Сразу поймешь человека когда он стоит перед вашими книжными полочками сочинение

Обновлено: 07.07.2024

(1)Сходу усвоишь человека, когда он стоит перед вашими книжными полочками! (2)Прибывает к вам: здрасте здрасте, сядет в кресло около самых книжек, глазом покосится и начнет разговор про то, что читали ли нынче, какая вышла трагедия в метро и нордсюде, и что Дон-Аминадо пишет по индийскому вопросу свои стихи. (3)Разговариваем, а мне удивительно, как это, около самых книжек сидя, человек не посмотрит внимательно на редкости. (4)У меня, к примеру, в первом издании сказки Афанасьева, и в хороших переплетах, на уровне самого его носа, и хоть бы чихнул!
(5)И вижу человек не истинный. (6)То есть, окончательно, превосходный человек и в своих интересах очень серьезный, при синем галстуке, носки с подабающей просинью и пробор на волосах, все отлично, но не нашего полета, не из книголюбов. (7)Иной раз стараюсь занять разговором, что вот у Березина-Ширяева ошибочно указан год издания, и сходу человек начинает как бы внутренне позевывать, для чего пришел; я, разговаривает, очень тороплюсь домой, извините. (8)Ну что же до свиданья!
(9)Иной же человек, только вошел сразу ко мне спиной и прилип к полкам. (10)Неужто, говорит, у вас есть 3-ий том словаря Геннади? (11)И тут я весь как бы в блистанье счастья, поэтому что этого человека я быстро не отпущу, дам ему понюхать и Губерти, и Бурцева, и Сопикова, и Обольянинова, и какая у меня грамматика издания Академии, и стопочка песенников от Ильинских ворот, и найдется гравюрка большого Уткина, и снегиревское писанье о лубочных картинах, и кое-что по доли книжного знака, а в заключенье развяжу бантики рукодельной папочки и поражу человека моей гордынею Щеголеватой аптекой.
(12)Малюсенько у меня, сущие пустяки но обвеяно любовью и скреплено в корешочках искреннею привязанностью, поэтому что рождено до нас и нас переживет, а радости в мире так малюсенько. (13)Показываю книжку за книжкой, а в горле моем дрожит комочек сердитых переживаний, и, ясно вижу, он тоже беспокоится, торопится поведать, какая у него была уникальность в бытность его в Москве, когда навещал книготорговлю Шибанова. (14)И ему охото больше порассказать, и я тороплюсь выложить свое, и не можем наговориться, так что в дверь мне тихо постукивают и спрашивают: Что же он, гость-то, остается обедать или как? (15)Но даже и такое предостереженье не
может сходу облагоразумить.
(16)Вот это, означает, попался собственный человек, книголюб сумасбродный!
(17)Так и расцениваю человека.


Осоргин Михаил Андреевич

  • Valera Chubin
  • Русский язык
  • 2019-09-24 10:43:51
  • 6
  • 1

Создатель призывает людей читать книжки, ведь это долгие и кропотливые труды многих писателей. Творцу больно смотреть когда люди проходят мимо и не обращают на них внимания. (ну сами придумаете, позицию я отыскал).

На чем я основывался:

во-первых, создатель перечислил огромное количество писателей, причём российских.

во-вторых, предложения 16 и 17, как бы указывает вывод, т.е. он(создатель) готов разговаривать только с тем, кто любит книжки так же, как и он сам.

в предлодении 4 он как бы осуждает человека, за его пессимизм по отношению к книжкам.

img

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на трудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(По И. Медведевой)

ЗАДАНИЕ 1

  1. В предлагаемом тексте автор призывает читателя задуматься о социальных и экономических проблемах России.
  2. Задача автора — воздействовать на читателя, убедить его. Поэтому текст можно отнести к публицистическому стилю.
  3. В тексте присутствуют различные языковые средства: риторические вопросы, обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты. ), побудительные и восклицательные предложения, ряды однородных членов (ее единственная забота, ее. радость. и т. д.), обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность высказывания (И стыдно бывает. И только ты. Вот и у стариков. ), частиц с усилительным значением (И стыдно. -, она-то. ; ты-то. ; И только ты. ; а потом. и т. п.). Многие из этих средств помогают автору создавать атмосферу доверительного разговора, что широко используется в публицистике.
  4. Предложение (Ох уж эта бабушка!) со значением оценки характерно для разговорной речи.
  5. Автор текста не дает ответ на вопрос, сформулированный в 3-м абзаце (..что делать. )

ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите подчинительный временной союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в пятом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДВОР, -а, муж.
1. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.
2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство. Деревня в сто дворов.
3. Отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме, усадьбе. Ворота во д. Сарай во дворе. Скотный, птичий, конский д. (в усадьбе: для содержания скота, птицы, лошадей).
4. В некоторых сочетаниях название производственных участков, учреждений. Машинный д. Литейный д. Грузовой д. Монетный д.

ЗАДАНИЕ 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Марью Дмитриевну знала ЦАРСТВЕННАЯ фамилия, знала вся Москва и весь Петербург
В прошлом году ДИПЛОМАНТОМ конкурса стал Сергей Иванов.
КОРЕННЫЕ жители этого издавна ловили рыбу на этой реке.
Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой ПОЧТЕННОЙ дамы, и что же?
Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему ЕДИНСТВЕННОМУ сыну.

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

согласно РАСПИСАНИЮ
пара НОСКОВ
ЗАСОХНУЛ на ветру
пять КИЛОГРАММОВ
около ПОЛУТОРАСТА метров

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе.
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог сформулировать свои мысли правильно.
8) Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

1) документ, горизонтальный, аннотация
2) расстегнуть, смотритель, отказаться
3) патриот, адресат, эксперимент
4) полагать, палисадник, очертания
5) костер, ресницы, ветеран

без..скусный, по..скать, вз..мать
пр..бежать, с..звездие, об..йти
чере..чур, в..помнить, ни..вергать
пр..чудливый, пр..ютить, пр..мер
четырех..ярусный, под..ём, ад..ютант

буш..вать, голуб..нький
яблон..вый, прожорл..вый
мешоч..к, ружь..цо
глуб..на, старш..нство
фламанд..кий, тка..кий

вытерп..шь, завис..мый
выкач..нная (бочка), неотъемл..мый
навар..шь, постел..шь
раска..вшийся, отча..нная
расстро..шься, увлека..мый

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал.
Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде.
Будешь жить так, как будто тебя нет или как будто ты (НЕ)КЛИМ, а Дмитрий.
Из всех взрослых мама самая трудная, о ней почти нечего думать, как о странице тетради, на которой еще ничего (НЕ)НАПИСАНО.
Это был высокий старик в шапке волос, курчавых, точно овчина, грязно-серая борода обросла его лицо от глаз до шеи, сизая шишка носа едва заметна на лице, рта совсем (НЕ)ВИДНО, а на месте глаз тускло светятся осколки мутных стекол.

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ЧТО(БЫ) ни говорил и ни делал этот человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ, Тезкин ему больше не верил.
Жизнь казалась ему чем-то (В)РОДЕ контрольной работы, которую он одолевал играючи и молниеносно, а (ПО)ТОМУ неудача на вступительных экзаменах его подкосила.
(ИЗ)ЗА тумана ничего не было видно (ВО)КРУГ.
Очень долго он не мог уснуть, ворочался, а (ЗА)ТЕМ достал из нижнего ящика стола потертую тетрадь, зажег свечи читал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
2) Они встречались почти каждый день пили чай и говорили о том о сем.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку ни даже на Серафиму.

ЗАДАНИЕ 17

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тезкин (1) храня в душе и теле верность (2) канувшей в лето художнице (3) с большим сочувствием относился к попыткам друга (4) встретить за каким-нибудь столиком прекрасную даму.

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Здесь (1) друг Горацио (2) у датских берегов
Ты много не разыщешь (3) дураков,
Кто бы своё так изощрял воображенье,
Когда потеха – в грош.
Не выкажи (4) прошу (5) пренебрежения
К неимоверному рассказу моему…
Но, вижу (6) друг (7) рассудок добросовестный (8) твой делит
Неблагодарная двоякость впечатления.

ЗАДАНИЕ 19

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился.

ЗАДАНИЕ 20

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Этот Швабрин превеликий плут (1) и (2) если попадется ко мне в руки (3) то я велю его судить (4) в двадцать четыре часа (5) и мы расстреляем его на парапете крепости.

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

Оцениваю человека

(5)И вижу – человек не настоящий. (6)То есть, конечно, хороший человек и в своих интересах весьма обстоятельный, при синем галстуке, носки с должной просинью и пробор на волосах, все отлично, – но не нашего полета, не из книголюбов. (7)Иной раз стараюсь занять разговором, что вот у Березина-Ширяева неправильно указан год издания, – и сразу человек начинает как бы внутренне позевывать, зачем пришел; я, говорит, очень тороплюсь домой, извините. (8)Ну что же – до свиданья!

(16)Вот это, значит, попался свой человек, книголюб сумасбродный!

(17)Так и расцениваю человека.

1) Человек, который не интересуется книгами, не настоящий.
2) Автор никогда не разрешает прикасаться к своим книгам.
3) Гостю, который любит книги, хочется рассказать много интересного.
4) Если человек хорошо одет, то он, наверняка, любит и хорошую литературу.
5) Радостей в мире много.

1) Предложение 6 содержит элементы описания
2) В предложении 11 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 10.
3) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.
4) В предложении 3 представлено рассуждение.
5) В предложении 15 содержится вывод, следствие из содержания предложения 14.

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 12-17 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Класс русского языка и литературы

Класс русского языка и литературы

Класс русского языка и литературы запись закреплена

(1)Сразу поймешь человека, когда он стоит перед вашими

Осоргин Михаил Андреевич

Текст Симонова К.

– (3)Достану, – сказал Школенко.

(4)Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска, приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку, потом огляделся и, подумав, взял припасённую в солдатском мешке медную проволочку и спрятал её в карман. (5)Идти предстояло вдоль берега. (6)После утреннего дождя земля ещё не просохла, и на тропке были хорошо видны уходившие в лес следы.

(10)Торопиться было незачем: цель была на виду. (11)Он прочно упёрся левой рукой в дно ямы, вцепился в землю так, чтобы рука не скользнула, и, приподнявшись, швырнул гранату. (12)Когда он увидел, что шестеро лежат неподвижно, а один, тот, который стоял у миномёта, продолжает стоять около него, удивлённо глядя на изуродованный осколком гранаты ствол, Школенко вскочил и, вплотную подойдя к немцу, не сводя с него глаз, знаками показал, чтоб тот отстегнул у себя парабеллум и бросил на землю, чтоб взвалил пулемёт на плечи. (13)Немец послушно нагнулся и поднял пулемёт. (14)Теперь у него были заняты обе руки.

(15)Так они и пошли обратно – впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко.

(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня.

– (17)Хорошо, – сказал командир полка, – одну задачу, – он кивнул на капитана Кошелева, – вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты.

– (18)Узнаю, – коротко сказал Школенко, – один пойду?

– (19)Один, – сказал Кошелев.

(20)Школенко посидел примерно с полчаса, вскинул автомат и, уже не добавляя гранат, снова пошёл в ту сторону, что и утром.

(21)Теперь он взял правее деревни и ближе к реке, прячась в росших по обочинам дороги кустах. (22)Идти пришлось по длинной лощине, пробираясь сквозь густой, царапавший руки и лицо орешник, через мелколесье. (23)Возле большого куста были хорошо видны три миномёта, стоявшие в балке.

(24)Школенко лёг плашмя и вытащил бумагу, на которой он заранее решил начертить для точности, где именно стоят миномёты. (25)Но в ту секунду, когда он принял это решение, семеро немцев, стоявших у миномётов, подошли друг к другу и сели у ближнего к Школенко миномёта, всего в восьми метрах от него. (26)Решение родилось мгновенно, может быть, так мгновенно оттого, что только сегодня, в точно такой же обстановке, ему уже один раз повезло. (27)Взрыв был очень сильным, и немцы лежали убитые. (28)Неожиданно в двух десятках шагов от него в кустах сильно зашуршало. (29)Прижав к животу автомат, Школенко пустил туда длинную очередь веером, но из кустов вместо немцев выскочил его хороший знакомый Сатаров, боец 2-го батальона, несколько дней тому назад взятый в плен. (30)Вслед за ним из кустов вышли ещё шестнадцать человек. (31)Трое были окровавлены, одного из них поддерживали на руках.

– (32)Ты стрелял? – спросил Сатаров. – (33)Вот, поранил их, – показал Сатаров рукой на окровавленных людей. – (34)А где же все?

– (35)А я один, – ответил Школенко. – (36)А вы тут что?

– (37)Мы могилу себе рыли, – сказал Сатаров, – нас двое автоматчиков стерегли, они, как услышали взрыв, убежали. (38)А ты, значит, один?

– (39)Один, – повторил Школенко и посмотрел на миномёты. – (40)Скорее миномёты берите, сейчас к своим пойдём.

(41)Он шёл сзади вырученных им из плена и видел окровавленные тела раненых, и горькое выражение появлялось на его лице.

(42)Через полтора часа они дошли до батальона. (43)Школенко отрапортовал и, выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов и ничком лёг на землю. (44)Усталость сразу навалилась на него: открытыми глазами он смотрел на травинки, росшие около, и казалось странным, что он вот живёт, и кругом растёт трава, и всё кругом такое же, как было.

(По К. М. Симонову*)

* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) – русский советский журналист и прозаик, киносценарист.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)То, как выглядит цветок, во многом зависит от способа, которым он опыляется. (2)Виды, которые опыляются ветром, обычно мелкие, невзрачные, без яркой окраски, поскольку им не нужно привлекать внимание насекомых и птиц для распространения своей пыльцы. (3) . цветки, опыление которых зависит от существ, переносящих пыльцу, должны привлекать их внимание, так как они помогут осуществить перекрестное опыление, такие цветки более привлекательны.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ инфор-мация, содержащаяся в тексте?

1) Внешний вид цветка зависит от способа опыления: привлекательные цветы обычно опыляются живыми существами, а мелкие и невзрачные – ветром.
2) Цветки, которые опыляются ветром обычно мелкие и невзрачные, поскольку им не нужно привлекать внимание насекомых и птиц.
3) Цветки, которым необходимо привлекать внимание существ, переносящих пыльцу, обычно бывают более привлекательными.
4) Способ опыления влияет на внешность цветка: если опыление осуществляется ветром, то цветок будет мелким и невзрачным, если опыление происходит при участии насекомых и птиц, то цветок будет привлекательным.
5) Насекомые и птицы помогают осуществлять перекрестное опыление, поэтому цветам необходимо подстраиваться под них

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД.
Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Внешний облик кого-л.; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий вид у кого-л. Требования к внешнему виду военнослужащего. Появиться в нетрезвом виде. Делать вид (притворяться).
2. Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна.Снять комнату с видом на море.
3. Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. Виды Крыма. Альбом с видами Москвы.
4. Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. Виды на будущее. Виды на урожай. Вид на жительство.
5. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло - вид мебели.
6. Лингв. Грамматическая категория, обозначающая характер протекания глагольного действия. Совершенный, несовершенный вид.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

оптОвый баловАть прИбыв добелА досУг

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Марью Дмитриевну знала ЦАРСТВЕННАЯ фамилия, знала вся Москва и весь Петербург
В прошлом году ДИПЛОМАНТОМ конкурса стал Сергей Иванов.
КОРЕННЫЕ жители этого издавна ловили рыбу на этой реке.
Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой ПОЧТЕННОЙ дамы, и что же?
Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему ЕДИНСТВЕННОМУ сыну.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
согласно РАСПИСАНИЮ
пара НОСКОВ
ЗАСОХНУЛ на ветру
пять КИЛОГРАММОВ
около ПОЛУТОРАСТА метров

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложе-ниями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе.
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог сформулировать свои мысли правильно.
8) Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

1. отм..рающий, ск..чок, оз..рение
2. пом..риться, заг..релый, водор..сли
3. ед..нение, аб..жур, см..тритель
4. ск..куны, бл..стящий, попл..вок
5. пор..вняться, р..внина, тв..рение

1. буш..вать, голуб..нький
2. яблон..вый, прожорл..вый
3. мешоч..к, ружь..цо
4. глуб..на, старш..нство
5. фламанд..кий, тка..кий

1. вытерп..шь, завис..мый
2. выкач..нная (бочка), неотъемл..мый
3. навар..шь, постел..шь
4. раска..вшийся, отча..нная
5. расстро..шься, увлека..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал.
Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде.
Будешь жить так, как будто тебя нет или как будто ты (НЕ)КЛИМ, а Дмитрий.
Из всех взрослых мама самая трудная, о ней почти нечего думать, как о странице тетради, на которой еще ничего (НЕ)НАПИСАНО.
Это был высокий старик в шапке волос, курчавых, точно овчина, грязно-серая борода обросла его лицо от глаз до шеи, сизая шишка носа едва заметна на лице, рта совсем (НЕ)ВИДНО, а на месте глаз тускло светятся осколки мутных стекол.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ЧТО(БЫ) ни говорил и ни делал этот человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ, Тезкин ему больше не верил.
Жизнь казалась ему чем-то (В)РОДЕ контрольной работы, которую он одолевал играючи и молниеносно, а (ПО)ТОМУ неудача на вступительных экзаменах его подкосила.
(ИЗ)ЗА тумана ничего не было видно (ВО)КРУГ.
Очень долго он не мог уснуть, ворочался, а (ЗА)ТЕМ достал из нижнего ящика стола потертую тетрадь, зажег свечи читал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2) Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку Раевскую ни даже на Серафиму Хренову.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тезкин (1) храня в душе и теле верность (2) канувшей в лето художнице (3) с большим сочувствием относился к попыткам друга (4) встретить за каким-нибудь столиком прекрасную даму.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Здесь (1) друг Горацио (2) у датских берегов
Ты много не разыщешь (3) дураков,
Кто бы своё так изощрял воображенье,
Когда потеха – в грош.
Не выкажи (4) прошу (5) пренебрежения
К неимоверному рассказу моему…
Но, вижу (6) друг (7) рассудок добросовестный (8) твой делит
Неблагодарная двоякость впечатления.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Этот Швабрин превеликий плут (1) и (2) если попадется ко мне в руки (3) то я велю его судить (4) в двадцать четыре часа (5) и мы расстреляем его на парапете крепости.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

Оцениваю человека

(5)И вижу – человек не настоящий. (6)То есть, конечно, хороший человек и в своих интересах весьма обстоятельный, при синем галстуке, носки с должной просинью и пробор на волосах, все отлично, – но не нашего полета, не из книголюбов. (7)Иной раз стараюсь занять разговором, что вот у Березина-Ширяева неправильно указан год издания, – и сразу человек начинает как бы внутренне позевывать, зачем пришел; я, говорит, очень тороплюсь домой, извините. (8)Ну что же – до свиданья!

(16)Вот это, значит, попался свой человек, книголюб сумасбродный!

(17)Так и расцениваю человека.

1) Человек, который не интересуется книгами, не настоящий.
2) Автор никогда не разрешает прикасаться к своим книгам.
3) Гостю, который любит книги, хочется рассказать много интересного.
4) Если человек хорошо одет, то он, наверняка, любит и хорошую литературу.
5) Радостей в мире много.

1) Предложение 6 содержит элементы описания
2) В предложении 11 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 10.
3) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.
4) В предложении 3 представлено рассуждение.
5) В предложении 15 содержится вывод, следствие из содержания предложения 14.

25. Среди предложений 12-17 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: