Сочинение троице сергиева лавра

Обновлено: 02.07.2024

В течение полутора лет Алексеев создавал холсты и изображения городских пейзажей Москвы. После кончины художника наследники передали в Эрмитаж акварельные этюды, среди которых была изображена Троице-Сергиева лавра.

Эскиз создан на бумаге, техника написания — акварель, чернила.

Жанр произведения — городской пейзаж (ведута). Конечно, назвать изображение Троице-Сергиевой лавры городским пейзажем не совсем корректно, так как лавра расположена в некотором отдалении от Москвы, и жизнь здесь проходила вне городской суеты. Тем не менее, работа выполнена в жанре городского пейзажа, хотя и с особым отношением к изображаемому месту.

Композиция картины — линейная. На переднем плане зритель видит просторный зелёный двор, ровный ряд деревьев, бросающих тень. Двор, пересечённый тропинками, залит солнцем. Здесь царит тишь и спокойствие.

Средний план. Справа изображён Успенский собор, высокая, кажущаяся ажурной колокольня, за ними в тени деревьев однокупольная церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов. С левой стороны — храм преподобного Сергия, перед ним виднеется трапезная палата. Изображения с обеих сторон вытягиваются в перспективе, словно устремляются к белоснежному Свято-Троицкому собору на заднем плане. Свято-Троицкий собор построен ещё в 15 веке, это самый древний храм в лавре.

Цветовая палитра выдержана преимущественно в светлых тонах: золотятся купола белых церквей, нежная зелень травы, желтеющие дорожки, высокое голубое небо в лёгких облачках. Акварельные краски сами по себе нежны, и, кроме того, чувствуется, что художник бережно относился к изображению этого места, святого для него, старался передать особую атмосферу лавры.

Свет в картине падает справа, так как справа ложится густая тень деревьев. Солнце высвечивает купола, заливает двор, свет плещется в небе, создавая впечатление тихой радости.

Идея картины — передать красоту лавры, которая не только в архитектуре храмов, но и в особом духе её. Художнику удалось запечатлеть свет, тишину, благодать и передать зрителю тихую радость созерцания Троице-Сергиевой лавры, такой близкой горнему миру.

История монастыря богата. В лавре покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, и не только его. Древний монастырь не оставался в стороне от борьбы с монголо-татарским игом, с поляками в Смутное время, был на стороне Петра Первого в его противоборстве с царевной Софьей.

Здесь зритель видит лавру в том состоянии, в каком она была ещё до войны с Наполеоном и до изменений в 19 веке. Потомки могут увидеть первозданный вид Троице-Сергиевой лавры — одного из оплотов православия, который был заложен в 14 веке.

Всех надо порадовать, всем привезти сувениры из Святой Лавры!
Но всему наступает конец. И нашему паломничеству должно завершиться. Всё посмотрели. Всё купили, а уходить никак не хочется. Так бы и жила здесь, в этом земном раю. Оглядевшись, вижу что и другие люди, стоявшие со мной в очереди,гуляют по Лавре, не уходят.Улыбаются, в глазах радость, утешение, надежда. И каждый наверное думает: "А вдруг, и ко мне сегодня подойдёт преподобный чудотворец, или к моему ребёночку… и благословит, и утешит." Ведь он здесь, рядом. Он ходит по Святой Земле, которую даровал ему Господь, а преподобный даровал её нам! И потому незримо он среди нас, и питает нас своей духовностью, защищает невидимым присутствием, как когда-то защищал он от врагов свою Лавру: собиратель русских земель, преподобный и Богоносный чудотворец всея Руси, игумен Сергий Радонежский!

К сожалению, не был в этой великой святыне, но, думаю, присутственный дух Вы сумели передать. К тому же, сделали это настолько тепло и проникновенно, что желание посетить удел святого Сергия обязательно появится, даже если никогда его и не было.
Только с уважением.

Андрей! Если появилось желание - вы обязательно попадёте в это Святое место. Тут уж сам преподобный игумен Сергий услышит вас.
С теплом,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Художником, который любил изображать свой родной край, любимые места и их пейзажи есть Юон Константин Федорович. Больше всего его любимыми городами были Ростов Великий и Троицко-Сергиевская лавра.

В большой восторг приводит зрителя обширная панорама лавры на картине “Троице-Сергиева лавра зимой”. Автор на холсте показал все прекрасные строения лавры. Пятницкая и Введенская церкви, Трапезная с церковью Сергия, Успенский собор, колокольни, церковь Рождества св.

Иоанна. Все эти храмы и строения долгое время были центром духовной

жизни России. Их купола один за другим тянутся к небу, придавая вид единства и неразрывности природы и духовной жизни человека.

Передний план картины показывает нам незамерзшую речку Кончуру. Через нее переброшен небольшой мостик, пройдя через который мы попадаем в чудесные и святые строения лавры. Видно заснеженную дорогу, по которой ходят люди и ездят повозки с лошадьми.

Небо автор показал белым, закрытым снежными тучами. Все купола и крыши построек покрыты слоем снега. Земля белая и чистая, как бы показывает, что здесь святые места.

Каждый сможет найти тут покой и спасение души.

Картина очень красивая, исторически-художественная и насыщенная верой в высшие силы. Многие мечтают непросто посмотреть на эту красоту, а побывать в каждом храме этого духовного города.

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.

Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла — Варфоломеем и Стефаном, — решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.

Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем — Сергий. Шел ему в ту пору двадцать четвертый год.

Около двух лет Сергий провел в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий, до того не особо желавший разрушать свое уединение, все же уступил и позволил им поселиться рядом с ним. Очень скоро келий, по числу пришедших, стало двенадцать; три или четыре из них Сергий возвел своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.

Игуменство возложили на старца Митрофана, который тоже пришел к Сергию, как только составился монастырок. Когда же Митрофан скончался — игуменство принял на себя сам преподобный. Случилось это в 1344 году, спустя семь лет после пострига.

В монастыре не было священника, лишь в праздники и воскресные дни приходил батюшка из соседнего селения и совершал литургию. Однако Сергий приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы.

Так минул еще десяток лет, и братия стала умолять Сергия быть их духовником. Преподобный, по великому смирению, долго отказывался, но братолюбие одержало верх. От епископа Волынского Афанасия, которого

Святитель Алексий, митрополит Московский, оставил своим наместником на время отъезда в Константинополь, сорокалетний Сергий принял посвящение в сан пресвитера и игумена (до того он лишь исполнял игуменские обязанности).

Не принесши из мира в пустыньку никакого имущества, преподобный вряд ли помышлял о благолепном храме и процветании монастыря. Однако пути Господни неисповедимы, и пожелал подвизаться у него в пустыньке смоленский архимандрит Симон. Пришедший вручил преподобному на монастырское благоустроение все свое состояние. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырехугольником вокруг храма.

Симон Азарьин, бывший казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века, в житии архимандрита Дионисия сообщает, что до осады обители поляками, предпринятой в эпоху русской Смуты, была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на Святых воротах вместе с каменной церковью преподобного Сергия. Судя по этому описанию, ограда монастыря была к тому времени уже настоящей деревянной стеной. По всей видимости, тын, которым обнесли монастырь первоначально, заменили еще при преподобном Сергии.

Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца. Двух известных своей ратной доблестью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И все то время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.

После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон.

В Едигеево нашествие на Москву, случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден преподобным Сергием о напасти и заблаговременно увел братьев в безопасное место. Однако сам монастырь был тогда выжжен дотла. Вернувшийся Никон отстроил его заново.

В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную — великолепный Троицкий собор. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы — иноки Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы. Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения — близ своего духовного отца. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее благословение и, осенив себя крестным знамением, отошел к Богу 17 ноября 1426 года. Погребен он был близ раки своего учителя.

После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков, Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей. С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. В октябре 1611 года такая грамота достигла Нижнего Новгорода. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. В августе 1612 года ополчение пошло на Москву. У стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен.

Летопись говорит, что, когда ополченцы выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак неблаговоления Божия к их походу. Но тотчас по окончании молебна и окропления святой водою воинов, лошадей и артиллерии встречный ветер утих, а от самого гроба преподобного Сергия подул сильный попутный. И уже 25 октября Дионисий служил благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Кремля.

Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра I, стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя семь лет юный Петр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.

1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в монастыре открыли семинарию, а два года спустя Троицкая обитель получила титул Лавры.

В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. Но даже после отъема монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела, В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. Когда наполеоновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.

Из настоятелей Лавры XIX века особо почитаемы святитель Филарет (Дроздов), известный своей поэтической перепиской с Пушкиным, и святитель Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Америки. Мощи обоих до недавнего времени находились в Успенском соборе Лавры. В 2004 году мощи святителя Филарета перенесли в храм Христа Спасителя. Весьма почитаем и преподобный Антоний (Медведев), много трудов положивший на создание лаврских скитов. Открытый при нем Гефсиманский Черниговский скит стал центром московского старчества. Самым известным здешним подвижником был преподобный Варнава (Меркулов).

Грянул 1917 год. Началась конфискация монастырского имущества. Через год, в ноябре 1918 года, решением Совнаркома Троице-Сергиева Лавра была национализирована. В апреле 1919 года совершилось одно из самых кощунственных деяний богоборческих лет: вскрытие мощей преподобного Сергия. Новые власти тогда не послушали защищавших святыню от поругания верующих; единственная уступка, на которую пошли большевики, — не уничтожать мощи, а оставить в обители.

В Лавре была создана трудовая артель, но 3 ноября 1919 года лаврских монахов неожиданно выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны. Закрытие Лавры произошло 7 мая 1920 года.

С 1919 по 1946 год в Лавре располагались музей, педагогический институт, клубы и тир, в некоторых зданиях

Сооружения Троице-Сергиевой Лавры, возведенные в XV-XIX веках лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Эта башня — первое, что видишь, приближаясь к Лавре обычным путем. Юго-восточная башня монастыря построена в 1640 году взамен предшественницы, разрушенной взрывом во время Троицкой осады. Одна из самых мощных, восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня имеет 77 бойниц и внушительные пропорции — 22 метра в высоту и 21 метр по диагонали. Название она получила по располагавшейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, появилась после пожара 1923 года.

У Святых врат братия обители встречает Святейшего Патриарха и других почетных гостей. Главный вход в монастырь расположен в восточной стене. Надвратная Красная башня, возведенная в середине XVI века, имеет 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, сооружена в 1856 году. Фигурный портал, дополненный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 году. Внутри Святые врата украшены фресками, иллюстрирующими Житие преподобного Сергия.

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой сооружена в 1686-1692 годах. Во многом она определяет динамику развертывания архитектурного ансамбля обители от Святых врат до Троицкого собора, Первоначальный иконостас не сохранился. Нынешний иконостас XVII века, перемещенный из разрушенного московского храма Никола Большой Крест, — замечательный памятник древнерусского резного искусства. Трапезная палата — одно из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, — предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. Относится к лучшим образцам московского барокко. В 1956 году в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В зимнее время Трапезный храм — главный храм монастырских богослужений. Божественные литургии совершаются здесь в 5.30 и в 9.30, а в 17.00 — всенощные бдения.

Храм во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов (Духовская церковь) замыкает юго-восточный угол соборной площади. Построен он псковскими мастерами в 1476 году

У северной стены храма почивают святые мощи преподобного Максима Грека, а у южной — преподобного Антония Радонежского. В 7.30 по воскресным и праздничным дням в Духовской церкви совершается Божественная литургия.

За Троицким собором, соединенное с ним крытой папертью, расположено двухэтажное здание ризницы (1782). Здесь хранятся и экспонируются произведения церковного искусства из собрания Троице-Сергиевой Лавры.

Слева: Видение птиц преподобному Сергию. Фрагмент росписи Серапионовой палатки, выполненной монахиней Иулианией (Соколовой).

Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, находящаяся за Смоленской церковью, построена в 1635-1637 годах стараниями Александра Булатникова, назначенного троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Возможно, образцом для нее послужил ныне утраченный главный храм Соловецкого монастыря — Покровский собор. Стройные пропорции и выразительное убранство фасада (с использованием зеленых поливных изразцов) делают церковь одним из интереснейших памятников первой половины XVII века.

Комплекс из памятного обелиска, бассейна для освящения воды и Успенского кладезя служит украшением соборной площади. Обелиск установлен в 1792 году по распоряжению митрополита Платона (Левшина). Сужающийся кверху четырехгранник дополнен четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. На южной, западной и восточной сторонах обелиска размещены солнечные часы, а его вершина увенчана позолоченным шаром. Кладезь устроен в 1644 году, часовня над ним чуть моложе — конца XVII века. Находящийся меж обелиском и кладезем бассейн, с сенью в виде изящного шатра с куполом и крестом, сооружен в 1872 году. Он представляет собой большую чашу на тумбе. Вода поступает через отверстия в перекладине водруженного в чаше позолоченного креста. Сень над чашей с крестом, появившаяся в 1873 году, — позднейшее архитектурное сооружение обители.

Самый величественный храм Троицкого монастыря — Успенский собор — ограничивает соборную площадь с востока. Его строительство велось в 1559-1585 годах по повелению Иоанна Грозного. Храм близок по архитектуре послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, хотя и превосходит его по размерам. Фресковая живопись, выполненная в 1674 году артелью ярославских и троицких иконописцев мастера Дмитрия Григорьева, — под стать его величию. В огромном пятиярусном резном иконостасе имеются иконы письма Симона Ушакова. Главная святыня собора — покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Аляски. В храме находится деревянный гроб преподобного Сергия, в котором святое тело его пребывало в земле в течение тридцати лет. В крипте под собором, в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, покоятся священноархимандриты Лавры, Патриархи Московские и всея Руси Алексий I и Пимен, а также святитель Макарий (Невский). Неподалеку от входа в собор — усыпальница Годуновых. В теплое время года Успенский собор становится главным храмом монастырских богослужений. В 17.00 — всенощные бдения. В 5.30 и 9.30 — Божественные литургии. В крипте собора в 9 и 12 часов совершаются водосвятные молебны и раздается освященное масло.

Успенские ворота были устроены позднее 1655 года в восточной монастырской стене чуть севернее Святых ворот как дополнительные, имевшие хозяйственное назначение. Небольшой портик перед ними построен в 1829 году. Поименованы от Успенского собора, напротив которого и расположены.

Слева: Новую колокольню, возведенную во второй половине XVIII века, лаврские колокола приняли как родную. Литография XIX века.

Первое упоминание о чудесах, происходивших там, где сегодня раскинулась Троице-Сергиева Лавра, дошло до нас со времен основания монастыря. Еще до того, как святой Сергий Радонежский пришел на холм Маковец, место это было хорошо известно окрестным жителям.

Не иссякали чудеса и по смерти Сергия.

В Едигеево нашествие 1408 года, когда татаро-монголы уже подошли к Москве, оставленный Сергием после

Разорение монастыря тогда даже сослужило ему добрую службу. Братия быстро отстроила обитель заново, начала заменять деревянные строения каменными.

А в канун сентябрьского Сергиева дня 1608 года, когда под стены лаврские явились поляки, священноинок Пимен вечером горячо молился пред иконой Богоматери и вдруг увидел из своей кельи необыкновенно яркий свет. Решив, что неприятель поджег монастырь, Пимен выбежал из кельи и узрел ярко сиявший огненный столп, поднимавшийся над главой Троицкой церкви. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облачко и свился сквозь окно в храм.

А вот в 1812 году, когда Наполеон рвался к Москве и его отряды рыскали по всем окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель. Считается, что и это — Сергиево заступничество.

Читайте также: