Сочинение сколько звуков сколько букв

Обновлено: 04.07.2024

Казалось бы, нет ничего роще – посчитать количество звуков в слове. Сколько букв – столько и звуков. Но, на самом деле, такой метод подсчета неправильный. Неправильный потому, что порою буквенный состав словоформы не соответствует звуковому составу. Графическое отображение звуков упрощено, оно не учитывает некоторые особенности произношения. Оно существует для смыслового содержания слова, а не звукового.

Чтобы отобразить звуковой состав слова используют другую запись, которая называется транскрипцией. Транскрипция — это способ письменного отображения звуков. Транскрибированное слово порою совсем не похоже на слово, написанное по правилам орфографии. Не похоже потому, что при обычном написании слова руководствуются правилами орфографии, а при записи слова в транскрипции – учитывают его звучание.

Таким образом, чтобы узнать, сколько звуков в слове, необходимо сделать его транскрипцию и фонетический анализ – описать каждый звук, обозначаемый на письме буквой.

Сколько звуков в слове? Как узнать, сколько звуков в слове?

Пример звуко-буквенного анализа слов

Образец звуко-буквенного разбора

Слоги – зву́к (1 слог, ударный).

Перенос – не имеется.

Транскрипция – [зву́к].

  • з – [з] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;
  • в – [в] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;
  • у – [у́] – глас., удар.;
  • к – [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.

Цветовая схема слова - звук

4 буквы, 4 звука.
Цветовая схема –

Слоги – е́ль (1 слог, ударный).

Перенос – вариант отсутствует.

Транскрипция – [й’эл’].

  • е – [й’] – согл., сонорн., звон. непарн., мягк. непарн.;
    – [э] – глас., удар.;
  • л – [л’] – согл., сонорн., звон. непарн., мягк. непарн.;
  • ь – не обозначает звука

3 буквы, 3 звука.

Цветовая схема слова - ель

Цветовая схема

Слоги – да-е́т (2 слога, 2-й ударный).

Перенос – да-е́т.

Транскрипция – [дай’от].

  • д – [д] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;
  • а – [а] – глас., ударн.;
  • ё – [й’] – согл., сонорн., звон. непарн., мягк. непарн.;
    – [о] – глас., удар.;
  • т – [т] – согл., глух. пар., тверд. пар.

_________________
3 буквы, 3 звука.

Слоги – да-ю́ (2 слога, 2-й ударный).

Перенос – вариант отсутствует.

Транскрипция – [дай’у].

  • д – [д] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;
  • а – [а] – глас., ударн.;
  • ю – [й’] – согл., сонорн., звон. непарн., мягк. непарн.;
    – [у] – глас., удар.

_________________
3 буквы, 3 звука.

Слоги – ра́з (1 слог, 1-й ударный).

Перенос – вариант отсутствует.

Транскрипция – [рас].

  • р – [р] – согл., сонор., звон. непар., твёрд. пар.;
  • а – [а] – глас., удар.;
  • з – [с] – согл., глух. пар., твёрд. парн.

Цветовая схема – ра́з.

_________________
3 буквы, 3 звука.
Цветовая схема

Язык

Слоги – я-зы́к (2 слога, 2-й ударный).

Перенос – вариант отсутствует.

Транскрипция – [й’изык].

  • я – [й’] – согл., сонор., звон. непар., мяг. непар.;
    – [и] – глас., безудар.;
  • з – [з] – согл., звон. парн., твёрд. парн.,
  • ы – [ы] – глас., удар.;
  • к – [к] – соглас., глух. парн., твёрд. парн.

_________________
3 буквы, 5 звуков.

Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п.

Любо́вь Гоно́рия к све́ту, цветовы́м тона́льностям и к красо́там приро́ды не ме́нее броса́ется в глаза́ при чте́нии и други́х его́ сочине́ний.

Подписчики начинают получать восемнадцатитомное собрание сочинений не менее известного отечественного историка С. М. Соловьева.

Ведь никто́ тогда́ не́ был спосо́бен пове́рить, что журна́л, раскритикова́в сочине́ния челове́ка из ЦК, не плани́ровал э́то как умы́шленный вы́пад в а́дрес партноменклатуры.

В конце прошлого года вышел первый из девяти томов нового издания сочинений известного дореволюционного ученого.

Тре́тий спо́соб: духове́нство он привлечёт му́дростью и небыва́лым красноре́чием, и́бо бу́дет облада́ть зна́нием всех иску́сств и всех сочине́ний.

Около 825 года он написал сочинение , в котором впервые дал описание придуманной в Индии позиционной десятичной системы счисления.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Что такое фонетический разбор?

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч'о́рный']
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар']
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Звуковая характеристика букв:

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

Разбор по звукам ударных гласных

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за'мок — замо'к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о 'ма].
  • Новые дома [но'выэ д а ма'].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о 'ры] — [г а ра'];
  • он — онлайн = [ о 'н] — [ а нла'йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э 'т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечк а;
  • богин я;
  • с песням и;
  • перемен а.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

  • в самом начале слова:
    • - единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] — [б’]: б анан — б елка,
      • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
      • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
      • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
      • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
      • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
      • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
      • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
      • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
      • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
      • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
      • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
      • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
      • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
      • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
      • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).

      Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

      Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

      • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
      • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
      • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

      Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

      Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

      Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

      Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

      Позиционное оглушение/озвончение

      В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

      • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
      • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
      • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

      В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

      Мягкие согласные в русском языке

      В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

      Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

      Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

      • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

      Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

      Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

      Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

      Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

      В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

      • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
      • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

      Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

      Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве, выпол­ним его звуко-буквенный ана­лиз, для чего пред­при­мем несколь­ко шагов:

      • поста­вим ударение;
      • раз­де­лим сло­во на слоги;
      • запи­шем зву­ча­ние сло­ва, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят в нем при произношении;
      • запи­шем зву­ки вер­ти­каль­но по-одному ;
      • дадим харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку;
      • под­счи­та­ем коли­че­ство букв и зву­ков в сло­ве и сде­ла­ем ито­го­вую запись.

      Фонетический разбор слова

      Фонетический разбор – что это такое

      В лингвистике и смежных дисциплинах фонетическим разбором принято называть прямое определение звукового состава слова. Проще говоря, он представляет собой разбор на звуки и буквы.

      Ряд кириллических знаков для транскрипции не используется в принципе. Например: твёрдый знак, мягкий знак, ё, я и некоторые другие. Мягкость согласной буквы выделяется знаком [«]. Ударение обозначается сверху гласной буквы или отдельной скобкой, если применено разложение по буквам.

      В чём заключается и как выглядит процедура фонетического разбора слов

      Фонетический разбор слова осуществляется по следующему алгоритму:

      • Сначала слово делится на отдельные слоги, обозначается ударение.
      • Производится запись транскрипции всех звуков в отдельности и всего слова целиком.
      • Для каждого звука определяется характеристика: для гласных это ударность или безударность, для согласных – твёрдость или мягкость, звонкий или глухой звук. Парность звука.
      • Математически подсчитывается количество букв и звуков.

      Фонетическая составляющая языка включает целый ряд составных элементов, представляя собой специализированный раздел лингвистики. В данной статье мы всего лишь бегло ознакомимся с фонетикой, с её основными понятиями и правилами. Более основательное углубление в фонетику потребует от вас знакомства со специализированной литературой и серьёзных затрат временных ресурсов.

      Соотношение буквы и звука

      Звук – это минимальная элементарная составляющая речи и языка. По аналогии можно сравнить звук с элементарной частицей в физике – атомом. Но отдельный звук не передаёт никакого смысла и значения. Эта невозможность передавать смысл звуками исправляется тем, что именно звуки позволяют нам отличать в речи слова одно от другого. В качестве маркеров, позволяющих человеку распознавать слова и, соответственно, улавливать их смысл служат: количество звуков, последовательность, повторяемость, набор.

      А вот буквы являются графическим отображением звуков. Буква – это символ, выполняющий задачу отображения на каком-либо носителе(это может быть что угодно – бумага, камень, дерево, папирус, экран монитора) звука. Тут важно отметить, что символьная буквенная запись лишь дополняет речь и смысл, так как первична, безусловно, звуковая составляющая языка и речи, а письменная – вторична по отношению к ней.

      Пример звуко-буквенного анализа слова

      Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный [а]. В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же слогов:

      Запишем его зву­ча­ние: [з в’ и з д а].

      Запишем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

      В сло­ве 6 букв, 6 звуков.

      Фонетические процессы в словах

      Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские процессы:

      • оглу­ше­ние звон­ких согласных;
      • озвон­че­ние глу­хих согласных.

      Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, например:

      • кол­довство [к а л д а фс т в о],
      • указка [ у к а с к а],
      • изредка [и з р’ и тк а].

      При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим согласным:

      • столб [п]
      • сустав [ф]
      • утюг [к]
      • поход [т]
      • пей­заж [ш]
      • паро­воз [с].

      Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, например:

      • рюкзак [р’ у г з а к]
      • сдать [з д а т’]
      • отбежать [а д б’ и ж а т’]
      • сдоб­ный [з д о б н ы й’].

      1. в нача­ле слов:

      • ено́т [й’ и н о т]
      • ёкать [й’о к а т’]
      • ю́бка [й’ у п к а]
      • ярмо́ [й’ а р м о];

      2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го знаков:

      • барьер [б а р’ й’ э р] съехать [с’ й’ э х а т’]
      • льёшь [л’ й’ о ш] подъём [п а д й’ о м]
      • обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а] объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
      • вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’] адъюнкт [а д й’ у н к т]

      3. после дру­го­го глас­но­го звука:

      • поездка [п а й’ э с т к а]
      • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
      • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
      • пиявка [п’ и й’ а ф к а].

      При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, например:

      • ванна [в а н а]
      • ссора [с о р а]
      • жужжать [ж у ж а т’]
      • аллея [а л’ э й’ а]

      Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем звуков:

      • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
      • солнце [с о н ц а]
      • здравствуй [з д р а с т в у й’]
      • поздно [п о з н а]
      • расчёска [р а щ’ о с к а]
      • визжать [в’ и ж а т’]

      В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в [ц а]:

      • сме­яться [с’ м’ и й’ а ц а]
      • кра­сится [к р а с’ и ц а]

      И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­кость, например:

      • фасоль [ф а с о л‘]
      • рабо­тать [р а б о т а т‘]
      • бук­варь [б у к в а р‘]
      • олень [а л’ э н‘]

      На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­ность к жен­ско­му роду:


      О чем эта статья:

      Что такое фонетический разбор

      Фонетический, или звуко-буквенный, разбор слова — это анализ звуков и букв, из которых это слово состоит.

      В русском языке 33 буквы, из которых мы составляем слова и записываем их на бумаге. Когда мы произносим слово, то слышим звуки — это то, как звучат буквы в его составе. В некоторых словах одна и та же буква может обозначать два звука одновременно либо не звучать вообще. Здесь и пригодится звуко-буквенный разбор: он нужен затем, чтобы мы могли анализировать звуки и буквы, грамотно писать, а также произносить слова.

      Как делается фонетический разбор слова

      Звуко-буквенный разбор принято делать по такому алгоритму:

      Количество слогов, ударение.

      Полная транскрипция слова.

      Гласные звуки: ударный или безударный, какой буквой обозначен.

      Согласные звуки: звонкий, сонорный или глухой, парный или непарный; твердый или мягкий, парный или непарный; какой буквой обозначен.

      Общее количество букв и звуков.

      Разбирать слова по звукам и буквам можно устно или письменно. Эти способы немного отличаются друг от друга, поэтому рассмотрим каждый отдельно

      Образец письменного фонетического разбора

      На письме звуко-буквенный разбор слова делают так:

      Транскрипция слова. Записываем слово и все звуки, которые в него входят.

      Слоги и ударение. Считаем и записываем количество слогов в слове, обозначаем тот, на который падает ударение.

      Звуки. Со следующей строки в столбик переписываем все буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Напротив каждой из них записываем звук и заключаем в квадратные скобки.

      Гласные звуки. Рядом с каждым гласным звуком пишем, ударный он или безударный. А после указываем, какой буквой он обозначен.

      Согласные звуки. Рядом с каждым согласным звуком указываем, звонкий он или глухой. Далее — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого пишем, твердый звук или мягкий, а следом — парный или непарный по мягкости-твердости. В конце нужно указать, какой буквой обозначен звук.

      Число букв, звуков. Считаем и записываем количество букв и звуков в слове.

      Теперь используем этот алгоритм на примерах.

      Пример № 1. Письменный фонетический разбор глагола обыскивать

      Обыскивать [абыск'иват'] — 4 слога, 2-й ударный.

      о — [а] — гл., безударн.

      б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.

      с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.

      к — [к'] — согл., глух. парн., мягк. парн.

      и — [и] — гл., безударн.

      в — [в] — согл., зв. парн., тв. парн.

      а — [а] — гл., безударн.

      т — [т'] — согл., глух. парн., мягк. парн.

      Пример № 2. Письменный фонетический разбор прилагательного весенний

      Весенний [в'ис'эн':ий'] — 3 слога, 2-й ударный.

      в — [в'] — согл., зв. парн., мягк. парн.

      е — [и] — гл., безударн.

      с — [с'] — согл., глух. парн., мягк. парн.

      н — [н':] — согл., сонорн. непарн., мягк. парн.

      и — [и] — гл., безударн.

      й — [й'] — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.

      Пример № 3. Письменный фонетический разбор существительного профессор

      Профессор [праф'эс:ар] — 3 слога, 2-й ударный.

      п — [п] — согл., глух. парн., тв. парн.

      р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

      о — [а] — гл., безударн.

      ф — [ф'] — согл., глух. парн., мягк. парн.

      с — [с:] — согл., глух. парн., тв. парн.

      о — [а] — гл., безударн.

      р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

      Образец устного фонетического разбора

      Если нужно сделать звуко-буквенный разбор устно, придерживайтесь такого алгоритма:

      Слоги и ударение. Посчитайте и назовите количество слогов в слове, обозначьте тот, на который падает ударение.

      Гласные звуки. Назовите гласные звуки в том порядке, в котором они звучат в слове. Для каждого из них определите, является он ударным или безударным. После уточните буквы, которыми они обозначены.

      Согласные звуки. Для каждого из согласных звуков определите, звонкий он или глухой, а затем — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого установите, твердый это звук или мягкий, а также парный или непарный по мягкости-твердости. В конце разбора каждого из согласных звуков уточните, какой буквой он обозначен в слове.

      Число букв, звуков. Посчитайте и назовите количество букв и звуков в слове.

      Потренируемся в устном фонетическом разборе на примере тех же слов, что мы разобрали выше.

      Пример № 1. Устный фонетический разбор глагола обыскивать

      1. В слове обыскивать 4 слога, ударение падает на второй: о-бы-ски-вать.

      2. Гласные звуки:

      первый — безударный [а], обозначен буквой о;

      второй — ударный [ы], обозначен буквой ы;

      третий — безударный [и], обозначен буквой и;

      четвертый — безударный [а], обозначен буквой а.

      3. Согласные звуки:

      [б] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой б;

      [с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с;

      [к'] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой к;

      [в] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой в;

      [т'] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой т;

      буква ь не обозначает звука.

      4. В слове обыскивать 10 букв и 9 звуков.

      Пример № 2. Устный фонетический разбор прилагательного весенний

      1. В слове весенний 3 слога, ударение падает на второй: ве-сен-ний.

      2. Гласные звуки:

      первый — безударный [и], обозначен буквой е;

      второй — ударный [э], обозначен буквой е;

      третий — безударный [и], обозначен буквой и.

      3. Согласные звуки:

      [в'] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой в;

      [с'] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой с;

      [н'] — звонкий непарный (сонорный), мягкий парный, обозначен буквой н. Вторая н в слове не образует звука;

      [й'] — звонкий непарный (сонорный), твердый непарный, обозначен буквой й.

      4. В слове весенний 8 букв и 7 звуков.

      Пример № 3. Устный фонетический разбор существительного профессор

      1. В слове профессор 3 слога, ударение падает на второй: про-фе-ссор.

      2. Гласные звуки:

      первый — безударный [а], обозначен буквой о;

      второй — ударный [э], обозначен буквой е;

      третий — безударный [а], обозначен буквой о.

      3. Согласные звуки:

      [п] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой п;

      [р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р;

      [ф'] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой ф;

      [с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с. Вторая с в слове не образует звука;

      [р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р.

      4. В слове профессор 9 букв и 8 звуков.

      Проверьте себя

      Давайте узнаем, насколько хорошо вы поняли, что такое фонетический разбор. Ниже вы найдете три задания, с помощью которых можно потренировать этот навык.

      Задание 1

      Разберите по звуковому составу следующие слова: занятой, постоялец, вакансия, произносить, говорящий.

      Задание 2

      Выполните устный фонетический разбор слов: коробочный, больница, идти, союз, морская.

      Задание 3

      Прочтите короткий текст ниже и выполните письменный фонетический разбор всех существительных в нем.

      Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.

      Впервые делать фонетической разбор слов ученики начинают в 3-м классе начальной школы. Со временем задания на уроках усложняются, поэтому важно вовремя понять тему. Если после прочтения этой статьи у вас еще остались вопросы — приглашаем за знаниями в онлайн-школу русского языка Skysmart. На занятиях преподаватель расскажет, что такое фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и как его правильно делать, чтобы повысить оценку в школе.

      Читайте также: