Строка оборванная пулей сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.

1. Познакомить детей с поэтами – воинами, погибших в боях Великой Отечественной войне, с отрывками их стихотворений.

2. Развивать интерес к истории нашей страны.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

4. Формирование уважительного отношения к советским воинам – поэтам, продемонстрировавшим лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество.

Материал о воинах – поэтах, портреты воинов - поэтов, чтение стихотворений, свечки, оформление зала.

Воспитательное мероприятие рассчитано для детей среднего и старшего школьного возраста.

Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великая Отечественная… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Где-то под лучистым обелиском, от Москвы за тридевять земель,

Спит гвардеец Всеволод Багрицкий, завернувшись в серую шинель.

Где-то под берёзою прохладной, что мерцает в лунном далеке,

Спит гвардеец Николай Отрада с записною книжкою в руке.

И под шорох ветерка морского, что зарёй июньскою согрет,

Спит без пробужденья Павел Коган вот почти уж шесть десятков лет.

И в руке поэта и солдата так вот и осталась на века

Самая последняя граната – самая последняя строка.

Спят поэты – вечные мальчишки! Им бы завтра на рассвете встать,

Чтобы к запоздавшим первым книжкам предисловья кровью написать!

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему их них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Я сегодня весь вечер буду, задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях, умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек, не долюбив, не досказав, не доделав…

2 Ведущий: Отрывок из стихотворения Николая Майорова:

Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд и ждём приказа нового.

И пусть не думают, что мёртвые не слышат, когда о них потомки говорят.

К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткому не было и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создаёт гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск - Ельня). Посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.

Новый чемодан длиной в полметра, кружка, ложка, ножик, котелок…

Я заранее припас всё это, чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал её! И наконец-то вот она, желанная в руках,

…Пролетело, отшумело детство в школах, в пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками обнимала и ласкала нас,

Молодость холодными штыками засверкала на фронтах сейчас.

Молодость за всё родное биться повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться к возмужавшим сверстникам моим.

Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, в пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю прорвётся такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат за дымом войны не видны.

Но тот, кого любят, но тот, кого помнят, как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем, читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь, как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю. И время такое придё т:

Останутся грусть и разлука за дверью. И в дом только радость войдёт.

(зажигает свечу и садится на стул)

Летом 1936 года в одном из московских домов на ленинградском проспекте прозвучала песня, которая вот уже более 60 лет является гимном романтиков.

Автором этих строк был будущий студент литературного института имени Горького Павел Коган. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника… Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за своё поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.

Мы были всякими. Но, мучась, мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь, что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых, мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят, и всё – таки пробьёмся мы!

Но, людям Родины единой, едва ли им дано понять,

Какая иногда рутина вела нас жить и умирать.

И пусть я покажусь им узким и их всесветность оскорблю,

Я – патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете, чтоб дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие берёзы, как в моём краю!

Я б сдох как пёс от ностальгии в любом кокосовом раю.

Но мы ещё дойдём до Ганга, но мы ещё умрём в боях,

Чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя.

(зажигает свечку и садится на стул)

Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий.

Мечтатель, фантазёр, лентяй – завистник! Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель.

Он топает по гравию. Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа,

Когда – черна от пота – вверх скользит по пахоте пехота. Марш!

И глина в чавкающем топоте до мозга костей промёрзших ног

Наворачивается на чоботы весом хлеба в месячный паёк.

На бойцах и пуговицы вроде чешуи тяжёлых орденов, не до ордена.

Была бы Родина с ежедневными Бородино.

(зажигает свечку и садится на стул)

Есть в голосе моём звучание металла. Я в жизнь вошёл тяжелым и прямым.

Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог. Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами и мужество, как знамя, пронесли.

Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф.

О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы.

(зажигает свечку и садится на стул.)

Если я на поле ратном, испустив предсмертный стон,

Упаду в огне закатном вражьей пулею сражён,

Если ворон, словно в песне, надо мною круг замкнёт, -

Я хочу. Чтоб мой ровесник через труп шагнул вперёд.

(зажигает свечку и садится на стул)

Участник боёв по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.

Ещё утрами чёрный дым клубится над развороченным твоим жильём,

И падает обугленная птица, настигнутая бешенным огнём.

Ещё ночами белыми нам снятся, как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций и в них восторженные соловьи.

Ещё война. Но мы упрямо верим, что будет день, - мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери, с рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел. И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а всё – таки как быстро, как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем, зачем туманить грустью ясность дней, -

Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей.

(Зажигает свечку и садится на стул.)

Мама, я ещё вернусь с войны, мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины, как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, - он придёт, наш час, победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасённый нас и венцом немеркнущим, и славой!

(зажигает свечку и садится на стул.)

Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Прости меня, твоего рядового, самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер смертью солдата в этом бою.

Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не смогли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

Не преклоню колен, палач, перед тобою, хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придёт мой час – умру. Но знай: умру я стоя, хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья, колена преклонив, у родины моей.

(Стоит молча)

Сердце с последним дыханием жизни выполнит твё рдую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне, ныне отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя, пел я, вступая за родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я, видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе, песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит.

(зажигает свечку и садится на стул)

После победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключённый Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зёрнышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла.

Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим поэтам!

(Минута молчания)

Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки, зубов не сжимая, судьбу не кляня.

А путь предстояло пройти не короткий: от первого боя до вечного огня…

Пусть в мире тишина, но мертвые в строю.

Не кончилась война для тех, кто пал в бою.

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните! Какою ценой завоёвано счастье, -

Воспитанники и взрослые под музыку выходят из зала.

Прикреплённые файлы:

Конспект экскурсии к памятнику погибшим воинам-односельчанам в разновозрастной группе

Конспект экскурсии к памятнику погибшим воинам-односельчанам в разновозрастной группе Конспект экскурсии к Памятнику погибшим воинам – односельчанам в разновозрастной группе. Цель: Познакомить детей с памятником, погибшим.

Лермонтовский вечер

Лермонтовский вечер Сценарий музыкально-литературного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова Цель: - формирование интереса дошкольников.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Строка, оборванная пулей,. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

22 октября – Праздник белых журавлей. Он был учреждён народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как день поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет.

Георгий Суворов В воспоминанья мы тужить не будем, Зачем туманить грустью ясность дней, - Свой добрый век мы прожили как люди - И для людей.

Новый чемодан длиной в полметра, Кружка, ложка, ножик, котелок. Я заранее припас все это, Чтоб явиться по повестке в срок. Как я ждал ее! И наконец-то Вот она, желанная, в руках. . Пролетело, отшумело детство В школах, в пионерских лагерях. Молодость девичьими руками Обнимала и ласкала нас, Молодость холодными штыками Засверкала на фронтах сейчас. Молодость за все родное биться Повела ребят в огонь и дым, И спешу я присоединиться К возмужавшим сверстникам моим.

Иосиф Уткин С началом Отечественной войны уходит на фронт. Участвует в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Возвращаясь с фронта 13 ноября 1944, И.Уткин погиб в авиационной катастрофе.

На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь! . Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, Но тот, кого помнят, Как дома — ив дыме войны! Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь И Родину слышишь, Как голос за тонкой стеной. Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью. И в дом только радость войдет.

Павел Коган В 1941, когда началась война, ушел добровольцем на фронт. В 1942 23 сентября погиб в боях под Новороссийском. Было ему 24 года. При жизни Коган не успел напечатать свои стихи. Они стали публиковаться в периодической печати во второй половине 1950-х.

Мы были всякими. Но, мучаясь, Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они. Они нас выдумают мудрых, Мы будем строги и прямы, Они прикрасят и припудрят, И все-таки пробьемся мы! Но, людям Родины единой, Едва ли им дано понять, Какая иногда рутина Вела нас жить и умирать. И пусть я покажусь им узким И их всесветность оскорблю, Я — патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках. И где еще найдешь такие Березы, как в моем краю! Я б сдох как пес от ностальгии В любом кокосовом раю. Но мы еще дойдем до Ганга, Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина моя.

Николай Майоров В октябре 1941-го ушел на фронт. В 20 километрах от Гжатска на Смоленщине советские войска несколько месяцев держали оборону. Немногие остались живы. Здесь погиб и похоронен в братской могиле политрук пулеметной роты Николай Майоров. Стихи он писал еще в школе, но при жизни было напечатано всего несколько его стихотворений, в основном в университетской многотиражке. В его стихах рядом с раздумьями о месте искусства – тревога перед событиями, начавшимися на Западе, предчувствия о будущей своей судьбе.

Владимир Чугунов: Если я на поле ратном, Испустив предсмертный стон, Упаду в огне закатном Вражьей пулею сражен, Если ворон, словно в песне, Надо мною круг замкнет, — Я хочу, чтоб мой ровесник Через труп шагнул вперед.

Георгий Суворов замечательный поэт, прекрасный человек, храбрый воин. Он погиб совсем молодым – немного не дожив до своего 25-летия. Он умер от ран 13 февраля 1944 года – 60 лет назад, а родился 11 апреля 1919-го – со дня его рождения исполнилось 85 лет. Георгий Суворов посмертно был награжден мемориальной медалью конкурса имени Николая Островского в числе тех авторов, чьи книги играют большую роль в воспитании молодежи.

В воспоминаньях мы тужить не будем, Зачем туманить грустью ясность дней, — Свой добрый век мы прожили как люди — И для людей. Георгий Суворов, поэт, погибший на войне.

Здесь птицы не поют, Деревья не растут ; И только мы, плечом к плечу, Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Григор Акопян: Мама, я еще вернусь с войны, Мы, родная, встретимся с тобою, Я прижмусь средь мирной тишины, Как дитя, к щеке твоей щекою. К ласковым рукам твоим прижмусь Жаркими, шершавыми губами. Я в твоей душе развею грусть Добрыми словами и делами. Верь мне, мама, — он придет, наш час, Победим в войне святой и правой. И одарит мир спасенный нас И венцом немеркнущим, и славой!

Муса Джалиль: Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я отчизне, Ныне отчизне я жизнь отдаю. Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за родину в бой. Вот и последнюю песню пишу я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так незримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

19 января 2003 г . исполнилось 60 лет со дня гибели поэта-харьковчанина Михаила Кульчицкого (1919 - 1943). Дата эта осталась не замеченной ни "культурной общественностью" Харькова, ни, тем более, властями. А зря.
Кульчицкий, давший в одной строке, может быть, самый точный образ Харькова ("сильный, как пожатие руки") и погибший "за него и за страну родную", безусловно, заслуживает нашей памяти. Но …
Вышедшая в 1991 году книга его стихов давно стала библиографической редкостью, а дополненное интереснейшими стихами, письмами, дневниками, фотографиями переиздание сборника. "Вместо счастья", позволяющее полнее раскрыть личность этого талантливого человека, наверное, еще долго не появится на свет божий по финансовым причинам: кого сейчас интересуют некоммерческие проекты ?!
В 1989 г. в результате усилий ряда общественных организаций и автора этих строк, при поддержке Червонозаводского райисполкома была, наконец, в День города установлена мемориальная доска на доме (пер. Ващенковский, 2), где родился и вырос поэт. Но барельеф и отлитые в металле знаменитые строки "Самое страшное в мире - это быть успокоенным" - провисели ровно 10 лет.
Одни варвары украли бронзовую голову поэта, другие - купили, третьи - расплющили, а четвертые… равнодушно проходят мимо дома, где лишь прямоугольничек облицовки да две дырки от штырей напоминают о том, что это здание каким-то образом вошло в нашу историю.
Еще в 1988 г. перед городской комиссией по переименованию улиц мною был поставлен вопрос о присвоении одной из улиц Харькова имени Михаила Кульчицкого. Предлагалось переименовать набережную А. Жданова в набережную М. Кульчицкого: тут находится школа № 30, в которой учился Михаил. Набережную, конечно, переименовали, но - вполне безлико: Харьковская. А имя Кульчицкого так и не появилось на карте города. И, судя по всему, не скоро появится.
Незамеченная скорбная дата 19 января 2003 г. - немой вопрос, обращенный ко всем нам: дорожим ли мы своей историей, помним ли ее?
У нас история публикаций
значительнее и интереснее
истории создания.
Андрей Битов

Иди же, юноша,
Звени тревожной бронзой
И не погибни кровью в подлеце.
Живи, как в первый день,
И знай, что будет солнце,
Но не растает
Иней на лице
Оцените весомость (и рискованность) таких строчек:
А это трудно - идти полузная,
А это трудно - любить страну.
("Разговор с т. Сталиным", 1940 г.)
Или твердую убеждённость П.Когана:
Без шуток. Если ты поэт
Всерьез. Взаправду. И надолго.
Ты должен эту сотню лет
Прожить по ящикам и полкам.
("Первая треть")

Молодые поэты черпали оптимизм в завете своего учителя Ильи Сельвинского: "Поэт создает себе своих читателей". И "рукописные поэты" (так называли они себя), чьи стихи "гуляли по стране", несомненно, создали бы своих читателей - думающих, честных, откровенных, не боящихся смотреть правде в глаза.
"Швейцары не пущали в прессу, // Но рос с горы лавиной аж // Геометрической прогрессией // Изустный именной тираж", - писал Кульчицкий ("На правах рукописи"). Эти "лобастые мальчики" многое понимали, они вовсе не были оторванными от жизни "книжными романтиками", как это пытается представить С.Куняев. И успели сказать самое главное о нелегком своем времени.
В записной книжке Михаила в записи от 16 ноября 1939 г. среди "заповедей", которым решил следовать молодой поэт, есть такая: "Говорить в стихах с будущим человеком, через головы редакторов и бывших строчек". Вспоминается сразу безумная мечта Маяковского дойти к будущему читателю "через головы поэтов и правительств". Автору поэмы "Во весь голос" это не удалось: спецлитераторы долго и успешно вели его под конвоем сталинской формулы. Не удавалось и Кульчицкому до самого последнего времени перепрыгнуть через упругие головы редакторов к своему читателю. Во времена, когда слово "интеллигент" было ругательным, Кульчицкий мечтал посвятить свою книгу лирики "интеллигенции -народу будущего". Станем ли мы адресатами стихов поэта - этим "народом будущего", удостоимся ли высокого сана - быть интеллигентами? Ведь "интеллигенция" в переводе с латинского - "способность понимать".
Свинцовые пули оборвали жизни золотых ребят призыва 1941 года. Пули равнодушия, трусости, конформизма обрывали их чистые, честные строки много лет спустя после войны. Удивительно, с каким постоянством всегда находится "осторожный человек", растаптывающий догорающее сердце Данко.
Эти юноши погибли за Родину. Внешние знаки благодарности воздавались им чуть не ежегодно в подборках к 9 мая, в многочисленных коллективных сборниках и хрестоматиях, в теле- и радиопередачах. По сравнению с теми, кто был в приказном порядке "забыт", чьё творчество было репрессировано, их судьба кажется счастливой (впрочем, "Разговор с т. Сталиным" до 1988 года был в разряде архивных единиц Д.О. - "допуск ограничен" и опубликован только в 1991 г.). Но нам ещё предстоит дополнить картину поэзии конца 30-х многими строками, сохранившимися в архивах да "в пересказах устных", чтобы не растворялись в тумане лет, а проступили из тьмы светлые лики павших.
Стихотворения

***
Последняя снежная баба завалится на бок
матроною римской, что вся - ожиданье супруга,
и чресла ее - волхвованье чудесных парабол -
таинственно светят во тьме, свежи и упруги.

Но вместо супруга - принять ей в объятья Солнце
и раз навсегда утолить свою снежную страсть…
Как бабе простой, за чуточку света в оконце
ничё ей не стоит - пропасть.

***
Как хочется
и как страшно
погладить
стариковскую голову
одуванчика…

***
Лафа собачникам - простор
для выгула друзей мохнатых!
А я здесь помню дом простой,
где грелись у печи пенаты,
где херувимы под окном,
как ласточки, свивали гнезда
и щебетали об одном -
о том, что в этом мире грозном
не только ненависть и боль,
не только стоны и проклятья,
но и надежда, и любовь,
и Бога братские объятья.

***
Это платьице в синий горошек,
что давно уже вышло из моды,
ты наденешь - и я уже в прошлом,
в заповедном раю комсомолок,
незабвенных Тимура с командой
и Чапаева - не в анекдотцах,
и обмана, глядящего правдой
в зазеркалье тюремных колодцев.

***
Так поспешно
старик
с тремя орденскими планками
на рубахе
бросился на окурок -
как на фронте
не бросался
наземь
во время обстрела.

***
Больничный садик весь в цвету -
как наважденье,
как будто шаг за ту черту -
к освобожденью
от бед, и хворей, и тоски -
вселенской, жгущей…
Апрель у гробовой доски -
брат райских кущей.

***
Смешные люди!
Выбегают полюбоваться
праздничным фейерверком,
не обращая внимания
на фейерверк звездной ночи.

**
Как печально глядят
из окон многоэтажек мата
чьи-то мамы!

***
В.И. Хазану
Два дня спасала пайка Мандельштама
его изобретательных соседей,
когда худой и почерневший зек
уже лежал недвижим,
но с помощью нехитрого устройства
на выклик руку слабо поднимал.

А вы еще твердите, недоумки,
что пользы от поэтов - никакой!
***
В.И. Хазану
Два дня спасала пайка Мандельштама
его изобретательных соседей,
когда худой и почерневший зек
уже лежал недвижим,
но с помощью нехитрого устройства
на выклик руку слабо поднимал.

А вы еще твердите, недоумки,
что пользы от поэтов - никакой!

Ирине Гатовской,
проводившей Бориса Чичибабина
в последний путь великой музыкой

Сыграй поэту, девочка, сыграй!
Кто говорит, что он тебя не слышит?
Апостол Петр еще не отпер рай.
Играй, играй - а вдруг поэт задышит?

А вдруг он встанет от могучих нот
Бетховена, Шопена, Паганини?
…Но музыка окончится вот-вот,
а чуда - нет, как не было доныне.

И все-таки играй, играй, играй,
не выпускай смычка из тонких пальцев!
Апостол Петр еще не отпер рай,
и там хватает старых постояльцев.
16.08.96

***
Вначале было Молчание.
Потом - Слово,
равное Молчанию.
Затем - слова, слова, слова…

***
Нет, не буду просить у тебя поэтического убежища,
город выцветших грез, побелевших ночей!
Выставляй сколько хочешь меня на посмешище -
на безжалостный суд твоих льдистых очей, -
не дождешься склоненных коленей, восторженных воплей,
хоть я пленник суровых атлантов твоих.
Лучше сразу мосты, словно руки, сведи мне на горле:
все равно красоту не вкарябаешь в стих!

***
Дети поиграли в классики -
и забыли.
Писатели играют в классики
всю жизнь.

Дело родника - бить.
Будет ли кто-то пить,
его не волнует.

***
Лидии Стародубцевой
Только запершись
в четырех стенах,
задернув шторы
и отключив телефон,
чувствуешь себя
н е о д и н о к и м.

***
Учитель - тот же попрошайка,
со своим надоевшим:
- "…возьмите, кто сколько может!"

***
Рассудок-петушок,
радуешься,
найдя зерно истины?
Брось его,
оно несъедобное.


***
Рассудок-петушок,
радуешься,
найдя зерно истины?
Брось его,
оно несъедобное.

***
Часы на руке -
смешная попытка
приручить Время.

***
Чайки морщин
разлетелись
по твоему лицу
и кричат, кричат
о пережитых годах…

***
Раздавленная на асфальте
божья коровка, "солнышко",-
не замеченная астрономами
космическая катастрофа.

***
Фигура Умолчания
располнела до безобразия:
плата за спокойную жизнь.

***
Мир существует,
пока он способен
удивить хоть кого-то.

***
Круглосуточно,
как аптека,
работает солнце.
А люди думают:
оно садится
и отдыхает.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.05.2013. Леонид Кацис
  • 10.05.2013. Метафизика крика и метафизика плача
  • 09.05.2013. Строка, оборванная пулей?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+


Открытое мероприятие "Строка,оборванная пулей" прошло в 10 классе. Воспитанницы окунулись в мир поэзии военных лет. Еще раз вспомнили о тех, кто не вернулся с полей сражения ВОВ и почтили минутой молчания. Такие мероприятия оказывают огромное влияние на подрастающее поколение.

Содержимое разработки

Цели: -познакомить воспитанниц с творчеством поэтов, погибших на ВОВ; -создать атмосферу погружения в военное время; -обратить внимание на мужество и героизм поэтов; -помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.

Задачи: Образовательные:
- познакомить с поэтами, погибшими на войне, через исполнение отрывков из их произведений;
– формировать представление о войне через лирику поэтов, погибших на войне. Развивающие:
– развивать интерес к истории своей страны;
– развивать навык выразительного чтения. Воспитательные:
– воспитывать патриотизм;
– воспитывать культуру слушания;
– воспитать уважительное отношение к ветеранам.

Направление: гражданско - патриотическое.

Технологии гуманного коллективного воспитания В.А Сухомлинского, сотрудничества и свободного воспитания, методика коллективной творческой деятельности В.А Караковского, воспитание с помощью аудиовизуальных технических средств.

Оборудование: портреты поэтов, погибших на войне (Борис Богатков, Иосиф Уткин, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Владимир Чугунов, Георгий Суворов, Григор Акопян, Муса Джалиль);
магнитофон с песнями военных лет, фотография “Вечного огня”, презентация. Мероприятие проводится в актовом зале.

Вступительное слово: Добрый день дорогие гости и воспитанницы!

Мы собрались сегодня, чтобы еще раз вспомнить о тех, кто отдал свои жизни, за наше светлое будущее.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим!

Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар, и млад.

Мы сегодня еще раз вспомним о тех мальчишках, которые остались лежать на полях сражения, которые не успели дописать последние строки своих стихотворений.

Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!

И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.

Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.

Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,

Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.

Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
Опередил ее вдруг он.

(Степан Кадашников)

Ведущий-1. Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:
Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня…

Люди! Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какою ценой
завоевано счастье, —
Пожалуйста,
помните!

Заключительное слово.

Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Не похожие друг на друга, но готовые отдать свою жизнь во имя Победы. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей. И это далеко не все поэты, которые не вернулись из боя. Жизнь их оборвалась на самом начале их творческого пути. Конечно, уход из жизни любого человека – это всегда потеря, но уход из жизни поэта – это гибель целой поэтической Вселенной, особого мира, созданного им и уходящего вместе с ним. Они вечно будут жить в наших сердцах и в нашей памяти. Слава воинам – поэтам, отдавшим свои жизни ради мира на земле.

Читайте также: