Создание грибоедовым типических характеров сочинение

Обновлено: 04.07.2024

По возвращении из Ирана Грибоедов служит дипломатическим советником при командующем Особой русской армией на Кавказе, герое Отечественной войны 1812 года генерале А. П. Ермолове. В эту пору революционное, национально-освободительное движение в ряде стран волновало передовую дворянскую интеллигенцию. Сам Ермолов, по-видимому, знал о существовании в столице тайного политического общества. В окружении командующего войсками было много декабристски настроенной молодежи. На Кавказе находились Якубович, Кюхельбекер и другие. Все это способствовало дальнейшему развитию в Грибоедове декабристских взглядов и настроений.

Особенно сблизился писатель с Кюхельбекером — лицейским другом Пушкина. Всю свою жизнь вспоминал потом Кюхельбекер о дружбе с Грибоедовым. Этой близости, несомненно, способствовали общность свободного образа мыслей, обоюдное стремление к развитию русской национальной культуры.

III. Создание Грибоедовым типических характеров: А)Докажите что Чатский тип борца…

I. Характеристика исторической эпохи, отраженной в комедии (начало XIX в.) : 1. зарождение прогрессивных декабристских идей;

2. назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми;

3. Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.

II. Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций:

а) молоды; имеют определенные взгляды на жизнь;

б) умны, образованны (отметить широту образования Чацкого) ;

в) принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий — дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин — секретарь Фамусова и живет в его доме) ;

в) достижение цели (Чацкий — стремление честно служить; Молчалин — желание достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством) ;

д) отношение с окружающими (Чацкий — благородство и порядочность; Молчалин — способность на подлость и предательство) ;

з) отношения в обществе (Чацкий — резкое неприятие существующих порядков в фамусовском обществе, порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин — полностью принимает законы фамусовско-го общества и становится незаменимым для него) .

III. Создание Грибоедовым типических характеров:

1) образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы;

4) Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Мол-чалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.

Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 (?) — 30 января (11 февраля) 1829). Русский драматург, поэт и дипломат, композитор, пианист.

Происходит из обеспеченной родовитой семьи, обучался в Благородном пансионе.

Современники свидетельствуют о нем, как об очень талантливом и быстро развивающемся юноше.

В 11 лет поступил в университет, в 15 лет окончил словесное отделение философского факультета. Получив звание кандидата словесных наук (1808), поступил на этико-юридическое, а затем на физико-математическое отделения

В 1812г. Грибоедов добровольцем вступил в Московский гусарский полк, однако из-за болезни участия в боевых действиях не принимал, но служил в звании корнета.

С 1817г. А.С.Грибоедов служит в Коллегии иностранных дел в Петербурге.

Знакомится с А.С.Пушкиным, сближается с декабристами.

В 1826г. арестован по подозрению к причастности к заговору, подготавливаемом декабристами, но отпущен за недостатком улик.

1829г. — Дипломатическая миссия в Тегеране. Во время визита А.С.Грибоедов погибает (закидан камнями и изрублен).

Сатира на аристократическое московское общество того времени

Черты классицизма: говорящие имена-характеристика (любопытно, что изначально Чацкий был Чадским), единство места-времени,

Черты просвещения: гражданский пафос, тема дворянства – воспитания и становления,

Черты романтизма: двоемирие, противостояние героя и общества, импульсивность, (связь с декабристами?), тема разочарованности.

Черты реализма (критического): социальный конфликт, тема дворянства, эстетический материализм, злободневность.

  • Ранние театральные формы
  • Античность Античный театр. Вводная
  • Праздники Великих Дионисий
  • Возникновение театра в Древней Греции
  • Устройство театрального здания в Древней Греции
  • Древняя Греция . Часть 1
  • Древняя Греция. Часть 2
  • Биографии Трагиков Греции Краткие дополнения к биографиям античных трагиков
    Римский театр добавление
    Биографии трагиков Рима
    Вводная лекция
    Вводная лекция
    Эпоха Возрождения в Англии
    Испанское возрождение
    Ренессанс во Франции
    Вводная лекция
    Французская драматургия
    Немецкий театр
    Вводная лекция
    Вводная лекция
    Натурализм и натуралистическая драма
    Стилевые направления
    Экзистенциализм и Ж.-П.Сартр
    Абсурд
    Скоморошество

III. Создание Грибоедовым типических характеров: А)Докажите что Чатский тип борца…

I. Характеристика исторической эпохи, отраженной в комедии (начало XIX в.) : 1. зарождение прогрессивных декабристских идей;

2. назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми;

3. Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.

II. Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций:

а) молоды; имеют определенные взгляды на жизнь;

б) умны, образованны (отметить широту образования Чацкого) ;

в) принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий — дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин — секретарь Фамусова и живет в его доме) ;

в) достижение цели (Чацкий — стремление честно служить; Молчалин — желание достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством) ;

д) отношение с окружающими (Чацкий — благородство и порядочность; Молчалин — способность на подлость и предательство) ;

з) отношения в обществе (Чацкий — резкое неприятие существующих порядков в фамусовском обществе, порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин — полностью принимает законы фамусовско-го общества и становится незаменимым для него) .

III. Создание Грибоедовым типических характеров:

1) образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы;

4) Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Мол-чалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.

Последний год жизни А. С. Грибоедова

В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург отправился в Тавриз, где находились иностранные миссии.

Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить русских пленных для отправки домой. Деятельность его осложнялась крайней бедностью разоренной войной страны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствовавших установлению дружеских отношений между Россией и Персией.

III. Создание Грибоедовым типических характеров: А)Докажите что Чатский тип борца…

I. Характеристика исторической эпохи, отраженной в комедии (начало XIX в.) : 1. зарождение прогрессивных декабристских идей;

2. назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми;

3. Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.

II. Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций:

а) молоды; имеют определенные взгляды на жизнь;

б) умны, образованны (отметить широту образования Чацкого) ;

в) принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий — дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин — секретарь Фамусова и живет в его доме) ;

в) достижение цели (Чацкий — стремление честно служить; Молчалин — желание достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством) ;

д) отношение с окружающими (Чацкий — благородство и порядочность; Молчалин — способность на подлость и предательство) ;

з) отношения в обществе (Чацкий — резкое неприятие существующих порядков в фамусовском обществе, порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин — полностью принимает законы фамусовско-го общества и становится незаменимым для него) .

III. Создание Грибоедовым типических характеров:

1) образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы;

4) Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Мол-чалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.

ЖЗЛ: Трагедия комедии и жизни Грибоедова

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…

Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 января (15 н.с.) 1795 года

в Москве в семье офицера русской гвардии, обеспеченного родовитого дворянина. В раннем детстве получал хорошее домашнее образование, позже учился в Московском университетском пансионе.


С 1806 по 1812 год Грибоедов

студент Московского университета.

В Москве А. С. Грибоедов застает начало Отечественной войны, и поступает на военную службу в Московский гусарский полк.

В 1815 году Грибоедов

В 1818 году Александр Сергеевич Грибоедов

был направлен секретарем русской миссии в Персию.

В 1820 году

С февраля 1822 года А.С. Грибоедов

работает секретарем по дипломатической части при генерале русских войск в Тифлисе А. П. Ермолове.

В период с 1823 по 1825 год

Грибоедов на время оставил службу и вернулся на родину.

В конце сентября 1825 года Грибоедов

снова прибыл на Кавказ.

В конце января 1826 года

был арестован по делу декабристов, однако за не имением доказательств был освобожден.

С 1826 года Грибоедов

работает дипломатом на Кавказе.

В 1827 году

ведает дипломатическими сношениями с Турцией и Персией, получает назначение полномочным министром в Персию.

30 января 1829 года

в Тегеране Грибоедов был убит фанатичной толпой мусульман, разгромивших русскую миссию. Александр Сергеевич Грибоедов похоронен в монастыре Св. Давида в Тбилиси.

Как личность Грибоедов не характерен для своего времени.


Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными.


Занимая большой пост, Фамусов признаёт, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку.

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он презирает людей, готовых У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.

Однако, каким делом занят сам Чацкий? Что он несёт миру, кроме обличения старых порядков? Не на таких ли восторженных умах пытаются во все времена взрастить общественный протест, который выливается в бесплодное и опасное:

Мы старый мир разрушим до основания, а затем, мы наш, мы новый мир построим!

С ума сошёл. Ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!


А сам Чацкий бежит от него:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! — Карету мне, карету!

Что делать с таким типом людей?

И в то же время и перед самими такими людьми должен был бы возникнуть вопрос:

Как себя вести в обществе? Какому делу служить?

Грибоедов схватил в образе Чацкого дух нарастающего простеста против царского режима, не желающего меняться:

По духу времени и вкусу Он ненавидел слово раб…

Но в то же время он указует, что это определённая мода, вкусы времени, отразив таким образом тенденцию, охватившую многих молодых людей, одним из проявлений которой стало Восстание декабристов. Хотя история не знает сослагательного наклонения, но стоит задуматься о том, какие последствия были бы, увенячайся затея декабристов успехом? Кто получил бы большие выгоды от разрушения декабристами государственности России и погружения страны в смутное межвременье всегда возникающее во времена революций? Россия?



Декабристы перед восстанием

Мефистофель

Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нём мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколата, Да модная болезнь: она Недавно вам подарена.

Мефистофель

…таким вещам научат, Каких, конечно, нам не выдумать с тобой.

Грибоедов словами Чацкого в этом эпизоде выражает своё отношение к тайным обществам:

Вот меры чрезвычайны, Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны.

Чацкий вопрошает о том есть или нет какие-то конкретные дела у этого тайного общества, когда Репетилов (и с ним Грибоедов) характеризует эти заседания словами:

Не место объяснять теперь и недосуг, Но государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело, Нельзя же вдруг.

Но сделав этот лёгкий намёк на восстание Грибоедов уходит от темы, переключается на другое, в конечном итоге не дав рецепта разрешения назревших в обществе проблем.

Белинский в разные годы относился к комедии и конкретно к Чацкому по-разному, что объясняется эволюцией его литературно-критических взглядов. Приведём справедливую оценку (в письме Боткину в 1840 г.):

Это благороднейшее, гуманистическое произведение, энергический (при этом ещё первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр.

…несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, изумительно начертанные великими талантами как болезненные порождения отжившего века.

Гончаров выделяет в комедии две линии: любовную драму Чацкого и общественную его драму. Оценки Гончарова оказали значительное влияние на все последующие интерпретации комедии и её героев.

По мнению Гончарова:

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь всё одна… Значение Чацкого шире, чем обычного психологического типа. В нём общечеловеческие черты: Чацкий — воин и «притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.


В письме П. Вяземскому 28 января 1825 г. Пушкин писал более конкретно:

Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины

.
Чацкий совсем не умный человек
— но Грибоедов очень умён.

В письме Бестужеву Пушкин говорит о Чацком:

Всё, что говорит он,— очень умно. Но кому говорит он всё это? Фа­мусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молча­лину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело

, и не ме­тать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.

Жёсткая, но верная оценка Чацкого, данная Пушкиным, как психологического типа, подобного декабристам, которых легко использовали втёмную, поскольку те, хотя и были людьми эрудированными и начитанными, но не были умными, в пушкинском понимании умности, не видели с кем имеют дело и к чему их ведут, не владели способностью предвидеть, которую Пушкин описал так:

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.


Три писателя подарили нашему народу больше всех крылатых слов, ставших, по сути, поговорками, родной обиходной речью. Это — Крылов, Грибоедов, Пушкин. Если же учесть, что Грибоедов написал только одно произведение, то в этом смысле его можно поставить на первое место.

О стихах я не говорю — половина — должна войти в пословицы.

Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом зачастую правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих, а в обществе — чиновничья волокита и бюрократизм.

Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остаётся ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается.

Преодолеть же её можно, прежде всего оставаясь всегда оптимистом и в первую очередь трудясь над собой, преодолевая в себе и Фамусова, и Скалозуба, и Молчалина, и Репетилова, и особенно бесплодно протестующего Чацкого, становясь Человеком с большой буквы с языком правдивым, свободным и вещим и по жизни дружного с волею небесной.

“Горе от ума” – одно из самых злобо-
дневных произведений в русской литерату-
ре. Это блестящий пример тесной связи ли-
35
тературы с общественной жизнью. Пробле-
мы, поставленные в комедии, продолжают вол-
новать русскую общественную мысль и сей-
час, спустя столетия.
В комедии передана атмосфера смены исто-
рических эпох. В высказываниях различных
персонажей комедии возникает реалистичес-
кий образ старой Москвы Екатерининских вре-
мен, нравы барского общества и вечный кон-
фликт двух поколений.

/> Конфликт произведения раскрывается
и с помощью внесценических персонажей.
Благодаря этому фону расширяется картина
жизни столичного дворянства. Все внесцени-
ческие персонажи можно условно разделить
на две большие группы: лагерь Фамусова и
лагерь Чацкого. Большая часть их примыка-
ет к фамусовскому кругу. Особенно запоми-
нается дядюшка Фамусова. Максим Петро-
вич – идеал для людей этого круга, он делал
карьеру, не брезгуя никакими средствами,
унижаясь перед всесильной Екатериной. Фа-
мусов, восторженно рисуя его стремитель-
ный взлет, нравоучительно говорит:

“Упал
он больно – встал здорово. Зато, бывало,
в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при
дворе приветливое слово?”. Фамусов забыва-
ет о другом: время “дураков” проходит. Чац-
кий считает Фамусова недалеким, а подоб-
ные идеалы вызывают в нем только гнев. Он
с горечью говорит: “Как тот и славился, чья
чаще гнулась шея”. Все жизненные блага
представители “века минувшего” получали
за то, что унижали свое человеческое досто-
инство, забывая о дворянской чести.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петрови-
ча, который тоже является идеалом Фамусо-
ва. Он сумел не только свою жизнь устроить,
но и о близких не забыл:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат…
Что за тузы в Москве живут и умирают.
Не уступают мужчинам и представитель-
ницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яр-
кий пример – Татьяна Юрьевна, которая
близко знакома с “чиновными и должностны-
ми”. Фамусов говорит:
А дамы? – сунъся кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей…
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
Очень большой вес в обществе имеет княги-
ня Марья Алексевна, мнения которой очень бо-
ится Фамусов. Чацкий высмеивает этих “влас-
тительниц”, их пустоту, глупость и вздорный
характер.
Кроме “тузов”, в дворянском обществе
есть люди и помельче. Их больше, и поэтому
они являются типичными представителями
среднего дворянства. Представители этого
типа – Загорецкий и Репетилов, а из вне-
сценических можно назвать “черномазенько-
го, на ножках журавлиных”, а также “троих
из бульварных лиц” , о которых упоминает
Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность
перед “столпами” московского дворянства,
стараются им услужить, раболепствуют, за-
воевывая их благосклонность. Дух угодниче-
ства и лицемерия пронизывает все фамусов-
ское общество.
Все внесценические персонажи необходи-
мы для того, чтобы оттенить характеры глав-
ных действующих лиц, раскрыть их полнее.
Восхищение Фамусова ничтожными людьми
подчеркивает его ограниченность. Отсюда
можно сделать вывод, что он добился поло-
жения в обществе и стал влиятельным “ту-
зом” благодаря умению использовать любые
средства для достижения своей цели. Когда
он упрекает Софью, что она похожа на мать
тем, что “чуть из постели прыг” – уже с мо-
лодыми людьми, то можно не сомневаться: он
женился по расчету. Чванливый по отноше-
нию к тем, кто занимает более низкое поло-
жение, Фамусов откровенно заискивает
и ищет расположения тупого Скалозуба, ко-
торый “не нынче-завтра генерал”. Чацкий с
насмешкой говорит о родне Фамусова;
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В Ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Этот персонаж, выведенный в комедии,
помогает понять общественно-политическую
обстановку в России, почувствовать атмосфе-
ру, царящую в обществе. Все боятся образо-
ванных людей типа Чацкого, потому что по-
нимают, что недалеко то время, когда их сме-
тет, как ненужный хлам, новая сила, то есть
36
образованные передовые дворяне. Они боят-
ся перемен, потому что без крепостных сами
ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума,
ни способностей у них нет. Ярые крепостники
готовы кого угодно объявить сумасшедшим,
лишь бы держаться за свои привилегии.
Пушкин говорил, что цель комедии – это
“изображение характеров и нравов”. Без-
нравственность фамусовского общества и без-
нравственность тех идеалов “века минувше-
го”, которым они поклоняются, напоминает
о том, что пороки человеческой натуры неис-
требимы, поэтому современные Молчалины и
Чацкие находятся в вечном противоборстве.
Способность ради карьеры “отважно жертво-
вать затылком”, беззастенчивость, с которой
“торопятся попасть в полки шутов”, – все
это делает комедию ГрибоедовА бессмертной.
Чацкий одной фразой дает меткую характе-
ристику фамусовскому обществу:
Смешные, бритые, седые подбородки,
Как волосы, так и умы коротки!
Старуха Хлестова говорит: “И впрямь с
ума сойдешь от этих, от одних от пансионов,
школ, лицеев…”. Ей вторит Скалозуб, что вы-
шел проект о том, что “там будут лишь учить
по-нашему: раз, два; а книги сохранят так:
для больших оказий”. Он сожалеет о своем
брате: “Чин следовал ему: он службу вдруг
оставил, в деревне книги стал читать”. Каза-
лось бы, он должен радоваться, что его брат
умнее, дальновиднее, но ничего, кроме раз-
дражения, Скалозуб не чувствует. Фамусов
заявляет: “А чтобы зло пресечь, забрать все
книги бы да сжечь!”. Сам Грибоедов писал:
“Чем образованнее человек, тем он полезнее
своему отечеству”. Но фамусовское общест-
во не желает быть полезным своему отечест-
ву. Родины и своего народа они, по существу,
не знают и не желают знать.
В комедии много внесценических персо-
нажей из крепостного сословия. Все образы,
даже самые незначительные, играют важную
роль в развитии сюжета, что помогает осу-
ществить основной идейный замысел коме-
дии – дать широкую картину русской дей-
ствительности того времени, показать борьбу
двух лагерей, то есть “века нынешнего” с
“веком минувшим”. Внесценические персо-
нажи помогают автору создать полную сати-
рическую картину общества, обобщая, типи-
зируя конфликт. В этом новаторство Грибое-
дова. Консервативная масса дворянства про-
поведовала идеалы “минувшего века”: “И на-
гражденья брать, и весело пожить” – вот их
лозунг, их девиз. Чацкий же и ему подобные
видят цель жизни в переустройстве общест-
ва, когда “рабов по духу” сменит гармонично
развитая личность, способная к самопожерт-
вованию во имя прогресса. Чацкий о “минув-
шем веке” говорит: “Прямой был век покор-
ности и страха”. Герой противопоставляет
идеалам Фамусова высокое понимание чести
и долга, общественной роли и обязанностей
человека.

Читайте также: