Сочинение в виде эссе 9 кл

Обновлено: 08.07.2024

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе - какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача - написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление - тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ

расширение знаний обучающихся о жанре эссе;

развитие навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;

развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;

воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

Оборудование:

карточка с творческим заданием;

круг с надписью ЭССЕ;

разноцветные лепестки с надписями-14 шт;

живой цветок для описания.

ХОД УРОКА К Начало занятия. Приветствие.

II Актуализация опорных знаний.

1. Объяснение темы.

Прежде чем заняться творчеством, давайте отправимся в путешествие по жанру и вспомним, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

ЭССЕ- это сочинение-рассуждение, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Оказывается, эссе как литературный жанр возник на рубеже 17 века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на характерные черты эссе.

К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному(литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Обратимся теперь к структуре эссе: Это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь ПАМЯТКОЙ №1. Она пригодится вам в дальнейшем на уроках русского языка.

2. Закрепление полученных знаний.

А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким.

— Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете.

(Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному(литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Обратимся теперь к структуре эссе: Это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь ПАМЯТКОЙ №1. Она пригодится вам в дальнейшем на уроках русского языка.

2. Закрепление полученных знаний.

А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким.

— Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете.

(Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.

ВложениеРазмер
uchimsya_pisat_esse.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ

Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Стиль эссе отличается:

  1. образностью
  2. афористичностью
  3. парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия , освоения мира автор эссе

  1. привлекает многочисленные примеры
  2. проводит параллели
  3. подбирает аналогии
  4. использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  1. метафоры
  2. аллегорические и притчевые образы
  3. символы
  4. сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  1. непредсказуемые выводы
  2. неожиданные повороты
  3. интересные сцепления

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе — это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

1 Эссе. Понятие о жанре. Урок русского языка в 9 классе.

2 Эссе - (от французского essai - "попытка") краткое, свободное прозаическое сочинение. Эссе выражает личное мнение автора по заданной теме. Создателем этого жанра по праву считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Основной задачей эссе является донесение информации или объяснение чего-либо. Эссе выполняет эту задачу посредством прямого авторского высказывания, а, значит, в эссе не создаются ни персонажи, ни сюжет. Обычно, эссе предполагает новое, субъективное мнение о какой-либо ситуации и может иметь философский, публицистический, критический, научно - популярный и др. характер.

3 Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме". "Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь". "Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

4 Некоторые признаки эссе наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный или чисто беллетристический характер. в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

8 Структура эссе 1. Титульный лист (используется, в основном, в студенческих эссе). 2. Введение эссе. Суть и обоснование выбранной темы. На этом этапе необходимо сформулировать вопрос, на который будет найден ответ в ходе написания эссе. Кроме того важно определить актуальность темы и термины, необходимые для ее раскрытия 3. Основная часть эссе. Изложение ответа на основной вопрос. Данная часть содержит анализ имеющихся данных и аргументацию точки зрения автора. В зависимости от вопроса, анализ можно проводить на основе различных философских категорий, например: причина - следствие, форма - содержание, часть - целое и т.п. Каждый абзац Вашего эссе должен содержать лишь одну законченную мысль. 4. Заключение эссе. Суммирование уже сделанных выводов, подведение общих итогов. Кроме того, можно еще раз повторить основные моменты эссе, сделать иллюстрирующую цитату, либо закончить сочинение возвышенными нотками.

9 Структура эссе Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

10 Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): вступление тезис, аргументы заключение.

11 При написании эссе важно также учитывать следующие моменты : 1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). 2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. 3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

12 Классификация эссе С точки зрения содержания эссе бывают : философскими, литературно - критическими, историческими, художественными, художественно - публицистическими, духовно - религиозными и др.

13 Классификация эссе По литературной форме эссе предстают в виде: рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др. Различают также эссе: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.

14 Признаки эссе 1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста. 2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

15 Признаки эссе 3. Свободная композиция - важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот". 4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

16 Признаки эссе 5. Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

17 Признаки эссе 7. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе

18 Общие рекомендации : 1. Обязательным формальным требование данной работы является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. - пишется по усмотрению автора. 2. Главным требованием содержательного характера является высказывание взгляда автора на рассматриваемую проблему. Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу.

19 Общие рекомендации : 3. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, цитат (однако не стоит забывать о том, что эссе - это всё-таки личное мнение и увлекаться цитированием не стоит), проведение параллелей и аналогий и.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы. 4. При написании эссе следует избегать таких фраз, как "В данном эссе я расскажу о…", "В этом эссе рассматривается проблема…" и т.п. Гораздо лучше заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе - заинтересовать читателя, донести до него точку зрения автора, заставить задуматься над прочитанным, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам. Главное при написании эссе - высказать СВОЮ точку зрения.

20 Динамизм сегодняшней жизни, высокие темпы всех происходящих в обществе процессов затронули и сферу образования. Важнейшими требованиями к уровню образованности современного человека являются не только глубокие знания профессиональной направленности, но и умение грамотно, связно, доступно и красиво формулировать свои мысли. Поэтому одним из самых часто используемых способов контроля знаний учащихся становится написание эссе. УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

Читайте также: