Сочинение русская душа какая она

Обновлено: 02.07.2024

Используя метод сравнения, учащиеся пришли к выводу, что русский человек, как правило, обладает чистой, доброй, совестливой душой. По натуре русский человек свободолюбив, честен, открыт, талантлив и предан родине, стремится к любви, счастью и гармонии с миром. В то же время он далеко не идеален: грешит, иногда ленив, инфантилен, простодушен и наивен. В душе он максималист и идеалист. Однако все это не мешают ему проявлять артистизм, ранимость, умение любить и глубоко переживать. Совесть русского человека не позволяет ему нарушать нравственные законы жизни. Если же это происходит, он стремится замолить свой грех, очистить душу.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев)

Задачи урока:

  • развитие коммуникативных компетенций;
  • формирование гуманистических и демократических ценностей;
  • воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока:

Тип урока: урок закрепления знаний умений и навыков.

Вид урока: комбинированный:

1-ая часть – лекция с элементами беседы ;
2-ая часть – работа с текстами, построение устных рассуждений.

Время урока: 2 часа.

Основные понятия: жанровое своеобразие художественного произведения, художественный образ, типичный герой, типичные обстоятельства, портретная характеристика героя, средства художественной выразительности, сравнительная характеристика, монолог, диалог, исповедь.

Подготовительный этап:

К 10 классу учащиеся уже приобрели определенные навыки исследовательской деятельности; у них имеется опыт исследования как лингвистических, так и литературоведческих текстов, они владеют различными методами анализа и оценки не только содержательной стороны, но и речевого оформления текста.

Учащиеся в состоянии проявить способности к образной конкретизации, необходимой для восприятия художественного текста; у них выработаны навыки и умения работы со словом, поэтому процесс подготовки занимает не более одной недели. Класс делится на три группы, в состав каждой обязательно

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Способы и средства выражения авторской позиции в художественном произведении

Вступительное слово учителя.

Каждое произведение имеет свое идейное содержание и художественную форму, которые взаимосвязаны, сосуществуют в единстве.

Идейное содержание – это основной смысл произведения. Художественная форма – это язык, род, жанр, вся система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание.

Значительную роль в художественном произведении играют персонажи (герои) – вымышленные действующие лица произведения (образы), воплощающие в себе определенные характеры Это могут быть люди, животные, предметы, фантастические существа. Создавая образ персонажа, автор всегда выражает свое отношение к нему. С этой целью он использует различные приемы. Назовем основные: характеристика героя через его действия и поступки, прямая авторская характеристика, портрет героев, описание быта, вещей, которые его окружают, пейзаж, а также психологический анализ (воспроизведение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств, стремлений, мотивов поведения и т.п.), характеристика героя другими действующими лицами, дневниковые записи и др.

Существенную роль играют художественные детали – предметы и явления окружающего мира, связанные с героями, их привычками, образом жизни, в которых заключается широкое обобщение, символический смысл.

Для создания аллегорических образов, для отражения внутреннего состояния героя писатели часто используют в качестве художественного приема сновидения, исповеди.

В произведении выражается авторский идейно-эстетический идеал, оно может быть проникнуто пафосом героического, трагического и комического.

Вопрос: Каковы способы создания образов персонажей и их авторской оценки?

Затем в тетрадях записываются определения понятий: персонаж (художественный образ), портрет героя, художественные детали, художественные символы, речь героя, речь автора:

Персонаж (художественный образ) – вымышленные действующие лица (образы), воплощающие в себе определенные характеры. Создавая образ персонажа, автор всегда выражает свое отношение к нему.

Портрет героя – изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется как одно из средств характеристики человека.

Художественные детали – предметы и явления окружающего мира, связанные с героями, их привычками, образом жизни, в которых заключается широкое обобщение, символический смысл.

Художественные символы – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия, предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл.

Речь героя – важный способ создания образа, с помощью которого выражается своеобразие каждого героя, раскрываются свойства его характера, принадлежность к социальной среде.

Речь автора – один из способов вести повествование от своего имени, от лица рассказчика, способствующий созданию художественного образа.

II. Язык художественной литературы.

Повторение пройденного материала. В процессе беседы с учащимися учитель заостряет внимание на средствах художественной выразительности, используемых как в эпических, драматических, так и лирических произведениях.

Учащиеся демонстрируют знания тропов и стилистических фигур, формулируя:

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное.

Тропы могут быть разных видов, каждый из которых имеет свое собственное название. К основным тропам относятся метафора, метонимия, ирония и гипербола. К разновидностям основных тропов относятся олицетворение, синекдоха и литота.

III. Формы словесного выражения.

Словесное выражение может осуществляться в диалогической или монологической форме. В диалоге каждое высказывание – реплика – адресуется непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и четко связывается с ситуацией. Если в обмене репликами участвуют более двух собеседников, то такую форму словесного выражения называют полилогом.

В противоположность диалогу монолог не направлен непосредственному собеседнику и не рассчитан на его ответную словесную реакцию. Тематика монолога может быть неограниченно широкой и может меняться в процессе его развертывания, а ситуация, в которой осуществляется монолог, может быть обозначена, а может быть и не обозначена.

Диалоги и монологи героев мы находим прежде всего в пьесах. Обычны они и в повествовательной литературе. Диалоги и монологи в художественной литературе должны по языковым особенностям соответствовать образам персонажей, соотноситься с изображаемой средой и потому могут быть разнообразны по словарному составу, синтаксическому построению и передаче произносительных особенностей.

Таким образом, при характеристике художественного образа (персонажа) необходимо учитывать все способы и средства выражения авторской позиции.

IV. Работа с текстами, построение устных рассуждений.

Вопрос: Каким предстает русский человек (русская женщина) в изображении А.Н. Островского?

Это совестливый человек, стремящийся к любви и счастью.

Но фанатичная религиозность, идеализм и максимализм в восприятии окружающей действительности приводят к трагическому финалу.

Вопрос: Какие средства и способы выражения авторской позиции помогли вам разобраться в особенностях русского национального характера в данном случае?

Учащиеся отвечают: Особенность драмы как рода художественной словесности состоит в том, что драматическое произведение предназначается для постановки на сцене и полностью раскрывает свое содержание и особенности формы только в театральном представлении. В сценическом воплощении пьесы главная роль принадлежит слову, тексту пьесы. Для раскрытия идейного замысла, создания с этой целью художественного образа-персонажа (в данном случае образа Катерины) А.Н. Островский использовал следующие средства и способы:

  1. монологи и диалоги;
  2. средства художественной выразительности: лексические повторы, художественная символика (образ грозы), сравнение, антитеза, инверсия, риторические вопросы, риторические восклицания;
  3. характеристика героя через его действия и поступки;
  4. характеристика героини другими действующими лицами;
  5. пейзаж;
  6. психологический анализ (воспроизведение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств, стремлений, мотивов поведения);
  7. речь героини.

Автор намеренно преувеличивает черты характера и поведения своих героев. Он подводит к выводу, что в каждом русском человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих типов преобладает.

Гончаров заставляет подумать над вопросом: от чего зависит жизнь и судьба каждого человека? И сам отвечает на него: от воспитания и от его наследственности.

Писатель точно уловил характер русского человека с его леностью и небрежным отношением к жизни. Объясняется это наследственностью – крепостным правом, продолжавшимся около 400 лет в России.

Существует и другая категория людей, подобных Андрею Штольцу, для них характерна большая практическая смекалка, аккуратность, трудолюбие, но это следствие не русского, а немецкого воспитания.

Программа жизни героев: сон – для Обломова и энергия и жизнедеятельность – для Штольца.

Цель жизни Обломова – спокойная жизнь. Цель жизни Штольца – труд.

Вопрос: Достоин ли Обломов сочувствия, сострадания?

К отрицательным качествам, по мнению автора, следует отнести проявление лени, апатии, некоторого иждивенчества.

Вопрос: Какие средства и способы помогли разобраться в авторской позиции ?

  • средства художественной выразительности: антитеза, эпитеты, гипербола, инверсия, художественные символы.
  • характеристика героя через его действия и поступки.
  • портрет героя.
  • описание быта, вещей, которые его окружают.
  • воспроизведение внутреннего мира персонажа (психологический анализ).
  • характеристика героя другими действующими лицами.
  • художественные детали.
  • речь героев.

Главный герой повести – удивительный образ: он очарован красотой жизни, ибо жизнь неисчерпаема; это широкая душа, гибкая натура. Он принимает судьбу такой, какая она есть. Ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой мести или личной выгоды.

Флягин наивен, прост, как младенец, борется с несправедливостью и злом, может быть не только решительным, но и даже жестоким.

Он любит родную землю: находясь в плену у татар в течение 11-ти лет, он бежит к своим, хотя там его никто не ждет. Это одаренный человек, старающийся жить в гармонии с миром.

Вопрос: Какими средствами художественной выразительности пользовался автор, создавая образ И.С.Флягина?

Ответ: Н.С. Лесков в данной повести использовал такой художественный прием, как исповедь: главный герой, И.С.Флягин, сам рассказывает о своей непростой жизни. Кроме того, имеется прямая авторская характеристика, которая передается рассказчиком.

Героя характеризуют также его действия и поступки, портрет, другие действующие лица (например, Груша) и речь.

Кроме того, автор использовал сравнение, гиперболу, инверсию для того, чтобы его персонаж был ярким и запоминающимся.

"Сильна ли Русь?
Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её , беснуясь, потрясли-
Смотрите ж: всё стоит она!"

Спасибо за прочтение! И помните! Только Любовь и Вера в Родину - без оглядки чиста!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Тема души - это, во-первых, признание того, что внутренняя реальность определяет внешние характеристики человека. Во-вторых, в силу многообразия характеристик души и включенности в анализ субъективных моментов, например, через самопознание, тема души никогда не может иметь завершенный логически-непротиворечивый характер. В-третьих, душа есть явление субстанциального уровня, а потому не сводима к многообразию индивидуальных проявлений людей. Это то общее, что обеспечивает единство как душевной жизни человека, так мира людей в целом.

Работа состоит из 1 файл

Русская душа.docx

Тема души - это, во-первых, признание того, что внутренняя реальность определяет внешние характеристики человека. Во-вторых, в силу многообразия характеристик души и включенности в анализ субъективных моментов, например, через самопознание, тема души никогда не может иметь завершенный логически- непротиворечивый характер. В-третьих, душа есть явление субстанциального уровня, а потому не сводима к многообразию индивидуальных проявлений людей. Это то общее, что обеспечивает единство как душевной жизни человека, так мира людей в целом.

Рассматривая работы русских философов по этой проблематике можно обнаружить достаточное многообразие понятийного ряда: русская душа, душа России, душа русского народа, национальное русское самосознание, русский национальный тип и т.д. – все это можно назвать одним словом – русская душа.

Итак, русская душа - это реальность особого рода, обладающая универсальной причинностью, которая оказывает определяющее воздействие на поступки и помыслы русского человека. Она позволяет объяснять прошлое, понимать настоящее и предвидеть будущее русской нации.

Обратимся к дореволюционному этапу в исследованиях русской души. На первом плане находились вопросы государственного и политического обустройства России, что нашло выражение в творчестве славянофилов, западников, представителей философии всеединства. Тема русской души занимает особое место в истории русской философии наряду с русской идеей. Во многом это объясняется противоречиями русской действительности.

Обращаясь к теме русской души, следует отметить, что не случайно она развивалась и углублялась теми мыслителями России, которые придерживались взгляда, что Россия - страна с особой духовной организацией, определяемой ее религиозным выбором. Славянофилы одними из первых в интеллектуальной истории России попытались показать своеобразие и отличительные особенности русской души, сравнив ее с другими христианскими народа. Они первыми задали вектор исследования русской души, обозначив ее как особую христианскую душу - православную.

Если говорить об изначальных свойствах русского национального типа, то следует отметить, что русский народ - это народ религиозный, то есть предрасположенный к религиозной вере, испытывающий в ней потребность. Не случайно в России достаточно высоко поднято религиозное самосознание, русский человек испытывает гордость за то, что он православный, то есть хранитель истинного христианства. В тоже время потенциал не есть еще действительность. Реалии русской жизни таковы, что русская душа не может соответствовать своему умопостигаемому смыслу. Во-первых, она расколота на два начала - восточное и западное, в силу чего не может быть до конца ни Западом, ни Востоком и не может быть понята с позиций того или другого.

Невозможно представить ни одно серьезное исследование по русской душе, в котором бы отсутствовало указание на ее православные основания. Вне этой темы русская душа как бы теряет свою специфику и неповторимость, не выступает загадочной в отношении других европейских народов. Не случайно, материалистические направления русской философии почти не оперировали понятием русская душа, так как вне Божьего замысла это понятие теряет свою силу и свой смысл.

Итак, тема русской души - это тема русской религиозной философии. Это попытка вопреки видимому несовершенству русского человека приблизиться к тайне его внутреннего несказанного совершенства. Русская душа - это нечто большее, чем рассуждения о русском человеке и русском народе. По существу это уже нарицательное понятие, которое показывает несоответствие внутреннего и внешнего в бытийствовании духовных явлений Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной.

Россия противоречива. Душа России не определяется никакими доктринами. Недаром Тютчев сказал о ней:

«…Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

Что такое русский дух? Это такие черты характера, как доброта, душевность, щедрость, гостеприимство, взаимовыручка, отзывчивость, чувство справедливости, великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена, стойкий характер, мечтательность, наличие цели. Это неимоверное терпение, потому русскому духом и тяжелее, чем другим. Русский духом неодолим, неисчерпаем, на него можно положиться в любую беду. Он как бы рождён помогать другим.

Что такое русская душа

Славянам присуще такое качество, как терпеливость. Именно это качество не раз приводило страну к краху. Русский народ может очень долго терпеть. В нем как – будто зажата пружина. Но, уж если эта причина разжимается – тогда держись!

Известно с давних пор, что русский человек неприхотлив в быту. Историк В. О. Ключевский писал о том, что нет в Европе народа, который бы был менее избалован и непритязателен, не приучен ждать милостей от природы, и более вынослив, чем русский народ. Именно эти условия и создали загадочную русскую душу.

Русскому человеку еще с давних времен присущи такие качества, как прощение и сострадательность. Еще древнегреческий историк Геродот упоминал о древних славянах, а именно, об их отношении к рабам. Славяне ели с рабами за одним столом. У них был установлен срок рабства. По истечении этого срока, раб мог обрести свободу и остаться жить рядом со своими бывшими хозяевами.

Наши предки славяне всегда славились своим гостеприимством. Оскорбить гостя означало бросить тень позора на все племя.

Загадочная русская душа…. Ее умом не понять, зато можно полюбить всем сердцем.

Комментарии:

Если мы такие хорошие, то почему так бедно живем,почему так много преступников,почему такая низкая продолжительность жизни, почему так много разводов, почему так много абортов и брошенных детей, почему так плохо организован быт, так много лжи и продажности, так много грубости и жестокости. Скорее всего потому, что описанные качества русских - это только желаемое, а не действительное.

Я дусаю все наши беды от нас самих и идут, посмотрите как немцы охраняют свою историю и традиции или англичане.Почему мы всегда смотрим на них а не на себя? Вот по этому и плохо у нас, мы приходим с открытой русской душой, а уходим пустыми так как нащи "кумиры" нам эту душу сначало выпотрашат а затем нагадят ввнутрь" и мы "гордые но ОБКАКАНЫЕ" нвчинакт не допонимать за что нас так изуродовали. И ответ один останься Русским Человеком и неси Русскую Культуру сам и учи этому же своё потомство и соих близких. Это я называю "Эфект бумеранга" И он работает, оглянись назад.

Пропадающая русская душа где-то за горизонтом земного шара. Она живёт как бы с оглядкой назад, куда бы ни двигалась. Для нашего сумасшедшого времени, не замечаемого окружающими, это странно более чем. Но надо идти вперед затылком, не бояться споткнуться, навроде блаженных. Думаю, это оценят.

Религиозность и атеизм - одно и тоже, это дв— Вы намеренно поставили себя в такое неловкое положение? Когда на сцену выходят люди с инструментами, на инструментах играть не умеющие? ИВАНОВ: Ну конечно. Это один из важнейших принципов нашего существования — поставить себя в очень неловкое положение. ЗАЙЦЕВ: Это, кстати, тоже на оркестре было — мы просили музыкантов играть не на своих инструментах. Гитаристов на барабанах, барабанщиков на гитарах. Чтобы они старались, но не использовали штампы. Чтобы не было этой safety zone, чтобы искра высекалась.а вида идеологии. Верующие свято верят, а неверующие свято не верят. А те и другие одинаково принимают власть. Ум и глупость, наверно, лучше заменить мудростью и глупостью, впрочем, у всех всё по-разному. Мне кажется, когда начинают обсуждать вопрос русской души сразу представляют смекалистого, но неграмотного мужика-крестьяна, насколько это оправданно? Хорошо, что вы вспомнили про Татьяну. Насчет щедрости и жадности не знаю. Сначала вообще не понял почему, теперь вспомнил, что у нас страна самых богатых и самых бедных, возможно, это тоже логичная черта: когда ты небогат, ты либо независишь от денег, либо точишь зуб на богатых, которые, когда становятся богатыми не могут остановиться, у них начинается нечто вроде звёздной болезни и желание стать богаче растёт. И так везде, просто у нас созданы благоприятные условия для роста олигархов, которые, пока растут, опустошают простых людей. В общем, мы не отличаемся от других людей, но есть определенные условия, которые делают нас такими. Создаёт ли это феномен загадочности души? Может, это выдумка всё. А если нет, то у всех ли русских есть такая душа? Даже у тех, кто яростно отстаивает её несуществование и всей русской душой ненавидит Россию? Наверняка, она у всех, если она есть вообще.

(Случайно вставил в свой комментарий ненужный кусок) Религиозность и атеизм - одно и тоже, это два вида идеологии. Верующие свято верят, а неверующие свято не верят. А те и другие одинаково принимают власть. Ум и глупость, наверно, лучше заменить мудростью и глупостью, впрочем, у всех всё по-разному. Мне кажется, когда начинают обсуждать вопрос русской души сразу представляют смекалистого, но неграмотного мужика-крестьяна, насколько это оправданно? Хорошо, что вы вспомнили про Татьяну. Насчет щедрости и жадности не знаю. Сначала вообще не понял почему, теперь вспомнил, что у нас страна самых богатых и самых бедных, возможно, это тоже логичная черта: когда ты небогат, ты либо независишь от денег, либо точишь зуб на богатых, которые, когда становятся богатыми не могут остановиться, у них начинается нечто вроде звёздной болезни и желание стать богаче растёт. И так везде, просто у нас созданы благоприятные условия для роста олигархов, которые, пока растут, опустошают простых людей. В общем, мы не отличаемся от других людей, но есть определенные условия, которые делают нас такими. Создаёт ли это феномен загадочности души? Может, это выдумка всё. А если нет, то у всех ли русских есть такая душа? Даже у тех, кто яростно отстаивает её несуществование и всей русской душой ненавидит Россию? Наверняка, она у всех, если она есть вообще.

Андрею. Атеизм не религия, даже близко. Это ложный тезис. Считать атеиста верующим все равно, что говорить что вода это безалкогольная водка, лысый это цвет волос, а некурящие курят отсутствие табака. 1. необходимо ответить на основной вопрос философии что первично разум или материя, для атеистов материя. 2. Отчего такой выбор? не от веры в это. Все упирается в критерий истины. Вопрос об истинности познания — это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

Читайте также: