Сочинение школа в советское время

Обновлено: 05.07.2024

В преддверии Дня знаний МЫ решили спросить наших родителей об их школьных временах и молодых родителей о том, как выглядит школьник сегодня.

СОВЕТСКИЙ ШКОЛЬНИК

— У учеников было сильно развито чувство патриотизма. Быть в комсомоле — это гордость для ребенка. Чтобы попасть в комсомол, дети проходили строгий отбор: отличная успеваемость и знание устава. Многие дети могли до слез расстроиться, если они не прошли отбор.

— Внешний вид строго стандартизирован: строгое платье с черным в будние дни и с белым в праздничные дни фартуком, бантики, грубая, но качественная обувь, пиджаки с обычным воротником или воротником стойкой. Возможно, в городе было и разнообразие в одежде, но в сельских магазинах, если размер подошел, то продавец тут же заворачивал покупку и отдавал ее покупателю, так как не было смысла выбирать из чего-то. Спортивной обувью у учеников были не кроссовки, а исключительно кеды.


Источник: nnm.me

— Советская школа обеспечивала своих детей практически всем. Если ученики жили далеко от школы, то их зачастую селили в интернате, где обеспечивали всем необходимым, иногда бесплатно давали ученикам молоко и булочки, спортзал был оснащен всем разнообразным инвентарем.

— Школьники были более приобщены к спорту. Система ставила жесткие требования к детям, а они, в свою очередь, охотнее стремились им соответствовать.

СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК

— Ребенок сейчас находится в невообразимой гуще информации, из-за чего нынешние подростки и дети более продвинутые, чем родители в их возрасте, умнее и более целеустремленные. Они уже четко могут сформулировать то, какими видят себя в будущем. Отчасти такая ситуация продиктована более жесткой конкуренцией и развитой мотивацией.

— У школьника сейчас есть огромный выбор. Это относится ко всему: от рисунка на обложке тетради до системы обучения.


— Сейчас дети менее самостоятельны, так как родители больше опекают их. Мамы и папы больше уделяют времени своим детям, чего не скажешь о временах, когда родители пропадали на работе.

— В плане школьной формы сейчас каждая школа может проявить индивидуальность. Красные пиджаки, серо-зеленые жилеты, нагрудные нашивки с гербом — по этим признакам можно узнать, в какой школе обучается ребенок. В остальных же случаях, школы придерживаются государственных норм: белый верх, темный низ.


А что вы можете сказать о современных и советских школьниках?

Благодарим Куаныша Джуматаева, Юлию Гончарову, Мадину Байболову, Алию Нургуатову, Ербола Нургуатова, Елену Шикеру, Гульзиру Абдраимову, Дамеш Мишелеву, Зайру Мухамеджарову и Алтыншаш Успанову за помощь в создании материала.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Школьное образование в Советском Союзе: что мы сохранили. (по воспоминаниям выпускников 60-х гг. XX в.)


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У многих людей, именно школа вызывает самые теплые воспоминания о детстве. Первая любовь, первый поцелуй были открыты именно в школе.

В 1967 году в школе №14 выпустился 10 В класс. А ровно через 50 лет они вновь собрались в стенах уже нашей школы, чтобы вспомнить, как учились, о чем переживали. Многое из того, что рассказывали выпускники, вызывало у нас интерес. Но еще большое удивление вызвало то, что кое-что из советских школьных традиций сохраняется и в нашей школе. Вот тогда-то у нас и родилась идея сравнить обучение в советской и современной школе. Для своего исследования мы выбрали период 60-х гг., поскольку именно тогда обучались наши гости.

Цель исследования: сравнить особенности школьной жизни в 60-х гг. XX века и современной школы.

Задачи:

1. Познакомиться с историей формирования системы советского образования;

2. Проанализировать воспоминания выпускников 1967 года;

3. Сравнить образование середины 60-х гг. и современное образование.

Методы исследования:

• интервью с выпускниками 1967 года;

• работа с личным архивами – изучение, фотографий, грамот;

• изучение и исследование литературы, материалов периодической печати;

• обобщение полученных данных.

Объект исследования: советское и современное школьное образование.

Предмет исследования: особенности обучения и школьной жизни периода 60-х гг. XX века и современной школы.

Новизна данного исследования в том, что наше исследование основано на воспоминаниях самих учащихся того времени.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.

Формирование системы советского образования после революции 1917 г.

Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование. Но до сих пор старшее поколение с ностальгией вспоминает школьные годы, которые пришлись на советский период.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. [1]

В начале 30-х годов изменились содержание и методы обучения в школе. Были пересмотрены школьные программы, созданы новые учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.

В чрезвычайно тяжелых условиях оказалась школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В 1941-1942 учебном году в РСФСР школу не посещали 25% учащихся. В дальнейшем положение несколько улучшилось: в 1942-1943 учебном году на занятиях отсутствовали 17% детей начального школьного возраста, в 1943-1944 учебном году — 15%, в 1944-1945 учебном году — 10-12%. В районах боевых действий прекратили работу почти все школы. За время войны на треть сократилось количество средних школ. [2] Работали в школах в основном женщины. Причем некоторые еще не закончили и школу. Батыршин Евгений Анварович (один из выпускников школы № 14) вспоминал, что его мама, Зинаида Ивановна Зорина, стала преподавать, учась в 10 классе – работать больше было некому. После окончания школы выучилась на учителя математики и вернулась работать в Калтан.

Школьная реформа себя не оправдала. Профессиональная подготовка учащихся в силу различных причин носила формальный характер, уровень общеобразовательной подготовки при этом понизился. В 1964-1966 гг. вернулись к прежней системе обучения, ограничив профессиональную подготовку школьными уроками труда.

В августе 1959 г. были утверждены новые учебные планы для всех типов школ, в которых большое внимание уделялось отражению достижений науки и техники, предусматривали значительное увеличение удельного веса лабораторных работ.

Много внимания уделялось вопросам организации свободного времени школьников. Разнообразные кружки, творческие студии и спортивные секции не только развивали детей, но и вкупе со школой и другими детскими общественными организациями вели активную идеологическую работу.

Сравнение школьного образования советского и современного периодов

Выпускной, 1967 г.

Школа в те годы была достаточно хорошо отлаженным механизмом. Все было чётко, строго и в соответствии с регламентом.

На школьном дворе, 1966 г.

- Не подскажешь, Набока, как ты эту пятерку заработала?

- Расскажу, когда все оценки будут в журнале.

Какое-то время писали перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки. Такие привычными нам шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, — промокашкой. В магазинах в то время тетради сразу продавались в комплекте с промакашкой. Тетради старались вести очень аккуратно. Ни на полях, ни на последней странице не рисовали.

На картошке, 1966 г.

Лесозаготовки, 1966 г.

Занимались общественно полезными работами. В СССР с наступлением сентября каждый каждое учебное заведение выезжали на сбор урожая, потому что полей и урожая было столько, что собирать его колхозы самостоятельно не успевали. Копали картошку, морковь. С утра собирались в школе с ведрами и лопатами. В школе №14 учащиеся 10 класса выезжали в район деревни Кировка и до вечера работали в поле. Кроме того, с девятого класса выезжали на лесозаготовки в район Таргая, рядом с военной частью. Целую неделю жили в палатках, рубили лес. Лес шел на строительство и на уроки трудового воспитания. Лес не только рубили, но еще садили. Так, сосновый бор, который растет выше нашей школы сегодня, был посажен в том числе и учениками 10 В класса.

В начале 60-х при школе были построены трудовые мастерские, куда ходили учащиеся всех школ посёлка. Опыт трудовой мастерской перенимала вся область. Но ученики 10 класса туда не ходили, Евгений Анварович объяснил это тем, что в классе было много поселковых, поэтому их и освободили от занятий.

Сарбалинские девушки , 1967 г.

Вручение аттестатов, 1967 г.

После выпускного в 1967 г. уже бывшие одноклассники разъехались учиться в разные города. Кто-то вернулся, а кто-то – нет. Четырнадцать человек на сегодняшний день проживают в Кемеровской области, шесть – в Калтанском городском округе. Сегодня уже нет семи человек, а пятерных просто не нашли, семь человек не смогли приехать на встречу.

А вот Разваляев Олег, Князев Алексей, Чунарёва Тамара до сих пор встречаются каждый год несколько раз, и дети их дружат. Говорят, что просто любят свою землю и поэтому здесь остались.

Заключение

Слушая воспоминания бывших выпускников, мы узнавали, какой интересной и насыщенной жизнью они жили. Кое-какие традиции сохраняются по-прежнему, но многое мы уже не узнаем.

Отличия, которые мы обнаружили:

Наполняемость классов. В нашей школе, почти нет классов наполняемостью больше 25 человек. У нас в классе всего двадцать три человека, в основном, все из Калтана, только два человека приезжают из Шушталепа.

Дежурство. В современной школе мы тоже следим за порядком на переменах, помогаем накрывать и убирать в столовой. Но полы в кабинетах мы не моем. Нам кажется, что такое распределение обязанностей воспитывало если не любовь, то хотя бы уважение к результатам труда и своим и чужим.

Школьные принадлежности. Мы тоже учимся по учебникам, делаем записи в тетрадях. Но на смену бумажным учебникам приходит электронный. Тетради мы ведем не так аккуратно, как в советское время: допускаем рисунки на полях или в конце тетради. Обложки современных тетрадей яркие с изображениями героев мультфильмов и комиксов. Пишем мы не перьевыми, а удобными шариковыми ручками, которые не надо промакивать. Поэтому современные школьники и не знают, что такое промокашка и как ее использовать.

Школьная форма. Многие мои одноклассники отказываются носить школьную форму: скучная и надоедает. Но на самом деле наша форма не такая уж и одинаковая. Девочки могут носить юбки, сарафаны, брюки или платья. В то время как школьная форма 60-х гг. разнообразием не отличалась.

Общественно полезные работы. В современной школе мы в основном выходим на субботники, но это происходит не так уж и часто. Не узнаем, каково это ездить на картошку или лесозаготовки, жить неделю в палатках.

Таким образом, можно сделать вывод, что до сих пор в современной школе существуют традиции, которые сохранились с советского периода: организация общешкольных праздников, дежурство, уборка территории, школьная форма. Мы считаем, что это важно для сохранения преемственности поколений.

У наших мам и пап учебный инвентарь ограничивался определенной формой, одинаковыми портфелями и даже питались они одним и тем же. Но, не смотря на это, ученики показывали высокие показатели по учебе. Впрочем, умственные способности не зависят от времени, в котором мы живем.

Школьная форма


Форма у детей была одинаковой. Девочки носили форменные платья с белыми воротничками и манжетами, которые периодически менялись по мере загрязнения. Платья были коричневого цвета. Еще был черный фартук. На праздники девочки надевали нарядные белые фартучки на это же платье. В колючем платье ходили круглый год, шилось оно из грубой овечьей шерсти. Для того, чтобы внести разнообразие в форму своим детям, бабушки и мамы старались шить воротнички из интересных тканей. Девочки прикалывали к одежде значки. Девочкам запрещалось ходить с распущенными волосами, поэтому они завязывали косички. У мальчиков были белые рубашки и костюмы синего цвета.

Тетради

Чернила



У всех советских детей на парте находились чернильницы – они макали в них перьевые ручки. Но даже если ребенок был очень аккуратным, ему все равно не удавалось избежать клякс, которые обязательно оказывалась в тетради или попадали на одежду. Чуть позже перьевые ручки поменяли на чернильные (на них были пипетки), которые все время протекали. Шариковые ручки вошли в обиход школьника только под конец 70-х годов, после того, как Министерство образования СССР это одобрило. И только теперь понимаешь, что перьевая ручка – это стильно и шикарно, а каллиграфия – целое искусство.

Промокашка



Советские дети не дожидались высыхания чернил – они использовали специальный листок, которым промакивали их. Кстати, такой листик находился в каждой тетради, и назывался он – промокашка. Это невероятный предмет, который, наверное, навсегда ушел из обихода, как и перьевые ручки. Листок был сиреневого, голубого или розового цвета, и никогда не оставался чистым – дети всегда на нем что-нибудь рисовали, да и не только занимались художественной деятельностью – из этих листиков получались прекрасные самолетики, шпаргалки, записки, а какие получались снежинки – просто восторг!

Питание в столовой

Ранцы



Старшеклассники носили портфели, а вот ученики младших классов расхаживали с ранцами из кожзаменителя. Ранцы застегивались кнопками-застежками, также была и молния. Проблем с ранцами не было, они были очень прочными, только иногда ломались застежки. Зимой дети после школы катались на школьных ранцах с ледяных горок – лежа на животе или сидя, их расписывали шариковыми ручками, ими даже дрались! В ранце было только одно отделение, в которое приходилось вмещать все: тетради, ручки и книги.

Карандаши из Чехословакии

Подставка для книг



Сейчас уже почти никто не пользуется подставкой, а во времена СССР она стояла почти на каждой парте. Безусловно, такая вещь очень удобная, и подходит не только для первоклашек, но и для детей более старших классов. Ведь ребенку без нее приходилось бы постоянно нагибаться, от чего нарушается осанка. Что может быть важнее здоровья ребенка? Подставка просто необходима, но она была такой тяжелой… особенно для ученика, который сидел впереди и мешал своим одноклассникам разговорами или еще чем-нибудь – он получал этой подставкой по голове прямо вместе с книгой!

Логарифмическая линейка и точилка



Ботаники СССР не могли обходиться без такой линейки, все математические расчеты осуществлялись с ее помощью, ведь калькуляторов в то время еще не было. Обычно линейки не превышали в длину 75 см, и она показывала точные вычисления. С ее помощью можно было умножать, делить, вычитать, прибавлять, извлекать корень, возводить в степень, вычислять логарифмы и другое! Нам она может показаться сложной, а вот советские ученики без нее не могли.
Точилок в то время было мало, к тому же они зачастую были с тупым лезвием, поэтому родители точили карандаши свои детям лезвием от бритвы.

Игрушка



В ранце у школьника можно было много чего найти: фантики от конфет, записки, и даже игрушку! Сейчас дети уже не интересуются и не носят с собой игрушки, так как на их замену пришли навороченные гаджеты. Но раньше школьники могли носить с собой какую-нибудь забавную игрушку, например, это могла быть смешная жабка, с которой бегали на переменах и играли, оставаясь в продленке.

В преддверии Дня знаний МЫ решили спросить наших родителей об их школьных временах и молодых родителей о том, как выглядит школьник сегодня.

СОВЕТСКИЙ ШКОЛЬНИК

— У учеников было сильно развито чувство патриотизма. Быть в комсомоле — это гордость для ребенка. Чтобы попасть в комсомол, дети проходили строгий отбор: отличная успеваемость и знание устава. Многие дети могли до слез расстроиться, если они не прошли отбор.

— Внешний вид строго стандартизирован: строгое платье с черным в будние дни и с белым в праздничные дни фартуком, бантики, грубая, но качественная обувь, пиджаки с обычным воротником или воротником стойкой. Возможно, в городе было и разнообразие в одежде, но в сельских магазинах, если размер подошел, то продавец тут же заворачивал покупку и отдавал ее покупателю, так как не было смысла выбирать из чего-то. Спортивной обувью у учеников были не кроссовки, а исключительно кеды.


Источник: nnm.me

— Советская школа обеспечивала своих детей практически всем. Если ученики жили далеко от школы, то их зачастую селили в интернате, где обеспечивали всем необходимым, иногда бесплатно давали ученикам молоко и булочки, спортзал был оснащен всем разнообразным инвентарем.

— Школьники были более приобщены к спорту. Система ставила жесткие требования к детям, а они, в свою очередь, охотнее стремились им соответствовать.

СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК

— Ребенок сейчас находится в невообразимой гуще информации, из-за чего нынешние подростки и дети более продвинутые, чем родители в их возрасте, умнее и более целеустремленные. Они уже четко могут сформулировать то, какими видят себя в будущем. Отчасти такая ситуация продиктована более жесткой конкуренцией и развитой мотивацией.

— У школьника сейчас есть огромный выбор. Это относится ко всему: от рисунка на обложке тетради до системы обучения.


— Сейчас дети менее самостоятельны, так как родители больше опекают их. Мамы и папы больше уделяют времени своим детям, чего не скажешь о временах, когда родители пропадали на работе.

— В плане школьной формы сейчас каждая школа может проявить индивидуальность. Красные пиджаки, серо-зеленые жилеты, нагрудные нашивки с гербом — по этим признакам можно узнать, в какой школе обучается ребенок. В остальных же случаях, школы придерживаются государственных норм: белый верх, темный низ.


А что вы можете сказать о современных и советских школьниках?

Благодарим Куаныша Джуматаева, Юлию Гончарову, Мадину Байболову, Алию Нургуатову, Ербола Нургуатова, Елену Шикеру, Гульзиру Абдраимову, Дамеш Мишелеву, Зайру Мухамеджарову и Алтыншаш Успанову за помощь в создании материала.

Читайте также: