Сочинение с акцентологическим минимумом

Обновлено: 19.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Заговори, чтоб я тебя увидел

Проблема орфоэпических ошибок, особенно в области акцентологии, всегда была актуальной для лингвистики. Современные лингвисты Баландина Л.А., Соловьёва Н.Н, Симонова Е.П. в своих исследованиях рассматривали подобные ошибки, но они мало связаны с изучением уровня употребления орфоэпических ошибок в нашей речи. Их исследования в большинстве направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес. [7, с.18]

Выбор уровня орфоэпических ошибок в речи обучающихся нашей школы для исследования был сделан не случайно, поскольку в настоящее время речевая культура играет немаловажную роль в жизни любого человека: как ученика общеобразовательного учреждения, студента, так и будущего специалиста. Правильное литературное произношение, в том числе владение акцентологическими и грамматическими нормами, грамотное письмо – залог профессиональной успешности. В этом заключается актуальность моей работы.

Также определение уровня ошибок в речи поможет вовремя предотвратить их дальнейшее появление и даже полностью искоренить.

Цель исследования: изучение уровня акцентологических ошибок в речи учеников Калачевской школы

Задачи:
1) определить, что такое акцентология; изучить трудности русского ударения;

2) рассмотреть орфоэпические нормы и наиболее часто встречающиеся ошибки, связанные с постановкой ударения;

3) определить уровень употребления подобных ошибок;
4) проанализировать ошибки в речи учащихся и выявить их причины;

5) наметить пути преодоления акцентологических ошибок.

Объект исследования: устная речь обучающихся 7-11 классов Калачевской школы.
Предмет исследования: орфоэпические ошибки, связанные с постановкой ударения.

Для достижения поставленной цели и решения задач использованы следующие методы: поиск и обработка научной информации в литературе и ресурсах Интернет; аналитический метод, сравнительный метод, анкетирование.

Новизна работы в том, что исследование позволило выявить реальное состояние владения акцентологическими нормами именно в нашем образовательном учреждении.

Работа может быть использована как учителями, так и учащимися при подготовке к ЕГЭ, во внеурочной деятельности, на уроках при изучении тем по культуре речи. Также моя работа будет интересна тем, кто неравнодушен к состоянию современного русского языка. В этом заключается практическая значимость моего исследования.

Глава I . Теоретическая часть

Понятие акцентологии. Русское словесное ударение, его особенности

Акцентология – раздел языкознания, занимающийся исследованием системы ударений какого-либо языка или группы языков [1, с 30].

О русском ударении говорили уже в своих грамматиках М. Г. Смотрицкий, М. В. Ломоносов, Н. И. Греч. Объектом же научного рассмотрения оно впервые становится в трудах А. X. Востокова (1831), который выделил его в самостоятельный раздел грамматики. Затем А. А. Потебня ввел в 60-х годах XIX века морфологические критерии в описание русского ударения. Эту линию продолжил И. А. Бодуэн де Куртенэ.

В русском языке ударение не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, оно может падать на любой слог слова, то есть оно разноместное, или свободное. Ударными могут оказаться разные части слова.

В других языках ударение неподвижное, зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, в чешском и венгерском языках - на первый слог, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог ( эскимо, пломбир, салют, одеколон, дебют ), в польском - на предпоследний слог.

Трудности русского ударения

С разноместностью, подвижностью и изменчивостью русского ударения связаны все трудности русского языка.

Иногда сложность определения в слове места ударения возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений. При этом есть варианты, не нарушающие норму и считающиеся литературными: творОг – твОрог, Искристый – искрИстый, мышлЕние – мЫшление, лОсось – лосОсь. В других случаях второй вариант ударения считается неправильным, например, квартал- квартал, звонит- звонит, ходатайство – ходатайство. Основную трудность вызывает постановка ударения в словах, у которых различие в ударении связано с различием в значении: призывной - призывный; слова-омографы: ирИс- Ирис, харАктерный – характЕрный; глаголы на –ировать: нормировать, премировать, маркировать; причастия на – ированный: запланИрованный –запломбирОванный; глаголы прошедшего времени с подвижным ударением: понял. понялА,пОняло, пОняли; краткие страдательные причастия прошедшего времени: сОзван, сОзвана,сОзвано, сОзваны.

Поэтому вопрос о произносительных и акцентологических нормах в современном русском языке остаётся открытым как в теоретических, так и практических аспектах. Это ещё раз подтверждает актуальность нашей работы.

Практическая часть . Уровень овладения учащимися акцентологическим минимумом

Для своего исследования я взяла слова именно из этого минимума, чтобы на его основе провести сравнительный анализ, определить, какие слова являются более сложными в постановке ударения, проследить динамику в освоении акцентологических норм от класса к классу. Для получения более объемной картины решила предложить участвовать в исследовании ученикам из разных возрастных групп: 7-11 классам нашей школы.

Обучающимся было предложено расставить ударения в следующих словах: асимметрия, благовест, баловать, банты, ветеринария, газопровод, диспансер, договор, дремота, жалюзи, заключит, закупорить, запломбировать, звонит, знамение, иконопись, каталог, квартал, коклюш, колледж, красивее, мастерски, некролог, обеспечение, отключит, прибывший, свекла, танцовщица, торты, туфля, украинский, умерший, ходатайствовать, черпать, щавель, эксперт.

Кроме этого, респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 5).

В эксперименте приняли участие 83 обучающихся Калачевской школы: 7 класс – 21, 8 класс – 29, 9 класс -17, 10 класс -7, 11 класс – 9.

После обработки карточек, было выявлено: всего было в сумме расставлено ударение в 2 998 словах. В 1892 словах были допущены акцентологические нарушения нормы, что составляет 63%. Наибольшее количество ошибок было сделано в следующих словах: ассиметрия–67 ошибок, знамение - 64, ходатайствовать – 63, иконопись – 60, благовест– 54 ошибки, мастерски –59, прибывший -56, некролог- 54 ошибки. Мною было также выявлено, что школьники неправильно ставят ударение и в заимствованных словах: жалюзи - 45, договор -27, диспансер -35, квартал -19, каталог -29, туфля -35.

Думаю, что это обусловлено редким употреблением данных слов в устной и письменной речи школьников, недостаточно сформировавшейся языковой системой в среднем звене. На неправильное ударение оказывает влияние бытовая разговорная лексика и диалектные произношения, например, звОнишь, полОжил, красивЕе. прИговор, рЕмень, выборА.средствА и др. Также в нашей школе учатся представители других национальностей: 8 класс - 3, 9 класс -1.

Таким образом, проанализировав данные, я обнаружила, что уровень владения акцентологическими нормами в нашей школе на очень низком уровне. Акцентология – слабая сторона в речи учащихся.

Также среди учеников 7- 11 классов мною проведено анкетирование, целью которого было узнать, что влияет на речевую культуру школьников. Конечно, я заметила в ответах анкеты кое-какие противоречия, но общая картина вполне реальная.

Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

Кто или что влияет на вашу речевую культуру?

Считаете ли вы, что речевые нормы необходимы?

Следуете ли вы речевым нормам?

Замечаете ли вы в чужой речи орфоэпические ошибки?

Как вы поступаете, если замечаете речевые ошибки?

Как вы относитесь к тому, если вам делают замечания по поводу неправильного произношения слова?

Стараетесь ли вы улучшить свою речь?

Каким образом, по-вашему, можно улучшить качество речи?

Говорят ли в вашей семье на других языках?

Результаты анкетирования (Приложение 6, Таблица № 4) позволили сделать следующие выводы.

На качество речи учащихся нашей школы влияют такие факты:

некоторые обучающиеся отрицают необходимость речевых норм: в 7 классе - 6; в 8 классе - 8, в 9 - 4, 11-1.

не собираются загружать себя подобными вопросами: в 7 классе -4; в 8 классе - 5, в 9-3.

считают, что разницы нет, как говорить: в 7 классе-2; в 8 классе - 2, в 9-1.

услышав ошибки в речи друзей, не исправят и не сделают замечание, боясь испортить отношения: в 7 классе-8; в 8 классе - 11, в 9-7, в 10 классе -4, в 11 классе -3.

если сделано замечание со стороны (кроме учителя) обижаются: в 7 классе-5; в 8 классе - 5, в 9-1.

русский язык является неродным: 7 класс -1. 8 – 3, 9 -1

легко запомнить произношение слова дремота.

Пройдет зима - увидишь ты

Мои равнины и болота

И скажешь: «Сколько красоты,

Я долго слушал шум завода-

и понял вдруг, что счастье тут. [6, с.546]

Душа в стремленьи запоздала,

В пареньи смутном замерла.

Какой-то тайны не познала,

Каких-то снов не поняла. [6, с.547]

И желтый шелк ковров, и грубые следы.

И понятая ложь последнего свиданья. [6, с.547]

Британец, сам клеймящий англичан,

За грека биться, презирая грека,

Решил, поняв, что наилучший лекарь

От жизни - смерть, и стал на грани ран. [6. с.547]

Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгáн,

напугал их таракан.

Некоторые стишки позволяют запомнить сразу несколько слов:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Еще один из способов запоминания правильного произношения слова: воспринимать его как часть группы однотипных терминов.

договОр – приговОр – разговОр;

докумЕнт – инструмЕнт – медикамЕнт;

срЕдства для дЕтства;

каталОг – диалОг – монолОг – некролОг;

столЯр – малЯр – школЯр;

цепОчка для сынОчка;

мЕтр – киломЕтр – сантимЕтр – миллимЕтр;

водопровОд – газопровОд – нефтепровОд – мусоропровОд;

призЫв – позЫв – созЫв;

красИва – смазлИва – прозорлИва.

Во многих случаях ударения ставятся в соответствии с происхождением слова. Если знать, как слово было образовано, можно легко запомнить ударение. Например,

вероисповЕдание – веру исповедовать;

отрочество – от слова “Отрок” (подросток);

опОшлить, опОшлят – от слова “пошлый”;

новорождЁнный – новое рождение;

слИвовый – от слова “слива”.

Предположив, что нормативные употребления, зафиксированные в орфоэпических словарях, значительно расходятся с реальной речевой практикой обучающихся нашей школы: большинство ставит ударение в словах, нарушая орфоэпические нормы, я решила проверить гипотезу и провела исследование. Мною был изучен уровень современного состояния культуры речи учеников Калачевской школы в области акцентологии и проанализированы ошибки в речи учащихся 7-11 классов. Нарушения акцентологических норм составили 63%. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.

При помощи анкетирования были выяснены причины низкого уровня овладения орфоэпическими нормами в области акцентологии: уровень самообразования и воспитания, влияние бытовой разговорной лексики, диалектного произношения, в отдельных случаях влияние других языковых систем.

Были намечены пути для повышения уровня акцентологических норм учащихся нашей школы, предложены разные способы запоминания ударений в словах, создан сборник стишков-запоминалок.

Чтобы повысилась речевая культура, каждый учащийся должен осознать необходимость ее повышения, понять, что нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Это главный вывод, который я сделала, работая по теме исследования.

Вербицкая, Л. Давайте говорить правильно / Л. Вербицкая- М.: Высш.шк. 1993.-143 с.

Голуб, И. Книга о хорошей речи / И. Голуб, Д. Розенталь- М.: Культура и спорт, 1997. - 268 с.

Дунев, А.И. и др. под ред. Черняк, В.Д Русский язык и культура речи. -

Москва- Санкт-Петербург: Высшая школа Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002

Колесов, В. Культура речи - культура поведения / В. Колесов. - Л.: Лениздат, 1988. -271с.

Резниченко, Л.И. Словарь ударений русского языка / Л.И.Резниченко-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. -944 с.

Скворцов, Л. Культура русской речи / Л. Скворцов - М.: Знание, 1995. - 256 с.

Гращенкова , А.М.Тренажёр по орфоэпии. – Режим

Августовский
аэропОрты, им.п.мн.ч.

АссиметрИя
Б
баловАть
бАнты, им.п.мн.ч

блАговест
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В

ветеринАрия
взялА
взялАсь
включЁнный
включИм
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
Г

газопровОд
гналА
граждАнство

Д
давнИшний
диспансЕр
дОверху

догОвор
договорЁнность
докраснА
докумЕнт
досУг

дремОта
Е
еретИк
Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь
З
завИдно
зАгнутый
закУпорив
закУпорить

запломбировАть
зАтемно
звалА
звонИт

И
избалОванный

Иконопись
исключИт
исчЕрпать
К
каталОг
квартАл
киломЕтр

кОлледж
корЫсть
крАны
красИвее
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный
Л
лгалА
М

мастерскИ
мЕстностей род.п.мн.ч
молодЁжь
молЯщий
мусоропровОд


намЕрение
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нЕдруг
недУг
некролОг
О

обеспЕчение
облегчИть
облилАсь
ободрИть
окружИт
опломбировАть
оптОвый
освЕдомиться
откУпорил
Отрочество

П
партЕр
плодоносИть

пОнял,
понялА
портфЕль

прибЫвший
придАное
призЫв
принУдить
С

свЁкла
сверлИт
сирОты
слИвовый
сОгнутый
сорИт
срЕдствами
столЯр
созЫв
Т
тамОжня
тОрты

У
убралА
углубИть

Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Ч
чЕрпать
Ш
шАрфы
шофЁр
Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать
Э
экспЕрт
Я
языковЫе (явления)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное

г. Бузулука Оренбургской области

hello_html_69c9e33b.jpg

А вгустовский газир о́ ванный и́ скра

аг е́ нт газопров о́ д испов е́ дание

агрон о́ мия г е́ незис исч е́ рпать

алког о́ ль г е́ рбовый катал о́ г

алфав и́ т гофрир о́ ванный кауч у́ к

ан а́ лог гражд а́ нство кварт а́ л

ан а́ том гр у́ шевый килом е́ тр

апартам е́ нты г у́ сеница кладов а́ я

ар а́ хис г у́ сеничный к о́ лледж

аристокр а́ тия диспанс е́ р комб а́ йнер и

асимметр и́ я доб ы́ ча комбайн ё р

аф е́ ра (не афёра) договор ё нность кор ы́ сть

баллот и́ роваться докум е́ нт крап и́ ва

балов а́ ть дон е́ льзя кулин а́ рия

бал о́ ванный дос у́ г к у́ хонный

без у́ держный дрем о́ та ман ё вр

бензопров о́ д ерет и́ к ман ё вренность

биржев о́ й заброн и́ ровать маркир о́ ванный

бл а́ говест (закрепить) маркиров а́ ть

блок и́ рование заброниров а́ ть мастерск и́

блок и́ ровать (покрыть броней) медикам е́ нт

бомбардиров а́ ть зав и́ дно мелкоопт о́ вый

бухг а́ лтеры завсегд а́ тай менов о́ й

быти е́ (не ё) з а́ говор металлург и́ я и

валов о́ й з а́ дешево металл у́ ргия

в е́ рование зад о́ лго миз е́ рный

вероиспов е́ дание зак у́ порить мусоропров о́ д

ветерин а́ рия звон и́ т, звон я́ т над о́ лго

в и́ дение зн а́ мение назв а́ ный (брат)

(способ видеть) зоот é хния нам е́ рение

вид е́ ние избал ó ванный наскв о́ зь

(мираж, призрак) и́ конопись насторож е́

включ ё нный индустр и́ я нач а́ ть

втр и́ дорога инжен е́ рия некрол о́ г

в ы́ боры инстр у́ кторы и н е́ нависть

вы́говоры инструктор á нефтепров о́ д

никч ё мный премиров а́ ние т у́ фля

новорожд ё нный премир о́ ванный ув е́ домить

нормиров а́ ние приб ы́ вший ув е́ домленный

нормир о́ ванный пригов о́ р углуб и́ ть

обесп е́ чение прид а́ ное углубл ё нный

облегч ё нный приз ы́ в укра и́ нец

облегч и́ ть пр и́ кус укра и́ нский

одноим ё нный прин у́ дить ум е́ рший

оп е́ ка (не ё) приобрет е́ ние уполном о́ чивать

опломбир о́ ванный прир о́ ст упр о́ чение

опт о́ вый прог у́ л уст а́ вный

осв е́ домить(ся) пул о́ вер усугуб и́ ть

ос е́ длость разноврем е́ нность усугубл ё нный

осм ы́ сленный разноврем е́ нный фарф о́ р

остри ё рассредот о́ чение фен о́ мен

осужд ё нный сантим е́ тр формиров а́ ть

отг у́ л св ё кла хв о́ я

отк у́ порить с и́ лос ход а́ тайствовать

п а́ мятовать симм е́ трия и хо зя́ ева

парал и́ ч симметр и́ я христиан и́ н

парт е́ р сир о́ ты цем е́ нт

п а́ хота сл и́ вовый ц е́ нтнер

п е́ рвенствовать сл у́ чай цехов о́ й

пиццер и́ я собол е́ знование цыг а́ н

плат ё жеспособный соз ы́ в ч е́ рпать

пломбир о́ ванный сосредот о́ чение шасс и́

пломбиров а́ ть ср е́ дства шоф ё ры

поврем е́ нный ст а́ туя шпр и ц (шпр и́ ца)

поим ё нный стол я́ р шр и фт (шр и́ фта)

пол у́ ночный там о́ жня щав е́ ль

пом и́ нки танц о́ вщица эксп е́ рт

похор о́ н тв о́ рог и эксп е́ ртный

п о́ хороны твор о́ г язык о́ вая (колбаса)

пр а́ вы торг и́ языков а́ я (система)

предвосх и́ тить т о́ рты я́ сли ( я́ слей)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 595 935 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2020 1278
  • DOCX 344 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Поршина Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Приложение 4.

Тренировочный тест

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) платеж…м, ш…ссе, ш…колад

2) прич…м, заверш…нный, лж…т

3) р…счет, ср…внить, скач…к

4) щ…ки, досыт…, жж…т

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) пред…дущий, пр…тензия, раз…грать

2) от…скать, пост…ндустриальный, без…сходный

3) деф…цит, соч…тать, пр…успевать

4) пр…остановиться, сверх…зысканный, контр…гра

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) уед…нение, выт…рать, м…тель,

2) прим…рение, пр…вращать, пр…слониться

3) изм…рять, пр…поднести, экзам…натор

4) пр…поднять, пр…мудрый, проб…раться

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска надо писать СН?

1) добле…ый, сви…уть, преле…ый

2) интере…ый, рове…ик, легкове…ый

3) яро…ый, уча…ик, несча…ый

5. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется НН?

1) шерстя…ой, зва…ый, свяще…ый

2) вырубле…ый, полотня…ый, варе…ый

3) переваре…ый, кова…ый, весе…ий

4) посаже…ый, отчая…ый, а…улировать

6. В каком ряду в месте пропуска должна писаться частица НЕ?

1) Кто … сдал экзамен сегодня, будет сдавать завтра.

2) Вокруг не было … души.

3) … одна звезда не озаряла трудный путь.

4) Я слушал, стараясь не пропустить … одного слова.

7. В каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно?

1) Я приду (не)смотря ни на что. (Не)зачем туда ходить.

2) Ничем (не)объяснимый поступок. (Не)доставленное вовремя письмо.

3) Срезать (не)распустившийся цветок. Это (не)новый, а старый адрес.

8. В каком ряду нет орфографических ошибок?

1) инициалы, рассчет, эффект, сближаясь

2) коректность, ресурсы, криминал, привелегия

3) объяснение, претендент, сертификат, резолюция

4) алюминевый, приберечь, хрестоматия, метал

9. В каком ряду ВСЕ слова должны писаться с прописной буквы?

1) северная америка, президент российской федерации

2) рождество, ломоносовские чтения,

3) большой театр, сиамские близнецы, северный полюс,

4) великие луки, государственный музей искусств им. пушкина,

10. В каком ряду во всех словах ударение падает на 2 слог?

1) умерший, недвижимость, ракушка

2) цепочка, углубить, приданое

3) цыган, украинский, средства

4) эксперт, газированный, туфля

11. В каком ряду во всех словах ударение падает на 3 слог?

1) буржуазия, экипированный, закупоренный

2) изобретение, ходатайствовать, новорожденный

3) апокалипсис, нормированный, завсегдатай

4) аналог, танцовщица, жалюзи

12. В каком ряду правильно указано произношение выделенных букв во всех словах?

1) касса [с], грамм [м], вокзал [гз]

2) терраса [р], встречается [ца], отель [о]

3) металл [л], скучно [чн], итого [го]

13. В каком ряду все выделенные согласные произносятся твердо перед [э]?

1) Дебют, акаДемия, банДероль

2) шТепсель, Термин, Термос

3) орхиДея, басСейн, акаДемия

4) аНесТезия, куПе, шимпанЗе

14. В каком ряду все выделенные гласные произносятся как [ё]?

1) гравЕр, акушЕр, мЕртвенный

2) безнадЕжный, жЕлчь, решЕтчатый

3) неподалЕку, сорокаведЕрный, парфюмЕр

4) приведЕнный, атлЕт, планЕр

15. В каком предложении на месте пропуска НЕ НУЖНО ставить тире?

1) Миша приехал на учебу из Сибири, Андрей …с Сахалина.

2) Он … , кажется, лучший студент в группе.

3) Тигр … животное из семейства кошачьих.

16. Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

1) Средний балл выводится исходя из разовых отметок.

2) Премьера спектакля по мнению критиков прошла блестяще.

3) Мы достигли леса темного и таинственного.

17. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Дети, старики, женщины: все смешалось в живом потоке.

3) Уже совсем рассвело, и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

5) Я это говорил, но не помню, когда.

6) Лед на реке истончился, так что идти на лыжах было опасно.

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пешеходы стали мелькать чаще (1) начали попадаться и дамы (2) красиво одетые (3) на мужчинах попадались бобровые воротники (4) реже встречались Ваньки с деревянными решетчатыми своими санками (5) утыканными (6) позолоченным гвоздочками (7) - напротив (8) все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках (9) с лакированными санками (10) с медвежьими одеялами (11) и пролетали улицу (12) визжа колесами по снегу (13) кареты с убранными козлами.

1) 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10.

2) 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13.

19. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Представленное резюме заинтересовало руководство компании.

2) Сомали стала еще одним государством, принявшим участие в Олимпийских играх.

3) В зоопарке заболел розовый фламинго.

20. Укажите неверный вариант записи (в скобках приведены фамилии в именительном падеже) продолжения фразы «Письмо для ….

1) Альфреда Шнитке (Альфред Шнитке)

2) Галины Дейнеки (Галина Дейнеко)

3) Роберта Гереры (Роберт Герера)

4) Софьи Майбороды (Софья Майборода)

21. Укажите словосочетания без грамматической ошибки:

1) пара старых сапог, очередные выбора

2) несколько полотенцев, дальневосточные порты

3) достичь верховьев реки, заключить договоры

4) не хватило доль секунды, опытные бухгалтера

22. Укажите словосочетание без ошибки:

1) стаметровый пробег

3) десять целых две десятых процента (10,2 %)

23. В каком ряду верно образованы обе формы бесприставочных глаголов прошедшего времени?

1) умолк, померкнул

3) исчезнул, умолкнул

24. В каком ряду верно образованы обе формы глаголов повелительного наклонения?

2) махай, полоскай

3) выставь, положи

25. В каких случаях оба паронима употреблены правильно?

1) Напрягая последние усилия, мы дошли до вершины горы. Бойцы берегли силы для последнего броска.

2) Модельеры стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практичной. На занятиях студенты получали необходимые практические навыки.

3) После редактирования книга не потерпела существенных изменений. Корабль попал в шторм и претерпел крушение.

26. Отметьте предложение без ошибки:

1) Толпа людей ворвалась в здание.

2) Он рассказал нам о своих планах на будущее.

3) Большинство времени проходит бесплодно.

4) Он требовал от писателей житейских сюжетов.

27. Выберите допустимое словосочетание:

2) временной цейтнот

3) свободная вакансия

28. Укажите грамматически правильное продолжение предложения «Собираясь в поход, ..

1) … я забыл фонарик и спички.

2) … мне пришлось купить новый рюкзак.

3) … у меня потерялась карта.

29. В каком словосочетании нет ошибки в управлении?

1) изложить о фактах

2) предложение ни на чем не обосновано

3) раскаяться в содеянном

4) вопреки ожиданий

30. Укажите предложение без ошибки:

1) Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России.

2) Необходимо не только обратить внимание на знания стажеров, но и на их практические навыки.

3) На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности.

4) Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

приведенного ниже фрагмента

2) Фрагмент принадлежит к научному стилю; содержит определение термина, использует существительные с вещественным значением.

3) Фрагмент принадлежит к официально-деловому стилю; содержит общественно-политическую лексику, имеет глагольный характер изложения.

4) Фрагмент принадлежит к газетно-публицистическому стилю; содержит специальную терминологию.

32. Нарушение лексической сочетаемости является стилистическим приемом в предложении:

1) Всю ночь она не смыкала взгляда. 2) Комната производила уютное впечатление.3) Наши партнеры завершили свои обязательства.

4) Спектакль имел поистине катастрофический успех.

33. В каком предложении нет нарушения логики из-за неправильного порядка слов? 1) Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.2) Произведен осмотр места происшествия, где была совершена кража с участием понятых.3) За оставленные без присмотра вещи и одежду администрация ответственности не несет.

4) В магазины поступили коляски для детей различных расцветок.

35. Какая фигура речи использована в следующем фрагменте текста?

1) антитеза для усиления выразительности

2) эллипсис для создания эффекта недосказанности

3) анафора для выделения важной мысли

4) умолчание для выражения иносказательности

36. Какие риторические приемы использованы в приведенном фрагменте, представляющем из себя зачин выступления?

1) приведение интересного примера

2) развернутое сравнение

3) обострение восприятия с помощью антитезы

4) создание пафоса с помощью лексики, имеющей возвышенную, торжественную окраску

Правильные ответы на вопросы теста.

1. 1 11. 3 21. 3 31. 1

2. 4 12. 2 22. 3 32. 4

3. 3 13. 4 23. 2 33. 3

4. 2 14. 2 24. 3 34. 1

5. 4 15. 2 25. 2 35. 1

6. 1 16. 1 26. 4 36. 3, 4

Список литературы

Основная литература:

3. Голуб, Ирина Борисовна.Риторика: учитесь говорить правильно и красиво: [учебное пособие] / И. Б. Голуб. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2013.

4. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / [авт.: В. И. Максимов, Т. Ю. Волошинова, Е. В. Ганапольская и др.]; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная литература:

2. Дускаева, Лилия Рашидовна.Стилистика официально-деловой речи: учебное пособие для студентов вузов / Л. Р. Дускаева, О. В. Протопопова. - М.: Академия, 2011.

3. Деловое письмо: что нужно знать составителю / М. В. Колтунова. - М.: Дело, 1999.

4. Колтунова, Мария Викторовна. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб.пособие. – М.: Логос, 2005.

5. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д.Э.Розенталь. – М.: Эксмо, 2011.

6. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Эрнст, Отто. Слово предоставлено Вам (Практические рекомендации по ведению деловых переговоров и бесед) / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1988.

1. Большой орфоэпический словарь: 100 000 слов, словоформ и словосочетаний / [сост. Е. Н. Зубова]. - М.: Дом Славянской книги, 2011.

2. Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилева, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко и др.]; отв. ред. В. Н. Телия; РАН. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 784 с. - (Фундаментальные словари).

3. Введенская, Людмила Алексеевна.Словарь ударений для работников радио и телевидения / Л. А. Введенская. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

4. Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Словарь синонимов русского языка: более 4 000 синонимов / К. С. Горбачевич. - М.: Эксмо, 2012.

5. Ожегов, Сергей Иванович.Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2011.

6. Поливанов, Евгений Дмитриевич. Словарь лингвистических и литературоведческих терминов / Е. Д. Поливанов. - М.: Либроком, 2010.

7. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. (Классический справочник) / Д. Э. Розенталь. — М.; 2011. −736 с.

8. Розенталь, Дитмар Эльяшевич.Словарь трудностей русского языка. 20000 слов: 20 000 слов / Д. Э. Розенталь. - 10-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2012.

Интернет-ресурсы:

Приложение 1 (Статья Ю.Караулова) ………………………………………………… 14

Приложение 2 (Орфографический минимум) ………………………………………… 18

Приложение 3 (Орфоэпический и акцентологический минимум) …………………….. 19

Приложение 4 (Тренировочный тест) …………………………………………..……….. 21

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.043)

Программа спецкурса «Комплексная подготовка к ЕГЭ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования по русскому языку и предназначена для обучающихся 10-11 классов.

В настоящее время актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических знаний для успешного формирования практических речевых умений. Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к данной форме контроля.

Результаты выполнения экзаменационной работы дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания в процессе обучения в старших классах.

Цель данного спецкурса - эффективная подготовка обучающихся к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена по русскому языку; формирование орфографической и пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста; практическое использование лингвистических знаний и умений, важных не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Задачи: систематизация важнейших сведений по основным разделам курса русского языка, углубление лингвистических знаний; обращение к заданиям, вызывающим значительные затруднения у учащихся; формирование умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

Спецкурс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Рассчитан на 36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе.

Обучающиеся должны

иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
  • применять приёмы сжатия текста;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств;
  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров;
  • формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • создавать письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Методы и формы обучения: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.

Планируемые результаты:

Личностными результатами являются:

  • осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
  • способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами являются:

Содержание спецкурса

1.Структура ЕГЭ. Кодификатор и спецификация.

Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

3. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

Основные способы словообразования частей речи.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие "ключевого" слова.

12. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

13. Подготовка к написанию сочинения (часть С).

Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактические ошибки.

Читайте также: