Социально психологический портрет вашей семьи сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Семья очень ответственное дело, которое требует многих усилий. История каждой семьи - это маленькая история страны. Все события, которые происходят в стране, находят свое отражение в семье.

ВложениеРазмер
sotsialnyy_portret_semi_togda_i_seychas.docx 28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный портрет семьи тогда и сейчас.

«Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье, но каждая семья,

в особенности в жизни общества,

является, прежде всего, большим делом,

Семья очень ответственное дело, которое требует многих усилий. История каждой семьи - это маленькая история страны. Все события, которые происходят в стране, находят свое отражение в семье.

Конечно, и тогда не все люди официально оформляли свои отношения и вступали в законный брак. Гражданский брак существовал в Советском Союзе, причём такой вид отношений был достаточно распространён. Конечно, это было не запрещено, но общество с осуждением относилось к людям, которые не пожелали расписаться. Дело в том, что, не пожелав посвятить в свои планы работников государственного учреждения, эти граждане ставили под сомнение авторитет государства и его роль в жизни своей семьи. Ведь семья – это ячейка общества. На оформлении отношений чаще всего настаивали женщины, так как штампом в паспорте они были защищены от общественного мнения.
Ещё в эпоху СССР существовал брак по расчёту. Как и во все времена. Чаще всего этим, конечно, грешат женщины. Они выходят замуж, рассчитывая получить от своего замужества какую-то выгоду. В Советском Союзе брак по расчёту получил большое распространение, когда появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью. В этот период появилась новая прослойка людей, которые добились каких-то успехов достаточно быстро. Женщины с удовольствием выходили за них замуж и таким образом могли войти в новую советскую элиту. В результате выгодного замужества они легко получали то, что раньше было доступно лишь избранным.

Отсюда видно, что далеко не все советские люди вступали в брак с единственной целью - создать крепкую дружную семью на благо своей Родине. Помимо брака по расчёту, в СССР существовал ещё один вид брака не по любви - это фиктивный брак. Конечно, это явление существует и сейчас, но в Советском Союзе причин заключить фиктивный брак было больше, чем теперь. Например, это был самый простой способ купить квартиру. Ведь приватизация и право собственности появились немного позже. Поэтому продавец и покупатель вступали в законный брак лишь для того, чтобы, совершив одну сделку, тут же расторгнуть другую, то есть развестись.

Но, несмотря на браки по расчёту или фиктивные браки, семьи в СССР были крепкие. Общая идеология, которая пропагандировалась в государстве, находила отклик в сердцах простых людей. Люди встречались, создавали семью. У их детей было настоящее счастливое детство, потому что они были твёрдо уверены в завтрашнем дне и могли планировать свою будущую жизнь на много лет вперёд так, чтобы потом уже их дети гордились своими родителями - гражданами Союза Советских Социалистических Республик.

Семья — социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология).

Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство [1. C.6].

Социализация молодежи в современном Российском обществе

. сформулирована как анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных . и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и .

Актуальность выбранной темы в том, что Семейная жизнь двух людей — это настоящее испытание не только для самих супругов, но и для их детей, на которых самым непосредственным образом сказывается влияние родителей и их проблемы.

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление — первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья — это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

Тема семьи была, есть и будет, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.

Не мало важный факт, что в нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Вероятно, родственные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

Для изучения данной темы были поставлены следующие задачи:

· Рассмотреть функции семьи;

· Охарактеризовать социально-психологический портрет современной российской семьи.

· Изучить и рассмотреть основные проблемы молодой семьи

Семья в современном обществе является особой малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[5 C.35].

1. Социально-психологический портрет современной

1.1. Функции семьи

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых, прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей.

Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция).

Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей).

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

. и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает . в пенсионный статус [см.: Соколова, 93]. Среди российских ученых делается попытка анализа социализации на послетрудовом этапе . минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых .

К другим функциям семьи относятся[1. C.105]:

1) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

2) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

3) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

4) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

5) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

6) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

7) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных — репродуктивная функция, для пожилой — функция духовного общения.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индив……..

Список используемой литературы

1. Гурко, Т.А. Актуальные проблемы семей в России [Текст]/Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. — 223с.

2. Демографический ежегодник России [Текст]: 2005. С. 238.

3.Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства[Текст], 2004. — 20с.

4. Российский статистический ежегодник 2010 [Текст]: Стат.сб./Росстат. -М.,

5.Тюгашев, Е. А. -Семьеведение [Текст]/ Е. А. Тюгашев, Т. В Попкова Новосибирск: 2003. — 2 99с.

6. Тольц, М.С. Рождаемость и трансформация семьи в современной России [Текст]// М.С. Тольц, О.И. Антонова, Е.М. Андреев. — Вопросы статистики.

7. Россия 2012: Стат. Справочник [Текст]/ Росстат. — М., 2012. — 59 c.

Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы

. ни они сами ни члены их семей ни друзья ни соседи ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. Затянувшееся кризисное состояние . Все это позволяет сделать вывод что в условиях России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы возникающие в .

Примеры похожих учебных работ

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными .

. современном обществе; 2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка . работы [Текст]: Учебное . ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, .

. общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; · Эмоциональную - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Как известно, современная семья .

Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей .

. направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется досуговое общение родителей и детей в форме пикников, экскурсий, посещение .

Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

. современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей . члена семьи определяется в значительной степени тем, как ребенок . мире, но для российских педагогов он еще .

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

. когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ . медиков, социологов и других ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения .

Глава7 Социальное обслуживание семьи и детей

. Российской Федерации организованы и работают тер­риториальные учреждения социального обслуживания семьи и детей: территориальные центры помощи семье и детям, . домашних условиях роди­телями и другими членами семьи. Практически во всех цен­трах серьезное .

Автор Кузнецова Лариса Ивановн, г. Губкин Белгородская область

Социально-психологический портрет современной семьи.

Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Губкинский городской округ Белгородской области.

Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи — благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.

Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость. Воспитание детей, формирование личности ребенка – основная обязанность семьи. Однако есть немало трудностей в этом важном деле. Родители не всегда могут оптимально организовать процесс воспитания детей. Им не хватает знаний, опыта. Поэтому они нуждаются в помощи. Получить ее они могут в образовательном учреждении, которое посещает ребенок. Но прежде чем квалифицированные специалисты – педагоги определят основные направления работы с семьей, они должны иметь полное представление о современной семье. Эту задачу призвано решить данное социологическое исследование.

Цель работы: на основе данных социологического исследования составить социально-психологический портрет современной семьи.

Исследование было проведено среди родителей и учащихся образовательных учреждений г. Губкин Белгородской области. Количество участников опроса: 2759 человек.

В результате проведенного исследования обозначился следующий социально-психологический портрет семей, проживающих в городе Губкин. Так как выборка была случайной, то оказалось, что большинство участников опроса составляют женщины. Лишь пятая часть от общего числа респондентов - мужчины. Следовательно, можно сказать, что наш социально-психологический портрет в основном имеет женское лицо.

Участники опроса представлены однодетными и двухдетными семьями примерно в равной мере. Более половины (65,5%) имеют собственное жилье. Социальный состав респондентов разнообразен. Но преобладают работники промышленной и бюджетной сферы.

Семья – это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи.

Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие функции:

  • Воспитательная функция.
  • Эмоциональная функция.
  • Функция интеллектуального общения.
  • Функция хозяйственно – бытовых отношений.
  • Духовная функция.

Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.

Большинство участников опроса (54.0%) считают, что основное воспитательное воздействие на своих детей оказывает мать. Следующую по значимости позицию занимает отец (29.8%). Далее следуют школа (23.2%), друзья и улица (21.5%), телевидение (19.8%), бабушки и дедушки (14.1%). Последнюю позицию в данном рейтинге занимают книги (8.3%).

Данное исследование показало, что 82.1% родителей сохранили свой брак. 21.1% респондентов заявляет, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами. Однако, большая часть участников опроса не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории.

В 17.9% семей - родители в разводе (примерно каждая восьмая). 4,6% респондентов охарактеризовали свои семьи, как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие. 17.2% семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто.

Таким образом, выявлены семьи, находящиеся в сложном социально – психологическом положении из-за неблагоприятных супружеских взаимоотношений.

В вопросах воспитания детей супругам помогают родители. Это предполагает наличие традиционных подходов в воспитании детей, предающихся из поколения в поколение.

Более половины родителей считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия. Некоторые придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Влияние школы на воспитание детей.

По степени влияния на детей родители отводят школе третье место. В то же время большинство родителей (96%) считает, что образовательное учреждение в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей. Почти каждый пятый родитель (18.9%), принявший участие в исследовании, признал, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.

Полученные данные могут свидетельствовать о положительном отношении родителей к школе и уважении к ней. С другой стороны, известно, что значительная часть семей не сотрудничает с образовательным учреждением, и, в силу различных причин, они становятся все более закрытыми для внешнего влияния.

Все это говорит о необходимости высоко профессионально и тактично работать с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе легко идут на сотрудничество.

2. Эмоциональная функция.

Эта функция тесно связана с досугом, организацией свободного времени. Как показало исследование, есть родители (13.2%) для которых организация досуга детей является проблемой.

Психологи утверждают, что длительный просмотр телепередач – это не что иное, как форма психологической зависимости, уход от реальной жизни.

В данной ситуации взрослым можно предложить не критиковать впустую телевизионные программы и не запрещать детям их просмотр. Следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей.

Как показал опрос, не достаточно популярными формами проведения досуга в семьях являются любимые дела. Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денег. (Более половины родителей, принявших участие в исследовании, испытывают недостаток денежных средств). Однако это происходит и из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие. Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий не успешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей.

Эмоциональная функция семьи способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан.

Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с дивеантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом.

3.Функция интеллектуального общения.

Назначение функции интеллектуального общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Ведь порой только для того, чтобы выговориться и быть услышанным приходит клиент на консультацию к психологу. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли, и приняли таким, какой он есть.

Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.

Для большинства родителей наиболее актуальной проблемой является успеваемость детей. Вслед за ней значимыми являются проблемы дисциплины, нравственное воспитание.

Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей?

Прослеживается ориентация не на профессию, а на образ жизни. Это положительная тенденция. Многие родители заранее не программируют своих детей на получение определенной профессии или высокого социального статуса, а просто хотят, чтобы ребенок вырос хорошим человеком. Некоторые родители ориентируют своих детей на получение высшего образования. Они хотят видеть своих детей успешными, имеющими высокий социальный статус.

4.Функция хозяйственно – бытовых отношений.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил.

Две трети участников опроса имеют собственное жилье. Однако большинство испытывают материальные трудности. Четверть родителей обеспокоены отсутствием трудолюбия у своих детей. Поэтому можно предположить, что в силу объективных обстоятельств эта функция до конца не реализуется.

5. Духовная функция семьи утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения Заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую благословлённую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия творческого потенциала каждой личности с гражданской позицией созидателя.

Отсутствие духовно-религиозных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношении. Порождают безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость. Негативно влияет на все функции семьи. Разводы становятся нормой.

Исследование показало, что более половины родителей считают себя верующими и полагают, что Православная Церковь способствует укреплению семьи. 80% родителей используют в воспитании детей ценности православной культуры.

Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи — благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.

Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость.

Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи занимаются, как государственные, так и общественные институты. Пробудилась потребность сохранения лучшего наследия отечественной культуры. Ищется национальная идея, способная выразить тысячелетние традиции России и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни. Этой объединяющей идеей может стать Православие. Культура жизни православной семьи восходит к святоотеческой традиции и пронизана ее духом. Она сосредотачивает высокие смыслы человеческой жизни, которые сохраняются в традициях и передаются от родителей к детям, объединяя этнос в единый народ, сильную нацию.

Понимание основ построения настоящей семьи позволит сократить число разводов и поможет родителям правильно воспитывать своих детей, учитывая особенности детско-родительских отношений. Это может произойти, если в семью вновь вернутся христианские добродетели: вера, надежда, любовь.

1. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985.

3.ВеберГ. Кризисы любви. - М.,2002.— 304 с.

9.Культура семьи: учебное пособие/ Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Некрасова, 2005. -208с.

11.Протоиерей Евгений Шестун. Православная семья. — Самара, 2000.— 272 с.

15.Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной.- М..2005. —24 с.

Приложение

Анкета

1. Ваша семья… (Выберите ответ)

а) очень крепкая: полная гармония между супругами в целом

б) крепкая, хотя между супругами иногда случаются размолвки

в) в целом устойчивая, хотя ссоры между супругами бывают часто

г) семья проблемная, взаимоотношения между супругами плохие

2. Как вы оцениваете состояние бюджета вашей семьи?

а) денег до зарплаты не хватает

б) живем от зарплаты до зарплаты

в) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды затруднена

г) в целом желания совпадают с возможностями

д) можем почти ни в чем себе не отказывать

3. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?

а) осталось без изменений б) улучшилось в) ухудшилось

4.Кто (что) оказывает на вашего ребенка основное воспитательное влияние?

а) жена б) муж в) бабушки, дедушки

г) улица д) школа е) телевидение, компьютер

ж) книги з) друзья, улица и) кто (что) еще

5. Какие проблемы воспитания детей являются для вас наиболее важными?

а) незнание психологических и возрастных особенностей детей

в) нравственное воспитание

г) воспитание трудолюбия

д) организация досуга

е) несогласованность супругов в выборе методов воспитания

з) общение со сверстниками

6. Что мешает вам в воспитании детей?

а) мало времени б) плохие жилищные условия

в) нет педагогического опыта, знаний

г) ситуация в семье не благоприятная для воспитания детей

д) не хватает денег

7. Чем занимается ваш ребенок (дети) в свободное время?

а) спорт б) просмотр телевизора

в) слушание музыки г) чтение книг д) общение с друзьями

е) прогулки на улице ж) любимое дело

8. С какими из суждений Вы согласны, а с какими нет?

а) согласен б) не согласен

1.Хороший родитель должен оберегать своих маленьких детей даже от маленьких трудностей и обид

2.Ребёнок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание

3.Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее

4.Родители должны воспитать детей высоконравственными людьми

5.Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни

6. Родители должны знать, как поступить, чтобы их дети не попали в трудные ситуации

7.Ребёнка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое

8.Самое лучшее наследство - воспитанность

9.Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими уважаемыми людьми

10.Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются

11.Воспитание детей это тяжёлая и нервная работа

12.Внимательный родитель должен знать, о чём думает его ребёнок

9. Какие меры поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку (детям)? (напишите)

меры и наказания:

10. Какое воспитательное воздействие оказывает на Вашего ребенка (детей) школа.?

а) большое положительное воздействие

б) в целом положительное воздействие

в) никакого воспитательного воздействия не оказывает

г) оказывает отрицательное воздействие

11. Какой должна быть семья в идеале? Напишите__________________________________

12. Кем (каким) бы Вы хотели видеть своего ребенка (детей) в будущем?

13.К кому (куда) бы Вы обратились за помощью в случае необходимости?

а) к родственникам

в) в школу (учителя, администрация)

г) в организацию, где работаю

14. Можно ли сказать, что Вы:

15. Считаете, ли Вы, что Православная Церковь способствует укреплению семьи?

в) затрудняюсь ответить

16.Используете ли Вы в воспитании детей ценности православной культуры?

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

17.Ваш пол_______________ 18.Возраст_________________

Педагогическая или любая другая характеристика на членов семьи, неважно куда она предоставляется (в органы опеки, для награждения, для суда или на конкурс) – должна характеризовать: положительные и отрицательные стороны взаимоотношений в семье, ее социальный и психологический статус, возможности для развития человека и его самореализации.

Общая социально психологическая характеристика благополучной семьи

Характеристика на семью

Отец – Петр Нестеров (43 года), образование – среднее специальное, работает в строительной компании начальником цеха.

Мать – Мария Нестерова (38 лет), образование – высшее педагогическое, работает в гимназии учителем начальных классов.

Ребенок – Андрей Нестеров (12 лет), обучается в гимназии.

Семья Нестеровых характеризуется как полная с одним ребенком. Обязанности внутри семьи четко распределены в равных долях: отец глава и кормилец семьи, на нем лежат финансовые и воспитательные функции, мать главенствует на бытовом и психологическо-эмоциональном уровне.

У семьи Нестеровых стабильное материальное обеспечение. Родители работают и получают официальную заработную плату, ребенку за хорошую учебу и помощь по дому дают карманные деньги. Андрей обеспечен всеми необходимыми вещами – у него много игрушек, развивающих учебных принадлежностей, разнообразный выбор одежды. У ребенка есть своя комната, в которой он по просьбе родителей может самостоятельно навести порядок.

Воспитание ребенка в семье реализовывается по демократическому типу. Психологический климат стабильный и спокойный. В семье Нестеровых преобладают положительные эмоции во время взаимодействия членов семьи друг с другом. Конфликтные ситуации практически отсутствуют. При возникновении таких, проводятся семейные советы, где решаются все недопонимания и острые вопросы.

Можно сделать вывод, что семья Нестеровых относится к числу благополучных семей. Отклонения не найдены.

Готовая характеристика семьи ученика от классного руководителя


на семью учащегося Средней общеобразовательной школы № 471 г. Санкт-Петербург, Преображенского Василия Михайловича, 15.07.2012 года рождения.

Состав: полная семья.

Отец – Преображенский Алексей Юрьевич, 1977 года рождения, высшее образование, место работы – ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Адрес проживания – Санкт-Петербург, улица Жуковского, 29.

Семья живет в трехкомнатной квартире, у родителей и Василия собственные комнаты. Организовано рабочее пространство, квартира обустроена новейшими бытовыми приборами и всеми удобствами.

Ребенок воспитывается в доверительных и заботливых отношениях. Родители следят за поведением и успеваемостью Василия, контролируют выполнение домашних заданий. Также, Василий посещает секцию по теннису и ходит на дополнительные занятия по французскому языку.

В школе Василий общается со всеми одноклассниками, в некоторых ситуациях проявляет лидерские качества. В конфликтах с другими детьми замечен не был.

Алексей Юрьевич и Людмила Сергеевна участвуют в жизни класса и школы. Регулярно посещают родительские собрания и школьные мероприятия. Своевременно дают обратную связь педагогам на замечания и просьбы.

Семья Преображенских заявляет о себе только с хорошей стороны, замечаний и пожеланий не имеется.

Характеристика на семью воспитанника детского сада от воспитателя


Характеристика на семью Петровых г. Нижний Новгород

Состав семьи: полный.

Отец – Сергей Валентинович Петров, место работы – Управление ФСБ РФ по Нижегородской области.

Мать – Раиса Федоровна Петрова, место работы – Городская клиническая больница № 5.

Алиса способный ребенок: умеет читать, писать и считать, занимается танцами. Во время занятий проявляет усидчивость и внимательность, редко отвлекается. Выстраивает дружелюбные отношения со сверстниками, имеет зачатки лидерских навыков. Хорошо развита память и эрудированность. Алиса с удовольствием играет в игры и выполняет поставленные задачи.

Девочка всегда приходит опрятной и аккуратно одетой, с красивой прической. Полностью себя обслуживает, самостоятельна, правильно пользуется кухонными принадлежностями. Родители вовремя привозят и забирают ребенка. Без уважительной причины не пропускают посещения МАДОУ.

Взаимоотношения между родителями и дочерью абсолютно положительные, видна любовь и забота. Ребенку уделяется достаточно внимания.

Родители участвуют в жизни дочери и интересуются ее достижениями, посещают дошкольные мероприятия, всегда находятся на связи.

Пример характеристики взаимоотношений членов патриархальной семьи


Состав семьи: полный с выраженным патриархальным направлением.

Мать – Кузнецова Елена Павловна, 1981 года рождения, имеет среднее специальное образование, домохозяйка.

Дети – Марина и Дмитрий Кузнецовы, 2003 и 2005 года рождения. Марина учится на 1 курсе в университете, Дмитрий – в школе.

Семья Кузнецовых живет в частном доме, в котором есть все необходимые условия для комфортной и удобной жизни. У каждого члена семьи своя комната.

Александр Михайлович является главой семьи и авторитетом, он полностью несет ответственность за жену и детей. Александр руководит финансами и хозяйством, занимает высокую позицию в социуме.

Елена Павловна ведет быт и занимается воспитанием детей. С супругом имеет теплые и доверительные отношения, они всегда проводят время вместе и не ссорятся. В браке царит взаимное уважение и гармония.

Для детей модель поведения родителей является примером. У Марины и Дмитрия хорошие взаимоотношения друг с другом, они практически никогда не конфликтуют.

Семья Кузнецовых не заявила о себе в плохом ключе. Отклонений от нормы нет.

Образец характеристики на неблагополучную семью несовершеннолетнего ребенка


на семью учащегося 5 класса МОУ СОШ №3 г. Москва, Иванова Никиты Артемовича, 2009 года рождения

Никита воспитывается в неполной семье с мамой и бабушкой. Мать – Иванова Анна Николаевна – в данный момент не трудоустроена из-за отсутствия профильного образования (в наличии общее образование 9 классов). Основной доход семьи идет за счет пенсии бабушки – Яковлевой Антонины Семеновны.

Отец Никиты в 2011 году подал на развод, алименты не платит. Анна Николаевна, в свою очередь, в суд не обращалась.

Квартира, в которой проживает ребенок, имеет скромный вид. Нет ремонта и современной бытовой техники, мебель старая. У мальчика нет собственной комнаты, он спит вместе с мамой. Однако, место для выполнения домашних заданий в квартире имеется.

Одежда и обувь у Никиты не новые, также у него нет телефона для связи с родителями.

Анна Николаевна занимается воспитанием ребенка поверхностно. В основном, эту роль выполняет бабушка. Она ходит на родительские собрания и делает с Никитой уроки.

Никита замкнут в себе, у него есть пару друзей. На контакт идет тяжело, успеваемость удовлетворительная, может отказать учителю в выполнении просьбы или задания.

Краткий вывод

Обстановка в семье Ивановых неблагоприятная. Проживание в вышеописанных условиях может усугубить психологическое состояние Никиты Иванова.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

характеристика семьи

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

характеристика на семью

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

характеристика неблагополучных семей

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

характеристика семьи образец

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

характеристика на семью ученика

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Материальная обеспеченность ее членов.
  4. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  5. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

характеристика на неблагополучную семью

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

характеристика семьи ребенка

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Читайте также: