Сокровенный мотив христианской нравственности сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь.

Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда.

В мире осталось не так много людей, которых можно назвать нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Оно результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера.

Почему нравственность требует внутренней силы? Жизнь предлагает нам массу соблазнов, ведь не всегда поступить правильно — это просто. Когда человек видит, что правильный с точно зрения морали выбор расходится с его интересами.

У нравственного человека часто есть идеал, к которому он стремится. Это может быть образ родителей или других членов семьи. А многие выбирают в качестве примера для подражания религиозные символы. Но главное — это внутренняя убежденность в том, что именно такие мысли и поступки соответствуют общечеловеческим ценностям.

Можно ли прожить жизнь, будучи идеально нравственным человеком? Скорее да, чем нет. Ведь окружающий мир и мы сами постоянно развиваемся и совершенствуемся. А нравственность — это то, что позволяет во время этого непрерывного движения не сойти с пути.

Сочинение 2

В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.

Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.

Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.

Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.

Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.

Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.

Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.

Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.

Нравственность

Нравственность

Популярные сочинения

В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

Василий Поленов выдающийся художник пейзажист. Благодаря ему в искусстве появилось много новых жанров пейзажа, например, поэтический и пейзаж настроения. Все его работы пропитаны чувствами в них много лирики, романтизма. Картины Поленова очень красивы

Христианство есть домостроительство (созидание) нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, то христианская вера (религия) учит: с одной стороны, тому, что Бог сделал для спасения человека (вероучение), с другой, тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись.

Предмет Христианского Нравоучения

Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Человек, ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

Это знание может быть приобретено чрез чтение и слушание слова Божия, святоотеческих писаний, чтение жития святых, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры и во взаимном общении с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимной связи и возможной полноте. Правила жизни в этом случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.

Такие отклонения легче всего предотвратить полным изображением всего христианского нравоучения, изображением истинно-христианской (нравственной) жизни, – иначе христианской нравственности (см. Еп. Феофан. Начертание христианск. нравоучения, с. 5–6).

Цель Нравственного Богословия

Этой цели и служит изучаемая нами наука – Нравственное Богословие или христианское нравоучение. Христианское православное нравоучение, исходя из учения Христова, определяет: с одной стороны, сущность, высший смысл и конечную цель жизни человека-христианина, с другой, указывает тот путь, которым должен идти христианин для достижения предназначенной ему Богом цели (свящ. В. Бощановский. Жизнь во Христе, стр. 9). Таким образом, православное христианское Нравственное Богословие называют также Христианской Этикой или ификой, христианской моралью) есть наука, в систематическом порядке излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна быть по закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в учении православной Церкви.

Что Такое Христианская Нравственность?

Христианская Нравственность это – жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя.

Значение Науки Нравственного Богословия

Чтобы уяснить себе Значение Науки Нравственного Богословия необходимо уяснить Ценность Нравственности.

Сначала укажем ценность нравственности в жизни и деятельности людей вообще, а затем с точки зрения христианской – в жизни человека-христианина.

В жизни человека обычно высоко ценят ум, какой-либо художественный талант, устройство и благополучие жизни, житейское благоразумие и мудрость, даже иногда физическую ловкость и силу, физическую красоту и др. Однако, все эти ценности значительно ниже доброй нравственной настроенности и нравственной жизни. Мало того, только доброе направление воли, или, только добрая нравственная настроенность сообщает истинное значение и достоинство прочим человеческим ценностям – уму, художественному таланту, науке, искусству и т.д. Без доброго настроения остальные ценности могут обратиться в недостатки человека и причинят ему и окружающим зло, например, ум жестокого человека, сильная воля, но дурного направления, литература и искусство нравственно нечистоплотных творцов и т.п.

Значит, высокое нравственное достоинство и добрая нравственность человека есть высшее благо, лучшее его украшение.

И не мало есть людей, расположенных довольствоваться счастьем, доставляемым, главным образом, этими видами благ, иногда полагая в одном из них главную цель своей жизни.

Однако, среди всех этих благ высшим благом должна быть несомненно признана добрая нравственная жизнь. И действительно, если благо есть соответствие предметов своему назначению, то высшее благо, высшее счастье для человека будет состоять в том, чтобы он выполнил свое назначение. А назначение человека состоит именно в том, чтобы он выполнял волю Божию, жил по воле Божией. Созданный по образу Божию человек стремится к Первообразу. По Божию промыслу человек призывается к Богоуподоблению и Богообщению, чего можно достичь только доброй нравственной жизнью, жизнью по закону Божию.

Значение и Важность Нравственного Богословия – сами собой делаются ясными из сообщенного выше понятия о нравственности и ее значении.

Важность и значение науки Нравственного Богословия состоит в том, что здесь раскрывается православное учение о истинно-нравственной жизни по заповедям Христовым, которая дает высшее благо или счастье человеку и сообщает ему высшее достоинство как богоподобной личности.

Знание основ нравственно-христианской жизни важно для всех христиан, так как все христиане призваны к богоугодной и нравственной жизни.

Нет необходимости, поэтому, говорить о важности изучения Нравственного богословия для кандидатов священства, будущих пастырей.

В своей пастырской деятельности священник является нравственным руководителем своих духовных детей. От него ждут духовного руководства, советов и указаний. Священник поставлен лицом к лицу с душой ближнего, он должен понимать ее, врачевать, направлять, поддерживать, возводить ко Христу. А для этого нужны знания в области религиозно-нравственной жизни и нужен свой духовный опыт. Приобретается же это изучением систематического курса христианского нравоучения, вдумчивым, с молитвой, чтением слова Божия, жития святых н писаний святых отцов и подвижников древней и русской Церкви, усвоением опыта духовной жизни святых отцов и подвижников, усвоением их глубокого знания человеческой души.

Вера или Религия и Нравственность

Вера или религия служит основанием для нравственности. Только тогда у человека будет твердая уверенность в незыблемости (нерушимости) и значении нравственного закона и необходимости его исполнения, если в основе этого закона будет вера в всесвятого и всеблагого Бога, слова (закон) Которого пребывает во веки и есть истинно и свято ( Пс. 118:89 ; 1Петр. 1:25 ; Ин. 17:17 ; Петр. 1:15). Если у человека нет веры в Бога, то что может побудить его к исполнению нравственного закона, даже с признанием этого закона? Тогда человек очень легко может прийти к выводу, что он сам себе – для себя закон, и сам может жить как велит ему его развращенное себялюбивое сердце. Как здание без основания не может быть прочно и надежно, так и нравственная жизнь, не опирающаяся на веру в Бога, не будет иметь для себя надлежащих оснований.

Таким образом, вера в Бога или религия составляет основание нравственности. Религию можно уподобить корню растения, а нравственность – стволу и ветвям.

Отношение Нравственного Богословия к Догматике

Нравственное богословие находится в самом близком отношении к Богословию Догматическому. Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью. Поэтому долгое время догматическое и нравственное учение излагались совместно.

Однако, несмотря на сродство, эти науки – самостоятельны, так как каждая имеет свой особый предмет, свою область и, следовательно, имеет право быть самостоятельной наукой. Царство Божие (спасение человека) созидается действиями Бога и действиями человека. Действия Божии в созидании этого царства составляют предмет изучения в науке Догматического богословия, а действия человеческие в созидании его – составляют предмет Нравственного богословия. Отсюда вытекают и более частные вопросы этих наук. Например: 1) учение о Иисусе Христе имеется в той и другой науке. Но в Догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии – как нравственный идеал, как образец для подражания нам в нравственной жизни. 2) Учение о возрождении и освящении человека встречается и в Догматике и в Нравственном богословии; но в Догматике этот вопрос рассматривается как воздействие божественной благодати на человека, а в Нравственном богословии как принятие или не принятие божественной благодати свободной волей человека (ср. Филип. 2и Филип. 2:12 ).

Таким образом, содержание Догматики относится к познанию и вере, а содержание Нравственного богословия – к воле и деятельности.

Отношение Нравственного Богословия к Философии

Нравственность есть факт общечеловеческий, т.е. составляет принадлежность всего человечества: поэтому учение о ней имеет место не только у христиан и богословов, но и у язычников и философов. Таким образом, кроме Нравственного богословия, существует еще нравственная философия, – наука, сродная с Нравственным богословием. Сродство это состоит в том, что обе эти науки занимаются одним и тем же предметом, а именно – исследованием законов и норм или правил нравственной жизни. Однако, есть между ними и различие. Различие это состоит в том, что в исследованиях своих они исходят из различных начал, и исследование идет в различных направлениях.

Нравственное Богословие отправным пунктом имеет откровенное нравственное учение, которое оно стремится уяснить на основании исторического предания и данных естественного человеческого разума и показать соответствие его общечеловеческим нравственным потребностям и, следовательно, представить его истинным общечеловеческим благом. Между тем Нравственная философия еще не имеет истины, предполагает ее неизвестною, исходным пунктом для нее служит искомое (иск), которое нравственная философия ищет силами и средствами человеческого разума.

Отсюда следует, что Нравственное Богословие, насколько оно представляет подлинное учение Священного Писания, представляет несомненную истину и заблуждаться не может. А нравственная философия легко может пойти в ложном направлении и выдать за истину совсем не истину. Таковы, например, нравоучения, создаваемые на пантеистической или материалистической почве. Вообще естественное нравственное сознание и совесть не могут постигнуть сами собою чистую и полную нравственную истину, так же как и вообще естественный разум не может возвыситься до истины Божественного Откровения сам собою.

Следовательно, нравственная философия должна восполняться Нравственным Богословием, Без Богословия нравственная философия своими силами не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, вопроса о происхождении зла, о победе над ним.

Далее, нравственная философия имеет дело только с общими вопросами, поэтому мы там не найдем учения о частных обязанностях человека. Да и в общей части нравственная философия не идет так далеко в рассмотрении нравственных понятий христианина, как далеко идет Нравственное Богословие. Например, в отделе о добродетели нравственная философия не дает конкретного образца добродетели, тогда как Нравственное Богословие, изображая личность Иисуса Христа Спасителя как совершенное изображение добродетели, указывает в нем живой образец нравственного совершенства. Затем, нужно не только отыскать истину, но и последовать ей, осуществить требования нравственного закона, а для этого необходимы силы и средства, которые побудили бы человеческую волю последовать истине и подкрепили бы слабые силы человека.

Нравственная философия таких сил дать человеку не может – авторитет человеческого разума слишком слаб для этого, чтобы побудить человека подчиниться требованиям нравственного закона. Нравственное Богословие дает побуждение к исполнению нравственных требований тем, что указывает их источник к воле Божией, тем, что представляет многочисленные примеры осуществления этих требований; наконец, тем, что говорит о благодатной помощи человеку в достижении нравственного идеала.

Таким образом, отношение Нравственного Богословия к Нравственной философии есть отношение превосходства первого над второй в отношении истинности, полноты и совершенства излагаемого и раскрываемого им нравственного учения, а также и в отношении средств, даруемых человеку для неуклонного следования этому учению.

Несмотря на это преимущество, Нравственное богословие не должно совершенно игнорировать нравственную философию и чуждаться ее. Откровенные нравственные истины, при помощи Нравственной философии, могут быть представлены в яснейшем свете, подтверждены различными доводами и защищены от разных возражений со стороны противников этих истин.

Источники Нравственного Богословия

Главные источники Нравственного богословия – одни и те же с источниками вероучения: в основе нравоучения и главным источником является Священное Писание, затем, – согласное учение св. отцов Церкви. Кроме этого, необходимо руководствоваться аскетическими творениями отцов подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в которых прославляются христианские добродетели.

Из отцов и учителей Вселенской Церкви, в творениях которых находим много нравоучительного элемента, следует указать св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаж. Августина и др.; из отечественных – свят. Тихона Задонского, свят. Димитрия Ростовского и др.

Из подвижников древних укажем: творения преп. Антония Великого, Макария Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и др.; из отечественных подвижников: преп. Нила Сорского, преп. Серафима Саровского, старца Паисия Величковского, оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Анатолия, творения еп. Феофана Затворника, еп. Игнатия Брянчанинова, прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и многих других.

Пособия и Учебники

Много весьма ценного материала по православному нравоучению находится в творениях святителя Тихона Задонского (16 век), нашего отечественного православного богослова – родоначальника новой, живой богословской мысли в области русского православного нравоучения (см. монографию о нем свящ. Т. Попова (магистерская диссертация). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916).

Из трудов конца 19 и начала 20 века, систематически излагающих нравоучение, укажем следующие:

Прот. Н. Фаворов, Очерки Нравственного учения (1868 г. 3-е издание).

Чтение о христианской нравственности –1880.

Проф. С. Зарин, Аскетизм по православному Христианскому учению I т. СПб. 1907 (в 2-х частях).

Еп. Стефан, К вопросу о системе православного христианского нравоучения. 1910 г.;

его же, Православное христианское нравственное учение Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г.;

Проф. прот. Стеллецкий, Опыт нравственного православного Богословия. Харьков, 1914;

Прот. Янышев, Православное христианское учение о нравственности. 1886 г.;

Чтение о христианской нравственности. 1906 г.;

проф. М.А. Олесницкий, Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896;

его же, Нравственное Богословие. Учебное пособие для духовных семинарий. 5-е изд. 1915 г.

Покровский А., Нравственное Богословие.

Архиеп.(патриарх) Сергий (Страгородский), Православное учение о спасении. (4-е изд. 1910 г.)

Прот. С. Остроумов, Жить – любви служить (очерк православного нравоучения). Изд. 2-е. СПб., 1911.

Еп. Петр, Указание пути ко спасению (опыт аскетики). 3-е изд. 1905 Г.

свящ. М. Менстров, Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е испр. СПб., 1914 г. Составлено применительно к программе, выработанной законоучительным съездом в 1909 г.

еп. Феофан Затворник (Говоров), Начертание христианского нравоучения (2-е изд. 1896 г.)

его же, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?

его же, Толкования на послания ап. Павла, письма и др.

При составлении данного пособия мы широко пользовались в первую очередь писаниями свв. отцов и учителей Церкви, а также трудами еп. Феофана, проф. Олесницкого, Стеллецкого и других отечественных богословов.

Задача и Метод Науки

Чтобы быть не только теоретическим учением, но иметь жизненно-практический характер и легко усвояться. Нравственное Богословие должно соединять теорию и опыт; нравоучение с назиданием, используя богатейшую сокровищницу святоотеческих писаний, примеры жизни святых и подвижников благочестия, особенно примеры жизни и духовный опыт наших отечественных православных подвижников.

Таково направление, задача и, метод нашего православного христианского Богословия, как они нашли свое отражение и разработку в трудах наших выдающихся отечественных богословов – еп. Феофана Затворника, протопресвитера И.Я. Янышева, архиепископа (патриарха) Сергия и др.

Разделение Науки

Нравственное Богословие разделяется на 2 части: Первая часть, теоретическая, излагает общее учение о существе нравственности и вообще начала нравственно-христианской жизни.

Вторая часть, нравственно-практическая, излагает основание деятельного благочестия на основе заповедей любви и самоотвержения.

В задачу первой части входит:

во-первых, рассмотреть условия и основания нравственной деятельности, а именно: о свободной самодеятельности человека в исполнении нравственного закона, о нравственном христианском законе и основных побуждениях к его исполнению;

во-вторых, изобразить различные виды нравственности и возрасты нравственной жизни. Первая часть служит теоретической подготовкой ко второй, весьма важной части.

В задачу второй части входит изобразить обращение человека к Богу и последующий подвиг духовно-нравственного совершенствования христианина (созидание им спасения), а также изобразить органически связанные с этим взаимные (частные) обязанности его в семье, обществе и государстве.

Вопросы для повторения к Введению

Почему необходимо систематическое изложение учения о христианской жизни?

Определение науки Нравственного Богословия. Что является предметом нашей науки?

Что такое христианская нравственность?

Высота и ценность доброй нравственности.

Значение и важность Нравственного Богословия.

Какая связь существует между верой (религией) и нравственностью?

Какое отношение существует между науками Догматического и Нравственного Богословия?

Отношение Нравственного Богословия к нравственной философии.

Источники Нравственного Богословия.

Задачи и метод науки.

Разделение курса (нашей науки).

Источник: Нравственное богословие / Гермоген Шиманский. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва, папы Римского, 2010. - 670 с.

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь.

Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда.

В мире осталось не так много людей, которых можно назвать нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Оно результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера.

Почему нравственность требует внутренней силы? Жизнь предлагает нам массу соблазнов, ведь не всегда поступить правильно — это просто. Когда человек видит, что правильный с точно зрения морали выбор расходится с его интересами.

У нравственного человека часто есть идеал, к которому он стремится. Это может быть образ родителей или других членов семьи. А многие выбирают в качестве примера для подражания религиозные символы. Но главное — это внутренняя убежденность в том, что именно такие мысли и поступки соответствуют общечеловеческим ценностям.

Можно ли прожить жизнь, будучи идеально нравственным человеком? Скорее да, чем нет. Ведь окружающий мир и мы сами постоянно развиваемся и совершенствуемся. А нравственность — это то, что позволяет во время этого непрерывного движения не сойти с пути.

Сочинение 2

В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.

Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.

Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.

Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.

Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.

Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.

Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.

Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.

Другие темы: ← Что такое история?↑ На свободную темуПримеры раскаяния из жизни →

Сочинение рассуждение на тему нравственность

“Маленький принц” мой любимый герой сочинение

Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное догадались, что это главный герой сказки Маленький принц, которую написал французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери. Его герой, этот незащищенный ребенок, проживал один одинешенек на маленькой крошечной планете,…

“Мальчишки” Решетникова сочинение по картине

“Первый снег” сочинение по картине

“Растрепанный воробей” Паустовский план рассказа

1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.

“Толстый и тонкий” А.П. Чехов сочинение

Рассказ “Толстый и тонкий” написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что “толстый” – человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их…

18 мая международный день музеев сочинение

Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание своего прошлого гарантирует светлое будущее. Все экспонаты, картины и исторические ценности хранятся в музеях. Музеи имеют свой праздник, и раз в году открывают свои двери с особой торжественностью. Происходит это в…

22 марта – Всемирный день воды сочинение

А.А Пластов “Первый снег” сочинение по картине

Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него.Девочка едва успела накинуть шаль, чтобы не пропустить редчайший миг первого снегопада. Зато её брат одет тепло, так может позаботиться только любящая сестра. Они с восхищением смотрят на вальс снежинок в морозном воздухе. Пусть они уже не раз видели это,…

Амулеты и талисманы

Много легенд составлены разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивые и иногда поучительные. И если очень верить в замечательное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь.Интересно знать, что означают эти слова. В толковом словаре читаем: «Амулет — это небольшой предмет, который как колдовское средство носят предубежденные люди, веря,…

Популярные сочинения

  • Сочинение О войне (рассуждение)
    Война, это слово, как и само событие, безусловно наводит страх на каждого. Потому что это, как правило, всегда оружие, беды, разрушения и конечно, неизбежные, горькие потери
  • Сочинение Бабушка и дедушка
    Бабуля и дедуля. По-другому я не могу называть этих замечательных людей. Я испытываю к ним непреодолимую нежность и уважение, так как всё детство я провела у них. Поэтому сейчас я бы хотела поподробнее рассказать про них и их жизнь.
  • Анализ произведения Бедность не порок Островского (9 класс)
    История создания пьесы основана на давних замыслах автора. Островский хотел показать, насколько комично выглядит подражание русского купечества западной моде. Некоторые друзья автора обиделись

Работу выполнила: Быкова Е. В., учитель ПК

На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.

Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее.

Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания.

На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского : — умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; -гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности; — потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; — чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию; — любовь к труду — открытость сердца радостям и горестям других людей .

На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.

О дружбе

сочинение на морально этическую тему в жанре портретного очерка

Вариант №2

Нравственность, или мораль – это система норм и правил, общепринятая совокупность положительных качеств, позволяющая человеку жить в мире и согласии совместно с другими людьми. Простыми словами – это то, что отличает нас от животных. Уважение к другим людям, умение вести себя в обществе, отзывчивость, внимательность, честность, верность, отсутствие зависти и злости, опрятность внешнего вида, красота и богатство духовного мира – при соблюдении этих правил человека можно назвать нравственным.

Исторически сложилось, что истоком нравственного воспитания являлись священные писания. Например, в христианстве мораль определяли десять заповедей Христа, буддизм и мусульманство отличались своими принципами. Но, несмотря на разницу религий, в нормах и правилах каждой есть много общего.

Со временем быт людей поменялся. Люди перестали верить в Бога, понятие нравственности утратило свою актуальность. Происходящее сегодня можно назвать кризисом морали. В обществе царит идеология потребления, основная ценность – деньги и власть. Ради этого в водоемы сливают отравляющие вещества, в продукты добавляют вредные для здоровья примеси, лекарства подделывают, на мирных жителей сбрасывают бомбы.

Что делать? Как поднять моральную сферу в жизни общества?

Нравственное воспитание закладывается в детстве. А что впитывают в себя дети, когда они видят озлобленных друг на друга родителей, слышат повсюду нецензурную брань, не представляют праздники без изобилия пищи и алкоголя, ни на минуту не расстаются с гаджетом?

Нужно пересмотреть семейные отношения, определить для ребенка четкие положительные ориентиры. Обращаясь к произведениям классиков, можно увидеть результат духовного развития детей в семьях Ростовых и Болконских и сравнить с итогом наставлений отца Чичикова.

Нужно прививать у детей любовь к чтению. Благо, настоящих книг в литературе много. Их авторы – Распутин, Приставкин, Астафьев…

Бережное отношение к памятникам истории и культуры, посещение музеев, выставок, чтение книг на военную тематику способствуют воспитанию у ребенка патриотизма и духовности.

Прекращение пропаганды террора и насилия во всех средствах массовой информации поможет стать человеку добрым, отзывчивым, сострадательным.

Приводить примеры можно бесконечно. Главное для возрождения и сохранения нравственности в современном мире – это непрерывное накопление знаний о правилах и нормах морали, формирование устойчивых мотивов в поведении людей по критериям добра и зла.

Нравственные качества человека

­Нравственные качества человека

Образ этого героя в произведении поэтизирован, поэтому Челкаш наделен автором такими качествами, как сила духа, несгибаемая воля, свободолюбие, щедрость, справедливость, способность сострадать ближнему и умение ценить человеческую жизнь. Остается только удивляться, как в личности, ведущей совершенно, на первый взгляд, аморальный образ жизни, могут сочетаться все эти черты.

Но, вероятно, именно эта сложность человеческой натуры и привлекала Горького. Писателя всегда интересовали босяки, жизнь которых он считал интересной, наполненной различными событиями и абсолютно непохожей на жизнь других людей.

Гришка Челкаш имеет вид настоящего жулика: оборванная одежда, грязные босые ноги, худое угловатое тело, хищная походка и взгляд степного ястреба. Все вокруг знают, чем он промышляет на жизнь, и потому таможенный сторож Семеныч спешит выпроводить вора к портовым воротам.

Но герой нисколько не стесняется своего положения, он даже гордится им. И вот Челкаш встречает молодого наивного Гаврилу, которого обманом уговаривает стать своим подельником.

Таким образом, Горький в своем рассказе показывает, насколько сложен может быть человек и как может быть неоднозначна его личность. Иногда под маской морали скрывается алчность и трусость, а порой в жуликоватом на вид бродяге можно отыскать высокие нравственные черты.

-Чтобы человек научился не вменять себе свои добрые дела.
Непросто в мысли достичь этого. Многие могут говорить, это по милости божьей, это Господь, я тут не причем, слова можно говорить какие угодно. Смиреннословию можно обучить, и это успешно получается

Важно не просто мысли не вменять себе. А в чувстве ощущении.
Просто правильными мыслями чувств не заменишь.
Бог смотрит не на правильные мысли, а чувства.
Он говорит – сыне, дай мне сердце. Т. е чувства верные душевные. По ним судит человека.

Всякое делаемое дело, как говорит Феофан Затворник, судится по тому, в каком оно настрое духа делается. Т. е в каких чувствах ощущения человек совершает это дело. Так Бог его и судит.

Какой настрой души должен быть при совершении дел?

Человек сделал доброе дело. Дух самости, гордыни примешался. Оно недобрый оттенок, который был в этом добром деле.

Поэтому, чтобы доброе дело стало чистым, нужно его очистить от недоброго оттенка греховного страстного, от духа самости, которое к этому прикладывается.

Поэтому надо человеку укориться, сокрушится или как говорит Феофан Затворник проверить в душе чувством сокрушения. Отдать это милости божьей. А себя ощутить грешником, потому что еще вменяю себе грех. Прости меня Господи. Это по милости твоей, по благости твоей.

Когда это будет в чувстве ощущении, тогда это доброе дело соединится с правильным настроем души, с верными чувствами. Это и должно сопровождать всякое наше доброе дело, деятельность, т. е ощущать свою духовную нищету.

Ощущение духовный нищеты означает, что человек видит себя недостойным грешником, надеющимся только на одну милость божью. Не просто видит, а ощущает, чувствует себя так.

Святитель Феофан Затворник
Таким образом, с правилами, ревнующий, подвизаясь в самопринуждении и самопротивлении или пребывая в неопустительном борении, будет день ото дня преспевать в совершенстве, приближаться к чистоте, чрез искоренение своих страстей и стяжание добродетелей.

Но надо знать, что этот восход к совершенству невидим для него: трудится в поте лица, но будто без плода, благодать строит дело свое под прикрытием. Видение человеческое, глаз, съедает доброе.

Человеку самому остается на долю одно видение своего непотребства. Путь к совершенству есть путь к сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стоит сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая пред Богом, или, что то же, непрестанное покаяние.

Читайте также: