Сочинение в жанре заметки в газету 7 класс разумовская

Обновлено: 04.07.2024

По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.

Публицистический стиль

Газетный стиль – не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты – сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы – политика, экономика, культура.

Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.

Как написать интересную художественно-публицистическую заметку в газету?

Вторым важнейшим критерием следует признать умение автора донести до читателя свою мысль, свои чувства, свои идеи. Широкий словарный запас, навык пользования образными средствами языка, красивый слог – всё это чрезвычайно важно для каждого, взявшегося за перо ради читателя.

заметка в газету публицистический стиль


Смотреть галерею

Информационная заметка

Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:

Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.

Что такое газетный стиль

Заметка – это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише – устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.

Строение заметки

Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:

Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:

Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:

Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:

Как автор может выразить своё отношение к событию в информационной заметке?

как написать заметку в газету


Смотреть галерею

Как спасали кота

26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.

Популярные сочинения

  • Честность — сочинение
    Честность – это понятие соизмеримое с взрослой личностью. Взрослый человек честен с обществом, с близкими и с самим собой. Это человек, умеющий управлять своими поступками и поступать по справедливости
  • Сочинение Идеальное государство (3, 4, 9 класс)
    Политика всегда играла важную роль в жизни граждан любого государства. От того, какой человек стоит за управлением страны зависело будет мир или война, бедность или богатство страны и множество других факторов.
  • Сочинение по картине Чесменский бой Айвазовского
    Год написания картины 1848. На ней изображено реальное историческое событие – бой русской эскадры с турецкой в Чесменской бухте. Он закончился полным поражением турецкого флота.

Заметка в газету. Пример

Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.

Как найти тему для заметки в стенгазету

Для начала нужно определиться с темой – о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:

  • Школьная олимпиада по математике.
  • Школьный концерт художественной самодеятельности.
  • Субботник.
  • Сбор металлолома.

Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:

  • Вежливость в школе.
  • Прогульщики.
  • Дежурство.
  • Работа школьных кружков.

Взяв тему, автор придумывает вступление, пишет тело статьи (так называется часть заметки, которая раскрывает тему), составляет эффективное заключение.

Сочинение на тему заметка в газету 7 класс

Слова и термины

В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:

  • Работники бюджетной сферы.
  • Коммерческие структуры.
  • По данным из информированных источников.
  • Силовые ведомства.
  • Винтокрылая машина.
  • В данный отрезок времени.
  • Взято на контроль.

Существуют клише эмоциональной окраски:

  • Энергичный старт.
  • Твердая позиция.
  • Все как один.
  • Тяжелейший кризис.

Вот примерный образец заметки в газету, цель которой — дать читателю основные сведения о происшествии без какой-либо его оценки.

сочинение заметка в газету


Смотреть галерею

С чего начать

  • Вступление.
  • Описание выступления самодеятельных артистов.
  • Награды и грамоты.
  • Отзывы зрителей.
  • Творческие планы победителей.
  • Заключение.

Вступление и заключение в тело статьи не входят. План может быть максимально подробный, включающий цитаты и указания на источники информации. Но может и выражаться в двух-трех словах, намечающих абзацы. По каждому пункту пишется текст, отвечающий на вопросы плана.

Но вот тело заметки готово, осталось придумать интересное вступление. Если в первых словах читатель не находит для себя ничего интересного, вряд ли он захочет читать дальше. Речь не идет о преувеличении значения информации, представленной в заметке. Это может вызвать интерес, но скоро читатель поймет, что автор сделал из мухи слона и его репутация как корреспондента пострадает.

Лучше использовать во вступлении риторический вопрос, привести интересную цитату или впечатляющую статистику.

Какова роль названия заметки?

Всем известна пословица про корабль и его название, мол, плыть ему по морям и волнам так, как указывает его название. Та же участь ожидает и любое сочинение. Заметка в газету начинается с названия, как театр – с вешалки. И оно просто обязано зацепить, удивить или даже где-то рассмешить потенциального читателя – только тогда он перейдёт в разряд реального чтеца. Кстати, многие авторы давно уже научились использовать этот факт себе во благо.

По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.

Публицистический стиль

Газетный стиль – не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты – сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы – политика, экономика, культура.

Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.

Более новые статьи:

  • Какими звуками встречает меня лес сочинение 5 класс — .
  • Сочинение на тему Неожиданная встреча 5 класс — .
  • Моя любимая собака сочинение 5 класс — .
  • Замечательная прогулка сочинение 5 класс — .
  • Какие звуки я слышу на улице сочинение 5 класс — .
  • Сочинение Сказка о кошке 5 класс — .
  • Домашнее сочинение о летнем происшествии 5 класс — .
  • Интересная встреча сочинение 5 класс — .

Информационная заметка

Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:

Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.

Виды заметки

Давайте рассмотрим основные виды заметки:

Что такое газетный стиль

Заметка – это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише – устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.

Строение заметки

Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:

Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:

Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:

Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:

Поджанры

Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.

Событийная заметка

В событийной (новостной

) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.

В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.

Анонс

Пример информационной заметки в качества анонса будущих событий


Пример анонса предстоящих концертов

Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.

Аннотация

Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.

Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.

Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.

Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

Пример аннотации в информационном жанре журналистики


Пример заметки в виде аннотации

Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.

Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.

Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.

Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.

В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.

Мини-рецензия

Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее

Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.

Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.

Мини-рецензия в виде небольшой заметки на кинопоиске


Пример мини-рецензии на кинопоиске

Блиц-портрет

Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.

Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.

Мини-обозрение

Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.

Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.

Мини-история

В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.

Мини-совет

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.



Пример мини-совета

Как спасали кота

26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.

Заметка в газету. Пример

Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.

Популярные сочинения

Как найти тему для заметки в стенгазету

Для начала нужно определиться с темой – о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:

  • Школьная олимпиада по математике.
  • Школьный концерт художественной самодеятельности.
  • Субботник.
  • Сбор металлолома.

Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:

  • Вежливость в школе.
  • Прогульщики.
  • Дежурство.
  • Работа школьных кружков.

Взяв тему, автор придумывает вступление, пишет тело статьи (так называется часть заметки, которая раскрывает тему), составляет эффективное заключение.

Слова и термины

В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:

  • Работники бюджетной сферы.
  • Коммерческие структуры.
  • По данным из информированных источников.
  • Силовые ведомства.
  • Винтокрылая машина.
  • В данный отрезок времени.
  • Взято на контроль.

Существуют клише эмоциональной окраски:

  • Энергичный старт.
  • Твердая позиция.
  • Все как один.
  • Тяжелейший кризис.

С чего начать

  • Вступление.
  • Описание выступления самодеятельных артистов.
  • Награды и грамоты.
  • Отзывы зрителей.
  • Творческие планы победителей.
  • Заключение.

Вступление и заключение в тело статьи не входят. План может быть максимально подробный, включающий цитаты и указания на источники информации. Но может и выражаться в двух-трех словах, намечающих абзацы. По каждому пункту пишется текст, отвечающий на вопросы плана.

Но вот тело заметки готово, осталось придумать интересное вступление. Если в первых словах читатель не находит для себя ничего интересного, вряд ли он захочет читать дальше. Речь не идет о преувеличении значения информации, представленной в заметке. Это может вызвать интерес, но скоро читатель поймет, что автор сделал из мухи слона и его репутация как корреспондента пострадает.

Лучше использовать во вступлении риторический вопрос, привести интересную цитату или впечатляющую статистику.

Плохой пример заметки

Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.



Грубые ошибки в заметке

Дальше идет введение

Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.

Дальше в третьем абзаце идет пояснение

. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.

Дальше идет подзаголовок

Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста

. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.

Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.

Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.

Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.

Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.

Конец заметки

очень пафосный, не конкретный и не информативный.

В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Заметка в газету. Подготовка к сочинению.

Задачи: воспитывать любовь и уважение к родному языку и пользоваться и применить полученные знания.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, интерес к изучению его истории, речевому самосовершенствованию, ответственность за произнесенное и написанное слово.

Метапредметные: понимание и владение устной и письменной информацией, самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; использование родного языка как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: составление самоинструкций, умение обосновывать и умение пользоваться и применять правила

Итак, сегодня мы подробно остановимся на жанрах публицистического стиля.

Задача этого стиля - воздействовать на массы людей, сообщить информацию о жизни страны, какого-то коллектива людей.

Для этого стиля характерно сочетание книжных и разговорных средств

Широко используются предложения с однородными членами

Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия)

О каком стиле сегодня пойдет речь на уроке?

Что вы знаете об авторе этого высказывания?

Что, по вашему мнению, хотел сказать автор этого высказывания?

А как бы мы передавали информацию во времена Ротшильда?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться писать заметки?

ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо

явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются

следующие требования: оперативность, актуальность, точность,

краткость, ясность изложения.

Заметка бывает двух видов:

информационная и оценочно-информационная.

Информационная заметка .

Основой информационной заметки является описание фактов. Это

2 Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки

Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не

только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся

оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к

описанному в заметке явлению или предмету. Поэтому структура оценочно-

информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только

описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную

истину. Общезначимое суждение может находиться или в начале заметки,

или в конце. Таким образом, если к данной выше заметке добавить

комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости

проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка

приобретёт оценочно-информационный характер.

Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей

интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине

использует необычную фразу, часто полемического характера

Правила построения информации:

1.Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат?)

Эти вопросы – фундамент информации, то есть событие имеет всегда своего героя (кто), который что-то совершил (что) в каком-то месте (где) в какое-то время (где) и из-за чего-то (как, почему).

2.Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала: в первом предложении, в первом абзаце - журналисты это называют лид или хэдлайн (намек, ключ, вводная часть). Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты. Такая информация удобна читателю потому, что он сразу получает сведения о самом важном факте. Если это не заинтересует, то он не станет читать материал.

Практическое задание: посмотрите структуру заметок, которые вы видите на экране. Соответствуют ли они этим требованиям. Приведите примеры.

Основные черты заметки:

Краткость, ясность изложения (20-30 строк)

Практическая работа: рассмотрите статьи. Проанализируйте глаголы. Приведите примеры.

Заголовок являет краткое содержание статьи, предельное сжатое выражение сути материала.

Заголовок – информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню)

Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом (беседа с учителем химии)

Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше)

Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы)

Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого. Витязи в кедах)

Заголовок-цитата из текста.

Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех, все на одного)

Заголовок – крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)

Практическая работа: рассмотрите заголовки предложенных вам заметок. Приведите примеры.

Делаем выводы: на какие вопросы должна отвечать информация? Как строятся предложения в заметке? Какие формы глагола рекомендуется использовать? Как можно озаглавить заметку?

Практическая работа: в группах попробуйте написать заметку, озаглавьте её.

1. Найди событие, о котором стоит написать.

2. Укажи время, место действия, назови участников.

3. Описывая событие, охарактеризуй участников.

4.Определи и выскажи своё отношение к событию.

Как строить предложения:

Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после (Локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны)

Если автор хочет создать интригу, добавить напряжения или заставить читателя теряться в догадках, то можно приберечь глагол напоследок.

Практическая работа: заметки. Оцените позицию подлежащего и сказуемого. Приведите примеры.

Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Они создают действие, экономят слова и раскрывают действующих лиц. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.

Домашнее задание: На листе формата А4 распечатать картинку, фотографию, расположив её сверху страницы (на фотографии расположено действие, чтобы удобнее было писать заметку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: помочь учащимся ориентироваться в информационном мире, учить писать заметки разных видов (информационную и оценочно-информационную), развивать речь учащихся, умение выступать со своей заметкой перед аудиторией.

Заметка в газету

(урок развития речи в 7 классе по учебнику М. М. Разумовской, М., Дрофа 2011)

помочь учащимся ориентироваться в информационном мире

учить писать заметки разных видов (информационную и оценочно-информационную)

развивать речь учащихся, умение выступать со своей заметкой перед аудиторией.

Закрепить умения определять и характеризовать текст
публицистического стиля, самостоятельно создавать текстпублицистического стиля - заметку в газету.

Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр
публицистики.

Форма работы: групповая

Оборудование, наглядность: раздаточный материал, плакаты.


У: Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.

А какой стиль помогает обеспечивать человеку разнообразную информацию

Д: публицистический

У: какой стиль мы называем публицистическим

Д: П.С. – это такой функциональный стиль речи, цель которого сообщить факты, убедить,воздействовать информированием, используется в газетах, журналах и других средствах массовой информации.

У: каковы же особенности публицистического стиля? (см на доску) В данной таблице допущены ошибки: наполнение ячеек не везде соответствует стилю речи. Путем переноса содержимого ячеек устраните ошибки (исправляют)


3 мин

Д: репортаж, статья, интервью, маленькие статейки

ЦЕЛЬ СТАВИМ


Наверно, вы уже догадались, с каким публицистическим жанром мы познакомимся сегодня

Д: сегодня мы будем говорить о заметке

У: Что мы должны знать о заметке, как и любом другом жанре публицистики

Д: строение, особенности написания

У: Верно, откройте тетради, запишите число и тему урока


Как вы верно подметили, ЗАМЕТКА – это маленькая статья, а, следовательно,

ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.(слайд)

У: Запишите в тетради однокоренные слова к слову заметка и сразу будут понятны особенности этого жанра (заметить, подметить, наметить, отметить, метка, отметка, замечательный, примечательный)


У:В заметке должна содержаться новость, новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.

Заметка бывает двух видов (слайд)

Девочки выходят по очереди и рассказываютФИЗМИНУТКА для глаз


6 мин

У: потренируемся в определении вида заметок (сл. слайд)

У: ребята, попробуйте в информационных источниках найти разные виды заметок: 1 в – информационные заметки, 2 в – оценочно-информационные заметки (находят, отвечают по имеющимся признакам) – это по времени


У: ребята, я предлагаю ненадолго превратить наш кабинет русского языка в редакцию газеты, а какой газеты, как она называется, мы решим попозже вместе. Согласны?

У: итак, у нас предполагается выпуск 6-ти заметок, значит, у нас 6 редакционных групп. Ребята, определитесь по своим группам (рассаживаются)

Выберите листочки с картинками, которые вам нравятся (выбирают), посмотрите темы заметок, которые достались вашей группе (огласите темы) по 1 четверти пишем

Ваша задача в течение 5-7 минут написать заметку в нашу газету. Вы можете пользоваться техникой, а готовую заметку опубликуйте на этих красочных бланках, которые подготовили заранее художественные редакторы Маша Пикуль и Даша Убей_Конь. (раздаю бланки)

Для удобства работы алгоритм написания заметки перед вами (слайд)

КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ ЗАМЕТКА.

Определи событие, о котором стоит написать

Узнай все самое главное, уточни факты.

Укажи дату, место действия; назови участников события, дай им краткую характеристику (если это важно).

Описывая событие, оцени его, выскажи свое к нему отношение.


Группы пишут заметки

Выходят выступать,прикрепляют заметки к доске.


У: ребята, посмотрите, какой выпуск газеты о нашем классе получился, как мы назовём выпуск

Д: Наш класс, вот мы какие, наши успехи, жизнь 7А,

У: записываю лучшее название. Ну вот и готов импровизированный выпуск газетной странички про наш класс. Посмотрите, ребята, разве учащиеся такого класса могут ссориться друг с другом, плохо себя вести, нет, конечно

Анечка, у нас есть для тебя открытка, хотели подарить после, но раз сегодня у нас такой насыщенно-информационный урок, то кстати сейчас


3 мин

ВЫВОД: итак, ребята, с каким жанром публицистики мы сегодня познакомились?

что такое заметка (ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы.- Эрика Ланг

Какие требования предъявляются к заметке: К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения)(Васин)

Запишите дз,


Про нашего кл. руководителя


Спортивные достижения класса в


Спортивные достижения класса


Участие класса в интеллектуальных


Как мы провели выходные


Творческий потенциал нашего класса

Информационная заметка.

Основой информационной заметки является описание фактов.

Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида.

Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету.

Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную истину.

Общезначимое суждение может находиться или в начале заметки, или в конце.

Таким образом, если к данной выше заметке добавить комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер.

Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине использует необычную фразу, часто полемического характера.

Спортивная жизнь нашего класса

В нашем 7 А классе много спортивных ребят, поэтому онис удовольствием посещают школьные спортивные секции. Самая многочисленная и любимая мальчишками секция – это футбол. У нас в классе 6 футболистов: Демьянов Никита, Парфёнов Павел, Гуревич Егор, Гречников Никита, Шарапов Сергей, Юдин Юрий – все ребята профессионально занимаются футболом вот уже много лет. Поэтому на их счету много побед. В первой четверти в школе проходила дружеская встреча по пионерболу между 7-8 классами, наши спортсмены заняли 1 место. В октябре в ДЮСШ(а) были организованы футбольные соревнования, в которых наши ребята обыграли соперников и вышли в финал. Пожелаем нашим спортсменам дальнейших побед!

Спортивная жизнь класса вне школы

В нашем 7 А классе есть ребята, которые являются же мастерами спорта

Даша Убей-Конь – гимнастка

Даша Цыткина – борьба

Васин Кирилл – борец

Пожидаев Данил – гребля

Ребята посещают секции и клубы не один год, поэтому имеют стабильные результаты, призовые места, их приглашают на соревнования в разные города нашей страны и даже заграницу. Мы гордимся своими одноклассниками-победителями!

Творческий потенциал нашего класса

Пожалуй, в нашем классе нет ни одного ученика, кто не был бы занят вне школы. Особенно много у нас творческих ребят:

Творческих вам побед, ребята!

Как и в прошлом году в первой четверти этого учебного года наш класс начал очень активно участвовать в интеллектуальных конкурсах.

В ежегодно проводимых всероссийских предметных конкурсах: Медвежонок, Пегас, Кириллица, Молодёжное движение, Кунгуру, Золотое руно, Бульдог - мы участвуем практически всем классом, - это хороший способ пополнить своё портфолио.

Многие ребята заняты исследовательской деятельностью: Пикуль Маша, Кирилина Катя, Беседина Марина, Ланг Эрика, Терихов Данил, Гаркуша Анна пишут исследовательские работы в разных направлениях.

Гаркуша Анна будет защищать честь класса и школы на олимпиадах по истории, литературе и русскому языку!

Все наши ребята – молодцы, нам есть чем и кем гордиться!

Как мы провели выходные или необычное кино

После такого философского сеанса мы решили расслабиться – погуляли по центру и завернули в пиццерию, но и там за соком и пиццей не смогли не затронуть тему фильма. Надо отметить, что фильм, действительно, запал всем в душу, действия фильма заставили многих из нас задуматься о своём месте в мире, в коллективе, о своей значимости среди людей.

Даже по прошествии недели мы вспоминали героев фильма и примеривали на себя их роли. Мы все советуем посмотреть этот фильм.

Читайте также: