Сочинение утопия кто автор

Обновлено: 02.07.2024

История гуманизма и зарождения идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение, сформировавшееся в эту эпоху, Ф. Энгельс связывал с глубокими социально-политическими изменениями Европы XV — XVI вв. — зарождением новых, буржуазных отношений, появлением нового класса — буржуазии. Гуманизм был ранней формой буржуазной идеологии, или, точнее, первой формой буржуазного просвещения 1 . Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Но ренесансный гуманизм был идеологией переходной эпохи — от феодализма к капитализму. Поэтому в определенной исторической обстановке гуманисты могли иногда быть выразителями и более радикальных течении общественной мысли, например утопического коммунизма, как это произошло в Англии с Томасом Мором.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 18.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 18.

5 CW. 3, рt I, p. 2.

6 CW, 3, рt I, p. 4, 6.

7 CW. 8, р. 179/8 — 17.

8 Chambers R. W. The Place of St. Thomas More in English Literature and History. New York, 1964, p. 49 — 50.

Попытки реакционных теологов доказать греховность светской литературы, в частности сочинений древнегреческих писателей, их стремление запретить само изучение греческого языка вызвали резкий отпор Мора в его послании к Оксфордскому университету, написанном в начале 1518 г. В нем Мор призывал решительно бороться против обскурантов, чтобы Оксфорд снова стал питомником науки, украшением Англии и всей церкви. Послание Мора нанесло чувствительный удар по реакционным теологам-схоластам и имело важное значение для распространения гуманистических идей в Англии.

9 Савин А. И. История Англии в новое время (XVI — XVIII вв.), вып. 1. М, 1912, с. 31.

10 Ор. ер., 4, р. 21.

11 Ор. eр., 2, р. 339.

13 The Correspondence, p. 84 — 85; Op. ep., 2, p. 430

14 Ор. ер., 4, р. 21.

15 Ор. ер., 3. N 635; CW, 4, р. 2.

Наконец, и сам Мор в переписке с друзьями откровенно выразил свое отношение к республике утопийцев как государству, которое справедливым общественным устройством превосходит все известные ему государства.

16 Ор. ер., 2, р. 483.

17 CW, 4, р. 20, 22.

24 См.: Семенов В. Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI в. М. — Л., 1949, с. 112 и др.

Своеобразным выражением этого протеста против несправедливого общественного строя явилась подробно разработанная Мором схема нового общества, где вместе с частной собственностью навсегда было покончено с эксплуатацией трудящихся. Утопически-коммунистический проект Т. Мора был направлен не только против феодального строя. Это был убедительный протест и против нарождающегося капитализма.

25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 730, 731, 746.

26 Маркс К., Энгелъс Ф. Соч., т. 20, с. 269.

27 Op. ер., 4, р. 21.

28 Stapleton Т. Tres Thomae (Vtta Th. Mori). Dveci, 1588, ed. by Reynolds. London, 1966, p. 13.

29 CW, 4, p. 86, 100, 104, 120.

30 Op. ep., 4, p. 17.

31 Sherwin P. F. Some sources of More's Utopia, New Mexico, 1917, p. 169, 190.

32 CW, 4, р. 50/4 — 6.

33 Vespucci A. The First four Voyages. Reprinted in Facsimile and Translated. From the Rare Original. 1505 — 1506. London, 1893, p. 44; CW, 4, p. 50.

35 CW 4 p CLXXIX.

36 Morion A. L. The' English Utopia. London, 1952, p. 16 a. o.

Знать содержит также множество слуг, которые после потери трудоспособности по болезни или старости либо после смерти своего господина изгоняются без средств к существованию и пополняют ряды бродяг, воров и разбойников 39 .

И, наконец, Т. Мор указывает на особенно характерное явление, порождавшее массовую нищету, — огораживания 40 .

37 CW, 4, р. 60, 62,

40 Ibid., р. 64, 66.

41 Ibid., p. 68, 70.

45 Ibidem. Mop предвосхищает здесь взгляд философов-просветителей, что человека создает окружающая среда.

Так, еще на заре капитализма Мор осознал и решительно осудил основной порок буржуазного общественного строя — власть частной собственности. Мор ясно понимал, что общество не избавится от бед до тех пор, пока не будет уничтожена частная собственность 52 .

Однако, признавая, что частная собственность — величайшее зло, Мор сомневался в возможности осуществления своего идеала — справедливого бесклассового общества. В условиях феодальной Англии даже такой гениальный мыслитель, как Мор, не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить негодный строй справедливым. Сочувствуя страданиям народа, Мор оставался глух к борьбе угнетенных против эксплуататоров, считая, что восстания не приносят ничего, кроме вреда 53 . В этом определенно сказывалась историческая и классовая, ограниченность мыслителя-гуманиста.

61 Ibid., p. 80, 82.

62 См.: Gibson, N 12, 13, р. 20 — 21.

63 CW, 4, р. 66. Об участия духовенства в огораживаниях и разорении крестьянства см.: Thirsk J. The Agrarian History of England and Wales, v, IV, Cambridge, 1967, p. 316 etc.

64 Ср.: CW, 4, p. 130,

65 Ibid., p. 66, 68.

67 Ibid., р. 128, 130.

Устами Гитлодея гуманист решительно порицал феодальную агрессию, столь пагубно сказавшуюся на благосостоянии всего государства. Как известно, в этот период почти не прекращались попытки Англии вернуть потерянные в Столетней войне владения на континенте. По политическим мотивам Мор не мог открыто говорить об агрессивной политике Англии, однако это не помешало ему осудить агрессию в иносказательной форме (говоря о соседях утопийцев — ахорийцах) 70 , а также подвергая нападкам французскую агрессию в Италии 71 . На примере вымышленного народа — ахорийцев Томас Мор показывает пагубные результаты захватнических войн 72 .

70 CW, 4, р. 88, 90,

71 Ibid., p. 86, 88,

73 Ibid., p. 86, 88, 90.

75 CW, 4, р. 64. Отрицательное отношение Т. Мора к войне составляет характерную особенность гуманистического мировоззрения. Взгляды Мора на войну как источник народных бедствий разделяли Джон Колет и Эразм Роттердамский. Ср.: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960, с. 30; Ом же. Жалоба мира. — В кн.: Трактаты о вечном мире, М„ 1963, с. 39 и далее. См.: Андреева И. С. Проблема мира в западноевропейской философии. М. 1975, с. 21-27.

76 CW. 4, р. 90, 92.

80 Ibid., p. 60, 62.

83 Ibid., p. 94. Аналогичную мысль Т. Мор выразил в письме к Эразму от 31 октября 1516 г. — Ор. ер., 2, р. 372.

Т. Мор глубоко понял эксплуататорскую сущность всякого государства, покоящегося на частной собственности. Это и составляет характерную особенность Т. Мора как родоначальника утопического социализма.

Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее всегда имело важно значение для мелкого крестьянского хозяйства. Особенную остроту приобретает проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и капиталистического фермерства. В XVI в. это не менее важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников работать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12 — 15 часов в сутки.

87 Ibid., р, 136. 138.

Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла.

93 CW, 4, р. 138, W.

94 Ibid., p. 224, 226.

Ремеслом занимаются все — И мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкие занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен 100 . Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейного уклада, в Утопии все же налицо.

97 Ibid., p, 136, 190.

Таким образом, искусственно созданный и поддерживаемый в Утопии семейно-патриархальный коллектив является, по мысли Мора, наиболее приемлемой формой организации труда как в ремесле, так и в земледелии.

Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, — в этом его величайшая заслуга.

Томас Мор ставит также и проблему преодоления противоположности между физическим и умственным трудом. Кроме того, что большинство утопиицев весь свои досуг уделяют наукам 105 , желающие целиком посвятить науке встречают всемерную похвалу и поддержку всего общества как лица, приносящие пользу государству 105 . Люди, проявившие способности к науке, освобождаются от повседневного труда же гражданин не оправдывает возложенных на него надежд, он лишается этой привилегии. Каждый гражданин Утопии имеет все условия для успешного овладения науками и духовного роста 107 . Наиболее важное из этих условий — и обеспеченность трудящихся всем необходимым.

Итак, по мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации тружеников. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы в Утопии — бесправная категория населения, обремененного тяжелой общественной трудовой повинностью.

Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен, ибо основными производителями все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический характер; помимо того, что оно выполняет экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.

Что касается внешних источников рабства, то это были либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни 109 .

106 Ibid,, p. 128, 130. 132.

111 Ср.: Мортон Л. Л. Английская утопия. М, 1956, с. 70; Лейст О. Э. Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов XVI — XVII веков. М., 1966, с. 41.

Во главе каждого города Утопии стоял принцепс-правитель. Народ сам выдвигал на пост главы города четырех своих кандидатов. Из этих четырех кандидатов 200 сифогрантов путем тайного голосования выбирали наиболее пригодного 121 . Принцепс выбирался пожизненно, но должность его была сменяема в том случае, если он стремился к тирании 122 . Помимо сифогрантов граждане Утопии выбирали также и высшую категорию должностных лиц — траниборов, или протофилархов. Каждый из траниборов возглавлял 10 сифогрантов вместе с их семействами 123 . Траниборы избирались ежегодно, но, как подчеркивает Мор, утопиицы не меняли их зря, без особой на то необходимости 124 .

114 Ibid., p. 122, 124.

Фото Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия

Слово используется и в отрицательном смысле - как ничем не подкрепленный мечтания, и в положительном - как нечто идеальное, к чему нужно стремиться.


Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527

Чиновников в Утопии выбирают, причем на высокие должности - только из числа ученых. Эти мудрые мужи образуют городской сенат, а тот выбирает князя. Просвещенный монарх правит пожизненно, если не будет уличен в деспотизме.

В Утопии нет частной собственности - Томас Мор считал ее злом. Поэтому почти нет преступности, не нужны сложные законы. Утопия ни с кем не воюет, но готова к обороне. В Утопии царит веротерпимость, запрещен только атеизм .

Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.


Казнь Томаса Мора. Иллюстрация 1870 года из Библиотеки конгресса США

От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопии

Что такое утопический социализм

Утопический социализм - общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма.

В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.


Проект Новой Гармонии - колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта. 1838 год

Возникновение научного социализма подорвало социальное значение утопии… Марксистская социология рассматривает утопию как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности

Философский энциклопедический словарь. 1983

Что такое антиутопия и дистопия

Антиутопия или дистопия - это жанр, противоположный утопии. В антиутопических произведениях доказывается, что построить идеальное общество невозможно: эти попытки порождают тоталитаризм и жестокость. Государство вмешивается во все стороны жизни людей, лишает их свободы, а попытки бороться за человеческое достоинство пресекает репрессиями.

История гуманизма и зарождения идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение, сформировавшееся в эту эпоху, Ф. Энгельс связывал с глубокими социально-политическими изменениями Европы XV–XVI вв.-зарождением новых, буржуазных отношений, появлением нового класса – буржуазии. Гуманизм был ранней формой буржуазной идеологии, или, точнее, первой формой буржуазного просвещения 1 . Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Но ренессансный гуманизм был идеологией переходной эпохи – от феодализма к капитализму. Поэтому в определенной исторической обстановке гуманисты могли иногда быть выразителями и более радикальных течений общественной мысли, например утопического коммунизма, как это произошло в Англии с Томасом Мором.

Попытки реакционных теологов доказать греховность светской литературы, в частности сочинений древнегреческих писателей, их стремление запретить само изучение греческого языка вызвали резкий отпор Мора в его послании к Оксфордскому университету, написанном в начале 1518 г. В нем Мор призывал решительно бороться против обскурантов, чтобы Оксфорд снова стал питомником науки, украшением Англии и всей церкви. Послание Мора нанесло чувствительный удар по реакционным теологам-схоластам и имело важное значение для распространения гуманистических идей в Англии.

Наконец, и сам Мор в переписке с друзьями откровенно выразил свое отношение к республике утопийцев как государству, которое справедливым общественным устройством превосходит все известные ему государства.

Портрет Томаса Мора, 1527 г.

Знать содержит также множество слуг, которые после потери трудоспособности по болезни или старости либо после смерти своего господина изгоняются без средств к существованию и пополняют ряды бродяг, воров и разбойников 39 .

И, наконец, Т. Мор указывает на особенно характерное явление, порождавшее массовую нищету, – огораживания 40 .

Так, еще на заре капитализма Мор осознал и решительно осудил основной порок буржуазного общественного строя – власть частной собственности. Мор ясно понимал, что общество не избавится от бед до тех пор, пока не будет уничтожена частная собственность 52 .

Однако, признавая, что частная собственность – величайшее зло, Мор сомневался в возможности осуществления своего идеала – справедливого бесклассового общества. В условиях феодальной Англии даже такой гениальный мыслитель, как Мор, не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить негодный строй справедливым. Сочувствуя страданиям народа, Мор оставался глух к борьбе угнетенных против эксплуататоров, считая, что восстания не приносят ничего, кроме вреда 53 . В этом определенно сказывалась историческая и классовая ограниченность мыслителя-гуманиста.

Устами Гитлодея гуманист решительно порицал феодальную агрессию, столь пагубно сказавшуюся на благосостоянии всего государства. Как известно, в этот период почти не прекращались попытки Англии вернуть потерянные в Столетней войне владения на континенте. По политическим мотивам Мор не мог открыто говорить об агрессивной политике Англии, однако это не помешало ему осудить агрессию в иносказательной форме (говоря о соседях утопийцев – ахорийцах) 70 , а также подвергая нападкам французскую агрессию в Италии 71 . На примере вымышленного народа – ахорийцев Томас Мор показывает пагубные результаты захватнических войн 72 .

Утопийский алфавит.

Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее всегда имело важное значение для мелкого крестьянского хозяйства. Особенную остроту приобретает проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и капиталистического фермерства. В XVI в. это не менее важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников работать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12–15 часов в сутки.

Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла.

Ремеслом занимаются все – и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкие занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен 100 . Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейного уклада, в Утопии все же налицо.

Таким образом, искусственно созданный и поддерживаемый в Утопии семейно-патриархальный коллектив является, по мысли Мора, наиболее приемлемой формой организации труда как в ремесле, так и в земледелии.

Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, – в этом его величайшая заслуга.

Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен, ибо основными производителями все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический характер; помимо того, что оно выполняет экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.

Что касается внешних источников рабства, то это были либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни 109 .

Во главе каждого города Утопии стоял принцепс-правитель. Народ сам выдвигал на пост главы города четырех своих кандидатов. Из этих четырех кандидатов 200 сифогрантов путем тайного голосования выбирали наиболее пригодного 121 . Принцепс выбирался пожизненно, но должность его была сменяема в том случае, если он стремился к тирании 122 .

Помимо сифогрантов граждане Утопии выбирали также и высшую категорию должностных лиц – траниборов, или протофилархов. Каждый из траниборов возглавлял 10 сифогрантов вместе с их семействами 123 . Траниборы избирались ежегодно, но, как подчеркивает Мор, утопийцы не меняли их зря, без особой на то необходимости 124 .

Рационалистически обосновав преимущества политического строя бесклассового государства как наиболее справедливого, Томас Мор на несколько столетий опередил не только своих современников-гуманистов, но и всех позднейших буржуазных теоретиков государства.

Однако на пути к справедливому устройству общества существует еще и такое препятствие, как гордыня 166 , которую христианская мораль издавна провозгласила источником всех пороков и грехов.

Произнося подобные фразы, мы имеем в виду нечто недостижимое, какую-то неосуществимую мечту. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Утопия

Чтобы разобраться, что такое утопия, мы проследим историю утопических идей от самой античности до наших дней, узнаем, сколько значений у слова утопия, почему утопические произведения не поддаются внятной классификации и где у них слабое место.

История появления термина и что это такое

Утопия – это название острова, которое придумал знаменитый английский гуманист (кто это?) эпохи Возрождения Томас Мор в 1516 году.

Остров Утопия

Дословный перевод с древнегреческого u – нет, topos – место, иначе говоря, место, которого нет. Сам Томас Мор, его предшественники и последователи описывали идеальный мир, безупречное строение общества, естественно, каждый со своей точки зрения.

Сегодня термин утопия имеет несколько семантических значений.

В философском и социологическом аспекте это модель идеального общества, не имеющая под собой научного обоснования.

В литературоведении утопия – это художественный жанр, во многом схожий с научной фантастикой, где описывается идеальное общество, каким его представляет автор.

Первый утопист Платон

  1. Он признает разделение общества на классы, выделяет три сословия:
    1. правители-философы,
    2. стражи-воины,
    3. земледельцы или ремесленники.

    Бюст Платона

    Платон не просто мечтатель, он попытался свой идеальный план (утопию) воплотить в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Но что-то пошло не так. Философ не сдался, и, учитывая ошибки, строит новый план обетованной страны.

    1. Вместо общего имущества он нарезает всем одинаковые участки с домом и разрешает ими пользоваться.
    2. Частная собственность существует, но размер ее регламентирован. От этого зависит сословие, в котором находится гражданин.
    3. Переход из одного сословия в другое возможен в обе стороны, обоснованием этого является бедность или богатство претендента.
    4. Отчаявшийся Платон вводит в свое идеальное государство рабов на место земледельцев, правда, призывает их хозяев умерить свою жестокость, чтобы не вызвать бунтов.

    Знакомясь с платоновскими планами идеального мироустройства, необходимо учитывать реалии античности, мышление людей было совершенно иным, общественные нормы тоже отличались от привычных для нашего времени.

    В принципе, каждая утопия пытается выйти за рамки времени своего создания, тем не менее несет в себе все черты этого времени.

    Утопические идеи Ренессанса, включая Утопию Томаса Мора

    Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора.

    Аврелий Августин

    До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса (что это такое?) и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство.

    1. отсутствие частной собственности (вслед за Платоном);
    2. социальное равенство (6-часовой рабочий день для всех);
    3. запрет на атеизм (это что?), но приветствуются все вероисповедания;
    4. делается акцент на духовных удовольствиях, поэтому еда, одежда, досуг у всех одинаковые;
    5. частная жизнь населения жестко определяется государством;
    6. целью общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей граждан;
    7. рабы представлены как преступники, отбывающие наказание за тяжкие провинности;
    8. политический строй – демократия (что это такое?): все должности выборные, важные вопросы решаются на общем сборе.

    Критикуя в своей книге капитализм (что это?), Мор, по сути, предлагает социалистическое устройство общества. Его идеи оказали огромное влияние на последователей.

    Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных.

    Город солнца

    Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты:

    1. упразднена частная собственность;
    2. нет моногамной семьи, ибо она провоцирует стремление человека к частной собственности;
    3. проблема воспроизводства и воспитания детей полностью ложится на плечи государства в соответствии с научными и астрологическими познаниями;
    4. государством управляет каста жрецов (вспомним Платоновских философов-правителей).

    Эволюция утопической мысли

    Утопии появляются тогда, когда происходит осознание каких-то кризисных состояний общества. Они пытаются преодолеть кризис мечтой.

    Расцвет утопии в XVII — XVIII веках

    Жанр утопии

    XVIII век наложил свой отпечаток на утопические модели. В век Просвещения утописты обращаются к мотивам прогресса, рационального совершенствования общества, упрощения коммуникаций, либеральных изменений в государствах.

    Гуливер

    В эру Просвещения утопическая идея о совершенном мироустройстве трансформируется в идею о будущем мироустройстве, т.е. утопия приобретает практические черты, становится основой некоторых политических программ.

    XIX век – это эпоха утопического социализма

    Успех Великой Французской революции и установление демократии в США, промышленная революция стали подкреплением идей о практической пользе утопических моделей общества.

    Самыми известными утопистами-социалистами XIX века считаются Этьен Кабэ, Шарль Фурье, Роберт Оуэн и Анри де Сен-Симон. Объединяют этих авторов следующие идеи:

    1. благо коллективизма,
    2. всеобщая обязательность труда,
    3. справедливое распределение ресурсов, ,
    4. возможность построение идеального общества путем мирных преобразований и просвещения граждан.

    На российской почве утопии в XIX веке также процветают. Свои картины идеального общества рисовали многие писатели и публицисты, среди них и авторы первого эшелона – А. Радищев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Н. Некрасов.

    Интересно, что многие русские авторы свои утопические идеи провозглашали, используя один и тот же прием – сон героя, где он видит прекрасный мир.

    Сны пронумеровала

    Трансформация утопии в новейшее время

    ХХ век, начавшийся с Первой мировой войны и революций в России, возводит утопию на совершенно новый пьедестал. Отношение к ней меняется с победой социалистической революции в России.

    Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.).

    Классификация утопий

    За всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует.

    В зависимости от аспектов, выносимых во главу угла, различают абсолютно разные типы.

    1. По аспекту подлинности:
      1. утопии,
      2. полуутопии,
      3. квазиутопии.
      1. утопии бегства,
      2. утопии реконструкции.
      1. утопии,
      2. ухронии.
      1. романтические (единение общества с природой, социальная значимость искусства),
      2. технократические (развитие науки и техники, рациональное начало в приоритете),
      3. теократические (преобладание религиозных и церковных ценностей).
      1. рабовладельческие,
      2. аристократические,
      3. буржуазные,
      4. мелкобуржуазные,
      5. пролетарские,
      6. крестьянские,
      7. бюрократические и проч.

      Этот список возможных классификаций далеко не полный.

      В чем проблема всех утопий

      Утопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры.

      Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам.

      Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека.

      Автор статьи: Елена Румянцева

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (3)

      Идеи Платона нельзя называть справедливыми. Взять хотя бы разделение на классы. В утопическом государстве люди в описанных группах были бы равны, что явно не подразумевается прожектами этого мыслителя.

      Такая жизнь как описывал Платон — по современным меркам является сущим адом! И очень далека от идеального государственного устройства. Частной собственности нет, какие-то касты, карьерного роста нет. Если повезло родиться представителем высшей касты — радуйся, а нет — лучше в пропасть прыгнуть.

      Вся проблема описанных утопий в том, что сохраняется власть, правители. Вот они и начинают за общественные деньги покупать себе дачи, устраивать войны и т.д. Информация о распределении средств должна быть открыта, и люди должны решать поддерживать тот или иной закон или нет. А сейчас кто-то придумал а народу спустили для выполнения

      Читайте также: