Сообщение о путилове кратко

Обновлено: 16.05.2024

Подъем предпринимательства в России XIX-XX в. был связан с деятельностью нескольких поколений русского купечества. Для многих русских предпринимателей материальное благосостояние, обогащение, личный успех не играли существенной роли. Развивая свое дело на самом современном уровне, они ставили перед собой задачи его религиозного осмысления, выявления государственной значимости, видели необходимость улучшения жизни народа, его просвещения и образования, поддержки культуры, науки, искусства.

Кто такой Н.И. Путилов? Некоторые факты из биографии будущего промышленника
Родился Николай Иванович Путилов в 1820 году, в деревне Ергохино Боровического уезда Новгородской губернии. Семья его была старого, но обедневшего дворянского рода. Рано потерял родителей. К счастью, родственники и друзья семьи Путиловых определили мальчика в 1830 году на казенный счет морского кадетского корпуса в Санкт- Петербурге. Проявил незаурядные способности и вскоре попал в единственное морское военное училище Российской империи. Вышел лучшим учеником корпуса и поступил на дальнейшее обучение, через 3 года лейтенант Путилов уже преподавал математику, астрономию и навигацию. Но ежедневная рутина пыльных классных комнат тяготила юношу, поэтому, когда врачи обнаружили у него болезнь легких и посоветовали покинуть на время сырую столицу, он с удовольствием поступил на службу в корпус военных инженеров.

В Петербург Путилов вернулся в 1848 году. К тому времени он был в отставке и занимал пост чиновника по особым поручениям в кораблестроительном департаменте. Изучал строение кораблей ведущих морских держав, предчувствуя, что скоро настанет его время. И вот, в 1853 году началась Крымская война, в результате которой был уничтожен Черноморский флот. Вражеская эскадра вошла в Финский залив, угрожая Санкт - Петербургу.

Путилов организовал 20 предприятий, распределив между ними заказы, показал конкретную задачу каждого из них - и они работали. Такое явление можно назвать первым холдингом в промышленности России. Паровые канонерки, столь быстро построенные путиловскими заводами, изменили положение вражеской эскадры и вытеснили ее из Финского залива.


И хотя, в целом, война была проиграна, блокаду столицы удалось снять. Путилову благоволили князь Константин Николаевич и сам император Николай I.
Его наградили орденом Святого Станислава Второй степени и назначили старшим чиновником кораблестроительного департамента



Казалось бы, Путилову гарантирована блестящая карьера государственного чиновника, однако спокойная жизнь была не по нутру Николаю Ивановичу, к тому же он понял, что такое свобода предпринимательства, и осенью 1857 года Путилов подает в отставку.

Помимо всех основополагающих стратегических знаний в кораблестроении, Путилов обладал знанием психологии людей, от деловых партнеров, до простых рабочих. Понимая, что для того, чтобы вернуть Российской империи статус "морской державы", нужен металл, способный защитить от современных снарядов, и производить его необходимо было именно в России. Путилов строит 3 металлургических завода и производит на них до 400 пудов чугуна и до 200 пудов железа и стали.


Тем временем в жизни Путилова происходит судьбоносная встреча - он знакомится с полковником корпуса горных инженеров Обуховым, который изобрел уникальный сплав стали, не имеющих аналогов по своей прочности во всем мире. Путилову удается получить огромный кредит из казны, и он начинает в 1864 году строительство знаменитого Обуховского сталелитейного завода.



В 1869 году Путилов загорается новой идеей.
Он задумал создать рядом с Финским заливом настоящий торговый порт, соединив его глубоководным каналом с Кронштадской гаванью, а также протянуть к нему железнодорожную ветку. Александр 2 лично обещает помочь в финансировании проекта. Но этому проекту было суждено стать последним в жизни Путилова.
Помимо обещанного финансирования, Николай Иванович вкладывает свои собственные деньги в реализацию проекта. Дело сразу пошло, но тут спохватились владельцы торговых барж столицы,ведь создание такого торгового порта грозило им разорением. Путилову завидовали давно, и вот настал удобный момент с ним рассчитаться. В результате подкупа чиновников, Путилов получил из казны только 2 миллиона из обещанных 20. Но он до последнего надеялся на чудо и верил, что в правительстве поймут важность его проекта, и продолжал вкладывать не только свои деньги, но и деньги своих партнеров

Никогда раньше он не чувствовал себя таким одиноким. Перед ним встал выбор - преклонить колено и сдаться или же бороться за свой проект. И Путилов выбрал второе.
Он начинает искать любые возможности по реализации проекта, но долги росли как снежный ком. Вскоре его предприятию назначают государственную опеку - это был конец.
18 апреля 1880 года Николай Путилов скончался. Когда Александру 2 сообщили о его кончине и передали завещание, имератор написал:

Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи.



Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи.Однако даже в такой атмосфере художник смог отразить Хлудова на своем холсте.


Коллекция Рукописей Хлудова
Собрание Алексея Ивановича Хлудова образовалось, главным образом, из трёх коллекций: А. И. Озерского, А. И. Лобкова и А. Ф. Гильфердинга, и в 1872 году состояло из 361 рукописи, в числе которых было 69 — на пергаменте и бомбицине, более 60 принадлежало к числу памятников древнего письма (конца XIV в.), почти столько же — к памятникам югославянским; кроме того в собрании было много замечательных русских списков древних памятников и более 100 полемических сочинений за и против раскола в русской церкви.

В 1866 году Хлудов пожертвовал часть книг, принадлежавших прежде В. М. Ундольскому (Брестские, Краковские и Витебские старопечатные издания), в библиотеку Московской духовной академии.

Николай Иванович Путилов (1820 года, деревня Ерюхино — 22 мая 1899 года, Санкт-Петербург) — выдающийся русский инженер, изобретатель, предприниматель, основатель Путиловского завода в Санкт-Петербурге.

Содержание

Биография

Николай Иванович происходил из старинной Новгородской дворянской фамилии, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец — инвалид Отечественной войны 1812 года, умер рано, оставив семью без средств к существованию.

Николай Путилов за государственный счёт воспитывался с 1830 года в морской роте Невского Кадетского Корпуса, а в 1832 году, как лучший ученик, он переведен в Морской Корпус, откуда был выпущен 23-го декабря 1837 мичманом и оставлен в офицерских классах Морского Кадетского Корпуса.

Математику молодому Николаю преподавал академик Михаил Васильевич Остроградский, который сразу оценил блестящие способности Путилова к математике.

По окончании курса в офицерских классах, Путилов был произведен в лейтенанты и оставлен при Корпусе, где с 1841 по 1843 год преподавал гардемаринам математику, астрономию и навигацию, после чего ушёл в отставку, став чиновником по особым поручениям при директоре Кораблестроительного Департамента.

Деятельность в промышленности

Государственная служба

Ускорившееся строительство флота с назначением Сергея Петровича Трубецкого главой Республики выдвинуло Николая Путилова на передний план. Используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. Благодаря деятельности Путилова, в течение года было построено 67 канонерских лодок, приблизительно по 100 паровых сил, и 14 корветов по 250 паровых сил, вооруженных 397 большого калибра пушками, для ремонта же флотилии были построены 3 плавучих дока и мастерская.

За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании, а отдельная награда была получена им за успехи в расходовании выделенных государством средств. Так благодаря умелому распределению ресурсов ему удалось сохранить около 10%. Наградой стала большая государственная премия, ставшая его первым крупным капиталом.

Путиловский завод


Путилов и Обухов

Полученные деньги Путилов инвестировал в переустройство финских кораблестроительных заводов, которые на его деньги модернизировали производство. В период Восточной Войны эти заводы приняли многочисленные заказы от государства. Сравнительно быстрое и качественное строительство кораблей на этих заводах позволили обогатиться Николаю Ивановичу. Кроме того эта война сблизила его с другим русским инженером-изобретателем Павлом Обуховым, который разработал в 1852 году технологию производства высококачественной стали. Уже после войны, в 1857 году Путилов, Обухов и Кудрявцев (как инвестор) организовали металлургический завод вблизи Санкт-Петербурга. За Обуховым оставалась технологическая и ресурсная составляющая проекта, а за Путиловым административная и инвесторская. Расходы было принято делить поровну. В последствие этот завод стал называться Обуховским.


В те годы Путилов изобрел новый метод: сверху, там, где рельс соприкасался с колесами поезда, на него наковывалась стальная полоса. Такие рельсы обходились на 30% дешевле импортных и были гораздо прочнее. Через год от правительства поступил новый заказ на 15 миллионов рублей: предстояло наладить производство пушек, военных и пассажирских кораблей.

Частному предпринимателю Путилову открылись многие особенности национального бизнеса. Путилов не давал взяток, но ему помогало близкое знакомство с руководством морского ведомства. С кем-то учился в корпусе, с кем-то строил флот, а к кому-то находил особый подход.

Развитие завода шло быстрыми темпами: за 5 лет завод стал крупнейшим металлургическим заводом в России. На самом Путиловским заводе тогда работало уже 2,5 тысячи рабочих.

Став одним из богатейших предпринимателей России Путилов, между тем не купил ни одной дачи, ни одного поместья и так не разу и не был в отпуске за границей.

В 1869 году Николай Путилов после путешествия по востоку Черноморской области, начинает строительство металлургического завода с рабочим посёлком, который в последствии приобретёт его имя — Путилово. Центральная часть Путилово развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции. В 1871 году Путилов выигрывает конкурс на строительство железной дороги на Донбассе, решая две проблемы разом — проблему вывоза продукции из города и повышении спроса на железнодорожную продукцию своей компании.


Санкт-Петербургский глубоководный канал

В 1870 году началось строительство одного из самых грандиозных проектов Путилова: началось строительство большого морского порта в Петербурге, подведение к строящемуся порту железно-дорожных путей, а также строительство глубоководного канала от Кронштадта. На всё это было выделено огромные суммы денег из личных сбережений Путилова.

Строительство канала было завершено в 1876 году: канал имел глубину 6,7 м. и ширину 64 — 106 м., длина — 29,6 км. Из русла канала вынуто 8 млн м³ грунта. Стоимость сооружения составила 13 млн рублей. Это позволило значительно увеличить объёмы грузооборота Петербургского порта.

Инвестиции

Николай Иванович Путилов сделал значительный вклад в строительство транссибирской железнодорожной магистрали.







Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод уже начал прокатку рельсов в три смены. Ну, а ещё позже путиловские заводы начали выпуск вагонов и паровозов. По мнению специалистов, Путилов создал в железнодорожном секторе некое подобие вертикально интегрированной компании, контролирующей всю производственную цепочку – добычу сырья, первичную переработку, транспортировку и выпуск конечной продукции.

Премудрости государственного управления, как и книжные науки, наследник осваивал, не торопясь, шаг за шагом. Когда в 1838 году Николаю I предложили включить сына в Государственный Совет, император согласился, но предоставлять новому члену совета право голоса счёл преждевременным. Лишь спустя время Александру разрешили не только слушать, но и высказывать своё мнение на совещаниях.

Никола́й Ива́нович Пути́лов (1820, Новгородская область — 18 апреля 1880, Петербург), инженер, предприниматель.

Из мелкопоместных дворян, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец — инвалид Отечественной войны 1812 года.

1840 — окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Был оставлен на преподавательской должности.

Занимался научной работой, имел печатные труды. По здоровью уехал в Крым и проработал там пять лет в Корпусе инженеров военных поселений строителем.

1857 — с 15 августа в отставке.

На кредит Морского министерства перестраивает несколько заводов в Финляндии и даёт качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России начинает переплавку металлического лома в промышленном масштабе.

1863 — 16 мая совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым организовывает металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Позднее Путилов основывает свой собственный завод, названный Путиловским. На указанном заводе сможет организовать оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 % до 17,7 %.

1874 — последний проект Николая Ивановича — это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта до Петербурга). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя и он был разорён. 18 апреля 1880 года Путилов умер.

15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт.

В 1907 году прах Путилова и его супруги был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, под алтарём. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат. Снесли алтарь, начали готовить фундамент под пресс и обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной. Церковь сохранилась в перестроенном виде и сейчас возвращена верующим.

Фильмография

По окончании курса в офицерских классах, Путилов был произведен в лейтенанты и оставлен при Корпусе, где с 1841 по 1843 год преподавал гардемаринам математику, астрономию и навигацию; кроме того, он читал курсы математики и для поступающих в высшие учебные заведения. В 1843 году, вследствие расстроенного здоровья, П. должен был уехать в более теплый климат, для чего поступил на службу в Южный (VI) округ корпуса инженеров военных поселений, заведовавший тогда всею строительною частью на юге России, и на практике изучил строительное дело. Выйдя в отставку в 1844 г., П. в 1848 году вернулся в Петербург и здесь, в должности чиновника особых поручений при директоре Кораблестроительного Департамента, ознакомился с морским инженерным искусством. В 1854 году, во время восточной войны, когда соединенные флоты Англии и Франции блокировали Кронштадт, П. был, по Высочайшему повелению, назначен уполномоченным Генерал-адмирала Вел. Кн. Константина Николаевича по сооружению канонерской флотилии и корветов; благодаря деятельности Путилова, в течение года было построено 67 канонерских лодок, приблизительно по 100 паровых сил, и 14 корветов по 250 паровых сил, вооруженных 397 большого калибра пушками, для ремонта же флотилии были построены 3 плавучих дока и мастерская; кроме того, им же была оказываема помощь в сооружении 14 плавучих батарей и выстроено им в Риге 6 канонерских лодок.

Путилов был человек с чрезвычайно выразительным лицом, характер имел живой, восприимчивый, ум деятельный, увлекающийся и разносторонний. Умер он в чине действ. ст. совет. До самого взморья, где было назначено им место погребения, тело Путилова несли на носилках заводские рабочие, которых собралось несколько тысяч; надгробное слово произнес ректор духовной академии Янышев; большое впечатление произвела на публику речь на могиле В. А. Полетики, друга Путилова; речь эта вызвала полемику в газетах, весьма разнородно осветившую личность и деятельность Путилова.

В техническом производстве Путилов сделал несколько достопримечательных изобретений по рафинированию и обезуглероживанию металлов, по их сращиванию и по штамповке артиллерийских снарядов; ему же принадлежит способ постройки зданий из старых рельс.

Читайте также: