Сочинение страшная месть гоголь

Обновлено: 06.07.2024

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во время свадьбы сына есаул Горобець вынес для благословения молодых иконы. Один из гостей вдруг превратился в страшного урода, и люди поняли, что это колдун. Его изгнали со свадьбы с помощью икон.

До этого события к жене названого брата есаула, Данилы Бурульбаша, Катерине, приехал отец, которого она не видела с детства. Он всегда был мрачен, отказывался от многих казацких кушаний и пил тёмную жидкость из своей бутылки. Катерине приснился сон, что колдун, который показался на свадьбе, — её отец.

Как-то Бурульбаш увидел, что тесть отправился в старый замок, стоявший недалеко от его хутора. Забрался пан Данило на дуб, чтобы заглянуть в окна неприступного замка, и увидел, что тесть своим колдовством вызвал душу Катерины. Понял пан Данило, что сны жены были вещими.

Вернувшись на хутор, Бурульбаш нашёл способ посадить колдуна в глубокий подвал, но тому удалось освободиться, уговорив дочь открыть дверь. Колдун исчез, и когда на хутор напали ляхи, пан Данило, сражаясь с ними, приметил среди врагов тестя. Метким выстрелом колдун смертельно ранил Бурульбаша.

Катерине колдун явился во сне и потребовал выйти за него замуж. За отказ он убил её маленького сына. От всех этих потрясений Катерина сошла с ума. Однажды в хутор пришёл гость, в котором она узнала отца-колдуна, кинулась на него с ножом, но тот его вырвал и убил свою дочь.

За Киевом явилась чудное видение: вдруг стали видны Карпаты, а на одной из гор стоял конный рыцарь с закрытыми очами. В ужасе колдун вскочил на своего коня и помчался прочь. Явившись в пещеру схимника, попросил он молиться за его погибшую душу. Схимник увидел, что грехи этого человека слишком велики, и отказался молиться за такого небывалого грешника. В бешенстве убил колдун святого схимника.

Скакал колдун на коне, но все дороги приводили его к Карпатам. Очутился он перед всадником из видения. Схватил всадник колдуна за шею, тот вмиг умер и был сброшен в пропасть.

В конце повести рассказывается, как пел бандурист о давнем деле. Жили два казака, названые братья, Петро да Иван. За поимку турецкого паши король обещал большую награду. Братья, решив поймать пашу, поехали в разные стороны. Иван поймал пашу и, взяв награду, разделил её с другом. Но позавидовал Петро, что Иван получил от короля такую честь, и затаил злобу.

Поехали они на жалованные королём земли. На узкой горной тропе столкнул Петро своего названого брата в пропасть.

Так всё и свершилось, но и сам Иван, по велению Бога, был лишён Царствия Небесного и должен вечно сидеть на коне и чувствовать, как лежащий под землёй Петро в страшных муках трясёт всю землю.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

В Киеве праздновал есаул Горобець свадьбу своего сына. Приехало много гостей, среди них был Данило Бурульбаш с женой Катериной и годовалым сыном. Гости были удивлены, что не приехал на свадьбу отец пани Катерины, который пропадал где-то без вести более 20 лет, а год назад вернулся к дочери, когда она родила сына Ивана.

Старый есаул вынес иконы для благословления молодых и хотел произнести молитву. В это время народ попятился, указывая на одного казака, лицо которого страшно преобразилось, когда есаул поднял иконы. Стал казак страшным горбатым стариком.

Старые люди стали говорить, что будет беда, и рассказывали истории про этого колдуна. Но некоторое время спустя веселье возобновилось, пир продолжался до поздней ночи.

Тихой ночью плыл по Днепру чёлн — это возвращался к себе на хутор, что был на другом берегу реки, Бурульбаш с женой и сыном. Два гребца не пели и не разговаривали, их пан задумался, а Катерина качала на руках дитя. Спросил пан Данило жену, почему она печальная. Катерина ответила, что страшно ей от рассказов про колдуна.

Когда чёлн поравнялся с кладбищем на берегу, послышались крики о помощи. Зашатался крест, поднялся из могилы мертвец, простонал, что ему душно и ушёл под землю. Также случилось со второй и третьей могилой. И вдруг всё пропало…

Бурульбаш сказал, что это колдун устрашает, чтобы люди не добрались до его нечистого гнезда. Затем сказал Катерине, что ему кажется, что её отец не хочет жить с ними в ладу — приехал суровый, угрюмый, всегда сердится.

Наутро поздно проснулся пан Данило и стал натачивать новую саблю, а Катерина принялась вышивать. Вдруг пришёл её отец и стал сердито спрашивать дочь, почему поздно вернулась домой. Пан Данило сказал, что про это надо не её спрашивать, а его, так как здесь водится, что муж отвечает, а не жена. Слово за слово, разругались пан Данило и тесть и стали биться на саблях. Когда клинки отлетели, взялись за мушкеты. Данило, выстрелив, не попал, а тесть ранил его в руку. Хотел пан Данило взять висевший на стене турецкий пистолет, но жена кинулась ему в ноги и умалила не продолжать битву. Сказала Катерина, что если муж будет убит, бросится она в Днепр, а сын останется сиротой, и никто не защитит его от нечестивых ляхов.

Пан Данило одумался. Помирился с тестем, попросив у него прощения. Тот простил, но не подал руки, и Данило подумал, что не по-казацки он сделал, попросив прощения, будучи ни в чём не виноват.

Наутро проснулась Катерина и рассказала мужу, что снился ей сон, будто её отец — это урод, которого они видели на свадьбе. Во сне говорил он, что будет ей славным мужем. Данило сказал, что он до сих пор не может понять, что за человек её отец, что, наверно, много грехов наделал он на чужбине, поэтому такой хмурый и сердитый.

Вечером Данило увидел в окно, как блеснул огонёк в старом замке на мысе, затем увидел лодку, а в замке снова что-то блеснуло. Собрался он со своими казаками посмотреть те места, всё ли там спокойно. Увидели казаки, как тесть их пана прошёл к замку, и направились туда. Пан Данило залез на высокий дуб перед засветившимся окошком и увидел, что в комнате светло без свечей, на стенах — чудные знаки. Дверь отворилась, в комнату вошёл отец Катерины, поставил на стол горшок и стал кидать в него травы. Облик тестя стал меняться и превратился он в колдуна, которого видели на свадьбе.

Появилась перед колдуном женщина, как бы вытканная из воздуха, узнал в ней Данило свою жену. Спросил колдун, где теперь её пани. Та ответила, что пани Катерина сейчас спит. Из дельнейшего их разговора Данило понял, что это душа его жены и что колдун хочет сделать так, чтобы Катерина стала его женой.

Вернувшись домой, узнал Данило, что Катерине приснилось то же, что он видел наяву в замке. Данило сообщил, что её отец антихрист, и Катерина отреклась от отца.

За то, что хотел продать украинский народ католикам и сжечь христианские церкви, заковали колдуна в цепи и посадили в подвал. Завтра должны были казнить его.

Увидев из окна подвала Катерину, колдун подозвал её и сказал, что если она выпустит его, он покается, уйдёт в пещеры и будет молиться Богу день и ночь. Катерина сказала, что она не сможет расковать цепей, но колдун, оказывается, напустил в глаза казаков туман, и они вместо его рук заковали сухое дерево. Сказал, что и через стены бы прошёл, но здесь этого не может, так как строил их святой схимник. Уверил он Катерину, что покается, открыла она замки, попрощался колдун и исчез.

Когда пан Данило узнал, что колдун сбежал, то подумал, что его выпустил чёрт, так как вместо колдуна осталось закованное в железо бревно.

Сидел Данило в своей светлице и думал. Сказал он жене, что смерть его близка и чтобы не оставляла она сына, когда его не будет.

Вошёл в хату казак и сообщил, что идёт на хутор войско ляхов. Скомандовал Данило седлать коней, взять оружие и как надо встретить незваных гостей. Несколько часов бились в горах казаки с ляхами, начали враги разбегаться, но тут увидел Данило тестя, стоящего на горе и целящегося в него из мушкета. Погнал Данило коня прямо к нему, но грянул выстрел, колдун исчез за горой, а пан Данило свалился с коня, и вылетела его душа из тела.

Горевала Катерина по мужу, плакала, убивалась, а из Киева на помощь скакал есаул Горобець.

Лодка плыла по Днепру и причалила к берегу. Вышел из неё огорчённый разгромом ляхов колдун. Спустился в свою землянку, стал там в горшок бросать травы, творить заклинании. Появилось посреди хаты белое облако, в котором светилось чудное лицо и смотрело на колдуна неподвижными очами. Ужас обуял колдуна, вскрикнул он, опрокинул горшок, и видение пропало.

Катерина была уже 10 дней в Киеве в семье старого есаула, но и здесь нет ей покоя от колдуна. Видела она во сне, что он угрожал зарубить её дитя, если не выйдет за него замуж. Успокаивали Катерину и Горобець, и сын его, и молодая жена сына, но она была неутешна, что сама выпустила колдуна.

Договорились ночевать все вместе, уснули все, и вдруг Катерина, проснувшись, увидела, что сын её зарезан. Все словно окаменели от неслыханного злодейства.

Вдали от Украинского края, за Польшей стоят большие горы. Там под ними, над озёрами едет ночью на огромном вороном коне богатырь громадного роста. Очи его закрыты — он спит, а сзади держится за богатыря спящий младенец.

Много ночей ехал сонный богатырь по горам. Приехал на самую высокую гору, остановился конь, а всадник заснул ещё крепче, и его не стало видно из-за туч.

От горя Катерина стала безумной, танцевала, пела, но все песни у неё перемешивались. Уединилась бедная пани в своём хуторе и чуралась людей. По ночам бегала с ножом по лесу, искала своего отца.

Однажды утром приехал гость, узнал о смерти хозяина хутора и, заплакав, рассказал, что он его боевой друг. Пани Катерина не спускала с него очей и слушала, как разумная. Гость рассказал, что пан Данило однажды попросил его, если погибнет, взять к себе Катерину и жениться на ней. Тут пани посмотрела на него и, вскричав, что это отец, кинулась с ножом на гостя. Тот вырвал нож и убил свою безумную дочь. Хотели казаки поймать его, но колдун вскочил на коня и умчался.

Показалось за Киевом чудо: вдруг стало видно вдали Чёрное море, Крым, а в другой стороне — землю Галичскую, Карпатские горы, а на высокой горе стоял конный рыцарь с закрытыми очами.

Колдун, увидев это чудо, перепугался, так как узнал лицо рыцаря, явившееся ему во время ворожбы. Вскочил колдун на коня и помчался домой, чтобы узнать у нечистой силы, что такое диво значит. Вдруг конь остановился, повернул к колдуну морду и рассмеялся. В ужасе погнал колдун коня обратно к Киеву, к святым местам.

В пещере перед лампадкой сидел схимник, который уже много лет затворился от мира. Вдруг вбежал в пещеру человек страшного вида и отчаянно закричал, чтобы схимник молился о погибшей душе. Тот перекрестился, раскрыл святую книгу и, ужаснувшись, вымолвил, что не может молиться за такого грешника, какого ещё не бывало в мире. На это ему указали святые буквы, налившиеся кровью. Колдун в бешенстве кинулся к схимнику и убил его.

Вскочил колдун на коня и направился в Крым к татарам, сам не зная для чего. Но по дороге заблудился, и как будто кто-то привёл его в Карпатские горы. На высокой вершине увидел колдун всадника, который открыв очи и увидев колдуна, засмеялся.

Ухватил этот рыцарь колдуна, поднял в воздух, и тут умер колдун. Уже мёртвый открыл он глаза и увидел мертвецов, схожих с ним лицом, которые поднялись от Киева, земли Галичской и Карпата. Встали они вокруг рыцаря, а тот засмеялся и кинул колдуна в пропасть. Мертвецы кинулись туда же, подхватили его и вонзили в него зубы. Один из них, всех выше и страшнее, не смог подняться из земли, так как вырос в земле неимоверно. Только немного смог он подвинуться, и от этого пошло по всей земле трясение, много опрокинулось хат, много народу погибло.

Раз объявил король Степан, что за поимку турецкого паши даёт столько жалования смельчаку, сколько даёт целому войску. Решили названые братья поймать пашу и разъехались в разные стороны.

Взять в плен пашу удалось Ивану, привёл он пленника к королю. Похвалил тот казака и велел выдать ему обещанное жалование. В тот же день Иван разделил награду пополам между собой и Петром. Тот взял, но позавидовал, что Иван удостоился такой чести у короля, и затаил в душе месть.

Поехали оба казака за Карпат, на землю, которую пожаловал король. Иван посадил своего сына на коня и привязал его к себе. На узкой дороге Петро толкнул задремавшего названого брата в пропасть.

Ухватился Иван за сук, а конь полетел на дно провала. Стал казак с сыном за плечами карабкаться вверх, поднял глаза и увидел, что Петро наставил на него пику, чтобы столкнуть. Попросил Иван помиловать хотя бы безвинного младенца, но Петро засмеялся, толкнул их в пропасть. Всё добро забрал себе он и стал очень богат.

Когда умер Петро, призвал души обоих братьев Бог на суд. Сказал он, чтобы Иван сам выбрал казнь своему брату. После долгого раздумья Иван сказал, что этот человек предал его и лишил потомства.

Попросил он Бога, чтобы всё потомство этого грешника не было счастливо и чтобы последний в его роду был такой лютый злодей, какого ещё не было. Чтобы от каждого его дела предки его поднимались из могил, терпя муку. А Петро чтобы не мог подняться и терпел ещё большую муку.

Ответил Бог, что страшна казнь, выдуманная Иваном, но всё же пусть будет так. Сказал Бог также, что и Ивану не будет Царствия Небесного, будет он вечно сидеть на своём коне на вершине горы.

Если говорить о жанре данного произведения, то наиболее полным определением его будет – литературная мистическая сказочная повесть.

В основе сюжета печальная история семьи пана Данило. На праздновании свадьбы сына есаула Горобца, куда были приглашены супруги Данило и Катерина появляется колдун. Возвратившись домой, Данило ссорится с тестем. Отец Катерины оказывается колдуном, который мечтает вступить в отношения с собственной дочерью. За что Данило заточил его в подвале, но, Катерина, сжалившись, выпустила отца. Ляхи нападают на казаков, и в этой битве погибает супруг Катерины от рук колдуна. Нечестивец продолжает свое грязное дело, и, не добившись взаимности, убивает маленького сына Катерины. Затем снова, обратившись в обличье друга Данилы, и не получив своего, убивает Катерину. Бандурист рассказывает легенду о страшном родовом проклятье двух братьев.

Главная тема повести – вечная борьба добра и зла. Ко второстепенным темам можно отнести тему семейных отношений и тему мести. Месть у Гоголя противоречит религиозной морали, автор осуждает поступок одного из братьев.

Каждый герой повести прежде всего яркая личность. Данило Бурульбаш – молодой, храбрый казак, он любит сына и жену. С Катериной он строг, но справедлив, и может пойти на уступки. Данило становится бесстрашен и жесток, если дело касается врагов.

Катерина – не только красивая и добрая молодая женщина, но еще и заботливая, любящая жена и мать. Она пугливая и сострадательна, что в конечном итоге ее и губит. Катерина верна и предана своему мужу, что даже под страхом смерти не поддается на уговоры колдуна. Пережив смерть мужа и сына, она сходит с ума.

Отец Катерины – колдун, соткан только их негативных черт. Он жестокий, беспринципный, коварный старик, ради связи с дочерью готовый на все. В образе колдуна угадывается первая попытка автора описать антихриста. Данило замечает, что тесть не верит во Христа и вообще ведет себя не по-христиански. Колдун умеет менять обличья, но его настоящая внешность страшна – он горбат, с кривым носом и огромным клыком.

Есаул Горобец – близкий друг Бурульбаша, добрый казак, он храбр и всегда готов помочь.

Братья Иван и Петро из рассказа бандуриста. Иван, вместо того чтобы попытаться простить родного брата, предавшего его, придумывает ему страшную месть. Даже Бог считает эту кару слишком жестокой. Петро получает сполна после своей смерти.

Композиция повести ретроспективная – причины происходящих в настоящем событий берут свое начало в далеком прошлом. Финальная история о двух братьях, по смыслу предшествует всему сюжету повести.

2 вариант

Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость, ведь плохие помыслы ведут к деградации человека.

Произведение окутано мистицизмом. Он буквально проникает в быт казаков, в окружающую природу и создает мрачные картины, это задает определенное настроение картины в целом, действует устрашающе. Отец Катерины, колдун, в некоторых сценах он не только действующий герой, но и воплощение всего зла на земле, всех самых плохих качеств человека.

Описание героев подробно описывает не только их внешность и характер, но и особенные настроения и нрав. После прочтения в голове формируется колоритный цельный и подробный образ персонажа. Все герои романа передают особенности культуры и быта Украины того времени.

Николай Васильевич мастерски переплетает реальность и мистические явления. Что свойственно для сказок, мифов, рассказываются и анализируются события, происходящие с героями, мы видим их со стороны. Такой стиль написания помогает увидеть, что думает по поводу происходящего сам автор.

Рассматривая произведение, можно увидеть главную мысль – любое причиненное зло, будет наказано, пусть даже оно совершалось с благими намерениями. Человеческая месть рассматривается Гоголем с разных сторон, но неизменно отношение автора к ней.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Страшная месть

Популярные сегодня темы

Осенью Лис раздумывает: Скоро птицы улетят схожу я на речку поохотится. Пришел на озеро и видит стая уточек у самого берега плавает. Подкрался незаметно к ним Лис улучил момент, кинулся

Здоровье – это то, что необходимо ценить и к чему следует относиться бережно. Так как оно одно, многое можно купить за деньги, но не здоровье.

Проведя анализ произведения, можно смело сказать, что оно относиться к жанру литературно-мистической повести, как в прочем и большинство других работ Николая Васильевича.

Прознав о коварном заговоре, главный герой запирает старика в темнице, приговаривая к смертной казни. Однако, из-за собственного сострадания и наивности, жена Бурульбаша помогает сбежать своему отцу. Во время побега, колдун вступает в сговор с ляхами — разбойниками поляками. Вместе они нападают на общину и убивают Данилу. Старик вновь пытается завоевать Катерину, но не добившись успеха, в порыве злости убивает ее годовалого сына. После этого женщина сходит с ума и также погибает от руки нерадивого отца.

Заканчивается повесть тем, что злодея настигает кара в виде таинственного всадника, который бросает его в дьявольскую пучину мертвецов. Между тем, эпилогом произведения стала древняя легенда одного бандуриста. Он рассказывает о проклятии, павшем на двух братьев.

Главной темой работы Гоголя стала борьба между силами добра и зла. Зло в его понимании, никогда не останется безнаказанным. Помимо главной, есть еще и побочные темы, затронутые в повести: тема семейных ценностей и взаимоотношений, а также возмездия, за причиненную боль и страдания.

Говоря о главных героях, то их можно охарактеризовать следующим образом. Данило Бурульбаш — сильный, смелый, человек чести. Он безумно любит свою жену и ребенка. Остается преданным семье, отбрасывая предрассудки о происхождении любимой. Атоман, не раздумывая, бросился в бой с врагами, напавшими на его родную землю.

Темный колдун — аллегория истинного зла и порочности. Ему чужды доброта, любовь и сострадание. Его злодеяния годами накапливались, и в итоге накрыли с головой, утопив в своем омуте.

Катерина же является полной противоположностью своему отцу. Душа ее чиста и сострадательна. Она наивно верит, что все люди хорошие, закрывает глаза, даже на деяния родного человека. К сожалению, именно наивность и погубила ее.

Популярные сочинения

Осень – время года, которое имеет свои особенности и запоминается надолго своими проявлениями. Однако в этот период есть такие моменты, которые, попав на фотографию

Природа настолько бывает разной и контрастной, что можно вечно любоваться ее созданиями и творчеством. Безусловно одна бы она не справилась в своих творениях, одной из главных ее помощниц является погода.

Произведение является описанием истории реального человека, с которым писатель случайно оказывается в одной больничной палате в 1891 году.

Далее можно выделить пространство географическое (т.е. пространство географических названий и ландшафтное пространство), ограничивающее и локализующее действие в Украинской земле (тут вырисовывается треугольник с вершинными точками Киев, Галич (Карпаты), Чёрное море, но при этом основное действие сосредоточено на одной из граней этого треугольника Киев — Карпаты2) . Однако рассматривать такое пространство как самостоятельный и самодовлеющий элемент в структуре повести не представляется правильным, ибо здесь оно выполняет во многом подчинённую функцию (ср. пункт 3).

Такая пространственная организация полностью подчиняет себе собственно географическое пространство текста (охватываюющее всё, что так или иначе связано, в первую очередь, с географическимим названиями; при этом элементы ландшафта (такие, как реки (и самая главная река — Днепр), горы) имеют значительно большую самостоятельность и, как будет указано ниже, большее значение). Все города и страны отнесены к определённому, либо своему (Украина), либо чужому (все прочие страны), пространству, и соответсвенно определны как инфернальные и неинфернальные территории. Плюс к этому элементы такого полярно организованного пространства основного действия мотивируются легендарным пространством именно через связь с потусторонним миром (например, месть живым потомкам умершего преступника на месте преступления).

Таким образом пространство повести будет рассмотрено как, в целом, организованное в соответствии с принципом оппозиции своя земля — чужая земля, подчиняющим так или иначе все остальные возможные структурно-организующие принципы. При этом особое место будет уделяться пограничным зонам с миром потусторонним, каковыми являются река Днепр и горы (в том числе и Карпатские).

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Здание в тексте повести — это не просто деталь художественного пространства. Значение этого топического элемента возростает во много раз, если взглянуть на него с точки зрения мифопоэтики. Вообще каждое здание можно тут спозиционировать как ведущее своё происхождение из области родового обряда. Единственная необходимая здесь оговорка: функции и использование этого элемента настолько же отличаются у Гоголя от обряда, насколько, зачастую, отличаются от обряда функции и использование его в волшебной сказке, на что указывет Пропп [3]. Рассмотрим их по порядку.

Читайте также: