Судьба человека в тоталитарном государстве сочинение замятин мы

Обновлено: 10.05.2024

Тема человека и тоталитарного государства в литературе

Неотъемлемая черта тоталитарного общества — убеждение человека, что то, что ему дает государство, — благо, что нет страны лучше на свете.

Тоталитарному государству необходимы ученые, которые помогли бы усилить его мощь, но не нужны люди с фантазией, потому что фантазия заставляет человека думать, видеть то, что государство предпочитало бы скрыть от своего гражданина. Именно любовь заставляет героя бунтовать, но бунт его сломлен: пассивно наблюдает он убийство своей возлюбленной, он, лишенный фантазии.

Романы Солженицына

Каждый образ — это стойкая система убеждений:

  • Олег Костоглотов, бывший зек, ярый противник системы, понимающий весь ее антигуманизм;
  • Шулубин, русский интеллигент, участник революции, внешне принимает официальную мораль, страдая от ее несоответствий;
  • Русанов — человек номенклатуры, для которого все предписанное партией и государством принимается безоговорочно, он не мучит себя нравственными вопросами, но подчас извлекает выгоду из своего положения.

Главный вопрос споров — нравственная ли существующая система.

По мнению автора и его героя, Олега, ответ однозначен: система безнравственна, она отравляет души детей еще в школе, приучая их быть как все, лишая их личности;, она низводит литературу до обслуживания своих интересов (воссоздать образ прекрасного завтра), это система со смещенной шкалой ценностей, которая требует того же от человека. Судьба же человека зависит от того выбора, который он сделает.

Произведения Г.Владимова

Г. Владимов показывает, что даже после роспуска лагерей лагерные собаки продолжают ждать исполнения своего долга — больше они ничего не умеют. И когда на станцию приезжают молодые строители, которые колонной идут на место стройки, собаки окружают их, что сначала кажется молодежи смешным, а потом ужасным. Тоталитарный строй учит человека любить хозяина и беспрекословно подчиняться ему.

Но есть в романе сцена, которая показывает, что подчинение не безгранично: зеки отказываются выйти из барака на мороз, тогда начальник лагеря приказывает открыть двери и поливать внутренность барака ледяной водой, и вот тогда одни из овчарок, самая талантливая, зажимает шланг зубами: так зверь протестует против бесчеловечности людей.

Умирающему Руслану снится мать, та, которую государство отняло у него, лишив его подлинных чувств. И если сам Руслан вызывает сочувствие, то образ его хозяина отвратителен в своей примитивности, жестокости, бездушии.

Ю.Даниэль и роман об оттепели

Главный герой повести — талантлив, честен, счастлив, у него много друзей, его любит замечательная женщина. Но вот на него обрушивается обвинение: мимолетный давнишний знакомый героя возвращается из лагеря: он убежден, что его посадили по доносу героя.

Но писатель изначально утверждает, что герой не виновен. И вот без суда и следствия, без объяснений герой оказывается в изоляции: от него отвернулись не только коллеги, но и друзья, не выдержав, уходит любимая.

Люди привыкли к обвинениям, они верят всему; неважно, что в данном случае меняются полюса (враг народа — стукач). Герой сходит с ума, но перед этим он понимает, что в этом обществе виновны все, даже те, кто прожил спокойную жизнь. Все отравлены ядом тоталитаризма. Изжить его, как изжить из себя раба, — процесс жизни не одного поколения.

Наша презентация

Судьба человека в тоталитарном обществе трагична — таков вывод всех произведений на эту тему, но отношение к тем или иным людям у разных отечественных писателей различно, как различны и их позиции.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Люди здесь не имеют даже собствен-in, IX имен. Но человек

не может быть винтиком. Когда его превращают в винтик, он теряет значительную часть своей человеческой сущности.

История показала, что превращение человечества в совокупность винтиков ведет к преступлению перед человеком и человечеством.
В романе “Мы” рассматривается проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Для героев романа Благодетель – это Бог, сошедший на землю, которому позволено думать, для него понятие любви неотделимо от понятия жестокости.

Кульминацией романа становится разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который

сообщил ему формулу счастья: ” Истинная алгебраическая любовь к человеку – непременно бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость”.
Роман Замятина – предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства.
Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. Чтобы показать это, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Люди, которые не хотят быть винтиками, не утратившие человеческий облик, готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии.

Но эта попытка оканчивается неудачей.
В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье.
Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений, насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными.
Есть в романе еще одна тема, актуальная в наши дни. Это тема экологической тревоги.”Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель естественной жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “голыми в леса, чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца.

Только это, по мнению автора, может восстановить сущность человека.
Роман Замятина “Мы” – предостережение. Он показывает, сколь опасно не сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность винтиков. Такие произведения, как “Мы”, “выдавливают” из человека рабство, делают его личностью.
Остается надеяться, что жестокий урок прошлого будет воспринят правильно, и ситуация, описанная Е. Замятиным в романе “Мы”, “не будет иметь аналогов в дальнейшем”.

Роман Е. Замятина "Мы" написан в 1921 году. Время было сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение написано в обычном жанре "антиутопии". Ведущая тема - драматические судьбы личности в условиях тоталитарного устройства.

Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и лучше всех других знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, что это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, по многочисленным расчетам. И всего этого достаточно. чтобы объект выполнял свои функции.

Но мудрый и умный человек Замятин прекрасно осознавал, что таким способом не создаются природные объекты. Не может быть спроектировано до мельчайших подробностей и сообщество людей, потому что каждый человек сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен. Живёт он "не хлебом единым" в сообществе других, в чём-то похожих, но не всегда особенных. Человек не может быть "винтиком". Когда его превращают в "винтик", он теряет значительную часть своей человеческой сущности. История показала, как это сделано в машинах, ведёт к преступлению перед человеком и человечеством.

В романе "Мы" в гротесковом и фантастическом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего.. Приводится мечта сильных мира сего: " Жизнь должна быть стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желаемой цели". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность.

Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чуда технической мысли и одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, мир без души, без поэзии. Человеку - "нумеру", лишенного имени, было внушено, что "наша несвобода есть наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и растворении в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже не беспардонный соловьиный свист", когда "всякий писал что ему вздумается", а "государственная служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно "табелю сексуальных дней"

Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами "хранителей".

Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нём угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи.

Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жёстких мер были временными и вынужденными в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину и далеко не только ему в ту пору представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана модель дальнейшего движения -новый вариант тоталитаризма.

Роман Замятина приобрёл особую цену и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности отклонений от демократического пути и злоупотребления насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, сталинизм, репрессии, и всеобщий страх, и застой.

Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе, где всё направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать любить и быть свободных в мыслях и поступках людей толкают их на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи фантазий удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Всё же остаётся надежда что человеческое не умрёт при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует. мы наблюдаем разлагающее время застоя.

Есть в романе ещё одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это тема экологической тревоги. "Антиобщество" изображённое в книге. несёт гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они учились там у "птиц, цветов солнца". Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю сущность человека.

Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам кто усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В сое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на своих "запретных " страницах выстраивает непрерывную нить времен, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману "Мы" пробившиеся к нам из небытия позволяют "по-новому" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. "Мы" - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью.

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Сколько писателей разных исторических эпох стремились приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, предугадать то, что не дано знать никому: “Город Солнца” Кампанеллы, романы Жюля Верна, роман Дж. Оруэлла “1984”, “Что делать?” Н. Чернышевского и другие.
Не исключение здесь и Е. Замятин. Неудовлетворенность настоящим, советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счастливым, в котором можно осуществить свои надежды, реализовать идеалы?
В романе “Мы” в фантастическом и гротескном обличье предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Реализуется мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”. К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Символический образ “огнедышащего интеграла”, чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье” и что это “счастье” состоит в отказе от собственного “я” и растворении в безличном “мы”.
Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: о гипертрофированной власти машин и власти государства. “Однотипность” безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недреманным оком “хранителей”.
Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи.
Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представлялось, что ничего другого уже не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
Роман Замятина символичен: он предупреждает о возможных искажениях социализма, об опасности уклонения от демократического пути и злоупотреблений, выражающихся в насилии над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой.
Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, единогласные выборы, “хранители”, которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое “я”, где единоличная власть является необъятной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но и тут власти находят выход: у человека хирургическим путем удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет ни при каком режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой вдохновляет на борьбу.
В своем произведении Замятин утверждает, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. Но когда это стремление отсутствует, наступает эпоха застоя.
Другая тема, созвучная сегодняшнему дню, - экологическая. “Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель самому естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “голыми в леса”, чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению писателя, может восстановить внутреннюю цельность человека.
Автор романа “Мы” принадлежит к тем крупным художникам слова, кто усиленно приковывал внимание общества к “вечным ценностям” в условиях глобальных исторических катаклизмов XX столетия. В свое время роман не был принят. Его путь к нам, живущим сегодня, был очень долгим и трудным. Читая этот роман-антиутопию, мы можем по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Такие произведения, как “Мы”, “выдавливают” из человека раба, делают его личностью.

Читайте также: