Сочинение сказок детьми дошкольного возраста

Обновлено: 07.05.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Панина Елена Витальевна

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказкам придумать свое продолжение.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

Коллективное сочинение

Инсценировка

Сказка о конкретном персонаже

Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу.

Сказка об игрушках

Предложите детям подумать, про какие игрушки они хотели бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь детей (они активнее используют те слова, которые уже знают, но пока не используют в своей речи).

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества детей. Они должены самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети учится использовать свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Примерные сказки сочиненные нашими детьми:

Автор: Артем Нетеса, 6 лет

Однажды мышонок пошел в поле, собирать семечки, собрал он мешочек семечек и пошел домой.

Пришел домой, положил мешочек семечек на стол и сел на диванчик смотреть мультик. Тут пришла мама и на столе увидела, какой то мешочек.

Мама спросила мышку: - Мышонок, а чей это мешочек?

- Это я семечки с поля принес,- ответил мышонок.

- Молодец, сынок, - похвалила мышонка мама.

- Мамочка, спасибо, что ты меня похвалила, мне очень приятно, я очень старался искать семечки. Я так хотел помочь тебе!- ответил мышонок.

- Молодец сынок, что ты старался, ты мне очень помог, пополнил наши запасы, а теперь ты можешь погулять в лесу со своими друзьями – сказала мама.

- Спасибо мамочка, у меня много друзей в лесу – сказал мышонок и побежал в лес.

В лесу он встретил своего друга оленя.

- Ты где сегодня мышонок был, я тебя искал - спросил мышонка олень

- Я сегодня собирал семечки для пирога – ответил мышонок.

Друзья пошли в глубину леса, и вдруг на высоком дереве из дупла выпрыгнула белка.

Белочка подружка спускайся к нам – крикнул мышонок белочке.

Белочка спрыгнула на землю и друзья все вместе отправились собирать белочке грибы.

Неожиданно из кустов появился медведь, мышонок и белочка испугались его, а олень стал драться с медведем, он очень хотел защитить своих друзей.

Но у оленя нечего не получилось, медведь был сильнее оленя.

Медведь встал на задние лапы, а передними лапами взял оленя за рога и откинул его в кусты шиповника. У оленя появились ранки от колючего шиповника, ему было больно, но он все равно смог встать на все свои четыре ноги. Олень собрался с силами и ударил медведя рогами в бок и медведь улетел на березу, где и остался, зализывать свои раны.

У мышонка в рюкзаке был бинт и спирт, они месте с белочкой обработали все ранки оленю, они отблагодарили своего друга, что он защитил их.

Затем друзья отправились домой: олень пошел в лесную чащу, белочка упрыгала в свое дупло к своим деткам, а мышонок побежал к маме и папе.

Когда мышонок прибежал домой, мама поругала его:

- Я тебе разрешила погулять только 10 минут, а ты задержался на целый час.

- Да сынок я тебя везде искал, но найти тебя нигде не смог, - сказал папа мышь с дивана.

Потом наступила ночь, и семейство мышек уснуло: мама мышь и папа мышь на диване, а их сыночек на своей кроватке в комнате.

Новогодняя сказка

Автор София Юрьева, 6лет

Давным-давно на свете жила была мышка. Эта мышка очень любила кататься на коньках. Однажды в один из снежных вечеров, когда мышка каталась, очень сильно испортилась погода. Подул сильный ветер, да такой что унес мышку в другую страну холодную.

В этой холодной стране жили пингвины, белые медведи, Дед Мороз и Снегурочка. Мышка попала хоть и холодную страну, но волшебную. В этой стране ей очень понравилось, она целый день каталась на конках, кушала волшебной мороженное, и все было просто замечательно, только мышка очень скучала по дому.

Когда наступил главный волшебный праздник в этой стране, мышка попросила Деда Мороза подарок на праздник: вернуть ее домой.

Он согласился, но при условии, что она научит его кататься на коньках. Мышка с удовольствием научила Деда Мороза кататься на коньках. И он выполнил ее желание. С тот времени Дед Мороз приносит подарки, не только на санях, но и на коньках. И все очень рады этому!

Рассказ Кошачье счастье

Автор: Ева Марийчева, 6лет

Однажды зимой в одном доме появился на свет маленький игривый котенок. Мама – кошка всегда оберегала его, учила бегать, играть, кушать из миски, лакать молочко. Котенок был такой радостный от того, что у него все получается.

Прошло немного времени и котенка забрали в другой дом. В новом доме не было мамы – кошки, но была одна девочка по имени Ева, которая очень понравилась котенку. Она назвала котенка Тесей. Все пошло своим чередом. Они игрались, резвились, все время были неразлучны. Но Теся все равно вспоминал старый дом и маму – кошку.

Наступила весна и однажды Ева взяла Тесея на улицу. Когда он впервые увидел снег, потрогал его лапками, он так испугался, что начал фыркать, мяукать и проситься домой. Когда Ева занесла Тесея домой, он так радовался, резвился, терся об ее ножки, урчал, мяукал….

Вскоре Тесей успокоился, поел теплого молочка и уснул сладким счастливым сном. Тесей все же понял, что он дома. Он понял, что Ева его хозяйка, и она очень заботится о нем, как его мама.

Обучение ребенка познавать мир не только умом, но и сердцем. Принципы развития монологически связной речи, воображения. Рассмотрение этапов работы при обучении дошкольников сочинению сказок. Анализ видов деятельности. Методика взаимодействия с родителями.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.02.2017
Размер файла 22,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Обучение дошкольников сочинению сказок

1. Развитие монологически связной речи

2. Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

3. Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

4. Работа с родителями

Список используемой литературы

Устная речь требует быстрой реакции, умения на лету найти нужное слово, молниеносно ощутить его органичность в контексте и, если это необходимо, уточнить его или подобрать синоним. В устной речи нет времени для отбора слов, для серьёзного размышления над ними. Приходится применять те слова, которые наготове, т. е. те, которые употребляешь чаще. Если активный словарь ребенка примитивен, у него не хватает слов, чтобы выразить свои мысли и чувства. В результате он пользуется словами неадекватными теме, появляются оговорки, неоправданные паузы - устная речь становится затруднённой.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией М. А. Васильевой) сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. В монологической речи необходимо использовать всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.

Творческое рассказывание строится на особой психологической основе - детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Это же подтверждают результаты диагностических исследований. Низкий уровень развития речи наблюдается у 40% воспитанников. И лишь у 6% (1 ребенка) наблюдался высокий уровень владения речевыми умениями. Анализ диагностических данных показывает, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой - оформление контекстного высказывания.

Поэтому актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами.

1. Речь является убедительным показателем духовной культуры личности.

2. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.

3. Важно проводить работу по развитию устной речи в контексте деятельности, создавая такие ситуации речевого общения детей на занятиях, которые бы формировали умение владеть теми или иными жанрами устных высказываний.

4. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

5. У ребенка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Цель работы заключалась в том, чтобы изучить проблему развития речи детей на лексическом и грамматическом уровне и освоить приёмы проведения занятий по творческому рассказыванию.

На примерах языка сказок нужно раскрыть дошкольникам величие и красоту настоящего, образцового, классического русского языка, т. к. язык сказок отличается неповторимым своеобразием лексики, фразеологии, изобразительных средств. Сказка позволяет ребенку усваивать не только синтаксические конструкции, но и правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказки позволяют детям окунуться в мир фантазии.

1. Развитие монологически связной речи

Развитие связной речи является основным содержанием обучения дошкольников владению родным языком. В детском саду большое внимание уделяется составлению детьми рассказов описательного и повествовательного характера.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок в занятия обязательно включают логические упражнения:

-расстановка картинок в логической, временной последовательности;

-восстановление специально пропущенного звена;

-придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

Основа рассказов по представлению -- личный опыт детей.

Рассказы по воображению (творческие) -- самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

-придумывание конца или начала готового рассказа;

-составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;

-по опорным словам;

2. Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).

Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагают следующие задания:

-упражнения на развитие словаря детей;

-задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.

-упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

Использование схематических изображений.

3 этап. Сочинение сказки.

Использование схем, картинок.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

-дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек-самоделок, записывали сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей.

3. Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Закончи сказку

Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.

Коллективное сочинение

Инсценировка

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т. д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Сказка об игрушках

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

4. Работа с родителями

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.

Сочинение -- записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.

3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.

4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т. е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Список используемой литературы

1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании - М , 1957

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) Под редакцией А.М. Виноградовой - М , 1980

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М. , 1986.

5. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.

6. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.

7. Родари Дж. Грамматика фантазии. - Калуга, 1992.

8. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова. - М. 1992

9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

Подобные документы

Сочинение как один из видов обучения письменной речи. Методика обучения школьников 5-6 классов сочинению-повествованию. Цель урока, предварительные упражнения творческого характера, виды и классификация сочинений. Проверка и анализ школьных сочинений.

реферат [31,1 K], добавлен 13.09.2009

Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

аттестационная работа [405,8 K], добавлен 09.01.2011

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Характеристика основных видов сказок и особенности творческого рассказывания. Способы создания творческих образов. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у дошкольников.

курсовая работа [92,2 K], добавлен 20.11.2011

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Методика и результаты обследования дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей связной монологической речи.

дипломная работа [58,0 K], добавлен 22.06.2011

Специфика развития связной речи у дошкольников. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников. Описание опыта работы и методического сопровождения по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ.

курсовая работа [85,4 K], добавлен 08.09.2011

Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

дипломная работа [5,9 M], добавлен 15.10.2013

Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе. Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы. Разработка программы использования сюжетно-ролевых игр в развитии связной речи у дошкольников.

Консультация для старшего дошкольного возраста предназначена педагогам. В ней представлены отдельные методы и приемы моделирования сказок.

ВложениеРазмер
kak_nauchit_sochinyat_skazki.docx 34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей сочинять сказки?.

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Вопросы, игры и творческие задания развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, математики, искусства.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Проблемные ситуации - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

· Рассказать знакомую сказку по кругу.

· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

· Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

· Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

· Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

· Разыгрывание придуманных сказок. И так далее.

Могут быть и другие творческие задания: Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Сказки о бытовых предметах - началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало, сказочное продолжение.

Узнай сказку по песенке героев:

***Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

***Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Также можно использовать следующие методы для развития творческого воображения: "Заканчиваем сказку" - суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.

Цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки. Например: "Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу - заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…". Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

"Рассказ о конкретном персонаже" - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

"Сказка с помощью картинок" - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг.

Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

"Инсценируем сказку" - суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.

Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагают следующие задания:

- упражнения на развитие словаря детей;

- задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.

- упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

Использование схематических изображений.

3 этап. Сочинение сказки.

Использование схем, картинок.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
кислое;

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек-самоделок, записывали сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказкирешает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказкуот первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказкипридумывается название.

Сказка по заданной теме

Сказка об игрушках

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

4. Работа с родителями

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.

Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.

3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.

4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).

5. Домашняя работа по составлению и оформлению сказки ребенком совместно с родителями.

6. Проверка домашнего задания.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

1. Аркин Е. А. Родителям о воспитании - М , 1957

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) Под редакцией А. М. Виноградовой - М , 1980

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986.

5. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.

6. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000.

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией М.А.Васильевой) сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Это же подтверждают результаты проведённых нами диагностических исследований. Низкий уровень развития речи наблюдался у 40% воспитанников. Дети часто нуждались в помощи взрослого, затруднялись в установлении связей, содержание текста передавали невыразительно, часто делали необоснованные остановки и паузы, демонстрировали крайне бедный словарный запас. И лишь у 6% (1 ребенка) наблюдался высокий уровень владения речевыми умениями. Ребёнок самостоятелен в придумывании историй, не повторял рассказов других детей; имел широкий словарный запас, при пересказе произведения полно передавал основные части текста, соблюдал последовательность в изложении событий, умело пользовался выразительными средствами. Анализ диагностических данных показал, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой - оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. А поскольку мышление дошкольника отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, то одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей, в том числе и при ознакомлении с художественной литературой. Этот метод прочно вошёл в педагогическую науку, доказав свою обоснованность и эффективность.

Свою работу по обучению дошкольников сочинению сказок строим опираясь на основные положения концепции В.Я. Проппа. Владимир Яковлевич проанализировав сказки разных народов, пришёл к выводу, что независимо от композиции и деталей сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп называет четыре основных типа: кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” Владимир Яковлевич рассказывает о результатах исследования множества волшебных сказок. Автор отмечает, что все сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу – тридцать одна. Все эти функции взаимосвязаны между собой, правда, они не всегда все встречаются в волшебных сказках. Согласно методике В.Я. Проппа каждая “функция” наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

  • “отлучка героя из дома” (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);
  • “запрет” (символическое обозначение – восклицательный знак);
  • “нарушение запрета” (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);
  • “неприятность, задача” (символическое обозначение – вопросительный знак);
  • “встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);
  • “встреча с другом” (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));
  • “превращение” (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);
  • “поиск пути” (символическое обозначение – компас);
  • “погоня” (символическое обозначение – бегущий человек);
  • “обман” (символическое обозначение – маска),
  • “получение героем волшебного дара” (символическое обозначение – ключ);
  • “битва с врагом” (символическое обозначение – два скрещенных мяча);
  • “наказание” (символическое обозначение – кнут);
  • “победа” (символическое обозначение – латинская буква”V”);
  • “счастливый конец (свадьба)” (символическое обозначение – два обручальных кольца).
  • фишка синего цвета с буквенным обозначением “Р” – “рассказ о герое” (обозначает, что ребёнок должен не только описать внешний вид персонажа, но и дать характеристику его человеческим качествам);
  • фишка зелёного цвета – с буквенным обозначением “О” – “описание местности” (обозначает, что автор сказки должен рассказать о месте и времени происходящих событий);
  • фишка жёлтого цвета с буквенным обозначением “Б” – “беседа” (обозначает, что дошкольник должен ввести в повествование диалог между двумя персонажами).
  • фишка белого цвета с буквенным обозначением “С” – “сравнение” (обозначает, что ребёнок должен сравнить между собой двух героев сказки по внешним данным и их личностным качествам).

На основе вышеперечисленных карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, дошкольники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций. Но чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, воспитатель должен помнить, что развитие монологической речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Вследствие этого следует грамотно выстраивать свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй. Поэтому работу в этом направлении проводили поэтапно согласно разработанному перспективному плану (Приложение №1).

На первом этапе использовали карточки, на которых сказочные функции были представлены в виде сюжетных изображений. Вспоминая с детьми знакомые произведения и читая новые сказки разных народов, осваивали значение каждой функции. Нами широко использовался приём зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в процессе которых дети называли моменты из произведений, где персонажи совершали те или иные действия (“Назови сказку”, “Приведи пример из сказки”); сравнивали различные сюжеты сказок (“Сравни сказки”); вспоминали и называли сказочные дары и волшебные средства (“Чудесные помощники”); придумывали новые названия к знакомым сказкам, сочиняли продолжения к известным сказочным историям (“А что потом?”). Параллельно с освоением сказочных функций знакомили дошкольников со значением дополнительных нефункциональных фишек синего, зелёного, жёлтого и белого цветов. Так в игровых упражнениях “Разговор по телефону”, “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” учили детей грамматически правильно выстраивать диалог. В играх типа: “Хорошие – плохие”, “Сравни сказочных героев”, “Какой? Какая? Какие?”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учили дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей. А в игровых упражнениях: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” упражняли детей в умении рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

На втором этапе обучения сочинению сказок заменили сюжетные изображения сказочных функций на схематические. Следует отметить, что все символические значки придумывались в совместной деятельности с детьми. А чтобы придумывание сказок для дошкольников стало более интересным, карточки с символами наклеили на деревянные бочонки. На занятиях и работая индивидуально с детьми, мы выстроили множество схем по содержанию различных сказок (“Хаврошечка”, “Гуси-лебеди” и др.) с помощью которых дети с легкостью пересказывали сказки. После того как дети освоили схематическую конструкцию сказки, предлагали выложить ту или иную модель знакомой сказки.

На третьем этапе работы с детьми названным “творческим” мы придумывали с детьми коллективные сказки по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории обязательно записывались в книгу волшебных сказок, иллюстрации к которой рисовались детьми в свободное время. Далее приступили к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести функций. Позже предлагали самостоятельно выстроить конструкцию сказки из произвольно вытащенных из мешочка деревянных бочонков с символами. При этом бочонки: “начало сказки” и “счастливый конец (свадьба)” обязательно добавляли в эту конструкцию. А бочонки: “рассказ о герое”, “описание местности”, “сравнение” и “беседа” добавляли в зависимости от целей, преследуемых на занятии и выстроенной сюжетной цепочки. Конечно, сначала придуманные детьми сказки не отличались особой своеобразностью, часто строились по шаблонам известных сказок. Но позже, при регулярных занятиях, дети почувствовали в себе желание творить и поверили в свой успех. Они научились придумывать собственные истории, у многих появилась оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Результат проведенной работы по обучению дошкольников придумыванию сказок – это заметное нарастание контекстности речи, т.е. снижение количества предложений не связанных или формально связанных между собой. Творения у дошкольников получались эмоционально окрашенными, дети избегали повторений, каждый старался сам. (Приложение №2) Дошкольники с удовольствием изготавливали по собственным сказкам иллюстрированные книжки-самоделки, записывали на магнитофон сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей. Результаты проведённой нами диагностики подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников, более чем у 80% детей наблюдался высокий и средний показатели уровня развития связной речи. Поэтому предлагаем использовать метод моделирования сказочного сюжета шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику в речевом воспитании дошкольников, поскольку именно здесь данный метод даёт наиболее ощутимые результаты.

В заключение хотим подчеркнуть, что таких положительных результатов удалось добиться ещё и благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников. Родителей постоянно держали в курсе событий. На родительских собраниях знакомили с основными направлениями учебно-воспитательной деятельности по Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой), проводили консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, показывали с детьми театральные представления: “Петушок и бобовое зёрнышко”, “Снегурушка и лиса”; проводили открытые занятие по темам: “В гостях у сказки”, “Сказочная викторина”. В группе руками детей и родителей изготовлены театральные куклы, атрибуты для театральных игр, различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, оформлена выставка по теме: “Что за прелесть эти сказки” Показателями результативности нашей деятельности по направлению сотрудничества с родителями являются также итоги анкетирования родителей воспитанников, 75 % родителей удовлетворяет уход, воспитание и обучение, оздоровление и развитие способностей, которые получает ребенок в МДОУ; 83 % родителей чувствуют, что сотрудники доброжелательно относятся к ним и ребенку.

Предлагаю вашему вниманию некоторые наши наработки по обучению дошкольников сочинению сказок (Приложение №3)

Читайте также: