Согласно закону 426 года обязательную силу по вопросам права имели сочинение 5 юристов

Обновлено: 05.07.2024

Первоначально и в течение довольно долгого времени законодательная функция государственной власти считалась второстепенной. Государственная власть ограничивалась обеспечением осуществления права путем организации суда и привидения в исполнение судебных приговоров. Первоначально законодательное регулирование распространялось лишь на те отрасли права, которые непосредственно касались интересов государственной власти или непосредственно подлежали осуществлению ее органами - уголовное право, налоги, суд, процесс.

Главное содержание ранних законодательных памятников составляло уголовное право, ибо вновь образующееся государство было, прежде всего, заинтересовано в поддержании внутреннего мира, обеспечении личной безопасности, прекращении самоуправства, мести. За уголовным правом следовали нормы, определяющее, что должно вносить население в пользу власти, - это дань, налоги, а на древнем Востоке - порядок в государственном, храмовом хозяйстве. Далее следовали нормы процессуальные (судебные), то есть определялся порядок судопроизводства. Население было заинтересовано главным образом, в том, чтобы органы власти судили не по произволу, а по установленным правилам. Лишь немногие законы решались изменять нормы гражданского права, которое дольше всего регулировалось обычным правом, так как считалось, что имущественные отношения между частными лицами - это их дело, а не государственное.

Принцип персонального и территориального

Действия права

В раннем праве существовал не территориальный, а персональный или личный принцип действия права. Согласно персональному принципу действия права каждый свободный человек жил, судился по своему этническому праву, то есть праву того этноса (народа), к которому он принадлежал. Подсудность лица тем или иным законам определялась не подчиненностью его той или другой государственной власти, не местом жительства, а только этническим происхождением. Например, римлянин в каком бы государстве не находился, подлежал в силу этого персонального принципа действию римского права. Не только иностранцы, но даже и граждане одного и того же государства, принадлежащие к различным этносам, жили по различным этническим законам, хотя бы они не были законом того государства, в котором дело разбиралось в суде. Судья спрашивал каждую из сторон: по какому закону ты живешь? Отвечая на этот вопрос, стороны должны были указать свой этнический закон, и по этому закону дело и решалось.

На смену принципу персонального действия права пришёл принцип территориального действия права, который утвердился в Римской империи в III - IV веках, в Западной Европе в XVI в. Именно в этот период в этих государствах сложилась абсолютная централизованная бюрократическая монархия. Согласно принципу территориального действия права все лица, проживающие в пределах данного государства, включая иностранцев, должны были подчиняться его праву. С утверждением верховенства государственной власти признается, что в пределах данного государства могут применяться только законы, принятые верховной властью этого государства. Каждое государство имеет право требовать, чтобы внутри его границ применялись только его законы, и ни одно государство не имеет права рассчитывать на действие своих законов вне своей территории. Поэтому нормы иностранного права могут применяться только в силу прямого предписания закона и в размерах и в пределах, им указанных.

До XVI века в государствах Западной Европы признавалось действие законов иностранного государства, если по каким-либо причинам им приписывалось выдающееся значение. Таким авторитетом пользовалась в средние века римская государственная власть. Этим объясняется действие в средние века римского права (Corpus iuris civilis Юстиниана) в западноевропейских государствах и византийского, или греко-римского права (Эклόги, Прохирόна и других законодательных сборников) в России и славянских государствах Восточной Европы. Первоначально римское право применялось на западе Европы как закон чужой государственной власти, которую признали достаточно авторитетной для того, чтобы видеть в ее установлении обязательную юридическую норму. Это было возможно благодаря тому, что государственная власть европейских стран не доросла до того состояния, при котором законодательство становится исключительным правом существующей государственной власти. Рецепция (восприятие) римского права совершалась не по велению государственной власти, не путем принятия закона, а путем обычного права и судебного прецедента.

Право юристов

При неразвитости законодательной функции государства источником права являлось так называемое право юристов, или научное право (юриспруденция). Действие этого источника права характерно для истории развития римского права и рецепции (заимствования) его в средние века и для начального периода нового времени.

В развитии римского права существенную роль сыграли ученые юристы, которые путем толкования и восполнения пробелов законов XII таблиц и позднейших законов выработали сложную систему гражданского права. Первоначально мнение юристов не было формально обязательным для судей и должностных лиц, так как не существовало закона, который бы признавал мнение юристов обязательным для всех граждан. Авторитет мнений юристов был основан на их особых профессиональных познаниях. В дальнейшем римские императоры своими законами признали сочинения некоторых юристов равными по своей силе закону. Закон императора о цитировании 426 г. установил, что обязательную силу для судей имели сочинения пяти великих римских юристов - Папиниáна, Павла, Ульпиáна, Модестúна и Гая.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

46. Жители римских колоний имели статус:
• латинов

47. Жителям римских провинций права римских граждан предоставил:
• эдикт Каракаллы 212 года н.э.

48. Завышенные требования (pluspetitio) истца приводили к:
• отказу в удовлетворении иска и освобождению ответчика

49. Закон о цитировании 426 года придал обязательную силу мнениям пяти римских юристов:
• Гая, Павла, Папиниана, Ульпиана и Модестина

50. Защита собственника от посягательства на конкретную вещь осуществлялась:
• вещным иском

51. Императивные нормы:
• имеют общеобязательный характер

52. Имущество, которое глава семейства выделял подвластному в управление, — это:
• пекулий

53. Институции Гая являлись.
• учебником

54. Интенция — это часть формулы, содержащая:
• существо спора

55. Интердикт — это:
• распоряжение претора о запрещении чьих-либо действий, нарушающих права частных лиц или общественный порядок

56. Интердикт и реституция – особые средства защиты.
• претора

57. Иски в Древнем Риме делились на:
• цивильные и преторские, вещные и личные

58. Исковая давность определялась римским правом в:
• 30 лет

59. К особым средствам преторской защиты в Древнем Риме относились:
• интердикты, реституция

60. К событиям в праве относят:
• явления внешнего мира, независящие от воли людей, но имеющие юридические последствия

Закон о цитировании (426 г. н.э.) при­да­ет юриди­че­ски обя­за­тель­ную силу трудам Папи­ни­а­на, Пав­ла, Уль­пи­а­на, Моде­сти­на и Гая, а также сочинениям тех юри­стов, на кото­рых ссы­ла­ют­ся названные первыми. Если по какому-то вопро­су существует спор, то судья обязан присоединиться к мнению боль­шин­ства. При равен­стве голо­сов точка зрения Папи­ни­а­на перевешивает; но если труды Папи­ни­а­на по дан­но­му вопро­су молчат, то судья может присоединиться к любому мнению. Очевидно, Закон о цитировании (426 г. н.э.) ищет выход из обилия правовых источников исключительно фор­маль­ный: особенно беспомощно выглядит введение прин­ципа боль­шин­ства в науч­ную интерпретацию права. Скорее всего, Закон о цитировании лишь утвердил способы, существовашие на прак­ти­ке и до него.

Публикуется по: Кодекс Феодосия. I, 4, 3 // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен; Пер. с лат. Е.В. Сильвестровой. М., 1999. С. 356 – 357.

IMPERATORIS THEODOSII CODEX
CTh.1.4.3

Impp. Theodosius et Valentinianus aa. ad senatum urbis Romae. Post alia: Papiniani, Pauli, Gaii, Ulpiani atque Modestini scripta universa firmamus ita, ut Gaium quae Paulum, Ulpianum et cunctos comitetur auctoritas, lectionesque ex omni eius opere recitentur. Eorum quoque scientiam, quorum tractatus atque sententias praedicti omnes suis operibus miscuerunt, ratam esse censemus, ut Scaevolae, Sabini, Iuliani atque Marcelli, omniumque, quos illi celebrarunt, si tamen eorum libri, propter antiquitatis incertum, codicum collatione firmentur. Ubi autem diversae sententiae proferuntur, potior numerus vincat auctorum, vel, si numerus aequalis sit, eius partis praecedat auctoritas, in qua excellentis ingenii vir Papinianus emineat, qui, ut singulos vincit, ita cedit duobus. Notas etiam Pauli atque Ulpiani in Papiniani corpus factas, sicut dudum statutum est, praecipimus infirmari. Ubi autem pares eorum sententiae recitantur, quorum par censetur auctoritas, quod sequi debeat, eligat moderatio iudicantis. Pauli quoque sententias semper valere praecipimus etc. Dat. VIII. id. nov. Ravenna, dd. nn. Theodosius XII. et Valentinianus ii. aa. coss.

Interpretatio. Haec lex ostendit, quorum iuris conditorum sententiae valeant; hoc est, Papiniani, Pauli, Gaii, Ulpiani, Modestini, Scaevolae, Sabini, Iuliani atque Marcelli: quorum si fuerint prolatae diversae sententiae, ubi maior numerus unum senserit, vincat. Quod si forsitan aequalis numerus in utraque parte sit, eius partis praecedat auctoritas, in qua Papinianus cum aequali numero senserit: quia ut singulos Papinianus vincit, ita et cedit duobus. Scaevola, Sabinus, Iulianus atque Marcellus in suis corporibus non inveniuntur, sed in praefatorum opere tenentur inserti. Gregorianum vero et Hermogenianum ideo lex ista praeteriit, quia suis auctoritatibus confirmantur ex lege priore, sub titulo de constitutionibus principum et edictis. Sed ex his omnibus iuris consultoribus, ex Gregoriano, Hermogeniano, Gaio, Papiniano et Paulo, quae necessaria causis praesentium temporum videbantur, elegimus.

I. Ius respondendi (юс рэспондэнди) – толкования юристов. Суть ius respondendi состояла в том, что по распоряжению императора наиболее выдающимся и известным юристам разрешалось давать официальные консультации в случае возникновения пробелов и затруднений, связанных с реализацией той или иной нормы.

Вот как возникновение данного источника права описывает Помпоний в Дигестах:

Первым юристом, который положил начало практики публичных консультаций, был Сабин (D.I.2. § 48) – основатель сабиньянского направления в римской юриспруденции.

II. Право обращаться за консультациями к юристам было предоставлено всем официальным должностным лицам. Ответ (responsa prudentium), который давал им юрист, автоматически приобретал силу закона и становился обязательным в исполнении.

Следует особо подчеркнуть, что он приобретал такую же юридическую силу, как и распоряжения императоров. Поэтому ответ должен был применяться не только относительно конкретного события, вызвавшего необходимость обратиться за разъяснением к юристу, но и во всех других случаях, аналогичных этому и произошедших позже.

III. Сам факт существования толкований юристов как источника права является беспрецедентным и удивительным с точки зрения права. Он свидетельствует не только об уровне юридической мысли Древнего Рима, но и об огромном авторитете, которым пользовались юристы в обществе и во властных кругах.

IV. Ответы юристов не были ограничены каким-либо временным интервалом. Поэтому со временем возник целый массив норм. В результате появилась необходимость в их упорядочении.

В 426 году был издан так называемый Закон о цитировании юристов (CTh.1.4.3), согласно которому:

1) прекращалась выдача ius respondendi;

2) в случае возникновения спорных вопросов можно было обращаться к мнению и трудам пяти юристов. К ним относились следующие.

Павел (рубеж II–III вв.). Получил известность как адвокат, затем был помощником префекта претория у Папиниана. Автор более 80 сочинений, к сожалению, практически полностью утраченных.

Ульпиан (?—228) получил известность как помощник Папиниана. В последующем дослужился до префекта претория, являлся главным советником Александра Севера (222–235). Однако даже дружба с императором не спасла его от преторианских гвардейцев, убивших его на глазах самого императора. Наибольшую научную ценность представляют его комментарии к Вечному эдикту в 83 книгах.

Модестин – ученик Ульпиана, грек по происхождению. Его труды посвящены юридической практике. Занимал должность начальника ночной полицейской и противопожарной службы. Таким образом, являлся вторым по рангу офицером в Риме, который был наделен гражданской и уголовной юрисдикцией.

Гай (117/138—180/192) – провинциальный профессор права, живший примерно во II в. н. э. Автор самых известных Институций – учебника римского права.

1. Закон предписывал что будут иметь юридическую силу также труды тех юристов, мнения которых отражены в той или иной форме у названных пяти юристов. Таковыми прежде всего оказались Сцевола, Сабин, Юлиан и Марцеллин.

2. В законе оговаривались случаи, когда относительно какого-либо юридического казуса ответ-мнение был у нескольких юристов, при этом он был разный. Здесь указывалось последовательно следовать:

1) мнению большинства;

2) если такового не было, то тому ответу, которое дал Папиниан;

3) если ответа Папиниана не было, то мнению Павла и т. д.

IV. Ius respondendi было главным, но не единственным видом деятельности римских юристов. Можно также еще выделить следующее.

1. Участие в судопроизводстве в качестве адвокатов и экспертов. Здесь было несколько направлений приложения усилий:

1) cavere (кавэрэ) – составление, разработка новых исков, сделок;

2) agere (агэрэ) – ведение дел в суде;

3) respondere (рэспондэрэ) – ответы, консультации частным лицам.

2. Толкование и разъяснение действующего законодательства (эксгеза) в учебных, научных и практических целях, связанное с запросами частных лиц, а также написание и распространение комментариев, посвященных текущему законодательству.

3. Неофициальная кодификационная деятельность, т. е. составление кодексов, сборников законов.

Если законы располагались в систематическом порядке, то сочинение называлось – дигеста (libri iuris civilis, digesta,). Когда рассматривался какой-то единичный нормативный акт, то сочинение называлось – libri singulars (либри сингуларс).

4. Деятельность в качестве преподавателей права, а также создание элементарных учебных материалов (institutiones), сентенций, книг вопросов, рассмотрение и научное толкование юридических казусов.

Читайте также: