Сочинение с местоимениями 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.

1. Организационный момент урока.

Эмоциональный настрой учащихся.

(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.

Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.

Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.

- Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).

Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.

- А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:

Именительный – Я;

Родительный – Меня;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня;

Творительный – Мной;

Предложный – обо Мне.

- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением)

- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)

- Что особенного вы отметили в склонении данного

- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

(Самым активным в этом виде работы дать жетоны).

4. Новый материал. Формирование навыков и умений.

- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

На экране вы видите таблицу.

- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)

- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: мы.

б). Просклоняйте местоимение: он.

2. Остальные ребята работают со мной.

Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).

- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается Алеша. Начинаем.

1-й учащийся склонял местоимение Мы:

(За это задание ученик получает жетон).

2-й учащийся склонял местоимение Он:

(За это задание ученик получает жетон).

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).

3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.

- Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова,

А. Ахматовой, С. Есенина:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
. Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.

(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов.

Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.

(Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)

5. Домашнее задание:

- Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)

Задание по вариантам

1 вариант: “Отдых”

2 вариант: “Учеба”.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

- Как пишутся личные местоимения с предлогами?

- Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.

- Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Читайте также: