Сочинение теперь не пропадет теперь мы уследим

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?)
  • Проблема патриотизма (В чём проявился патриотизм людей в годы войны?). Проблема подвига народа в годы войны (В чём состоял подвиг, совершённый народом в годы Великой Отечественной войны?). Проблема героизма( В чём проявляется героизм на войне?) Проблема героического. (Какие поступки, поведение, свершения можно считать героическими?) Проблема выделения критериев героического. (Каковы сегодня критерии героического?)
  • Проблема нравственного выбора человека на войне.
  • Проблема героизма и лжегероизма.
  • Проблема самопожертвования.
  • Проблема народной памяти, осмысления военных событий новым поколением.
  • Проблема взросления на войне (Что делает человека взрослым на войне)?
  • Что давало силы солдатам в военное время?
  • Какова роль отдельно взятого человека в войне?
  • Как война повлияла на детей?
  • Чем отличается поколение военного времени от других поколений?
  • О чем мечтали дети войны?
  • В чем заключался дух военного времени?
  • Как ужасы войны отражаются на судьбе человека и его жизни?
  • Почему важно хранить память о героях войны?
  • Нужно ли охранять памятники войны?
  • Какова роль личности в военное время?
  • Проблема долга живых перед родственниками погибших друзей.
  • Проблема чувства вины перед родственниками погибших.

Проблема долга живых перед родственниками погибших.

Проблема исторической памяти.

Проблема уважения к памяти павших воинов.

Проблема чувства вины перед родственниками погибших.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же.

Проблема ответственности за более беззащитного, сохранения человеческого в человеке. (Как влияет война на душевное состояние людей, на их способность сострадать?)

Проблема войны и жизни детей во время войны.

А.Лиханов. Повесть "Последние холода".

Вместе с героями книг А. Лиханов в повести "Последние холода« заставляет нас возвратиться в свое детство, задуматься над тем, как навсегда сохранить человеку в своей душе то, что ему дано от рождения, – высокое чувство доброты, совести, человечности. И книги Лиханова, и его герои помогают нам в этом.

В повести рассказывается о том, как дети жили в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Заканчивалась война, а голод заставлял одних детей воровать друг у друга, других жить честно и ждать мирное время. Маленькие брат Вадик и сестра Маша остались одни. Они продолжали жить, ходить в школу, заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми. Дети, у которых была смертельно больна мать, а отец и вовсе погиб на фронте, не только не ожесточились, а наоборот, стали добрей, заботливее, мужественнее. Брат с сестрой стали маленькими героями, пережившими голод и одиночество.

Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)

Позиция автора заключается в том, что, несмотря на войну , люди прежде всего должны сохранить в себе человечность и проявлять милосердие даже к врагу.

А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

Проблема подлинного героизма

Материал для аргументов:

Проблема подлинного и ложного героизма

Материал для аргументов к проблеме истинного и ложного:

Как отличить истинное от ложного?

Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны. Истинным героем в Шенграбенском сражении показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического. В бою он самостоятельно принимает решения. В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения. Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев.


25 чел. помогло.

Подготовка к написанию

сочинения-рассуждения части С2.2

Урок русского языка

9-а класс

Кузнецова Ольга Евгеньевна, учитель русского языка, литературы и МХК


Декабрь 2010 года

^ Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

части С2.2 в 9 классе

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели и задачи урока:

– Подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 8 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть С2.2 (русский язык, ГИА 2011, автор Г.Т. Егораева)

– Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции.

– Способствовать духовному становлению личности, формированию её

эстетического вкуса, толерантного отношения к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, методические материалы по работе с частью С, контрольные листы


  1. Организационный этап. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над работой по написанию сочинения-рассуждения по КИМам, составленным Г.Т. Егораевой.

В течение I триместра мы рассмотрели несколько вариантов части С2.1, то есть тренировались в написании сочинения на лингвистическую тему, и С2.2. Сегодня мы закрепим умения писать сочинение-рассуждение, то есть дадим ответ на вопрос, поставленный в задании.

– Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения. Какой аббревиатурой мы пользуемся, для того чтобы вспомнить композицию данного вида сочинения? (ТДВ – тезис, доказательство, вывод)

– Что такое тезис?

– Вы помните, что аргументы вы должны брать из анализируемого текста? Сколько аргументов должно прозвучать? (Не менее двух)

– Что мы пишем в заключении? (Вывод).

– Излагать мысли надо грамотно, последовательно и связно.


  1. ^ Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала:

– Чтобы получить высший балл по части С2.2, вам надо помнить критерии оценивания. Давайте еще раз посмотрим, по каким критериям проверяющие экзаменаторы будут вас оценивать. Откройте стр. 108. (Работа с критериями)

– Попробуем успеть проанализировать текст и подготовиться к написанию сочинения дома. Мы будем работать с текстом варианта № 8. 2 Это очередной текст из произведений Анатолия Приставкина. Какие проблемы поднимает писатель в своих произведениях? (Нравственные: толерантность, патриотизм, внимательное отношение к людям, умение видеть красоту в самых обычных вещах…)

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

– Прочтите про себя текст и определите тему, проблемы, идею и позицию автора. Запишите карандашом ответы в ваших таблицах 4 . При проверке вы сможете внести исправления.

После прочтения текста идет обсуждение предварительной работы обучающихся.

Беседа с обучающимися. (Каждый писатель в своём творчестве опирается на жизненный опыт, но он имеет право на художественный вымысел).

— Почему же Анатолий Приставкин меняет финал? (Задача автора — дать урок читателю. Он хочет показать, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Он хочет, чтобы у читателя сформировалось светлое чувство благодарности к девочкам, которые помогли маленькой Люсеньке выжить в страшные годы голода.)

— Какие аргументы из текста вы можете взять для доказательства своего тезиса?

— Как можно оформить аргументы? (Указать № нужных предложений или применить цитирование).


  1. ^ Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

— Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана таблицы 5 . Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише 6 .

Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Если учитель располагает двумя спаренными часами, работу по написанию сочинения можно провести на втором уроке в классе, а дома обучающиеся могут написать сочинение по следующему тексту.

(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(23)— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тело. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (29)Смотреть на нее было страшно.

(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31)— Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33)И Инна ответила:

(34)— Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет… (36)Теперь мы уследим.

(По А. Приставкину)

Анатолий Приставкин (1931-2008) — российский писатель-гуманист, общественный деятель.


Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования. За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией.

^ Работа над сочинением-рассуждением части С2.2 КИМа Государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе

1. Обучение вдумчивому чтению исходного текста, умению находить ключевые слова.

2.Повторение основных понятий: тема, основная идея текста, типы речи (рассуждение ), композиция сочинения.

- излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении на основе прочитанного текста, комментировать позицию автора по затронутой проблеме и формулировать собственное отношение к ней;

- строить собственное высказывание в соответствии сзаданным типом речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мвсль и добиваясь последованности и связанности изложения;

- формулировать основную мысль своего сочинения и рассуждения: убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее 2-х доказательств, уместно употреблять цитирование;

4 Обучение редактированию текста.

ВложениеРазмер
obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu_v_forme_oge.odt 16.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Анашкина Людмила Владимировна

Тема урока : Обучение сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ.

Цели : 1. Обучение вдумчивому чтению исходного текста, умению находить ключевые слова.

2. Повторение основных понятий: тема, основная идея текста, типы речи (рассуждение ), композиция сочинения.

- излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении на основе прочитанного текста, комментировать позицию автора по затронутой проблеме и формулировать собственное отношение к ней;

- строить собственное высказывание в соответствии сзаданным типом речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мвсль и добиваясь последованности и связанности изложения;

- формулировать основную мысль своего сочинения и рассуждения: убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее 2-х доказательств, уместно употреблять цитирование;

  1. Формулирование целей и задач урока.
  2. Повторение теории.

Прежде чем приступить к чтению исходного текста, необходимо вспомнить особенности жанра сочинения-рассуждения.

Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями и приходить к какому-либо выводу, суждению.

Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять — основа учения. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, мысли, знания. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить. Объяснить.

Композиция сочинения-рассуждения. Текст-рассуждение четко структурирован и строится по строгой схеме :

  • тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;
  • аргументы (факты, доказательства);
  • вывод

Тезис ( Почему? ) - так как , потому что -

Аргументы ( Что из этого следует? ) -

Вывод — следовательно, таким образом, поэтому

Прослушаем исходный текст. Текст А. И. Приставкина (Г.Т. Егорова, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Тренировочные текстовые задания. )

Прежде чем мы приступим к работе с текстом, необходимо впомнить о том, что такое тема текста, идея текста? Это первое, что мы должны сделать — определить тему и идею.

  1. Анализ исходного текста.
  1. Определить тему и основную мысль исходного текста. Сделать записи в тетради.

Тема текста — о трудной жизни в детском доме во время войны, о бездушии и черствости к тем, кто рядом.

Основная мысль — автор рассказывает о том, как зарождается в душах детей милосердие, сострадание.

  1. Выделить ключевые слова и сочетания в тексте.
  • Обратить внимание на употребление автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Какое значение эти суффиксы имеют для понимания идеи текста, авторской позиции?
  • Как вы определите авторскую позицию в этом тексте? ( Автор хочет сказать о необходимости быть внимательным к чужому страданию, говорит о милосердии к ближнему )

Размышлять над текстом не единственная наша задача. Нам необходимо построить сочинение-рассуждение, опираясь на задание, которое предлагает нам автор текста. Задание может показаться неожиданным, особенным.

Таким образом, главным для нас становится вопрос : почему писатель изменил финал рассказа?

В рамках одного урока мы не сможем создать полноценный текст сочинения, поэтому остановимся на составление опорных фраз для каждой части сочинения-рассуждения.

А ) Вступление ( формулирование тезиса )

Мы часто говорим: чтобы лучше понять тему сочинения, ее необходимо перевести в вопрос. Авторы теста сделали это за нас. Как ответить на поставленный вопрос?

Прежде чем мы начнем комментировать текст, обратите внимание, что в рассказе мы можем увидеть не только А. Приставкина — человека — много пережившего, на долю которого выпало немало испытаний, но и А. Приставкина — мастера слова — одного из лучших русских писателей второй половины 20 века.

Есть человек с непростой судьбой — и есть писатель.

Почему же автор меняет финал рассказа?

А. Приставкин — высокодуховный, нравственный, сложившийся человек и талантливый писатель, осознает, что сострадание, милосердие, душевную щедрость не воспитать на жестокости, черствости и холодном бездушии. Только доброта и отзывчивость могут воспитать нравственность, духовность, милосердие, сострадание в человеке.

Автор рассказа не осуждает этих девочек. Он понимает, что в трудное военное время детям с их неокрепшими юными душами легко ошибиться. Стремление заботиться о золотых рыбках делает героев повествования слепыми и глухими к страданиям маленькой Люсеньки, которая так нуждалась в их помощи. Задача писателя не осуждать героинь, а на примере этой истории научить читателя воспринимать боль другого как свою собственную, пробудить их души к милосердию и состраданию.

Именно поэтому автор меняет финал рассказа.

Б) Основная часть.

Аргументы, факты, доказательства:

  • Варианты обучающихся.
  • Любовь к рыбкам как стремление девочек к красоте и как желание создать в своей нелегкой жизни иллюзии довоенного счастливого детства. Такая трогательная забота о беззащитных существах позволяет надеяться, что в их душах проснется потребность помочь никому не нужной, умирающей от голода девочке.
  • По воле автора героини рассказа делают правильный нравственный выбор. Предложения 24, 25, 26, 27, 28 показывают нам, что девочки по-настоящему прочувствовали глубину страданий несчастной малышки. Собственное равнодушие ужасает их, в них пробуждается жалость к девочке и стремление спасти ее от голодной смерти.

Рассказ А. И. Приставкина многому учит, заставляет задуматься о себе самом. Всегда ли мы внимательны к ближнему? Замечаем ли мы, что рядом с нами люди, которые нуждаются в поддержке, может быть, им нужна наша помощь?

Рассказ учит состраданию, милосердию, пробуждает в нас лучшие чувства.

Домашнее задание : написать сочинение-рассуждение

(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не впоминал про маленькую Люсеньку.

(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

(13)И вдруг золотые рыбки стали ис чезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночьи тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу живую рыбку.

  1. — Ага, попалась, рыбка! - крикнула одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках у Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(29)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(30) — Полуночник! (31)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33) — Нет, нянечка, не пропала. (34)Теперь не пропадет. Теперь мы уследим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею, концепцию.

учитель русского языка и литературы

Гунчикова Олеся Петровна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе.


Тема: Ребенок перед лицом войны (по произведениям Анатолия Игнатьевича Приставкина)

Образовательные: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею, концепцию;

Развивающие: развивать речевые и языковые компетенции учащихся, развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения;

Оборудование: портрет писателя, презентация, компьютеры, тексты.

Эпиграф: Я не только боялся писать о тех страшных военных днях,

я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.

А. Приставкин.

Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же , как мы. Молодые, пожилые, красиые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.

Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель- Анатолий Приставкин.

Родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Отец – Приставкин Игнат Петрович. Мать – Дорофеева Евдокия Артемовна. Супруга – Приставкина Марина Юрьевна, журналист. Сын – Иван. Дочери: Дарья и Мария.

Дед Анатолия, Петр Приставкин, вернувшись в 1905 году из Санкт-Петербурга, рассказывал односельчанам о забастовках, манифесте царском, за что его взяли под стражу – прислали целую роту солдат, а в селе еще долго звали революционером. Игнат Петрович Приставкин, отец писателя, унаследовал фамильные черты – стойкость и твердость в достижении цели, которые проявил на фронте, где воевал 4 года. Многочисленные смоленские родственники Приставкиных также показали свои личные качества, когда в 1941 году ушли в партизаны, гибли от рук карателей под пулями и на виселицах, но нещадно били врага до прихода Советской армии.

Игнат Петрович Приставкин работал плотником, краснодеревщиком, газовщиком.

У Анатолия с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки – отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела.

Работать Приставкин начал в 12 лет.

-Какие чувства вызывают у вас страницы, связанные с голодом? Можно ли оправдать воровство и другие неприглядные поступки детей?

-Только ли о голоде это произведение? (о милосердии, заботе, любви)

-Кто вернул Кольку к жизни, когда Сашка погибает? Почему Колька не испытывает ненависти к чеченцу Алхузуру? (Алхузур чечен.- просветление, восход)

Открывают сборник два рассказа А.Приставкина. В год 70-летия Великой Победы давайте прочтем рассказы о войне, а потом обсудим их содержание, задумаемся, представим весь ужас войны.

У Славы Галкина не было ни отца, ни матери. Ему было восемь лет, он жил в детдоме и учился в школе. Фамилия учительницы его была Галина. Всем ученикам родители давали с собой вкусные завтраки, а Славке никто не давал. И Славка иногда на уроках мечтал, что он вовсе и не Галкин, просто ошиблись где-то и поставили лишнюю букву. А фамилия у него такая же, как у его учительницы, и он Вячеслав Галин. Но фамилии ведь исправлять нельзя, и Славка только мечтал об этом и еще мечтал, что если бы все было именно так, то учительница оказалась бы его мамою и давала бы ему в школу свертки с завтраками. И Славка чуть-чуть недолюбливал букву, которая разбивала всю его мечту. И потихоньку пропускал ее. А в диктантах за ошибки ему ставили двойки. Однажды учительница очень рассердилась. Она сказала:

Как можно догадаться, что рассказ – о военном времени? Из-за чего больше всего переживал сирота Славка Галкин? (Отсутствие родителей, родного дома, тепла, участия). Какие чувства вызвал у вас Славка? Как бы вы назвали рассказ?

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

Какие же испытания выпали на долю Люсеньки? (Сиротство, недоедание, равнодушие старших девочек и воспитателей детского дома).

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

Что же они увидели?

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

Как же сейчас поступят девочки?

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

И Инна ответила:

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет. Теперь мы уследим.

Можно ли надеяться, что отношение к Люсеньке теперь будет другим?

Как бы вы назвали этот рассказ?

Анатолий Приставкин – не только известный писатель, но и общественный деятель. Он один из тех, кто входил в комиссию по помилованию при президенте России. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое и не всегда незаметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!

Летом 2008 года Анатолий Приставкин умер, но останутся в памяти у нас полные суровой правды его произведения.

Заключительный этап урока - решение тестов, еще раз каждый из вас соприкоснется с текстом, пройдите к компьютерам.

Прочтите текст и выполните задания приближенные к ОГЭ по литературе .

(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все Девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)0на прижимала к животу мокрую рыбку.

(23)— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (2б)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31)— Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33)И Инна ответила:

(34)— Нет, нянечка, не пропала. (З5)Теперь не пропадет. Теперь мы уследим.

А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3) Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4) Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.

1) Девочки были очень заняты делами.

2) Им было скучно с малышкой.

3) Девочки допоздна задерживались в школе.

4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.

2) угостить девочек

3) покормить оставшихся рыбок

4) покормить Люсеньку

А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?

2) золотая рыбка

3) обглоданная рыбка

4) спасенная рыбка

А5. Ниже даны два предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?

(4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (28) Кожа на руках была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.

2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.

3) Автор посчитал, что это описание — самое точное и яркое.

4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.

1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.

2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.

3) Это определение подчеркивает ее исключительность, любовь окружающих к ней.

4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.

Домашнее задание - Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Для более точного, выразительного описания авторы используют уточняющие члены предложения.

Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст А.Приставкина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме.

0б этом времени он вспоминал:

Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?

Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Я думаю, этот урок для вас явился не просто уроком литературы и русского языка, но и настоящим уроком воспитания. Будьте милосердными, отзывчивыми и заботливыми при любых обстоятельствах, какие вам уготовит ваша судьба!

Читайте также: