Сочинение в поисках истины

Обновлено: 08.07.2024

Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей - это дело бесполезное, потому что каждый из нас особенный. Однако кое в чем, по моему мнению, все люди схожи: все бы хотели знать истину. Кое-кто считает, что познать ее можно через философские поиски, кто-то верит, что найдет правду в религии и искренней вере в бога, другие же весело выкрикивают: "Истина в вине". Но все ищут правду. И неужели это так важно?

"Призвание каждого человека в духовной деятельности в постоянном искании правды и смысла жизни", - говорил русский писатель Антон Чехов. Действительно, мышление - один из признаков, который отличает человека от животного. Итак, нам дано такое преимущество, как духовные поиски. По моему мнению, именно поэтому человек чувствует потребность в искании истины. Когда же он находит хоть намек на правду, то радуется, чувствует волну счастья. А счастье - это призвание каждого из нас.

Тем более поиски истины делают человека духовно совершеннее. Ведь при этом он (в большинстве случаев) занимается самообразованием, развивает свой характер. От этого личность обретает гармонию с внешним миром и с собой, отношения с другими становятся более прочными и более глубокими. Писатель Лев Толстой утверждал: "Спасение не в таинствах и обрядах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни". Прокомментировать это я бы могла так: если человек ясно представляет свои цели, свою жизненную цель, то ему жить гораздо легче и радостнее. Ведь тогда он способен сделать что-то по-настоящему большое и этим придать смысл своему существованию. Следовательно, если человек осознает свое предназначение, то найдет радость, счастье и свободу, ради чего многие и ищут спасения души.

По моему мнению, человек рождается на земле, чтобы быть счастливым: это основная его задача. Проблема только в том, чтобы найти именно тот источник счастья, который может стать особенным для него. Тогда можно сказать, что поиски истины - это путь к пониманию самого себя, своей природы и счастья. Следовательно, знания такого плана гарантируют человеку счастливой жизни. Но и сами поиски, процесс сбора редких знаний по крупинкам приносят не меньше радости. И если вы наткнетесь именно нате вещи, которые составляют основу вашей истины, ваша жизнь будет все лучше и лучше с каждым днем. А это означает, что вы нашли свой источник счастья.

Таким образом, жизнь человека будет иметь смысл, если он постоянно будет искать истину. Правда в том, что это принесет ему духовное совершенствование, улучшение отношений с окружением и даст возможность лучше понять себя. А вместе со всеми этими вещами к человеку придет и счастье.

Автор данного высказывания – выдающийся учёный XX века, физик Альберт Эйнштейн. Суть утверждения заключается в том, что процесс познания более ценен, нежели его результат.

Я полностью согласен с утверждением учёного. В современных условиях мысль автора не теряет актуальность, потому что познание человеком окружающего мира и поиск истины – это непрерывный процесс, а его плоды часто непредсказуемы, но мы можем оценивать и использовать их.

  • абсолютная истина – полное знание о каком-либо сложном предмете,
  • относительная истина – ограниченное, но верное знание о предмете.

учёный, наука

Познание – это процесс постижения, исследования действительности, накопления, осмысления сведений, полученных в ходе взаимодействия человека с окружающей реальностью. В науке познание делят на:

  • чувственное, которое выражается в ощущениях, восприятии, представлениях, т. е. отражении действительности с помощью органов чувств человека;
  • рациональное, которое заключается в проведении логических операций (суждения, умозаключения, понятия, теоретизирование и т. д.).

Результатом познания является знание, комплекс информации об окружающем мире. Согласно приведённому высказыванию Эйнштейна, знание менее важно, чем познание. Я считаю, что учёный имел в виду, что стремление к правде – это одно из главных свойств человеческой натуры. Социологи и психологи называют его одной из главных духовных потребностей человека. Её удовлетворение через обучение делает нас умнее, воспитывает нас и даже объединяет людей.

Кроме того, не стоит забывать и о побочных продуктах процесса поиска истины, которые часто оказываются более важными, чем результаты непосредственных исследований. В качестве примера можно привести почти случайное изобретение рентгена в медицине. Известно, что немецкий физик Рентген занимался исследованием особенностей электрических лучевых трубок, но в результате ряда опытов понял, что можно просвечивать с помощью лучей человеческое тело. Так побочное открытие дало толчок развитию медицины и спасло жизни многим людям.

электричество

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что физик А. Эйнштейн в своём высказывании был абсолютно прав. Часто сам поиск истинного знания даёт нам больше, чем нахождение правды. В процессе исследования окружающего мира мы не только узнаём о нём больше, но и имеем возможность общаться с другими людьми, знакомиться с чужими культурами и понимать друг друга. Кроме того, в ходе изучения какого-либо предмета открываются новые сведения из других областей знания, развиваются другие науки и совершаются побочные открытия, которые часто оказываются гораздо важнее, чем сам предмет изучения. Таким образом, процесс познания действительно является более значимым, нежели его итог.

Какая удачная тема для выпускного сочинения! Для каждого из нас, заканчивающих школу, настала пора выбора и темы сочинения, и будущей профессии, и жизненных приоритетов. И каждому хочется, чтобы этот выбор был истинным, настоящим, верным. Но что такое “истина”?

В математике, например, есть такое понятие, как истинное решение задачи. Когда же речь идет о литературном произведении, под поиском истины, я уверен, надо понимать поиск смысла жизни, предназначения человека на земле, места личности в обществе, ее роли в судьбах и конкретных людей,

Мучительно ищет смысл своей жизни Григорий Александрович Печорин, отправляются на поиск “счастливого”, то есть обретшего истину, человека некрасовские мужики-правдоискатели, в душевном смятении размышляют об истине герои пьес А. П. Чехова “Дядя Ваня” и “Вишневый сад”. И здесь я делаю второй, после выбора темы, сознательный шаг: я избираю предметом анализа поиска истины роман-эпопею Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Почему?
С одной стороны, сам писатель ищет истину всю жизнь, до последних

дней. Мы знаем, как сурово оценивал Лев Николаевич каждый прожитый год, как беспощадно выявлял собственные промахи, пороки и как преодолевал их впоследствии. С другой стороны, герои Толстого – молодые люди, искренне желающие познать себя и окружающий их мир, обрести смысл своей жизни. Писатель, верный избранному приему создания образов, который он назвал “диалектикой души”, не идеализирует ни Пьера Безухова, ни Андрея Болконского, ни Наташу Ростову, показывая, как в них перемешано и хорошее, и плохое, как трудно им найти истину, как тяжело они переживают неудачи и упорно стремятся к благородной цели быть полезным, нужным, востребованным членом общества.

Тем более они интересны для нас, молодых.
Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда он пришел, вернувшись в Россию из Франции, пережившей революцию, на знаменах которой были начертаны лозунги свободы, равенства и братства. Пьер верит в то, что каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы изменить его к лучшему, чтобы облегчить участь тех, кому трудно, тяжко. Он видит все преимущества свободной Франции перед закрепощенной Россией, и ему кажется, что достаточно будет доходчиво, ярко, убежденно сказать о достоинствах демократии, чтобы все согласились с необходимостью подобного устройства жизни в родной стране.

Человеком, который смог легко повлиять на ход истории, Пьер считает Наполеона: “Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело”. Он решительно не согласен с теми, кто видел в революции лишь “грабежи, убийства и цареубийства”: “Это были крайности, разумеется, но не в них все значение, а значение в правах человека, в эмансипации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе”.
Каково же было недоумение Пьера, когда он обнаружил, что слушают его кто равнодушно, кто сиронией, а кто и с явным пренебрежением. Пьеру пришлось убедиться в том, что с помощью самых верных слов нельзя изменить мир к лучшему. Первая попытка в поиске истины закончилась неудачей.
Читая роман, я подметил любопытную особенность: всякий раз, когда поиск истины приносит отрицательный результат, Пьер начинает совершать какие-то странные, необдуманные поступки. Разочарование от беседы в салоне Шерер выливается затем в пьянство, дебош, нелепую дуэль с Долохо-вым. Наверное, так и бывает в реальной жизни: неудача вызывает стресс, срыв.

Но важно, чтобы у человека не опустились руки, чтобы он нашел в себе силы продолжить поиск истины, что мы и находим в последующих событиях романа.
Вторую попытку Пьер делает, став обладателем огромного состояния. Он приказывает управляющим и старостам перевести крепостных с барщины на оброк, устроить в селах школы, больницы, то есть коренным образом улучшить жизнь принадлежавших ему крестьян: “Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается…”. Но когда “более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий”, “Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага”.

Постепенно обнаруживается, что его обманывают и князь Василий, и управляющие со старостами, не только не облегчившие участь крепостных, но и усилившие их эксплуатацию под предлогом исполнения приказов барина.
Пьеру пришлось убедиться, что и воля (желание, приказ, повеление) отдельного человека, даже’высказанная во имя блага людей, не меняет их жизнь к лучшему. Разочарование выливается в нелепую, ненужную самому Пьеру женитьбу на Элен. Граф Безухов делает еще несколько болезненных попыток обрести истину. Я вижу одну из них в истории с масонами.

В масонской ложе Пьеру виделся образец будущего устройства России, основанного на идеях свободы, равенства и братства. Но оказалось, что масоны ничего общего с этими идеями не имеют, а Иосифа Алексеевича больше интересует кошелек Пьера, нежели его поиск и обретение истины.
В другой раз Пьер решил изменить ход истории личным поступком, задумав убить Наполеона, вошедшего в Москву. Неудача ставит Безухова на грань жизни и смерти: он подумывает о самоубийстве, но находит в себе силы преодолеть это страшное искушение. Источником этой силы, по моему убеждению, стало Бородинское сражение, за ходом которого следил Пьер. Он увидел, как простые солдаты, жертвуя собой, совершали общее дело защиты своей родины.

По замыслу Толстого, здесь впервые открывается Пьеру путь к истине. Знакомство и беседы с Платоном Каратаевым в плену окончательно оформляют новый взгляд Пьера на смысл жизни. Как я это понимаю, он состоит в том, чтобы отказаться от эгоистического желания вершить судьбами людей, жертвуя собой, стать частью целого, одним из тех, кто занят общим делом переустройства жизни во благо всех людей.
В финале романа мы видим Пьера Безухова членом тайного общества, человеком, уверенным в том, что он обрел истину, нашел истинный смысл жизни: “Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военные поселения, – мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности”. Здесь уже нет того Пьера, который некогда входил в салон Анны Павловны Шерер, здесь перед нами мудрый гражданин, осознавший свое предначертание, заключенное в достижении “общего блага”. А ведь это великая истина, впервые явленная миру еще Иисусом Христом в его учении о царствии небесном!

Но как же труден путь к ней для простого смертного!
Своим путем поиска истины идет и Андрей Болконский. Здесь мы найдем и попытку изменить мир с помощью слова-идеи (участие в работе комиссии Сперанского), и личный пример (бой под Аустерлицем), и использование образца (хозяйственная деятельность в имении). К Бородинскому сражению князь Андрей обрел ту истину, к которой позже пришел Пьер: он стал частью целого, “нашим князем” для солдат, то есть человеком “общего блага”. А к умирающему князю Андрею приходит и высшая истина, которая, по замыслу Толстого, обеспечивает человеку бессмертие.

Она заключается в том, чтобы простить своим недругам нанесенные ими обиды и раствориться в космосе, стать частичкой Творца. Андрей Болконский примиряется с Анатолем Курагиным, возвращает свою любовь Наташе и умирает в полной гармонии с собой и миром.
Я могу в чем-то не согласиться с Л. Н. Толстым, с его пониманием поиска истины и ролью личности в обществе. Но в одном мудрый гений русской литературы убедил меня: основой поиска истины должны быть гуманность и нравственность, а сам поиск продолжается столько, сколько отведено человеку жить в этом мире. Мы начинаем свой поиск истины, и да будет его итог таким, чтобы не было нам стыдно за прожитую жизнь!

Рано или поздно каждый человек задаётся вопросом: Что есть истина? Особенно в кризисные моменты своей жизни(болезнь, горечь утраты, семейные неурядицы). Кто-то называет это космосом, кто-то - высшим разумом. Для кого-то - это недосягаемое божество, наделенное сверхъестественными способностями. Когда нам плохо, мы делаем "запрос" во вселенную или молимся, но чаще всего мы прибегаем к, так называемым, посредникам между Богом и человеком. Это разные гадатели и экстрасенсы, маги, биоэнерготерапевты, ведуньи, колдуны и прочее. "Рынок" буквально переполнен "специалистами" разного пошиба. Вы, наверное, возразите и скажете: а как же церковь, это ли не посредник в лице священнослужителей? Да, возможно, так можно подумать, не зная сути христианского вероучения и не вдаваясь в подробности истории церкви. Я много раз слышал, что церковь - это институт, который представляет собой культурное наследие в виде обрядов, традиций, архитектуры и т.д. Но разве те же экстрасенсы и прочие "целители" не имеют своих "институтов"? Да ещё и со статусом учебного заведения, иногда чуть ли не аккредитованных государством (им хотелось бы так думать). Каждый волен делать свой выбор самостоятельно, полностью полагаясь на себя, в большинстве случаев - не на Бога. И всё-таки, где же истина? Многие скажут: у каждого она своя. Я не отрицаю, что есть множество религий, не говоря уже о разного рода течениях и конфессиях только в одном христианстве (не стоит забывать и про секты). Это весьма глубоко-философский вопрос. Я ни в коем случае не претендую на звание заслуженного теолога, и тем более не пытаюсь вести богословских диспутов, что является очень сомнительным занятием по мнению Святых Отцов, но я точно могу сказать одно: каждый человек во что-то верит. Даже атеист. Кто-то верит в приметы, кто-то надеется на удачу или "авось", кто-то поклоняется деньгам и сильным мира сего. Бывает и так, что человек, будучи атеистом по сути, ведёт христианский образ жизни. Он исповедует любовь и добро; помогает бедным, участвует в жизни близких и дальних родственников, друзей и т.д. В общем, сам того не осознавая, следует Божьим заповедям.

Но бывает и наоборот: человек, словно фарисей, стремится выполнить все предписания, да так яростно, что в пылу своих действий забывает про главное; надо быть Человеком, во всех смыслах этого слова, с глубоко любящей душой. Проявлять любовь и сострадание к окружающим. А разве не все религии призывают к тому же? Далеко не все и не всегда. Во многих религиях и течениях все сводится только к собственному обогащению, будь то духовный рост или материальное благосостояние. Но это уже тонкости. Вернёмся к теме истины и предназначения. Вы никогда не задумывались, например, почему большинство арабов - мусульмане, а среди китайцев почти все - буддисты, среди индусов - индуисты и т.д.? Я не знаю точного ответа на этот вопрос, возможно, это мое глубокое заблуждение, но я думаю, что в данном случае работает поговорка: "Где родился - там и пригодился". А почему нет? Ведь у Бога не бывает случайностей. Если мы с вами родились в России, то это точно неспроста. Так было угодно Всевышнему. Посему можно сделать вывод: зачем что-то искать (бегать из конфессии в конфессию, из одной религии в другую), если все перед нами, прямо на поверхности? Я никого не агитирую, просто размышляю (да простит меня Господь). Мы все стремимся к экзотике, к чему то потаенному, сакральному, не замечая того что рядом, на расстоянии вытянутой руки. Мой случай не исключение. Я очень долго маялся прежде чем определился с выбором. Стараюсь быть православным христианином. Раньше думал, что истина - это где-то очень-очень далеко, что нужно объехать весь земной шар, прежде чем найдешь эту заветную правду, раскрывающую природу Божественного мироздания. После долгих скитаний, я обрёл веру, хоть и слабую, но все же способную отличить хорошее от плохого, искренность от лицемерия.

Так вот, возвращаясь к теме того, что церковь - это всего лишь культурное наследие и список определенных обрядов, хочу сказать: почему же мы тогда развиваем культурное наследие других народов и государств? Почему не своего? Кто-то возразит и скажет: да ведь православие это не наша культура, что, мол, это еврейский фольклор, который нам был насильно навязан тысячу лет назад самодуром Князем Владимиром, а воистину наше - это исконно славянская вера (язычество). Да, можно думать и так и эдак, но все же есть такое понятие, как Божий промысел и Божья воля, и их никто не отменял. Думается, что необходимо быть кротким и смиренным, чтобы постичь истину. Сокровище может быть совсем рядом, но нужно очень постараться, чтобы найти его. Трудиться в поте лица, каждый Божий день. "Царствие Божие нудится" - это значит, что только усердием можно достичь результата. Никто не выкатит нам все богатсва духовного мира на золотом блюдечке с голубой каёмочкой. Будьте бдительны, друзья. Не впадайте в заблуждения и не ищите лёгких путей.

Читайте также: