Сочинение загадок детьми дошкольного возраста

Обновлено: 01.07.2024

В данной работе представлены загадки, сочиненные детьми четырех лет. Такого вида работа с воспитанниками помогает развивать речь, память, внимание, логическое мышление, воображение, пополняет словарный запас детей.

Оценить 255 0

Творческая работа детей дошкольного возраста.

Сочинение загадок

Вот какие загадки у нас получились.

Части тела и внутренние органы.

1.Она одна. При её помощи голова может поворачиваться в разные стороны, наклоняться вниз и подниматься вверх. (Шея.)

2. Их у человека два. Они помогают человеку рассматривать всё. (Глаза.)

3. Оно одно и никогда не отдыхает. (Сердце.)

4. Их у человека две. Они помогают ему быть быстрым и медленным. (Ноги.)

5. Он один, с его помощью человек разговаривает. (Язык.)

6. Они помогают нам пережёвывать еду, даже самую крепкую. (Зубы.)

7. Без них человек не сможет ничего взять. (Руки.)

Овощи, фрукты, ягоды

Всегда кислый, жёлтый с косточками внутри. (Лимон.)

Он растёт гроздью. Бывает красным, чёрным, зелёным. (Виноград.)

Растёт на грядке, хрустящий, зелёный, пупырчатый. (Огурец.)

Бывает зелёным и полосатым. Длинный. (Кабачок.)

Сырая невкусная. А жареная или печёная объеденье. (Картошка.)

Она хрустящая, а ещё бывает квашеная. (Капуста.)

Его головка прячется в земле. А зелёные перья растут наверху. (Лук.)

Когда созреет он красный, жёлтый, ну ещё и другого цвета. А незрелый зелёный. (Помидор.)

Животные и птицы

Если она девочка, то даёт нам молоко, а у мальчика есть борода. (Коза и козёл.)

На чужого человека он всегда ругается, своего любит. (Собака.)

Пушистая с ушками, любит людей. (Кошка.)

Ловит мышей, но не кошка. (Ёжик.)

Важно расхаживает, у него красивый хвост из разноцветных перьев, но перья могут быть и одного цвета. (Петух.)

Эта птица черно – белого цвета. Она стрекочет и ворует цыплят.

Птица прилетает весной и ходит по полям. Она вся чёрная. (Грач.)

У этого цветка есть шипы, но он очень красивый. (Роза.)

Эти цветы называют звёздочками. Они бывают разного цвета. (Астры.)

Они вырастают высокими, но бывают и низкими. Бывают многолетними и однолетними, разноцветные. (Георгины.)

На лепестках этого цветка любят гадать. (Ромашка.)

Этот цветок похож на ромашку, но он низкорослый. (Маргаритка.)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Проводить пропаганду здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычк. Подробнее.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычках это то. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Технология обучения детей дошкольного возраста составлению загадок.

ВложениеРазмер
opyt_zagadkit_microsoft_word.docx 29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения детей дошкольного возраста составлению загадок.

Старший воспитатель Кулагина Н.А

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возра.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Таким образом, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету и основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Педагоги предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогат конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

• развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения;

• воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

• стимуляция умственной активности;

• расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

• развитие сенсорной сферы.

Показателями познавательно-речевой активности в процессе отгадывания и составления загадок являются:

- умение анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

- умение синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

- умение сравнивать, обобщать;

- умение рассуждать, делать умозаключения, выводы;

- умение предоставлять аргументы и доказательства.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово- отгадка .

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства. предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудих труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Ю. Г. Илларионова считала, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.

Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендовала при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полным.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю. Г. Илларионова, советовала соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку .

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки .

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.

интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю. Г. Илларионова, советовала соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки .

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, рекомендуется при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста . В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

В практике работы с детьми старшего дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:

- модель составления загадки про какой-либо объект;

модель составления загадки на основе сравнения одного объекта с другим объектом .

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, желательно предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному, очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, в процессе отгадывания и придумывания загадок обогащается и активизируется словарь старших дошкольников. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, понять многозначность слов.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне интуиции или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике
работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели
составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели
составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо
объект.

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

  • Какой самовар по действиям? (Шипящий) (заполняется вторая строчка
    левой части таблицы).
  • Какой он по форме? (круглый) (заполняется третья строчка левой части
    таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям
признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Что бывает таким же?

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:

Что бывает таким же?

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или
каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется
всеми детьми.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что (кто) делает так же?

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая
один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и
различное.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ.


Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ".


Формируем навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре.


Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ста.


Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.


Методика бучение детей дошкольного возраста составлению загадок

познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.


Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компа.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития словесного творчества дошкольников. Автор предлагает методы и приёмы использование которых позволит развить словесное творчество на примере использования загадок.

Важнейшие источники развития словесного творчества дошкольников – это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте образности, выступает фундаментальным условием развития словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении загадок.

Сопоставления предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего. Этот процесс частично и со специфическими целями находил отражение в загадке. Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому загадка особенно привлекательна

Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т.д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное овладение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Для этого необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:

- во-первых, чтобы дети научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать, надавливать, дуть), для получения разнообразной сенсорной информации;

- во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение и т.д.);

- в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его функцией, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.

Ю.Г. Илларионова рекомендует начинать обучение придумыванию загадок не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Начинать обучение детей придумыванию загадок можно с помощью опорных таблиц. Вначале необходимо обратить внимание ребенка на опорные таблицы. Каждый символ таблицы означает какое-либо качество предмета: цвет, форму, вкус и т. д. и дает возможность детям лучше запомнить описание:

- воспитатель описывает какой-нибудь предмет, используя как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая? какие? Если ребенок узнает, что вы ему загадали, педагог спрашивает: как он догадался. Просит еще раз рассказать об этом же предмете, глядя на таблицу;

- затем педагог предлагает ребенку обратную задачу: описать с помощью таблицы любой предмет на выбор, но, не называя его, а заменив его подходящим местоимением;

- наконец пусть ребенок загадает сам загадку, опишет любой предмет, ориентируясь на таблицу [3;4].

Е.А. Алябьева предлагает следующие игры на развитие воображения и речи детей: игры – путешествия, этюды, игры – беседы, игры импровизации и т.д.

Таким образом, загадка формирует у детей любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводит ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Она побуждает ребенка к наблюдению, размышлению, познанию.

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

3. Левшина Н.И.Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.

4. Левшина Н.И.Развитие языковой способности дошкольников//Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.

5. Левшина Н.И.Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //Начальная школа. 2010. № 7.С. 122-124.

6. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И.Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

7. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1 .- С. 25 – 26.

Воспитывающая: воспитывать толерантность, уважение к соучастнику творческого процесса.

Материалы: три макета таблиц.

Ход проведения семинара:

В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно -логическое мышление. Дети пытаются по-новому осмыслить свойства известных им объектов, придать им необычные характеристики. Таким образом, наши дети не только познают окружающий мир, но и делают первые шаги для познания неизвестного. Задача взрослых – родителей и воспитателей – помочь детям овладеть одной из ведущих операций этого вида мышления – сравнение. Если ребенок не научится сравнивать уже сейчас, в дошкольном возрасте, то у него непременно возникнут трудности при обучении как в начальной школе, так и в среднем звене.

Одним из методов овладения этой операцией является составление загадок. Кажется чего проще. Я предлагаю вам придумать прямо сейчас по одной загадке. Взяв, например, за отгадку слово – репейник.

Практическая деятельность родителей, воспитателей

Вы, наверное, убедились, что на самом деле это не так. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов невозможно в полной мере овладеть этим умением.

А для этого необходимо создавать условия для самостоятельного составления загадок нашим детям.

Для начала необходимо выявить признаки объекта, сравнить объект и предметы между собой, найти предметы похожие и не похожие на выбранный объект, выявить признаки, по которым объект отличается от других или похож на другие предметы.

Находя ответы на эти вопросы мы не только развиваем логическое мышление детей, знакомим их с окружающим миром, но и учим обобщать, классифицировать, давать определенные понятия, выявлять нелогичные ситуации, понимать переносный смысл выражений.

А теперь давайте попробуем составить несколько загадок вместе.

Возьмем к примеру за объект – зонтик, и построим загадку на имеющихся признаках и свойствах.

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Для подсказки все признаки расположим в двух столбиках

Формулируем саму загадку:

Как гриб, но съесть нельзя,
Как волчок, но не крутится.
Как колокольчик, но от дождя укроет.

При составлении загадок можно разложить предмет на составные части и определить на что они похожи.

Например, таким образом можно составить загадку об очках.

Загадка: Две лужи на двух крючках, похожи на цифру “8”

Можно составлять загадки используя знания детей о свойствах объекта предмета и сравнении с другими предметами.

Например, загадка о коньках.

Блестят, но не звезды,
Разрезают, но не ножи,
Мчат, но не кони.

А теперь давайте вспомним, предыдущий наш объект – репейник и попробуем придумать загадку, имея перед собой уже продемонстрированные таблицы.

Собака, шуба, медведь

Имея исходную таблицу, родители придумывают собственную загадку

Используйте при сочинении загадок наглядные модели (таблицы)

В ходе обсуждения в левую часть таблицы вносите значения признака (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть — объекты (допустимо схематическое изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения: блестящая — не просто монета, но новая (или начищенная).

Читать текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки “как” или “но не”. Повторяйте текст неоднократно.

Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.

Составляйте загадку не называя объект, а только перечисляя те признаки, которые через связки “как” или “но не” сравниваются с другими объектами: “Колючий, как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не смола”.

– назначению объекта ( У Наташи красное платье, а у Лены синее),
– по длине (У Лены длинная юбочка, а у Тани короткая),
– по высоте (Дерево высокое, а куст низкий),
– по твердости (Мел твердый, а творог мягкий),
– по возможности летать (Птица летает, а машина нет),
– по съедобности (Сахарный песок едят, а речной нет),
– по росту (Великан большого роста, а гном/мальчик-с-пальчик – маленького),
– по ширине (Река широкая, а ручей узкий),
– по длине (Эта дорога длиннее, а та короткая),
– по громкости (Эти ребята поют громче, а те тише),
– по толщине (Кусок колбасы толще кусочка сыра),
– по величине (Озеро большое, а пруд маленький).

Запомните, как нельзя сравнивать:

– У Бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные. (Сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность),
– Лягушка зеленая, а крокодил большой. (Сравниваются разные свойства: цвет и размер),
– Дерево высокое, а куст красивый. (Сравниваются два разных свойства: цвет и размер),
– Наташи платье голубое, а у Светы – короткое. (Сравниваются два разных свойства: цвет и длина),
– У Тани карие глаза, а Вика курносая. (Сравниваются цвет глаз и размер носа),
– Эта горка пологая, а та высокая. (Сравниваются два свойства: высота и крутизна),
– Карлсон толстый, а Малыш моложе. (Сравниваются два свойства: толщина и возраст),
– Помидор красный, а перец горький. (Сравниваются разные свойства: цвет и вкус),
– У Мальвины голубые волосы, а у Буратино длинный нос. (Сравниваются разные части тела),
– Незнайка низкого роста, а Знайка очень умный. (Сравниваются разные свойства: ум и рост).

Надеюсь что данные рекомендации не только научат сравнивать, выделять существенные признаки предметов сравнивать по несущественным и существенным признакам, обобщать и классифицировать предметы, разовьют навыки мышления, воображения, но и будут способствовать развитию навыков совместно творчества между вами – родителями и детьми.

Читайте также: