Старый гриб пришвин сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных.

И сам с ними разговаривал…

И разговор деревьев он понимал.

И с цветами здоровался

А волшебником этим был, хороший добрый писатель, природолюб, проницательный знаток.

- О ком эти строки?

“Лесной доктор” (дятел)

“Лисичкин хлеб” (Терентий)

“Петин башмак” (лапоть)

“Пиковая дама” (курица)

(названные произведения выставляются)

На доске появляется:

1. Семь дырок сделал хирург и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

2. Птица, которую Пришвин называет ласково.

3. Про кого говорит автор: “И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большого сраму, как лишиться сороке хвоста”

4. Вот, если бы у нас был бы теперь и башмак, то можно было бы - одна нога в башмаке, другая в ………… ходить отлично по болоту за ягодами.

5. Кто у Пришвина “Пиковая дама”?

- Какое слово появилось в кроссворде?

- Можем ли мы его отнести к М.М. Пришвину?

Тихо звучит грамзапись “Голоса леса”

Комбинированное чтение (учитель + хорошо читающие дети)

(добрый, наблюдательный, внимательный и любящий природу). Ответы учащихся и выборочное чтение.

(чтение отрывка: “Конечно, можно бы очень просто сделать, как делают все, кто не понимает лесной жизни….”

- На примере этого произведения будем учиться постигать глубину мысли писателя, и посмотрим, чему же учит нас этот рассказ.

- Не зная содержания этого произведения, как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Хорошо. Отправимся с вами в лес:

Вы долго бродили в лесу, собирая грибы. Устали и вам до смерти пить захотелось. Вдруг вы увидели старый гриб, полный воды. Чтобы вы сделали?

- А как поступает Пришвин?

- Каким был этот человек? Докажите.

- Если бы он таким не был, то как он выпил воду из гриба?

- А Пришвин мог себе позволить такое?

1. В природе не только нужно брать, но и давать.

- Согласен ли автор с этим мальчиком?

- Где он даёт прямой ответ?

- Так ли у людей? Может мальчик прав?

Вывод: Старые люди дают жизнь другим, поют, кормят, воспитывают. Можно ли их “шмякнуть”, как старую сыроежку?

Природа и человек – звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать. Следовательно, М.М.Пришвин только ли певец - русской природы?

- Какой смысл заложен автором в названии рассказа “Старый гриб”?

- Чему учит он нас?

Сам Михаил Михайлович Пришвин писал:

“Лечат меня, как лечат!

1. Л. А. Ефросинина “Литературное чтение” 2-й класс (2 часть) Москва, Вентана-Граф, 2005 год

С обидной фразы, автору вспоминается один день, проведённый в лесной чаще. Год стоял засушливый. Трава пожухла и земля, словно, воды просила с неба. И только, в старых шляпках гриба сохранилась влага. Грибник собирался срезать его, но услышал щебетание пернатых и решил пройти мимо.

Автор доносит главную мысль- с уважением относиться к старшему поколению и беречь окружающий мир.


В рассказе Михаила Михайловича Пришвина "Старый гриб" мы видим как быстротечна человеческая жизнь. Автор вспоминает боевого друга: сначала молодого полного задора человека, затем зрелого мужчину, опытного пожилого человека и, наконец, седовласого дедушку.

Пока мы молоды, мы не особо задумываемся о течении времени, люди на 10-15 лет кажутся стариками, пожилые люди - древними ископаемыми. Подросток на на параде пренебрежительно обращается к другу автора "старый гриб", не думая о том, что перед ним заслуженный человек, которому он многим обязан.

Что ж, молодость не порок, с годами проходит. Неизвестно, как проживет свою жизнь этот грубый озорник.

Да и старый гриб порою может оказаться полезным.

Во второй части рассказа автор вспоминает свою "тихую охоту". Описывает, как в лесу ему захотелось пить, а лесные птицы ему вторили "пить-пить".

Хитрые пернатые утолили жажду влагой, скопившейся в огромной шляпке старой сыроежки. Грибник подождал, пока птицы напьются, а затем сам аккуратно , встав на колени, выпил остатки воды из сыроежки. Не сорвал ее, как сделали бы многие, не разбил о старый пень, дал возможность рассеять вокруг споры, чтобы оставить потомство.

И еще одна фраза из рассказа имеет глубокий смысл:

XaUnKtr5A4h4cJ0gd9GBjNWezjSb1xe.jpg


Рассказ "Старый гриб" состоит из двух разных повествований, но связаны они одной главной мыслью. В первом описывается случай, который произошел с пожилым человеком. Он получил от подростка обидное прозвище "старый гриб", что и заставила автора вспомнить случай из своей жизни.

В этой истории рассказчик вспомнил как в засушливую пору отправился в лес за грибами. Он испытывал жажду, но никаких водоемов поблизости не было. И только старый гриб в своей большой шляпке сохранил дождевую воду. Человек мог бы срезать его и напиться, но пожалел, а утолять жажду ему пришлось стоя на коленях. Зато сыроежка могла и дальше служить сосудом для питья лесным обитателям.

В рассказе автор пытается донести до нас главную мысль о том, что нужно беречь природу и самих людей. Стариков нужно уважать и поддерживать, а природу нужно оберегать и заботиться о ней. И пожилые люди, и окружающая природа могут принести нам пользу: старики - мудрым советом, а природа - своими богатствами. А мы должны быть им благодарны, а забота о них - наш долг.


С точки зрения сюжета, рассказ "Старый гриб" весьма необычен. Он словно поделен на две совершенно разные части.

Первая часть рассказывает о том, что время течет неумолимо и каждый человек стареет. Главная мысль этой части в том, что все мы должны уважать наших дедов и отцов, людей, которые прожили долгую жизнь и которые могут многому научить молодых.

Первая часть рассказа учит почитать старость и опыт, а не смеяться над ним.

Вторая часть рассказа совсем иная. Это история, которая произошла на грибной охоте. Автор сильно хотел пить и нашел огромную чашу с водой - старый гриб сыроежку. Из этого гриба пили воду птички, пил паучок и выпил воды автор.

Главная мысль этой части в том, что человек не должен оставлять после себя пустыню. Автор не стал срезать гриб, он оставил лесную чашу стоять и ждать дождя, чтобы послужить и другим животным.

А учит эта часть рассказа бережному отношению к природным богатствам, ресурсам, просто к природе.


Главные герои рассказ Пришвина "Золотой луг":

  1. Автор, он же рассказчик, на момент описываемых в рассказе событий еще маленький мальчик, которому повезло увидеть как закрывают и открывают свои цветочки одуванчики, превращая обычный зеленый луг в золотой.
  2. Сережа, брат автора, такой же любопытный мальчик как и он сам.

Главная мысль рассказа в том, что природа хранит множество тайн, больших и малых, и если человек случайно открывает какую-то из них, то жизнь его наполняется новым смыслом и радостью. Так и герои этого рассказа внезапно раскрывают тайну золотого луга и одуванчики становятся для них самыми интересными цветами.

Рассказ Михаила Зощенко "Гроза" - это поучительная история из Минькиного детства, а рассказывает о случившемся сам Миня. Однажды он и его сестры Леля и Юля занимались сбором цветов в поле, и у каждого уже сложился букетик из цветов определенного цвета.

Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.

Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.

Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.

Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.


Интересная история описана Пришвиным в рассказе "Курица на столбах", а произошла она с черной курицей, которую звали Пиковая Дама. Хозяева подложили ей гусиные яйца и курица вскоре обзавелась чудными детками - гусятами. Сначала Пиковая Дама ничего не подозревала и ухаживала за ними, как за родными. И только когда дети подросли и стали выше мамы, курица заподозрила что-то неладное.

Однажды начался дождь и мама-курочка заботливо расправила над детками свои крылья. А когда гроза закончилась, гусятам захотелось на волю и они одновременно вытянули свои длинные шейки. Пиковая Дама оказалась подвешенной на шеях гусят, как на столбах. После этого курица стала сторониться "цыплят" и отныне она гуляла отдельно от них.

Главная мысль рассказа Пришвина состоит в том, что нужно смотреть правде в глаза. Мы часто принимаем желаемое за действительное, но истина всегда побеждает. Рассказ учит, что нужно быть внимательными и стараться правильно оценивать ситуацию, даже если знать правду нам не очень хочется.


В рассказе Михаила Зощенко "Так просто" повествуется о том, как Леля и Миня, будучи в деревне, катались на лошади. Они сидели в повозке, а лошадкой руководил сельский мальчик Васютка. Действовал он ловко и уверенно, и Миньке очень хотелось попробовать управлять лошадью.

Вскоре Васютка сам отдал вожжи в руки Миньки - теперь он получил возможность руководить лошадью. Дело оказалось не очень сложным, и даже поворот лошадь прошла без осложнений. Васютка сказал Мине какую вожжу тянуть и городской паренек справился с этой задачей.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно стремиться осваивать разные умения, все это пригодится в жизни. Если вас заинтересовало какое-то дело, то можно всегда попросить умельца научить вас основам мастерства.

Миньке очень хотел научиться управлять лошадью, но он не посмел попросить об этом Васютку. Рассказ учит нас, что нужно проявлять инициативу и не стесняться спрашивать об интересующем предмете тех, кто в этом деле знаток.


Эта история, которую нам поведал автор о граче, который по непонятным причинам остался зимовать и дети спасли его, взяв собой в дом.

Грач, подружился с сорокой и даже весной, когда прилетели его сородичи, он так и остался с сорокой.

Этот рассказ о дружбе и мы видим, что не только могут дружить люди, но и птицы, даже принадлежащие к разным видам. Поэтому главная мысль рассказа как раз об этом.

Этот рассказ учит нас доброте, заботе, ведь если бы не помощь детей, птица бы погибла и от холода, и от голода. Нужно быть внимательным к тому, что нас окружает и стремиться помочь тем птицам или животным, которые оказались в сложной ситуации, да и не только к ним.

Познавательный рассказ М. Пришвина "Старый гриб" учит ценить и уважать тех, кто старше, бережно относиться к живой природе и быть наблюдательным.
Однажды главный герой рассказа собирал грибы в лесу и очень захотел пить, но ручей был очень далеко. Тут он услышал голос птички-дождевика и пошел посмотреть. На поляне он видел огромную сыроежку. Края ее шляпки завернули и образовали чашу, в которой была вода.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Старый гриб

Б ыла у нас революция тысяча девятьсот пятого года. Тогда мой друг был в расцвете молодых сил и сражался на баррикадах на Пресне. Незнакомые люди, встречаясь с ним, называли его братом.
— Скажи, брат, — спросят его, — где… Назову улицу, и “брат” ответит, где эта улица. Пришла первая мировая война тысяча девятьсот четырнадцатого года, и, слышу, ему говорят;
— Отец, скажи…
Стали не братом звать, а отцом.
Пришла последняя большая революция. У моего друга в бороде и на голове показались белые, серебряные волосы. Те, кто его знал до революции, встречались теперь, смотрели на бело-серебряные волосы и говорили:
— Ты что же, отец, стал мукой торговать?
— Нет, — отвечал он, — серебром. Но дело не в этом. Его настоящее дело было — служить обществу, и еще он был врач и лечил людей, и еще он был очень добрый человек и всем, кто к нему обращался за советом, во всем помогал. И так, работая с утра и до поздней ночи, он прожил лет пятнадцать при Советской власти. Слышу, однажды на улице кто-то его останавливает.
— Дедушка, а дедушка, скажи…
И стал мой друг, прежний мальчик, с кем мы в старинной гимназии на одной скамейке сидели, дедушкой.
Так все время проходит, просто летит время, оглянуться не успеешь…
Ну хорошо, я продолжаю о друге. Белеет и белеет наш дедушка, и так наступает, наконец, день великого праздника нашей победы над немцами. И дедушка, получив почетный пригласительный билет на Красную площадь, идет под зонтиком и дождя не боится. Так проходим мы к площади Свердлова и видим там за цепью милиционеров вокруг всей площади войска — молодец к молодцу. Сырость вокруг от дождя, а глянешь на них, как они стоят, и сделается, будто погода стоит очень хорошая.
Стали мы предъявлять свои пропуска, и тут, откуда ни возьмись, мальчишка какой-то, озорник, наверно, задумал как-нибудь на парад прошмыгнуть. Увидел этот озорник моего старого друга под зонтиком и говорит ему:
— А ты зачем идешь, старый гриб?
Обидно мне стало, признаюсь, очень я тут рассердился и цап этого мальчишку за шиворот. Он же вырвался, прыгнул, как заяц, на прыжке оглянулся и удрал.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.


Урок изучения новой темы по литературе 5 класса, привить уважение к старшим.

Содержимое разработки

Донгак Любовь Байыр-ооловна

Мой лучший урок

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №5


Формирование у школьников умения анализировать прочитанный рассказ: выявление авторской позиции; научить ребят постигать глубину мысли писателя , пополнение словарного запаса.

Развитие познавательной деятельности, речи, памяти, расширение кругозора, любознательности, критического мышления.

Привить интерес к предмету, чувство бережного отношения к природе и уважения к старшим.

Оборудование урока: художественные тексты; мультимедийная презентация;

Технологии: использование ЭОР; технология развития дифференцированного обучения; элементы развития критического мышления.

Писать нужно о том, от чего не спится

1.Оргмомент.Создание благоприятного психологического настроя.

Доброе утро, ребята!

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке! Урок наш сегодня необычный, трудный. Вам предстоит много и серьезно работать. Помогут вам следующие слова. Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть все прекрасное

Все зависит от меня

Все в моих руках

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра .Итак, в добрый путь.

-Активизация мыслительной деятельности.

1.Беседа о М.Пришвине (слайд №1)

Жил на свете добрый волшебник.

Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных.

И сам с ними разговаривал.

И разговор деревьев понимал.

И с цветами здоровался.

А волшебником этим был хороший,

знаток и защитник природы…

-О ком эти строки?(О Михаиле Пришвине)

-Знакомы ли вы с его творчеством?(1 ученик рассказывает о детстве М.Пришвина)

3.Запишите число и тему урока. Работа с эпиграфом.

-Ребята, вы хорошо спите по ночам?

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Чьи это слова? Как вы думаете, от чего не спалось Гоголю?(Ответ: что-то неспокойно на душе; что-то терзало, тревожило душу писателя, что не давало спать).Возвратимся позже, когда проанализируем рассказ).

4.Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?(Я вам всем дала дифференцированные задания:

1 группа- сделать словарную работу , 2 группа-ответ на вопрос «Что увидели в рассказе? Что услышали? 3 группа- выписать описание гриба, найти ИВС в описании гриба).

5.Словарная работа.

-С какими непонятными словами мы встретились при чтении этого рассказа? Сейчас проверим, отгадав кроссворд.

1.Чем ценен старый гриб?(споры) Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.

Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.

Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.

2.О каком дне идет речь в рассказе?(паркий)

3.Как называется лес, где растут одни ели?(ельник)

4.От чьего имени ведется рассказ? (автор)

4.О каком грибе идет речь в рассказе?(сыроежка).

Вы вспомнили, что на прошлом уроке мы читали рассказ.

6.Беседа по содержанию рассказа: Что случилось с рассказчиком?(2 ряд)

а)Что делал автор в лесу?

б)Кого он встретил в лесу?

в)Что он увидел в лесу?

г)Как выпил воду?

Работа 3 ряда- беседа о грибе.

а)Какой это был гриб? Дайте описание гриба.(3 ряд)

б)Какое ИВС было использовано при описании гриба? (сравнение)

в)Чем помог старый гриб?

Итак, представьте себя на месте автора. Вот вы долго бродили по лесу, устали до смерти и захотели пить. Вдруг увидели гриб, полный воды. Что бы вы сделали?

- А как поступает Пришвин?

- Каким был этот человек?(Добрый, наблюдательный, внимательный, любящий природу)

-Если бы он был не таким, то как он выпил воду?(Найдите и прочитайте в тексте)-Срезал бы ножичком, выпил бы воду и шмякнул о дерево).

-А Пришвин мог себе позволить такое?(Нет)

Вывод: В природе не только нужно брать, но и давать. Старое нужно для нового(Созреют в грибе семена- споры. Ветер подхватит их , рассеет по лесу для будущих грибов)

7.Работа в тетрадях.

1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ “Старый гриб”? (Он сравнил жизнь и дела своего друга, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).

2.На чем построен рассказ? (Как вы видите, рассказ построен на противопоставлении).

3.Что чему противопоставлено? Работа с таблицей.

Старый гриб в лесу

Дает жизнь детям,ростит,заботится

3.Украшает лес, природу

Украшают нашу жизнь добром

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)

9.Комментированное чтение начала рассказа:

Учитель: Ребята, в наших учебниках рассказ дан в сокращении. Давайте прочитаем начало рассказа и проанализируем о чем этот рассказ.

( распечатанные тексты у всех учащихся на столах).

Старый гриб (начало рассказа)

Была у нас революция тысяча девятьсот пятого года. Тогда мой друг был в расцвете молодых сил и сражался на баррикадах на Пресне. Незнакомые люди, встречаясь с ним, называли его братом.

- Скажи, брат, - спросят его, - где. Назову улицу, и “брат” ответит, где эта улица. Пришла первая мировая война тысяча девятьсот четырнадцатого года, и, слышу, ему говорят;

Стали не братом звать, а отцом.

Пришла последняя большая революция. У моего друга в бороде и на голове показались белые, серебряные волосы. Те, кто его знал до революции, встречались теперь, смотрели на бело-серебряные волосы и говорили:

- Ты что же, отец, стал мукой торговать?

- Нет, - отвечал он, - серебром. Но дело не в этом. Его настоящее дело было - служить обществу, и еще он был врач и лечил людей, и еще он был очень добрый человек и всем, кто к нему обращался за советом, во всем помогал. И так, работая с утра и до поздней ночи, он прожил лет пятнадцать при Советской власти. Слышу, однажды на улице кто-то его останавливает.

- Дедушка, а дедушка, скажи.

И стал мой друг, прежний мальчик, с кем мы в старинной гимназии на одной скамейке сидели, дедушкой.

Так все время проходит, просто летит время, оглянуться не успеешь.

Ну хорошо, я продолжаю о друге. Белеет и белеет наш дедушка, и так наступает, наконец, день великого праздника нашей победы над немцами. И дедушка, получив почетный пригласительный билет на Красную площадь, идет под зонтиком и дождя не боится. Так проходим мы к площади Свердлова и видим там за цепью милиционеров вокруг всей площади войска - молодец к молодцу. Сырость вокруг от дождя, а глянешь на них, как они стоят, и сделается, будто погода стоит очень хорошая.

Стали мы предъявлять свои пропуска, и тут, откуда ни возьмись, мальчишка какой-то, озорник, наверно, задумал как-нибудь на парад прошмыгнуть. Увидел этот озорник моего старого друга под зонтиком и говорит ему:

- А ты зачем идешь, старый гриб?

Обидно мне стало, признаюсь, очень я тут рассердился и цап этого мальчишку за шиворот. Он же вырвался, прыгнул, как заяц, на прыжке оглянулся и удрал.

Парад на Красной площади вытеснил на время из моей памяти и мальчишку и “старый гриб”. Но когда я пришел домой и прилег отдохнуть, “старый гриб” мне опять вспомнился. И я так сказал невидимому озорнику:

- Чем же молодой-то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов.

И вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Было это под осень, когда березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки.

- Кто не понимает этого в рассказе? (Мальчик)

- Какой он? (озорной)

- Согласен ли автор с этим мальчиком?

-После этого случая автор пришел домой грустный и долго не смог уснуть. Почему?(автор размышлял над мучительным вопросом: как нужно сделать так, чтобы озорной мальчишка сам понял свою ошибку) Возврат к эпиграфу-От чего не спят писатели? ( ответ:писатели не спят по ночам от человеческого равнодушия, от избытка несправедливости в жизни, от неуважения к старшему, от безнравственности);

- Почему писатель не отругал мальчика здесь же? Или не сдал в милицию? Сообщил в школу? (Мальчик все равно бы не понял своей ошибки. А таких озорников по всей стране очень много.)

Вывод: вот почему не спят по ночам писатели, вот как они работают . Они не спят по ночам от людских ошибок, пороков, глупости. Они оберегают детей от ошибок, учат их добру.

-Чем ценен, полезен старый человек?

Вывод: старые люди дают жизнь другим, поят, кормят, заботятся, воспитывают их. Можно ли к ним так относиться ,назвав старым грибом?

-Какие уроки доброты вам преподнес дедушка Пришвин?(бережное отношение к природе и уважение к старшим).

-О чем этот рассказ? (О любви к природе и об уважении к старшим).

-Какова идея рассказа? О чем хотел сказать дедушка Пришвин?

-Почему мы должны беречь природу? Уважать старших?( Чтобы дети уважали старших. Потому что , когда они вырастут, их тоже будут уважать дети . Таким образом происходит связь поколений )

Вывод: Природа и человек-звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать. Следовательно, о чем заботился Пришвин? (он размышляет над вопросами нравственности, он формирует правильный характер )

-Какова позиция автора? Какие слова это подчеркивают? (ДРУГ-ОТЕЦ-Дедушка – СТАРЫЙ ГРИБ)

-На чьей он стороне? Кого осуждает? Можно ли назвать старого человека так?

- Какой смысл заложен в названии рассказа?

- «Лечат они меня! Лечат! И опять всю ночь прокашлял и не спал. Разбитый, потный, старый, вспомнил почему-то старый гриб, стал его сравнивать и не нашел ни у кого такого красивого, простого и правдивого рассказа. От этого раздумья мне стало хорошо на душе.

Читайте также: