Стоит закрыть глаза и весь зримый мир исчезает сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Стоит закрыть глаза, и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть уши, и всё вокруг немеет. Стоит зажать нос, и ни единый аромат уже не щекочет ваши ноздри. Чувство равновесия, в отличие от зрения, слуха и обоняния, не отключается никогда.

ЗНАЕТЕ, ПОЧЕМУ ГЛУХОНЕМЫЕ не страдают от морской болезни? У них отсутствуют нервные нити, связывающие ухо с головным мозгом. Впервые на этот феномен обратил внимание в 1881 году английский врач Дж.У.Ирвин. Он рекомендовал пассажирам во время качки крепко бинтовать голову, чтобы “головной мозг не так стремительно двигался”. В конце ХIХ века на пассажирских судах завели шезлонги, снабжённые особыми зажимами. В плохую погоду человек мог расположиться в таком шезлонге и, зафиксировав голову в зажимах, наслаждаться покоем.Однако есть и более простое средство. Приступ морской болезни, если он не слишком тяжёл, чаще всего прекращается, когда человек поднимается на палубу, где виден горизонт. Эта линия служит ему ориентиром. Теперь при сильной качке пассажир не только ощущает, что направление силы тяжести изменилось, но и видит, что положение горизонта тоже изменилось. “Всё в порядке” – твердит мозг, даже если судно скачет среди волн.

ЧТО МЫ НИ ДЕЛАЕМ – СИДИМ, ходим, спим, – наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы уверенно командуем всеми подвластными членами – от левого мизинца до правого глаза, твёрдо держимся на ногах в самое скользкое время года, и даже не задумываемся об этом. Всё происходит без участия сознания. Чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им. Мы замечаем, что наделены этим чувством, лишь когда оно подводит нас, – например, сбившись с такта во время танца или испытывая необычные ощущения в самолёте, или во время поездки на скоростном лифте.

Особое значение имеет этот баланс для детского организма. Чувство равновесия зарождается у ребёнка ещё в чреве матери. Уже на шестой–восьмой неделе в ушах малыша формируется соответствующий орган – вестибулярный аппарат, своего рода преддверие всех остальных чувств (от латинского vestibulum – “преддверие”). Орган равновесия благодаря нервным связям как бы задаёт такт всем прочим ощущениям.

Когда равновесие нарушено, утверждает немецкий невролог Карл Кнайснер, ребёнок уже не в состоянии нормально слышать и видеть, у него появляются проблемы с речью, отклонения в умственном развитии.

Подобных “проблемных” детей надо с самого младенческого возраста подвергать особому виду лечения – “тактильно-вестибулярной терапии”. Принимаясь за лечение, детей поглаживают, покачивают, потряхивают. Это приносит поразительные результаты и лишний раз подчеркивает, какую важную роль играет вестибулярный аппарат в “симфонии наших чувств”.

ПРИРОДА ПОЗАБОТИЛАСЬ О ТОМ, чтобы нам приятно было развивать вестибулярный аппарат. Не случайно маленьким детям так нравится, когда их покачивают на качелях, слегка подбрасывают в воздух. Им приятно даже кружиться вокруг своей оси; они готовы это делать, пока не начнёт тошнить. Точно так же их радуют лошадь-качалка, батут, карусель.

У подростков уже не возникает желания юлой кружиться в пустой комнате, зато в танце на дискотеке – это пожалуйста! Особой популярностью пользуется спорт, и не столько шашки или шахматы, сколько лыжи, роликовые доски, серфинг, велосипед, теннис, футбол или, наконец, бег трусцой. Все эти виды спорта требуют отменной координации движений.

Однако человек и здесь вздумал перехитрить Природу. Вместо того чтобы больше двигаться, укрепляя всё своё тело – от сердца до вестибулярного аппарата, он придумал всяческие мудрёные машины, которые перемещают его, а сам, пока его возят, потихонечку слабеет, старится, хиреет. Вдобавок все эти машины перегружают наш вестибулярный аппарат; нас укачивает в самолёте и тошнит на корабле, мы устаём в авто и тупеем в метро. Можно много рассуждать о психологической подоплёке этих чувств; мы же назовём анатомическую: вестибулярный аппарат не имеет “тормозов”, поэтому его легко перегрузить.

“Вестибулярный аппарат, – пишет американский физиолог Джеймс Дж. Гибсон, – оказался столь совершенным изобретением эволюции, что у всех высших форм животных – от рыб до человека включительно – он не претерпел каких-либо серьёзных усовершенствований. Это касается и его строения, и принципа работы”.

Наоборот, человек в чём-то даже утратил преимущества, открытые нашими предками из мира фауны. Многие животные значительно легче и грациознее поддерживают равновесие, чем человек. Если кошка упадёт с высоты, она непременно приземлится на четыре лапы, пусть даже глаза у неё будут завязаны. Дело в том, что падая она автоматически держит голову в нормальном положении и поэтому молниеносно выравнивает тело.

Но и среди людей встречаются счастливые обладатели отменного чувства равновесия, например, блестящие танцоры или космонавты. Может быть, вопреки эволюции, давно разведшей нас с “братьями нашими меньшими”, они сумели сохранить древний вестибулярный аппарат? И теперь им, словно животным, неведомы головокружения? А как поразительны возможности спортсменов, например, фигуристов, способных часами кружиться на льду да ещё и совершать один за другим прыжки в три, а то и четыре оборота! А гимнасты, прыгуны в воду, слаломисты! У всех – потрясающее чувство равновесия. Но это, как выяснили учёные, не врождённый талант, а результат постоянной тренировки. Если к природному дару добавить упорную тренировку да ещё некоторые хитрости, можно даже научиться бегать по канату с завязанными глазами. Есть такой цирковой номер: на глаза надевается плотная повязка, и человек вслепую, наощупь или наобум бредёт под куполом цирка по тонкой ниточке каната, не видя ничего, но изумляя всех точностью движений. Только вот повязка у этих артистов такова, что сквозь неё видны контуры окружающих предметов и, конечно, линия, по которой предстоит пройти.

Впрочем, не всё достигается упражнением. Некоторые и впрямь никогда не страдают от головокружений. Почему? До сих пор никто не может внятно объяснить это. Остаётся лишь задать встречный вопрос: разве не бывает людей с абсолютным слухом или феноменальной памятью? Почему же не найтись и ловкачам, наделённым “кошачьим” чувством равновесия? //Алфавит

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Аргументация на основе жизненного опыта. Аргументация на основе читательского опыта.

Способы аргументации

Авторская позиция. Аргументация собственного мнения: логические, психологические
и иллюстративные аргументы. Разбор ученических работ. Работа над композицией.
Основные виды вступительной и заключительной части

Авторская позиция

Выявление авторской позиции оценивается по критерию К3.

Напомним, что позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:

Позиция автора такова:…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Основная мысль текста заключается в том, что…

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

Стоит закрыть глаза – и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть уши – и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос – и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей..

В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувство равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого мизинца до правого глаза), держимся на ногах в самое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бессознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им.

Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождаемости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химического равновесия при проведении реакций; астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внутри сотворенных ими машин.

Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя благополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охватывает смятение чувств, мы жаждем обрести внутреннее равновесие.

Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами!

Аргументация собственного мнения

Внимание! В демонстрационном варианте 2009 года изменен критерий К4, посвященный аргументации учеником своего мнения по проблеме.

Как видно из таблицы критериев оценки, для получения максимального балла необходимо использовать аргументы из научной, художественной или публицистической литературы, демонстрирующие эрудицию, начитанность ученика.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).

или
вообще не отражено в работе

Виды аргументов

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• положения законов и официальных документов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• цитаты из авторитетных источников;

• примеры из жизни или художественной литературы.

Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Рассмотрим структуру аргументации.

hello_html_780362d1.jpg

Способы аргументации: разбор ученических работ

При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста.

ПРИМЕР 1. Тезис: книга – это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.

Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского – это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противоположную авторской);

2) формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

ПРИМЕР 2. Тезис: компьютер не может заменить книгу.

Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу.

Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов.

Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку!

Итак, обычная книга и компьютер – это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.

Разбор ошибок

Типичные ошибки аргументации

• ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;

• приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;

• в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;

• в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;

• отсутствуют переходы между аргументами;

Разберем некоторые примеры неудачной аргументации.

ПРИМЕР 3. Тезис: произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. (Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.)

Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. (Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.)

Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.

Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. (Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом).

В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. (Можно усомниться в том, что описанный случай является подтверждением тезиса.)

Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. (Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.)

К сожалению, гораздо реже встречаются примеры удачной аргументации собственной позиции с использованием ссылок на художественные, научные или публицистические тексты.

ПРИМЕР 4. Тезис: способность к сочувствию, состраданию – важнейшее качество человека.

Я полностью согласен с автором: невозможно представить себе жизнь общества, в котором нет сочувствия, сострадания ближнему.

Я уверен в том, что желание помочь тому, кто попал в беду, – естественная потребность нормального человека. Мы стремимся прийти на помощь друзьям и близким, оказавшимся в затруднительном положении. Наше государство и другие страны отправляют гуманитарную помощь в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или военных конфликтов. Все это вселяет в каждого из нас уверенность, что мы не одиноки в этом мире, что в человеке по-прежнему живо гуманное начало.

Читайте также: