсидел в тюрьме за хулиганство и подался в степь. Отец потеплел к своему молодому помощнику, когда тот в страшный буран вызвался искать отбившихся от отары ягнят-двойняшек, всю ночь плутал по степи, обморозил лицо и руки, но ягнят, отогревая за пазухой, принёс в кошару.

Роль природы в жизни Отца.

Роль воспоминаний в жизни.

Роль влияния войны на судьбу человека.

Война разрушила все мечты и надежды старого чабана, отняла у него самое дорогое, что только может быть на свете - единственного сына, которого он выучил в городе и которым втайне гордился. Война искалечила судьбу героя, нанесла ему неизлечимую душевную рану. Война обрекла Отца, воспитавшего без матери сына, на одинокую старость.

Роль малой родины в жизни человека.

Однажды Отец в первый раз надел ватную куртку своего погибшего на войне сына и нашёл в кармане защитной солдатской стёганки, кроме остатков махорки, семечко подсолнуха, не очень крупное, серое, с белым ободком. Старик решил посадить это семечко в землю, выкопав ножом глубокую ямку. Бадма хотел сказать Отцу, что подсолнух не вырастет на солонцах, но Отец был уверен, что будет расти. Теперь чабаны часто проводили время вокруг вскопанной Отцом лунки в напряжённом любопытстве и ожидании, ведь все знали, что в этой мёртвой степи ничего не растёт. Но они уважали и любили Отца и щадили его отцовские чувства. Ведь это не просто семя подсолнуха, это память о погибшем сыне. Когда чабаны уходили, Отец, оставшись со своими подпасками, садился, скрестив ноги, у лунки и смотрел на неё.

Роль красоты в жизни человека.

Весна в степи набирала силу, щедро грело солнце. Степь сбрасывала с себя ржаво-бурую ветошь бурьянов, одевалась нежной зеленью молодых трав. Гремел в травах многолосый птичий хор. Старый чабан Бадма, повеселевший, умилённый и радостный. говорил, что нигде нет такой красоты.

Роль природы в жизни человека.

Когда подсолнух всё-таки взошёл, глаза у отца потеплели, засияли влагой, стали ясными. Он нарочито медлил, чтобы никто не заметил его волнения. Достав с пояса флягу с водой, Отец полил росток, разговаривая с ним, как с живым существом, убеждая растение, что ему нужно попить, иначе оно не выживет.

Весть о том, что Отцов подсолнух взошёл, быстро разнеслась по степи. Чабаны приходили полюбоваться невиданной диковиной, и многие стали верить, что подсолнух вырастет.

Проблема веры человека в чудо.

Проблема отношения человека к природе.

Человек должен быть благодарным природе за её дары, как старый калмык, который в праздник – Месяц Овцы – благодарил небо за то, что оно родило солнце, вырастило травы, говорил спасибо травам за то, что они кормят овцу и коня, вола и верблюда. В душе калмыка жила неумирающая любовь к родному краю, он до слёз был очарован красотой природы.

Финал рассказа оптимистичен. Под хмурым небом летели на юг лебеди, их глосса, таявшие вверху, обещали идущим по степи людям неминуемый приход вечно живой. прекрасной весны.

Читайте также: