Сочинение загадки с отрицательным или положительным сравнением

Обновлено: 05.07.2024

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знания педагогам механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней.

Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструировании:

1. Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например:

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3. В загадку включено отрицательное сравнение.

Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделяя в них сходные признаки, группировать их по новому, в другом сочетании.

4. Загадки, в описание которых использованы метафоры.

Например: Под одной крышей четыре братца живут. (Стол)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть их черты и сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За – дача.)

б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении

(кот – ток) или при перестановки слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находит пути решения , приемы отгадывании, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Приведу алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя:

а) определить, что и где нужно искать;

б) выделить и объединить возможные признаки;

в) выдвинуть предполагаемую отгадку;

г) доказать правильность отгадки.

Педагогический процесс работы с загадками может приобретать вид игры. Игровая

Форма удовлетворяет возрастные потребности младших школьников в игровых видах деятельности, в интеллектуальной активности.

Предлагаю методику проведения индивидуальных и групповых игр в загадки, которые можно использовать во внеурочной работе.

Загадки-трафаретки.

На плотном листе вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда должны вписываться буквы слова-отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в отверстия на листе бумаги, подложенном снизу. Следующий играющий должен подложить под трафарет чистый лист бумаги и закрепить его. За каждое правильно отгаданное слово начисляется определенное количество очков (выдается жетон, фишка).

В качестве примера приведем два варианта загадок-трафареток. Ответы на загадки указываются только на контрольных карточках.

Чайнворд загадок.

Эта игра, в которой слова- отгадки должны следовать одно за другим в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

  1. Красный, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
  2. Сторож плохой: слепой и глухой, не тронешь – молчит, а тронешь – кричит. (Звонок)
  3. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
  4. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор)
  5. Без тела живет, без языка кричит. (Радио)
  6. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки, ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

Рассыпанные загадки.

Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать ее. Игра начинается с чтения стихотворения-зачина:

Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья.
Очень торопилась, и случилось так, что
На куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте, помните меня и знайте.

Образец набора карточек к загадке:

Меня частенько просят, ждут,
А только появляюсь, и прятаться начнут.
(Дождь)
просят а только начнут частенько
появляюсь меня ждут и прятаться

Лотерея загадок.

Игра заключается в разгадывании или придумывании загадок. Загадка, или предмет, или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого загадки и задания пишутся на отдельных листках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющим. Привожу образец карточек для лотереи. Игровая задача состоит в придумывании шарады с выбранным словом. Слова для шарад: волосы, столяр, парад, грибочки, фантазия, осадок, фасоль, залежи.

Игры в загадки – полезный вид организации досуга детей. Проведение такого рода игр требует от самого педагога смекалки, выдумки, творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит обобщить сведения об изобразительных средствах языка; научит учащихся сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Тема: Сочинение загадок.

Тема: Сочинение загадок.

 Задача: обобщить сведения об изобразительных средствах языка; учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Задача: обобщить сведения об изобразительных средствах языка; учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

I. Речевая разминка. — Прочитайте. Удивительный вагон! Злая, как волчица, Посудите сами: Жжется, как горчица. Рельсы в воздухе, а он Что за диво? Держит их руками! Это же. — Что ЭТО? — Отгадайте их.

I. Речевая разминка.

Удивительный вагон! Злая, как волчица,

Посудите сами: Жжется, как горчица.

Рельсы в воздухе, а он Что за диво?

Держит их руками! Это же.

— Как вы догадались, что это троллейбус? Крапива? — Одинаковым ли тоном надо прочитать эти загадки? — Прочитайте загадки выразительно. Кто лучше прочитает? Удивительный вагон! Злая, как волчица, Посудите сами: Жжется, как горчица. Рельсы в воздухе, а он Что за диво? Держит их руками! Это же.

— Как вы догадались, что это троллейбус? Крапива?

— Одинаковым ли тоном надо прочитать эти загадки?

— Прочитайте загадки выразительно. Кто лучше прочитает?

Удивительный вагон! Злая, как волчица,

Посудите сами: Жжется, как горчица.

Рельсы в воздухе, а он Что за диво?

Держит их руками! Это же.

II. Введение в тему занятия. — Мы уже говорили, что загадки — очень яркие произведения. В них используются разнообразные языковые изобразительные приёмы. Какой приём использован в первой загадке? Докажите. А во второй загадке? С чем сравнивается крапива? Почему? Зачем эти приёмы использованы в загадках? — Сегодня на уроке мы будем учиться использовать эти приёмы при сочинении загадок.

II. Введение в тему занятия.

— Мы уже говорили, что загадки — очень яркие произведения. В них используются разнообразные языковые изобразительные приёмы. Какой приём использован в первой загадке? Докажите. А во второй загадке? С чем сравнивается крапива? Почему? Зачем эти приёмы использованы в загадках?

— Сегодня на уроке мы будем учиться использовать эти приёмы при сочинении загадок.

III. Сочинение загадок, основанных на сравнении. 1. - Прочитайте загадки. Отгадайте их. Как вы догадались? Какой приём в них используется? Что с чем сравнивается? Почему? 1. Бела, как снег, 2. Растянулась, как гармошка, Черна, как жук, Чудо-печка под окошком. Вертится, как бес, Повернулась — и в лес. 3. Словно елка, весь в иголках. 4. Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач, На вкус, как сахар сладок, 5. С ветки на ветку На вид — похож на мяч . Быстрый, как мяч, Прыгает по лесу Рыжий циркач. 6. Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. 7. Зелена а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. 8. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет.

III. Сочинение загадок, основанных на сравнении.

1. - Прочитайте загадки. Отгадайте их. Как вы догадались? Какой приём в них используется? Что с чем сравнивается? Почему?

1. Бела, как снег, 2. Растянулась, как гармошка,

Черна, как жук, Чудо-печка под окошком.

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес. 3. Словно елка, весь в иголках.

4. Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар сладок, 5. С ветки на ветку

На вид — похож на мяч . Быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу

6. Черен, а не ворон,

С крыльями, а не птица. 7. Зелена а не луг,

Кудрява, а без волос.

8. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Сравнения — Как используется прием сравнения в загадках 1—5 и 6—8. Одинаково ли? Как построены сравнения в первых четырёх загадках? Какие союзы в них используются? Это так называемые утвердительные сравнения . В них утверждается, что данный предмет действительно похож на . — Как построены сравнения в 6—8 загадках? Какую частицу они имеют в своем составе? Какое значение она имеет? Это так называемые отрицательные сравнения . В них содержится отрицание того, что отгадываемый предмет похож на .

— Как используется прием сравнения в загадках 1—5 и 6—8. Одинаково ли? Как построены сравнения в первых четырёх загадках? Какие союзы в них используются?

Это так называемые утвердительные сравнения . В них утверждается, что данный предмет действительно похож на .

— Как построены сравнения в 6—8 загадках? Какую частицу они имеют в своем составе? Какое значение она имеет? Это так называемые отрицательные сравнения . В них содержится отрицание того, что отгадываемый предмет похож на .

Поэтический словарь СРАВНЕ́НИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Простейшая форма сравнения выражается обычно посредством подсобных слов — как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т. д.: На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. Долги дни короткие, Ветви в небе скрещены, Черные и четкие, Словно в небе трещины.

СРАВНЕ́НИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Простейшая форма сравнения выражается обычно посредством подсобных слов — как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т. д.:

На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза.

Долги дни короткие, Ветви в небе скрещены, Черные и четкие, Словно в небе трещины.

Поэтический словарь ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ — особая форма образного сравнения, в котором даётся не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного предмета другому. Отрицательное сравнение — любимый стилистический приём в русской народной поэзии, например: Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие, — Снова горе подымается, Словно злая туча черная.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ — особая форма образного сравнения, в котором даётся не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного предмета другому. Отрицательное сравнение — любимый стилистический приём в русской народной поэзии, например:

Не ветра шумят холодные,

Не пески бегут зыбучие, —

Снова горе подымается,

Словно злая туча черная.

Сочинение загадок о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. — Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением . — Перечислите наиболее яркие признаки снега. — С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими же признаками? — Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору). Прослушивание загадок, сочиненных детьми. Анализ загадок.

Сочинение загадок о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.

— Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением .

— Перечислите наиболее яркие признаки снега.

— С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими же признаками?

— Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).

Прослушивание загадок, сочиненных детьми. Анализ загадок.

IV. Сочинение загадок с олицетворением.

Стоят в поле сестрички: В колыбельке подвесной

Желтый глазок, белые - Летом житель спит лесной.

реснички. Осень пёстрая придёт —

На зубок он попадёт

Гуляет мама с дочками. Наши поросятки

Дочкам не твердит она: Выросли на грядке,

— Спать ложитесь, поздно! К солнышку бочком,

Потому что мать—луна, Хвостики крючком.

А дочурки? Эти поросятки

Играют с нами в прятки. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

Сочинение загадок про тучу

— Сочините загадку. (Прослушивание загадок. Их анализ).

Загадки про тучу — Послушайте для сравнения известные загадки про тучу: Как по небу с севера Плыла лебедь серая, Плыла лебедь с севера, Вниз кидала — сыпала На поля—озёрушки Белый пух да перышки. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится — ничего не останется.

Загадки про тучу

— Послушайте для сравнения известные загадки про тучу:

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь с севера,

Вниз кидала — сыпала

Белый пух да перышки.

в слёзы ударится —

ничего не останется.

V. Итог урока. — Какие изобразительные языковые приёмы используются в загадках? — С какой целью?

— Какие изобразительные языковые приёмы используются в загадках?

Мизик Нина Владимировна,

воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №20

Младшим школьникам очень нравится отгадывать и загадывать загадки. Найдя правильный ответ, они искренне радуются, что сумели проявить свою сообразительность.

У педагога должно быть в запасе много загадок, они могут использоваться как на различных уроках, так и на занятиях в группе продлённого дня. Знание особенностей и разновидностей загадок необходимо для их подбора и для их отгадывания. В процессе разгадывания ребёнку приходится обдумывать все слова, сравнивать их, находить различия или сходства. Процесс отгадывания будет более осмысленным, если вместе с детьми разобрать несколько загадок, объяснив их особенность и способы конструирования. Во время игры не надо торопить детей с ответом на загадку. Если загадку никто не может отгадать, надо задать несколько наводящих вопросов, внести пояснения.

Рассмотрим основные типы загадок.

1. Загадки, в которых содержится краткая характеристика предмета или явления.

Например: Белые мухи на поле сели. (Снег)

Выделяя отмеченный признак в загадке, можно восстановить целостный образ.

2. Загадки, в которых перечисляются несколько различных признаков предмета или явления.

Например: Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)

Решение подобных загадок основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

3. Загадки, содержащие отрицательное сравнение.

Например: Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Сопоставляя разные и в чём-то сходные предметы, можно выделить схожие признаки и сгруппировать их в другом сочетании.

4. Загадки, построенные на аллегориях.

Например: Четыре братца уговорились гоняться,

Как ни бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Сравнивая предметы или явления из разных областей в загадках подобного вида, важно увидеть в них сходные черты и отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки с буквенным (слоговым) составом слова, его обозначающим.

а). Шарады – загадки, в которых загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Например: Мой первый слог – предлог,

Второй – всегда спасёт тебя от зноя,

А в целом – время золотое. (О-сень)

б). Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении или при перестановке слогов и букв.

Например: Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили –

И в посуду превратили,

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (Актёр – тёрка)

в). Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе. (Точка – тучка – тачка – качка)

г). Логографы – слова-загадки, в которых меняется их значение при отнимании или прибавлении букв.

Во внеурочной работе с детьми целесообразно проведение индивидуальных и групповых игр в загадки:

· загадки с коллективным ответом;

Проведение такого рода игр требует от самого педагога выдумки и творчества. Рассмотрим примеры таких игр.

1. Загадки с коллективным ответом.

Отгадывать такие загадки несложно, так как отгадка рифмуется с последним словом предыдущей строчки.

Например: На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы, –

Время скажут вам… (Часы)

Среди таких загадок встречаются загадки-обманки. Если сказать последнее слово в рифму, получится смешная небылица. Чтобы этого не случилось, надо думать и быть внимательным.

Например: Коньки на льду чертили стрелочки,

В хоккей с утра играли… (Мальчики)

2. Загадки-слоговицы.

В этих загадках каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках.

Например: 1 – 2 – 3 – стоит с едой для поросят.

4 – 5 – 6 – чем больше бьют, тем больше рад.

1 – 7 – 5 – чехол, где спрятан пистолет.

2 – 4 – на хлеб клюёт, на сахар нет.

(Корыто, барабан, кобура, рыба)

3. Загадки-трафаретки.

На плотном листе вырезаются отверстия, куда будут вписываться слова-отгадки. Под каждым заданием даётся пояснение к отгадке.

К О __ __ __ __ Т

Этот кот забрался в пакет для письма. (Конверт)

К О __ __ __ Т __

Этого любит вся детвора. (Конфета)

К О __ __ __ __ Т

Этому в зале рукоплескали. (Концерт)

Место, где летом мы отдыхали. (Курорт)

Этот согреет нас на привале. (Костёр)

Этот в шкафу. Мы его надевали. (Костюм)

4. Загадки-шутки

Это особая разновидность загадок, которые не подсказывают ответ. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Отгадать загадку-шутку трудно.

Например: Каких камней нет ни в одном море? (Сухих)

Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком)

Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)

5. Чайнворд загадок.

Это игра, в которой слова-отгадки должны следовать одно за другим в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является началом следующего слова.

1. Что идёт, не двигаясь с места? (Время)

2. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

3. Сучки рогатые, плоды крылатые, а лист ладошкой с длинной ножкой. (Клён)

– Мы видим, что признаки у всех перечисленных предметов одинаковые, но на самом деле предметы не похожи друг на друга. В этом и есть секрет таких загадок.

Попробуем составить загадку о репке, перечисляя её признаки и отрицая её сходство с другими предметами, у которых есть те же признаки.

Загадка

Круглая, да не мяч,

Жёлтая, да не масло

Сладкая, да не сахар

С хвостиком, да не мышь.

2) Загадка про юлу. Модель: Как _____, но не ______.

На что похожа? Чем отличается?
на балерину неживая
на зонтик от дождя не укроет
на репку несъедобная

Загадка

Как балерина, но неживая.

Как зонтик, но от дождя не укроет.

Как репка, но несъедобная.

3) Загадка про берёзу. Модель: ____, а не ______ .

На что похож? Чем похож?
на луг зелёная
на снег белый ствол
на волосы кудрявая

Загадка

Зелёная, а не луг.

Ствол белый, а не снег.

Кудрявая, а не волосы.

4) Загадка про глобус. Модель:______, но не ______.

На что похожа? Чем похожа?

на радугу разноцветный

на колесо вращается

Загадка

Круглый, но не мяч.

Разноцветный, но не радуга.

Вращается, но не колесо.

20. Самостоятельное создание загадки по памятке.

Как создать загадку

1.Подумай о том предмете, о котором ты будешь составлять загадку.

2.Сравни предмет с другим предметов, очень похожим на него.

3. Назови основные признаки этого предмета, по которым можно его узнать. Подбери точные прилагательные, характеризующие этот предмет.

4. Подбери рифмующиеся слова.

5. Составь загадку и проверь

Урок 1. Мы по лесу гуляем и загадки сочиняем (2 класс)

Форма урока:Прогулка в лес.

Задачи урока: 1) Закрепление у учащихся знаний о загадке, полученных в первом классе. 2) Ознакомление с приёмами конструирования загадок. 3) Развитие у учащихся способности находить точные сравнения и слова, называющие признаки предметов. 4) Развитие творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса.

Оборудование: Сборники загадок.

Иллюстрации: земляника, заяц, ёжик.

Карточки, плакаты, памятки.

Постановка задачи урока.

– Сегодня у вас необычный урок – прогулка в лес. Гуляя по лесу, мы встретим разных зверей, обитающих в наших лесах; увидим, чем богат наш лес. Мы будем отгадывать загадки и учиться создавать свои загадки.

Анализ и сочинение загадки про землянику.

– Недалеко от леса есть небольшая полянка. Здесь растёт очень вкусная ягода. Если отгадаете загадку, то узнаете, что растёт на лесной полянке.

Стоит Егорка

В красной ермолке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

Что это? (Земляника).

– Как вы понимаете слово ермолка?

На доске запись: Ермолка – маленькая, мягкая, круглая шапочка, плотно прилегающая к голове.

– Почему решили, что это земляника? (Земляника – маленькое растение с красными ягодками. Никто не может пройти мимо такой вкусной ягоды. Это земляная ягода, растёт близко от земли. Все наклоняются, чтобы сорвать её. В загадке об этом сказано: всяк поклон отдаёт.)

– С чем сравнивается земляника? (С мальчишкой Егором в красной шапочке.)

– Значит, какое слово заменяет в загадке название ягоды? (Имя Егорка заменяет в загадке слово земляника. Здесь о неживом предмете говорится как о живом.)

– Какой признак земляники называется в загадке? (Земляника – красная ягода.)

Есть ли рифма в загадке? Какие слова рифмуются ( Рифмуются концы строк: Егорка – ермолка, пройдёт – отдаёт.)

– Прочитайте другую загадку и сравните с первой.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт –

Всяк поклон отдаёт.

– Чем отличаются две загадки и чем они похожи? (Различие в этой загадке в том, что земляника сравнивается с девочкой Алёнкой в красной рубашке. Концовка у загадок одинаковая.)

– Чем сходны загадки и задачи, которые вы решаете на уроке математики? (На уроках математики мы решаем примеры и задачи. А загадка – это тоже задачка, которую нужно решить, отгадать.)




– Сделайте вывод: что же такое загадка? (Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его признаков.)

– Оказывается, загадка имеет свои секреты.

На доску вывешивается карточка с записью секретов загадки:

Секреты загадки · Предмет не назван. · Назван другой предмет, похожий на него. · Показаны важные признаки, по которым можно узнать предмет · Рифма. · Краткость.

– С опорой на секреты расскажите всё о загадке. (Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором скрывается понятие о предмете или явлении, но перечисляются их характерные признаки.)

– С учетом секретов попытайтесь сами сочинить загадки о землянике. Назовите основные признаки этой ягоды.

Земляника (какая? ) красная, душистая, .

Где растёт? На полянке, у пеньков, в траве, …

С чем можно сравнить ягоды? Красные бусинки, красный огонёк, красный глазок, …

– Сочините новую загадку про землянику:

Красная, душистая,

В лесу растёт,

К себе зовёт.

Встреча с зайцем.

В лесу увидели зверька. Отгадайте: кто это? (Заяц)

На доске запись:

Маленький, беленький По лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык.

– Прочитайте и подумайте, что здесь записано? (Загадка)

– Почему вы так решили? (Мы не знаем, о ком говорится в этих строчках, но можем догадаться по описанию. Значит, это загадка.)

– Прочитайте первую строчку. Что в ней описывается? ( Маленький – это размер, беленький – это цвет).

– Прочитайте вторую и третью строчки. Что в них описывается?

– Все ли особенности зайца в этой загадке указаны? (На доске вывешивается рисунок зайца.)

– Знаете ли другие загадки про зайца? (Дети называют другие загадки про зайца.)

– Рассмотрите зайку. Назовите главные особенности зайца, его внешнего облика. (Длинные уши, короткий хвост,_длинные задние лапы. Заяц быстро бегает от лисы и волка.)

– Чтобы правильно отгадать загадку, надо правильно описать предмет. Значит, чтобы описать какой-либо предмет, нам необходимо раскрыть его признаки: форму, величину, цвет и т.д. Сегодня мы с вами будем учиться составлять загадки-описания.

Учитель показывает карточку с надписью: КАКОЙ?

- Какие в загадке должны быть слова? (Слова, отвечающие на вопрос какой?) Рассмотрите зайку и назовите главные особенности его внешнего облика. (Длинные уши, короткий хвост, длинные задние лапы.)

На доске появляется надпись: что делает?

– Подберите слова, которые показывает действия зайца. (Заяц быстро бегает от лисы и волка.)

– Составим другую загадку про зайца:

Длинные уши, короткий хвост.

Увидит лисицу и вмиг удерёт.

– Вспомните, какого цвета у зайца шубка летом, а какая шубка зимой. (Зимой заяц белый, а летом серый.)

– Что больше всего любит заяц? (Заяц любит капусту.)

Учащиеся создают новую загадку:

Зимой белый,

Летом серый.

В огород забежит

И капустой захрустит.

Встреча с ёжиком.

1) Анализ загадки.

– А вот и ещё один зверёк под сосной. Он, видимо, очень испугался нас и свернулся в клубок.

Отгадать загадку К.Чуковского.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

– Прочитайте другую загадку и сравните. Что общего и чем два текста отличаются.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

– Прочитайте стихотворение про ёжика и сравните с загадкой.

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

Вывод: В стихотворении назван сам предмет – ёжик. В загадке слово ёжик заменено: 1) словами иголки и булавки; 2) словосочетанием сердитый недотрога.

– Сейчас будем составлять сами загадки. Чтобы научиться создавать текст-загадку, надо знать несколько правил:

1 правило. Надо решить, о чём будет загадка, придумать отгадку. Отгадкой является ёжик.

2 правило. Назвать несколько важных признаков, по которым можно узнать предмет.

2) Беседа о ёжике.

На доске рисунок: Под ёлочкой ёжик.

– Рассмотрите ёжика и постарайтесь увидеть самое главное.

· Какой ёжик по форме, по цвету?

· Какая у него мордочка?

· Чем покрыта его спинка?

· Какие повадки у ёжика?

· Где он живёт?

· Чем питается?

· Что он частенько носит на своей спинке?

3) Выделение отличительных признаков ёжика.

– Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных. (Маленький, серенький, колючий, спинка продолговатая. Вся покрыта иголками. Когда ему грозит опасность, сворачивается, выставляет иголки и становится круглым колючим шаром. Недотрога. Любит мышей, молоко. Питается грибами, яблоками, которые часто носит на спине.)

4) Сравнение ежа с другими предметами.

– В загадках часто используется особый художественный приём – сравнение двух похожих предметов. Нам нужно сравнить ежа с какими-то другими предметами, в загадке употребить это сравнение – слово в переносном значении. Посмотрите на рисунок и скажите, на что похож ёжик? (На игольчатый мешок, игольницу, комочек, колючий клубочек, подушечку с иголками, колючий шарик, шубку с иголками, игольницу, щётку, ёлку, кактус, расчёску, веник, постриженный газон, коротко постриженные волосы на голове, мячик и т.д.)

– Поберите слова, обозначающие действия ежа (Катится, бежит, укатился, шуршит, свернулся, спрятался.)

– Придумает рифмы для загадки про ежа.

Рифма: комочек – клубочек, ёлка – иголка, на ножке – по дорожке.

5) Составление текста загадки.

– Где может находиться ёжик? ( В лесу по деревьями: под сосной и ёлкой.)

Под соснами и ёлками

Сидит комочек с иголками.

– Какие ножки у ёжика? (Маленькие ножки.)

Загадка: Маленькие ножки

Бегут по дорожке,

Несут свои иголки -

Они очень колки.

– Сравните ёжика с колючим клубком и составьте загадку.

В лесу живёт колючий зверёк,

Испугают его – он сразу в клубок.

Обобщение. Итог по уроку.

– Во время прогулки по лесу вы отгадывали много загадок и сочиняли сами. Что же общего во всех загадках? (В загадках при описании предмета (зверей и ягод) использованы слова-прилагательные, сравнения. Присутствует рифма.)

7. Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время:

Составить самостоятельно одну загадку о любом предмете быта (телефон, телевизор, будильник, часы, диван, стол, стул, лапочка, радио, вешалка, зеркало, пылесос, утюг, холодильник), учебной принадлежности

(глобус, дневник, карандаш, ручка, пенал, линейка, ранец) и оформить на альбом листе да выставки.

Читайте также: