Сочинение судьба россии бердяев

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад по методологии истории
на тему

Выполнила: Куркина Елена

Биография Н.А. Бердяева

Бердяев видит только один способ позитивного развития общества – его развитие через духовное самосовершенствование и развитие внутреннего мира отдельно взятой личности.

Рассматривая противостояние в мировой войне Германии и России, Бердяев характеризует его как противостояние рас, культур, духовности, полярно противоположных друг другу. Он считает, что: «Мировая война, в кровавый круговорот которой вовлечены уже все части света и все расы, должна в кровавых муках родить твердое сознание всечеловеческого единства. Культура перестанет быть столь исключительно европейской и станет мировой, универсальной.

Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа - объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная длительность, неподвижность. К царству природы относится все, что объективно и субстанциально (под субстанцией Бердяев понимает неизменное, замкнутое бытие), множественное и делимое во времени и пространстве. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются в рациональном доказательстве существования бога. С точки зрения Бердяева, символы суть действительная естественная реальность, понятая в связи с ее сверхъестественным значением. Поэтому рождение богочеловека от девы Марии, его жизнь в Палестине и его смерть на кресте являются действительными историческими фактами, и в то же самое время они символы. Таким образом, символизм Бердяева - не доцетизм. Его символизм не ведет к иконоборству или подрыву христианства. Это реальный символизм. С точки зрения Бердяева, духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью.

Бердяев отвергает всемогущество и всеведение бога и утверждает, что бог не творит воли существ вселенной, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то бог был бы ответственным за вселенское зло. Тогда, как думает Бердяев, теодицея была бы невозможной

В особенности же Бердяев интересовался проблемой личности. Личность, пишет он, есть спиритуалистическая, а не естественная категория; она не часть какого-либо целого; она не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос-часть человеческой личности. Половые различия означают раздвоение; целостная личность не имеет половых признаков, она - гермафродит. Творческая деятельность человека представляет собой дополнение к божественной жизни; поэтому она имеет некоторое теогоническое, а не только антропологическое значение.

Сущность природы человека извращена, потому что он отрешился от бога; у существ, отпавших от бога и друг от друга, нет непосредственного опыта духовной жизни; они страдают от болезни изоляции.

Общество, нация, государство не являются личностями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. В жизни государства, нации и общества мы часто обнаруживаем темную, демоническую силу, стремящуюся подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих собственных целей.

Бердяев принадлежит к той группе мыслителей, которая стремится развить христианское мировоззрение. Их деятельность представляет собой наиболее оригинальное выражение русской философской мысли. Ее развитие началось более ста лет назад - от основателей движения славянофилов Ивана Киреевского и Хомякова, но самостоятельность она приобрела значительно позднее, под влиянием Владимира Соловьева.

Список источников и литературы:

Евсеева Е.Н. Бердяев Николай Александрович (1874-1948) / Журнал Новый исторический вестник, 2002. 7 с.

"Судьба России" Бердяева как сборник статей, написанных в период Первой мировой войны. Анализ духовного образа русского народа и исторического смысла феномена войны. Исследование конституционных черт характера русского народа. Суждения о будущем России.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.04.2017
Размер файла 30,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности и структура книги

Конституционные черты характера русского народа

Суждения о будущем России

Список использованной литературы

Особенности и структура книги

бердяев русский народ война

Конституционные черты характера русского народа

Данное возражение историка следует воспринимать не как отрицание идей Бердяева о русской душе, а как напоминание о сложной многомерности духовных основ великого народа, которая должна сдерживать любого мыслителя от чрезмерно уверенных и односторонних заявлений на этот счет. Впрочем, и сам философ постоянно напоминает о противоречивости качеств русского характера.

Суждения о будущем России

Начнем с одного простого наблюдения философа: «Одной из коренных ошибок народничества было отождествление народа с простонародьем, с крестьянством, с трудящимися классами. Наш культурный и интеллигентный слой не имел силы сознать себя народом и с завистью и вожделением смотрел на народность простого народа. Но это - болезненно самочувствие.

Вот ещё одна задача, которую обнаруживает и устанавливает философ: «В России произошла централизация культуры, опасная для будущего такой огромной страны. Вся наша культурная жизнь стягивается к Петрограду, к Москве, отчасти лишь к Киеву. Русская культурная энергия не хочет распространяться по необъятным пространствам России, боится потонуть во тьме глухих провинций, старается охранить себя в центрах. Есть какой-то испуг перед темными и поглощающими недрами России. Явление это - болезненное и угрожающее.

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991

Шпенглер Освальд Закат Европы. Новосибирск. 1993

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.

Центральная идея всей философии Бердяева - проблемы творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпываются личным спасением. Человек призван к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале, продукт человеческого творения — книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал, он, созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации недостаточным.

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

Большое место в философии Бердяева заняла проблема культуры. Культура, по Бердяеву, не осуществление нового бытия, а осуществление новых ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Цивилизация же - это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество.

Таким образом, в философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.

2. Революция и ее влияние на судьбу России.

В своей концепции революции 1917 г. Бердяев сосредоточился на освещении ее места в истории России. Международные аспекты революции не являлись предметом его специального рассмотрения. Тем не менее в свете общих исторических представлений мыслителя можно заключить, что он вполне осознавал всемирно-историческую масштабность этого события. В соответствии с этими представлениями русская революция стала важным шагом на пути движения человечества к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, который и является концом всей его истории.

3. Национальный характер и судьба России.

Таким образом, анализ русского национального характера и раскрытие его роли в судьбах России явились несомненной заслугой Бердяева. На наш взгляд, Бердяев своим творчеством восполняет существенный пробел в теоретическом осмыслении жизни нации, поскольку во многих исследованиях и ныне не уделяется должного внимания проблемам национального характера, национального духа, национальной идеи. Принципиальное значение имеют его взгляды на вопросы перевоспитания национального характера, пути достижения его зрелости. Бердяев стремился показать роль каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Без утверждения суверенитета личности, без ее неустанной работы над собой не может совершенствоваться национальный характер, возродиться великая Россия.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высшая школа”, 1991.

5. Могильницкий Б.Г. Н.А.Бердяев о русской революции // Новая и Новейшая история. – 1995. - №6. – С. 54 – 67.

6. Муромов А.А. Русская идея: проблема, суждения // Вестник МГУ. Социология и политология. – 1998. - №3. – С. 104 – 111.

7. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

8. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

9. Сикорский Б.Ф. Н.А.Бердяев о роли национального характера в судьбах России // СПЖ. – 1993. - №9-10. – С. 58 – 71.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эссе по Философии.docx

Россия и русская душа была и остается вечной загадкой для всех мировых держав. Иностранцы читают произведения русских классиков, ходят в музеи и театры, изучают историю нашей страну, но для того, чтобы постигнуть русскую сущность все- таки необходимо родится русским.

Основная идея, которая прослеживается через все произведение Бердяева - это антиномичность русской души. Тезисы и антитезисы автора гармонично дополняют друг друга, тем самым давая возможность глубже осознать особенности русской души.

Он показывает постоянное противоборство двух начал - мужского и женского, глубокого национализма и беспринципного шовинизма, свободолюбия и раболепства. Такое непостоянство русской души, скорее всего, является ее неотъемлемой чертой.

Автор рассматривает в свою очередь проблему русского мессианства. Он считает, что все великие державы проходят сквозь мессианское понимание и что Россия должна обнаружить свои духовные потенции, выказать свой пророческий дух, призвав свою нацию содеять что-либо великое и новое для мира. И было бы странным, если Россия, с ее непохожестью на другие страны, не выдала миру что-нибудь ужасное и великое. Перестройка посредством мятежа духовного, политического, экономического строя в особо взятой стране, организация коалиции из зависимых государств, повлекло за собой такие изменения в мире, что чуть было, не привело к ядерной войне.

Мне думается, что любая война не может являться объединяющим фактором человечества, так как противоборствующие стороны после окончания войны, даже через многие годы, продолжают чувствовать друг к другу ненависть за те разрушения и жертвы, которые были им нанесены.

Даже союзники, объединенные внешней угрозой и общими целями, после окончания военных действий, начинают действовать единолично, пытаясь извлечь от победы максимальное количество выгоды именно для себя. Все эти причины, по-моему, мнению приводят к разъединению народов, а не к их единству, как считает Бердяев.

Но, а вот воззрения Бердяева по поводу вечного мира мне близки. Что будет, если не будет существовать оружия? не будет войн? Род человеческий и весь мир могут перейти к высшему бытию, и не будет уже материальных насильственных войн с кровью, ужасами и убийством. Но и тогда в этом высшем состоянии будет движение, единоборство, новое переназначение тел и духов, историческое созидание. Изменятся способы борьбы, все сделается более тонким, и внутренним, преодолеются чересчур грубые и внешние методы. В наше "демократическую" эпоху, чтобы разрушать государственность совершенно не обязательно вводить войска, а можно рушить ее внутри другими способами.

Читайте также: