Сочинение уменьшительно ласкательные суффиксы

Обновлено: 02.07.2024

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современной писательницы Татьяны Никитичны Толстой: "Уменьшительно-ласкательные суффиксы - прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения".

Суффиксы придают оттенки значения разным словам, они помогают нам яснее представить то, о чём говорит автор. Например, суффикс –ищ- указывает на то, что предмет очень большой, суффикс –онк- указывает на некоторое пренебрежение. А уменьшительно-ласкательные суффиксы применяются, когда надо показать, что объект малнький, а также выразить своё хорошее, доброе отношение к предмету говорения.

Таким образом, мы видим, что уменьшительно-ласкательные суффиксы могут применяться и для того, чтобы указать на малый размер описываемого, и для того, чтобы выразить своё отношение.

9.2 Объясните, как вы понимаете смысл предложения 43 текста "Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички -высиживал её птенцов".

Из текста Бианки мы узнали, как автор, желая спасти последнее не разбитое мальчишками яичко каменки, решил подложить его в гнездо к другой птичке, пересмешке. Он беспокоился, будет ли новая мать заботиться о приёмыше. Кроме того, его беспокоило, что яички самой это птички моложе и птенцы из них должны вывестись ощутимо позже. Однако пересмешка всё же приняла приёмыша. Но ведь ей придется ради вскармливания подкидыша вылетать из гнезда! Из предложения 29 мы узнаем, что, действительно, птенчик каменки вылупился, когда остальные яички ещё были целыми. Как же быть бедной птичке? Ей надо и подкидыша кормить, высиживать своих птенцов. Автор видел, что она летала за кормом для птенца, при этом оставляя своих детишек без присмотра. И только позже автор смог увидеть удивительную вещь, о которой говорит предложение 42. Маленькая каменка выросла и теперь сама высиживала сводных братьев и сестер, точнее согревала собой. Пока мать летала за кормом, её яички оставались нагретыми благодаря

тельцу каменки. Вот так и получилось, что птичка пересмешка выкормила птенца каменки, а он за это высидел её яички.

9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Доброта - это отличное качество человека. Добрый человек всегда поможет тому, кому требуется помощь, он никого не бросит в беде и постарается придумать выход из любой ситуации, причем такой, чтобы у всех всё было хорошо.

В рассказе, который я прочёл, доброту проявил рассказчик. Он отобрал у мальчишек последнее целое яйцо каменки и стал придумывать, что ему с этим яйцом сделать. Ведь сам он не мог высидеть птенца! Но он смог придумать оригинальный выход - подложить яйцо в гнездо другой птички. И потом рассказчик не пустил этот процесс на самотек, а продолжал присматривать, может быть, надеясь в крайнем случае оказать ещё какую-то помощь. Это по-настоящему добрый поступок, и он характеризует рассказчика как человека очень-очень ответственного и милосердного.

В жизни мы часто сталкиваемся с проявлением доброты. Мы это видим повсюду. Можно прочитать в газетах о том, как люди помогли кому-то попавшему в беду. Постоянно мы видим, как многие перечисляют деньги на лечение тяжелобольных детей, если их родителям денег не хватает. Да и в своей собственной жизни мы часто видим проявление доброты, когда просто кто-то помогает другим. Однажды, например, я видел, как какая-то женщина купила старушке продуктов в магазине: у бабушки не хватало денег. Это, безусловно, проявление доброты, ведь эти женщины даже не были знакомы. Я думаю, что если все мы будем относиться друг к другу с добротой, то жить станет очень хорошо и приятно.

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

(1)Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. (2)Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.

(3) Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

(4) Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

(5) Но как это сделать? (6)Кто выведет мне его из яйца? (7)Кто вскормит?

(8)Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. (9)Она только что отложила своё четвёртое яичко.

(10)Но примет ли пересмешка подкидыша? (11)Яйцо каменки светло-голубое.

(12)Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. (13)И что будет с птенцом каменки? (14)Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. (15)Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

(16) Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что его рукой.

(17) Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с нотки. (1Н)Они порхала рядом и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

(19) Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.

(20) Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. (21)А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

(22)Но всё-таки птица села в гнездо. (23)3начит, приняла чужое яйцо.

(24)Подкидыш стал приёмышем.

(25) Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

(26) Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки. (27)Сидит!

(28)Когда она слетела, я заглянул в гнездо. (29)Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.

(30)Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. (31)Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша, словно родного.

(32)Прошло шесть дней. (33)Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

(34)Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. (35)Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

(36)На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост.

(40)Но нет, в гнезде лежала живая каменка. (41)Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта — значит, была сыта. (42)Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

(43)Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов. (44)Так оно и было. (45)Пересмешка кормила приёмыша — приёмыш высиживал её птенцов.

(46)Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. (47)И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. (48)Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

(По В. В. Бианки)

Рассказчик восхищается увиденным и выражает свои эмоции через уменьшительно-ласкательные суффиксы. Действительно, они помогают передать оттенки чувств и переживаний героев.

Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: птенец каменки благодарит пеночку-пересмешку и поэтому отвечает добром на добро. Иногда братья наши меньшие могут многому научить нас. Люди тоже должны относиться друг к другу с заботой и уважением.

В предложениях 17-19 говорится о том, что рассказчик решает помочь птенцу каменки, чьё гнездо разорили мальчики. Он положил голубое яйцо, которое ему удалось отобрать у хулиганов, к пересмешке. Герой не знал, к каким последствиям это может привести, но решил рискнуть, потому что не мог пройти мимо. Рассказчик – человек с добрым сердцем.

Таким образом, в мире всё ещё есть место добрым поступкам, и каждый должен делать всё возможное, чтобы люди не забывали об этом.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Почему так важно быть добрым? Доброта – это величайший дар, способность относиться друг к другу с любовью и желание сделать мир ярче и лучше. Приведём примеры из текста и художественной литературы, подтверждающие эти мысли.

Так, рассказчик совершает добрый поступок, потому что он сам по себе неравнодушный человек. Он спасает голубое яйцо каменки, гнездо которой разорили мальчишки, и подкидывает его пересмешке. В 30-31 предложениях говорится о том, что усилия рассказчика оказались ненапрасными. Он видит, как птицы заботятся друг о друге.

В заключение хочется сказать, что быть добрым по отношению друг к другу – это наш долг. С помощью добрых поступков можно изменить мир к лучшему.


На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений из сборника Цыбулько по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2019 Русский язык. 36 вариантов.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1, 15.2, 15.3


Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс


Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас


Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Уменьшительно-ласкательные суффиксы - прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Т. Н. Толстая совершенно верно отметила, что употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов помогает передать различные оттенки смысла и настроения. Докажем это на примерах из текста.

Приведённые примеры доказывают, что уменьшительно-ласкательные суффиксы используются применительно к маленьким и приятным автору предметам.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие лицо: девочка - девчурка - девчушка – девчонка и др. Можно нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит их удвоение, утроение: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища.

Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных и прилагательных, но и других частей речи.

Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей было обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.

В повседневной речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия.

Напишите сочинение - рассуждение на тему "Уменьшительно - ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют емко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора" Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.



Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания , взятого из учебника русского языка : "Разговорные слова, являясь ярким средством выразительности, позволяют ёмко и полно охарактеризова?

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания , взятого из учебника русского языка : "Разговорные слова, являясь ярким средством выразительности, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора.


Помогите пожалуйста?

Очень срочно надо!

Напишите сочинение - рассуждение на тему : «Почему человек считает птиц своими друзьями?

Аргументируя тезис, приведите 2 примера - аргумента, подтверждающих ваши рассуждения : один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.


У нас завтра пробная по русскому, а с сочинениями у меня проблема?

У нас завтра пробная по русскому, а с сочинениями у меня проблема.

Я решила что писать буду по первой теме то есть Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г.

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Первую часть я доказала(про лексику) а вот про грамматику не могу помогите.

Что нужно искать в тесте?


Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова С?

Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова С.

Я. Маршака : "Тот кто не изучал грамматики, не знает законов языка".

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие грамматические явления.


Пожалуйста помогите?

Сочинение на тему, "Что бы ни говорили, но грамматика именно учит не чему другому, как правильному употреблению языка, то есть правильно говорить, читать и писать.

" Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера.


Приведите по два три примера имён существительных с суффиксами лица и с уменьшительно - ласкательными суффиксами?

Приведите по два три примера имён существительных с суффиксами лица и с уменьшительно - ласкательными суффиксами.


Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского : "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом"?

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского : "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Объем сочинения 70 - 90 слов.


Приведите по два три примера имён существительных с суффиксами лица и с уменьшительно - ласкательными суффиксами?

Приведите по два три примера имён существительных с суффиксами лица и с уменьшительно - ласкательными суффиксами.


Уменьшительно - ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора?

Уменьшительно - ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора.

Помогите пожалуйста написать сочинение.


Напишите сочинение - рассуждение на тему : что такое самовоспитание?

Напишите сочинение - рассуждение на тему : что такое самовоспитание?

, взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера - аргумента.

Подтверждающий ваши рассуждения : один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из вашего жизненного опыта.

На странице вопроса Напишите сочинение - рассуждение на тему "Уменьшительно - ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют емко и полно охарактеризовать предмет и выр? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Зимирева Татьяна Иннокентьевна

В данной работе была разработана классификация уменьшительно-ласкательных суффиксов и выявлены функции диминутивов в рассказах Людмилы Петрушевской.

ВложениеРазмер
funktsii_diminutivov._petrushevskaya.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Секция: Русский язык

ФУНКЦИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ)

Научный руководитель: Зимирева Татьяна Иннокентьевна,

учитель русского языка и литературы

Глава 1. Уменьшительно-ласкательные суффиксы – одно из языковых средств выражения авторской оценки……………………………………………………………….6

Глава 2. Оценочный аспект осмысления творчества Л. С. Петрушевской…6

Глава 3. Группы уменьшительно-ласкательных суффиксов………………..6-7

Глава 4. Функции уменьшительно-ласкательных суффиксов в рассказах Л. С. Петрушевской …………………………………………………………………7-11

Актуальность моей работы заключается в том, что, во-первых, русский язык исключительно богат формами уменьшительно-ласкательных суффиксов, что дает мне возможность показать часть этого богатства, и во-вторых, следуя традициям языка, я расширяю границы восприятия и осмысления художественного произведения, так как использование уменьшительно-ласкательных суффиксов - это одно из средств выражения авторской позиции.

Новизна моего исследования: использование уменьшительно-ласкательных суффиксов как одного из средств выражения авторской оценки в художественной литературе отмечалось у множества авторов на протяжении всего литературного периода, от фольклора до современности, где они выполняли разные функции в зависимости от тех задач, которые ставил автор. Например, в фольклоре эти суффиксы придают речи русский колорит, напевность, что заметно в самих названиях, например, сказок: Крошечка Хаврошечка, Снегурочка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка – в этих формах проявляется доброта и сердечность русского народа. Мы в своей работе попытались определить значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в современной художественной литературе, в творчестве Людмилы Стефановны Петрушевской.

Проблемой моего исследования является исключительное многообразие форм уменьшительно-ласкательных суффиксов, но тем не менее я распределила суффиксы по группам и определила их значение для рассказов Людмилы Петрушевской.

Цель для раскрытия темы я ставила следующую:

Найти и исследовать в рассказах Людмилы Петрушевской примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выражающими авторскую оценку, показать их разнообразие и взаимосвязь;

Для достижения поставленной цели я реализовала следующие задачи:

1)рассмотреть уменьшительно-ласкательные суффиксы как одно из словообразовательных средств выражения оценки в художественной литературе;

2)Доказать на примере рассказов Людмилы Петрушевской, что уменьшительно-ласкательные суффиксы являются одним из средств выражения авторской оценки;

3)Определить, какие функции выполняют уменьшительно-ласкательные суффиксы в рассказах Людмилы Петрушевской.

При исследовании я использовала теоретический анализ как один из методов исследования: анализируя отдельные факты, классифицируя их, я выявила в них общее, установила правило – если в рассказе есть уменьшительно-ласкательные суффиксы, то они выполняют в нем ту или иную функцию. Работа с литературой позволяет использовать такие методы, как: реферирование, цитирование, составление библиографии, что и было использовано мной для достижения поставленной цели.

Глава 1. Уменьшительно-ласкательные суффиксы – одно из языковых средств выражения авторской оценки.

В художественной литературе сложилась давняя традиция использования уменьшительно-ласкательных суффиксов для выражения авторской оценки. Среди их многообразия выделяется группа оценочных суффиксов, которые придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижительность, презрительность, ласкательность, иронию, сочувствие, пренебрежение и другие. Значение этих суффиксов зависит, во-первых, от тех задач, которые ставит автор и, во-вторых, как считает В. В. Лопатин, от речевой ситуации.

Глава 2. Оценочный аспект осмысления творчества Л. С. Петрушевской.

Творчество Людмилы Петрушевской в этом плане представляет собой особый интерес, так как среди различных аспектов осмысления ее творчества в критике выделяется оценочный аспект, который отмечали исследователи ее творчества: Т. Прохорова, Т. Морозова, Т. Маркова, О. Славникова. Восприятие и осмысление сложной современной реальности осуществляется в прозе Людмилы Петрушевской в разного рода авторских интенциях, то есть способах выражения авторской позиции, одним из которых является использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Глава 3. Группы уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Так как в русском языке используется достаточное количество оценочных суффиксов, то я в своей работе попыталась распределить их по группам, в зависимости от частоты употребления. Рассмотрим эти группы.

2) -ышк-/ишк- - передает отрицательную оценку, используется с уничижительным значением ( домишко, городишко, бородишка, мужичишка ), но в именах существительных со значением лица этот суффикс может иметь уменьшительно-ласкательную окраску ( ребятишки, сынишка, хвастунишка, лгунишка, солнышко, горлышко ).

3) -оньк-/-еньк- выражает слабые проявления признаков, свойств ( маленький, слабенький, низенький, младшенький ), обозначает свойства, осознаваемые как положительные ( миленький, хорошенький, умненький ), а также обозначает свойства, осознаваемые как отрицательные ( плохенький, глупенький, старенький ). Но все это, подчеркивает Ю. О. Бронникова, зависит от позиции говорящего или от речевой ситуации. Иногда слова с этим суффиксом, поясняет она, меняют положительную оценку на противоположную (добрый – добренький: Добренький какой нашелся! );

4) -оват-/-еват- -выражают неполноту признака. При этом реализуется авторская субъективная оценка, как правило, отрицательная, так как –оват-/еват- показывает на нарушение обычной нормы качества: крупновато – слишком, излишне крупная; холодновато – чересчур, изрядно холодно;

5) -ек-/-ок-/-ик- служат, во-первых, для обозначения маленьких предметов ( столик, домик ), во-вторых, для выражения авторской позиции ( личико, петушок, дружочек ). Иногда эти суффиксы употребляются в художественной литературе для языковой характеристики персонажей, для ироничной оценки автора изображаемых событий (например, изобилие форм с уменьшительно-ласкательными суффиксами в письмах Макара Девушкина: часочек, уголочек, пальчик, денек, стишок, ветерочек – создает впечатление забитости и самоуничижения главного героя).

Глава 4. Функции уменьшительно-ласкательных суффиксов в рассказах Л. С. Петрушевской.

Обратимся к тексту.

уют, помогала родным, чем могла, умела ждать и терпеть и в финале рассказа автор делает ей подарок: встреча с возлюбленным, которого окружающие обрисовали ей как сумасшедшего, навсегда поселившегося в психиатрической клинике. Наперекор всем сплетням герои встретились вновь и переживать свою старость они будут уж точно не в одиночестве.

Третья группа суффиксов является наиболее частотной по употреблению в рассказах Людмилы Петрушевской и чаще встречается среди прилагательных и наречий, реже – среди существительных, где оценка автора меняется на противоположную. Итак,

Очередная группа суффиксов - -оват-/-еват- в прямом значении выражает неполноту

  1. Там же, с.254
  2. Там же, с.252, 253
  3. Там же, с. 170
  4. Там же, с.74
  5. Там же, с.75

В общем, все эти суффиксы являются средством выражения авторской оценки и выполняют различные функции, в зависимости от того, что хотел сказать автор, и от речевой ситуации.

Читайте также: