Сочинение темы и мотивы интимной лирики кому на руси жить хорошо

Обновлено: 04.07.2024

Н.А. Некрасов был одним из тех поэтов, которые писали на разные темы, но особое значение уделяли любовной лирике. Во многих произведениях известный всеми поэт показывал свои особые глубокие чувства к своей любимой гражданской жене. Он всегда старался с точностью до глубины души передать и донести до читателей свои душевные переживания.

Таким образом, поэт впервые показывает непростой женский характер, судьба которого будет дальше описываться и в других романах. Героиня эта, безусловно, с добрым сердцем, но по истечению жизненных обстоятельств, становиться обозлённая на весь мир. Тем самым такое душевное ее состояние является причиной для необдуманных поступков и действий.

Так получилось, что поэт в своих произведениях создает сам такой характер своей героини с одной стороны любящей и желанной возлюбленной, а с другой самоотверженной и жестокой. Тем самым, заставляя ее страдать.

Сюжетом этого цикла является постоянная драматическая борьба сильных любовных отношений с похотливой ежедневной жизнью. Некрасов своими лирическими произведениями пытается погрузить читателя в мир ревности, страстей и самоутверждений.

Можно сказать, что Н.А. Некрасов писал о реальной жизни и реальных людях. В своих произведениях пытается открыть тему всех волнуемую — это роль и значение любви в жизни человека.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов — поэт с говорящей фамилией. В творчестве он посвящает себя народу, описывая нелегкую русскую бытность.

Стиль изложения Николая Некрасова прост и достаточно лаконичен. Нет в нем метафор и образных вырражений, порой затрудняющих восприятие. Много чувств, трагичных и прекрасных. У Некрасова не встречаются длинных любовных стихотворений. Удивительно: но нигде в его творчестве не встречается четкого описания внешности девушки. Все произведения автора читатель может примерять на себя.

Вся любовная лирика данного автора наполнена грустью и печалью. Авдотья Панаева, француженка Селина, Фекла Анисимовна… Такие разные женщины, казалось бы, не имеющие ничего общего, кроме одного — Николая Некрасова. Всех он их любил и не любил одновременно, был со многими, но не отдавался ни одной. Злой рок преследовал автора в делах любовных. Пессимистичный по своей натуре, он имел множество друзей и поклонниц, но отказывался принимать их, считая себя одиночкой. Несколько раз Николая Алексеевича спасали от попыки самоубийства.

Кому посвящались эти строки доподлинно неизвестно. Человек, постоянно сталкивающийся с неудачами и предательством, боится ранить себя снова. Некрасов предостерегает читателя и свою возлюбленную от излишней доверчивости и дружелюбия, считая, что много лучше быть одному.

  • Автор: Н. А. Некрасов
  • Произведение: Стихотворения Некрасова
  • Это сочинение списано 45 247 раз

Из трёх десятков лучших любовных стихотворений Некрасова в сочинении необходимо упомянуть семь-восемь, а рассмотреть подробно не меньше трёх-четырёх. Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нёммало что известно. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В.Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.

Посмотрите эти сочинения

Сочинение Любовная лирика Некрасова

Некрасов был первым поэтом, который помимо прекрасных мгновений любви, описывал также суровую реальность и повседневность в жизни. Благодаря выразительности поэтической речи, в своих произведениях он смог интересным образом рассказать о противостоянии характеров двух любящих людей, показать их ссоры и выяснения отношений.

Известно, что гражданский брак Николая Алексеевича и Авдотьи продлился 16 лет. Через некоторое время Некрасов женился на простой и необразованной девушке по имени Фёкла. Поэт водил свою избранницу на различные выставки и в театры, помогал восполнить пробелы в воспитании, заботился о ней, но все же не мог забыть Панаеву. Он продолжать безумно ее любить и часто думал о том, испытывает ли какие-то чувства к нему Авдотья и счастлива ли она. Например:

Скажи! я должен знать… Как странно я люблю! Я счастия тебе желаю и молю, Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки, Души моей смягчает муки…

В своих стихотворениях о любви Некрасов постарался максимально достоверно раскрыть специфику взаимоотношений мужчины и женщины, чтобы каждый читатель понимал насколько важно сохранить настоящие чувства и не потерять близкого человека.

Многие из нас на собственном опыте прочувствовали, что являют собой нежные и трепетные поэмы и стихи Николая Некрасова. Его поэтическая деятельность и творчество совсем не напрасно занимают высокое место в жизни каждого читателя, да и в русской литературе в целом. Наиболее известной частью творчества Некрасова является его описание простых людей, самых обыкновенных представителей народа. Он умел очень хорошо проанализировать и понять такого человека, отыскать в нем самое ценное и важное.

Впрочем, красота творчества поэта проявлялась

Более того, интимная лирика в исполнении Некрасова настолько глубока и интересна, что ее можно поставить в один ряд с творчеством других мастеров интимного стихотворения, таких, как Пушкин или Тютчев. Произведениям Некрасова свойственны и характерны высокий уровень художественности, а также глубокая проникновенность. Они невероятно хороши, что позволяет им занимать особое место во всей русской литературе.

В целом можно отметить, что Некрасов воспринимает любовь как чрезвычайно сложное чувство, задевающее разные струны человеческой души. С одной стороны, видно, что его

любовь сильна и жертвенна. С другой же стороны, она требует взаимности и предъявляет некоторые другие требования объекту своего поклонения.

Он воспринимает любовь не как высокое, божественное чувство, но как обычное человеческое чувство, пусть и очень сильное и эмоциональное. Примечательно, что Некрасов не верит, что совместная жизнь с любимым человеком без конфликтов и противоречий возможна. Он считает, что любящие друг друга люди должны делиться своими разочарованиями, обидами и волнением.

Считая любовь неотъемлемым человеческим чувством, Некрасов в то же время полагает, что любовь тесно сопряжена с бытовыми отношениями разного характера. Одновременно с этим он приходит к достаточно интересному выводу о том, что любви целом характерны различные страдания и боли, однако они скорее делают влюбленного человека лучше, обогащают его духовный мир, делая на время очень уязвимым и слабым.

Среди всех произведений Некрасова, содержащих интимную лирику, мне больше всего по душе пришлось “Поражена потерей невозвратной”, где описывается сложность ситуации, когда человека покидает его любимая. В этом стихотворении, как мне кажется, содержится вся суть мотивов и темы интимной лирики Некрасова. Прочитав его, можно сделать о такой лирике все полезные выводы.

Н.А. Некрасов был одним из тех поэтов, которые писали на разные темы, но особое значение уделяли любовной лирике. Во многих произведениях известный всеми поэт показывал свои особые глубокие чувства к своей любимой гражданской жене. Он всегда старался с точностью до глубины души передать и донести до читателей свои душевные переживания.

Таким образом, поэт впервые показывает непростой женский характер, судьба которого будет дальше описываться и в других романах. Героиня эта, безусловно, с добрым сердцем, но по истечению жизненных обстоятельств, становиться обозлённая на весь мир. Тем самым такое душевное ее состояние является причиной для необдуманных поступков и действий.

Так получилось, что поэт в своих произведениях создает сам такой характер своей героини с одной стороны любящей и желанной возлюбленной, а с другой самоотверженной и жестокой. Тем самым, заставляя ее страдать.

Сюжетом этого цикла является постоянная драматическая борьба сильных любовных отношений с похотливой ежедневной жизнью. Некрасов своими лирическими произведениями пытается погрузить читателя в мир ревности, страстей и самоутверждений.

Можно сказать, что Н.А. Некрасов писал о реальной жизни и реальных людях. В своих произведениях пытается открыть тему всех волнуемую - это роль и значение любви в жизни человека.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов - поэт с говорящей фамилией. В творчестве он посвящает себя народу, описывая нелегкую русскую бытность.

В своей поэме "Русские женщины", получившей всемирную известность, поэт рассказывает о судьбе жен декабристов. Судьба закинула дворян, защищающих народ в далекую Сибирь, на Север. Трагедия и боль от разрушенных жизней льется через строки произведения. Эти великие женщины пожертвовали всем - знатностью, деньгами, комфортом, здоровьем - чтобы провести остаток жизни рука об руку с любимыми мужьями. Ярко и четко Николай Алексеевич показывает их внутренние трения и страдания, а также решимость и своенравие героинь. Милые, изнеженные барышни, как они это выдержали? И выдержали бы мы? Возникает огромная гордость за своих соотечественниц.

Стиль изложения Николая Некрасова прост и достаточно лаконичен. Нет в нем метафор и образных вырражений, порой затрудняющих восприятие. Много чувств, трагичных и прекрасных. У Некрасова не встречаются длинных любовных стихотворений. Удивительно: но нигде в его творчестве не встречается четкого описания внешности девушки. Все произведения автора читатель может примерять на себя.

Вся любовная лирика данного автора наполнена грустью и печалью. Авдотья Панаева, француженка Селина, Фекла Анисимовна. Такие разные женщины, казалось бы, не имеющие ничего общего, кроме одного - Николая Некрасова. Всех он их любил и не любил одновременно, был со многими, но не отдавался ни одной. Злой рок преследовал автора в делах любовных. Пессимистичный по своей натуре, он имел множество друзей и поклонниц, но отказывался принимать их, считая себя одиночкой. Несколько раз Николая Алексеевича спасали от попыки самоубийства.

Более всего из его творчества мне запомнилось стихотворение "Обет". Удрученный, Николай Некрасов не верит более в возможность счастья:

"Я боюсь палящих взоров
Огнедышащих очей,
Я боюсь, как злых укоров,
Милых ласковых речей."

Кому посвящались эти строки доподлинно неизвестно. Человек, постоянно сталкивающийся с неудачами и предательством, боится ранить себя снова. Некрасов предостерегает читателя и свою возлюбленную от излишней доверчивости и дружелюбия, считая, что много лучше быть одному.

Сочинение Любовная лирика Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов – классик русской литературы, поэт, публицист. Большинство его произведений были посвящены социальным проблемам общества, но также он писал глубокие и философские стихотворения о любви. Из биографии Некрасова известно, что он был влюблён в замужнюю даму Авдотью Панаеву. В те времена многие мужчины восхищались её красотой. Изначально Авдотья отвергла ухаживания Некрасова, но ему всё же удалось привлечь её внимание и между ними вспыхнули настоящие чувства. Все эмоции, которые поэт испытал в этих отношениях, он отразил в стихотворениях, посвящённых его любимой женщине. "Панаевский цикл" – это своего рода личный дневник, в котором запечатлены все оттенки чувств лирического героя. Особенностью данных стихов является стремление автора невероятно искренне передать свои переживания и состояние души.

Некрасов был первым поэтом, который помимо прекрасных мгновений любви, описывал также суровую реальность и повседневность в жизни. Благодаря выразительности поэтической речи, в своих произведениях он смог интересным образом рассказать о противостоянии характеров двух любящих людей, показать их ссоры и выяснения отношений.

Поэта вдохновляло всё в его любимой женщине, он с восхищением описывал различные проявления её характера. В стихотворениях она предстаёт перед читателями: ревнивой, вспыльчивой и даже жестокой, но всё же любящей. Чувствуется, что у главной героини добрый нрав, но ее сердце со временем ожесточилось, от постоянных жизненных невзгод. Основным сюжетом "Панаевкого цикла" является борьба сильных чувств с пошлостью повседневности. Некрасов не побоялся показать отношения без романтического ореола, то как бывает на самом деле в жизни, особенно когда встречаются два человека с сильным характером.

Известно, что гражданский брак Николая Алексеевича и Авдотьи продлился 16 лет. Через некоторое время Некрасов женился на простой и необразованной девушке по имени Фёкла. Поэт водил свою избранницу на различные выставки и в театры, помогал восполнить пробелы в воспитании, заботился о ней, но все же не мог забыть Панаеву. Он продолжать безумно ее любить и часто думал о том, испытывает ли какие-то чувства к нему Авдотья и счастлива ли она. Например:

Скажи! я должен знать. Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.

В своих стихотворениях о любви Некрасов постарался максимально достоверно раскрыть специфику взаимоотношений мужчины и женщины, чтобы каждый читатель понимал насколько важно сохранить настоящие чувства и не потерять близкого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в лирике Некрасова

Популярные сегодня темы

В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность

В каждом своем произведении М. Пришвин выступает не просто любителем пейзажа родного края, чутким, наблюдательным человеком, но и защитником ее. Он не равнодушен к тому, что происходит ежедневно

Универсального ответа на вопрос В чем смысл жизни? не существует, он у каждого свой. Для учёного смысл жизни – это великое открытие, которое сделает его бессмертным.

Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому народу.

Всю жизнь и творчество Некрасов посвятил народу, поэтому заключительное произведение поэта, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, можно считать “эпопеей народной жизни”. Сюда вошел весь опыт, данный Некрасову изучением народа, все сведения о нем, накопленные “по словечку” в течение 20 лет, и, конечно, в поэме отразились и основные мотивы лирики: мотив города и деревни, поэта и гражданина, тема Родины и женской судьбы, а также многочисленные интонации фольклорного жанра.

Сравнивая сборник стихов Некрасова 1856 года и поэму “Кому на Руси жить хорошо”, можно заметить, что их многое связывает, в первую очередь образ дороги. Сборник открывается стихотворением “В дороге”, а заканчивается “Школьником”. Эти стихи объединяет образ проселочной дороги, разговор барина с ямщиком (“В дороге”) и барина с крестьянским мальчуганом (“Школьник”).

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” образ дороги собирает все части произведения воедино, а семеро странников, ища счастливого, встречаются во время путешествия с простыми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой жизни. Столь часто вводимый на страницы произведений образ дороги неслучаен. Дорога — важный символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни России и духовном мире крестьянства.

Также в произведениях Некрасова обширна, интересна тема Поэта и Гражданина. Стихотворение “Поэт и гражданин” открывает сборник 1856 г., и одновременно та же тема звучит в финальной части “Пир — на весь мир”. Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на основе которых формируется в дальнейшем и род занятий человека:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

(“Поэт и гражданин”)

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Между написанием обоих произведений прошло несколько лет, за это время многое изменилось в жизни страны и мироощущении людей, изменились в обществе место и роль Поэта и Гражданина.

В стихотворении Поэт далек от реальности, не может отрицать “красоту небес” и “милую ласку”, а потому при слове “гражданин” лишь “тихо склоняет голову”. Его Муза, “тихо зарыдав”, навек уходит, в то время как в главе “Пир — на весь мир” Муза, источник вдохновения, посещает Гришу Добросклонова, призывая его сочинять новые песни о родной стране, вольной и свободной.

Таким образом, Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, показывая тем самым постепенный, но стремительный рост народного самосознания (неслучайно даже помещик Оболт Оболдуев называет семерых правдоискателей гражданами):

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного.

Лирику Некрасова и его поэму объединяет также сама конструкция стиха. Часто стихи написаны в форме диалога барина и простого человека, причем речь крестьянина обычно доминирует (“В дороге”, “Песня Еремушке” и т. д.), или в форме песни, рассказывающей о тяжелой жизни народа (многие стихи, даже так и называются: “Песня Еремушке”, “Колыбельная песня”. ).

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” сами странники ведут беседу с простыми людьми, расспрашивая об их жизни, — глава “Счастливые” и др. Музыкальность же, песенный напев — характерная особенность всей поэмы. Но наиболее полно и глубоко этот жанр устного народного творчества раскрывается в главе “Пир — на весь мир”, где на страницы произведения вводятся целые песни: “Веселая”, “Барщинная”, “Голодная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Русь”). Можно заметить, что в поэме сильно фольклорное начало (не только песни, но и сказочный зачин, легенды и мифы, обилие загадок, пословиц и поговорок). Одновременно усиливается и антикрепостнический настрой, что тоже во многом объединяет поэму с лирикой.

В “Псовой охоте” Некрасов не только воспевает охоту как некую барскую прихоть. Нельзя не заметить сатирической направленности стихотворения. Описывая жизнь барина, поэт щедро иронизирует:

Выпив изрядно, поужинав плотно,

Барин отходит ко сну беззаботно,

Завтра велит себя раньше будить.

Чудное дело — скакать и травить!

Чуть не полмира в себе совмещая,

Русь широко протянулась, родная!

Много у нас и лесов и полей,

Много в отечестве нашем зверей!

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Старинная русская забава — псовая охота — была едва ли не самым ярким штрихом дореформенной помещичьей жизни.

Ой ты, охота псовая!

Забудут все помещики,

Но ты, исконно-русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков! —

восклицает помещик Оболт Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.

Таким образом, тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным, главная в творчестве Некрасова, но среди такого разнообразия подходов к ее раскрытию особое место, конечно, занимает образ русской женщины-крестьянки.

Русская женщина всегда была для автора главной носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом национального существования. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и тему судьбы русской крестьянки, рассказ о ее тяжелой доле и безысходности положения в условиях крепостничества. Но в то же время поэт преклоняется перед силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некрасова многие произведения посвящены именно женской тематике; здесь описываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявляет себя женский характер. В поэме же “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов сумел собрать воедино лучшие качества русского характера и создать цельный женский образ. Не случайно образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.

В “Крестьянке”, так же как и в поэме “Мороз, Красный нос” и стихотворении “Тройка”, песни, мечты, воспоминания главной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: [ничем не омраченное детство и юность (“мне счастье в девках [выпало. ”), свадьба — переломный момент в жизни девушки [(“поблекло бело личико. и волюшка скатилася с девичьей [головы. ”), а затем безрадостная замужняя жизнь:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

(“Мороз, Красный нос”)

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

В любую полезай.

(“Кому на Руси жить хорошо”)

Можно заметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике (“Тройка”, “Вчерашний день, часу в шестом. ”, “Орина, мать солдатская” и т. д.):

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!”

Нам правды не найти.

Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой:

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться,

Бог нам послал урожай!

(“Мороз, Красный нос”)

Петровки. Время жаркое.

В разгаре сенокос.

“Стой, ямщик! жара несносная,

Дальше ехать не могу!”

Вишь, пора-то сенокосная —

Вся деревня на лугу.

Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе:

Нет солнца, луна не взошла.

Как будто весь мир умирает:

Затишье, снежок, полумгла.

(“Мороз, Красный нос”)

. На небо глянула —

Ни месяца, ни звезд.

Сплошная туча черная

Висела над деревнею.

Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Матрены Тимофеевны умирает сын Дёмушка, у Дарьи муж (“Мороз, Красный нос”), Орина теряет единственного сына(“Орина, мать солдатская”). Здесь затрагивается еще одна важная для Некрасова тема — тема материнства, безграничная, взаимная любовь матери и сына, перерастающая в любовь к Родине (“Рыцарь на час”, “Орина, мать солдатская”, главы “Песни”, “Дёмушка”, “Волчица”). Но рядом с этим постоянно присутствует мотив смерти, тоже играющий в произведениях немаловажную роль. Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна именно незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Это можно назвать еще одним мотивом, объединяющим лирику и поэму “Кому на Руси жить хорошо”.

Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэтому здесь практически отсутствует городской мотив. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведении абсолютно не затрагивается. Мотивы города и деревни тесно связаны между собой; ведь жизнь городских низов — это, в сущности, жизнь тех же самых крестьян, но только не в деревенском, а в городском их быту: то же нищенское существование, та же неудовлетворенность жизнью, те же постоянные унижения и оскорбления.

Правда, город в поэме все же упоминается в главе “Губернаторша” , когда Матрена Тимофеевна приходит в губернский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминает стихотворение “Размышления у парадного подъезда”, когда мужики, толпясь у главного входа некоего правительственного учреждения, просят “допустить” их. Отличие заключается лишь в том, что Матрене Тимофеевне удается добиться встречи с губернаторшей и заслужить ее расположение.

Таким образом, сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера.

Глубокая привязанность и безграничная любовь к русскому народу определили направленность стихов Некрасова, сделали его исключительным, истинно народным поэтом. Перед смертью кроме поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:

Не русский — взглянет без любви

На эту бедную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” и последние стихи Некрасова являются как бы обобщением его творчества и всей жизни, отданной на служение народу.

Но, несмотря на общий пессимизм его произведении, в последних стихах все же звучит надежда на возрождение. России и вера в счастливое будущее народа:

Но желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведренный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья

Звук единый до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья

Человеческой крови и слез.

Не случайно и финальная часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо” звучит оптимистически:

Читайте также: