Сочинение романтическая лирика начала 19 века

Обновлено: 05.07.2024

Романтическая лирика — это преимущественно лирика настроения. Романтики умело и тонко создавали картины природы. Но главным в этих картинах было не описание, не внешние приметы пейзажа. Человек и мир – вот, что прежде всего волновало романтиков. Многим из них это отношение казалось загадочным, таинственным. Живое внимание к чувствам и переживаниям человека видим мы в прозе и в драматургии романтиков. На смену философской повести, роману и мещанской драме просветителей приходит романтический стих, поэма, лирическая драма.

Прямолинейная рассудительность просветителей казалась романтикам недостаточной для познания мира, а сухие правила классицизма были, по их мнению, ненужными кандалами, которые мешают художнику в его творческих усилиях. Поэтому романтики исповедуют свободу поэта в использовании разных художественных средств для образного выражения своих мыслей и чувств, своего отношения к действительности. Этим объясняется исключительное богатство художественных форм романтической поэзии.

В пору романтизма в разных странах усиливается интерес к национальному прошлому, к национальной культуре. Собираются и записываются народные легенды, сказки, песни. Вместе с тем, романтики показывают усиленную заинтересованность искусством других народов. Они стараются исторически осмыслить культурные явления прошлого. Историческая и национальная своеобразность, колорит эпохи получают отображение в историческом романе, который возникает в это время. Впервые составляется теория научного перевода. Формируется понятие мировой литературы. Романтики обращались к необыкновенным экзотическим образам. Особенно характерно обращение к Востоку. Большой популярностью пользовались восточные поэмы Байрона: “Гяур”, “Корсар” и др. “Восточное” – так назывался один из сборников стихов Гюго.

Величайшие представители искусства романтизма – в Англии: Дж Байрон, Дж. Китс, П. Шелли; в Германии – Э. Гофман, Г. Гейне, Новалис; во Франции – А. Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго; в СЩА — Э. По, Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл, в Польше – А. Мицкевич, Ю. Словацкий, в Венгрии – Ш. Петефи, в России – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. В рамках романтизма

В начале XIX столетия в немецком городе Гейдельберге создается объединение поэтов-романтиков, которые поставили перед собой цель изучения истории и культуры прошлого Германии путем сбора, систематизации и исследования фольклорных материалов. Значительным взносом гейдельбергских романтиков в развитие литературы и литературоведения стала публикация народных песен (Л. Арним и К. Бретано), народных сказок (братья Гримм). Благодаря их усилиям возникла мифологическая школа в литературоведении. В оригинальном творчестве гейдельбергских романтиков не восприятие буржуазных тенденций общественного развития объединялось с идеализацией патриархального уклада, воспеванием исторического прошлого, идеей религиозного отречения. Эстетика гейдельбергских романтиков имела влияние на украинских писателей первой половины XIX столетия, в частности, опять таки, на представителей Харьковской школы романтиков.

(фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1]классицизму и Просвещению.

О. А. Кипренский, портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815, Третьяковская галерея

Общая характеристика

На Кавказе

Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим обязанностям, он искупался в Днепре и сильно простудился. Инзов разрешил ему уехать на два месяца лечиться на Кавказ.

Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже не в Екатеринослав, а в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Именно в этом городе поэт провел большую часть своей ссылки, которая стала заметным этапом в его творческой карьере.

Философия романтизма

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Романтизм в живописи

Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч, Люси Мэдокс Браун, Жилло Сент-Эвр.

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.

Романтизм в литературе

Михаил Юрьевич Лермонтов
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд, Александр Дюма), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Поэты-романтики стали использовать ангелов, особенно падших, в своих произведениях[6].

Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

Странник над морем тумана. Каспар Давид Фридрих, 1818.

Обращение к декабристам

На уроке литературы в 10 классе о романтической лирике Пушкина следует обязательно вспомнить о его общении с декабристами. Это был важный эпизод его жизни в Кишиневе. В тот период поэт принимал активное и непосредственное участие в жизни будущих декабристов, обсуждениях и дискуссиях, которые велись в тайных обществах. А там велись важные и опасные для их участников разговоры, критиковалось правительство. Образ декабристов — это еще один классический романтический тип того времени.

Поэтому Пушкин так тяжело переживал разгром кишиневского кружка декабристов, который произошел в 1822 году. Следом за разгромом произошло еще одно неприятное событие — началось следствие против Орлова. Эти события сыграли важную роль во всем административном устройстве российского юга. Инзов был отстранен, ему на смену пришел Воронцов, канцелярия переехала в Одессу. Туда же перебрался и Пушкин.

Романтизм в музыке

Основная статья: Музыка периода романтизма

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 февраля 2020 года

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре — все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Крымский период

Большую роль в творчестве поэта имело и то время, которое он провел в Крыму. Хоть это и были всего несколько недель, но именно здесь родились и развились поэтические замыслы Пушкина. Большое впечатление на него произвели крымские и кавказские пейзажи. Они дали наглядный материал для романтической лирики Пушкина. В 10 классе ее подробно изучают.

В сочинении о романтической лирике Пушкина стоит отметить, что особым романтическим миром для него стал Кавказ. Чужая речь и нравы горцев сильно его заинтересовали. Романтическому мироощущению поэта способствовало то, что он поселился на отшибе, жил в полуразрушенном доме, вокруг были только пустыри и заросли виноградника.

романтический сюжет

О таких литературных направлениях как классицизм и сентиментализм я уже рассказывала. Теперь пришло время остановиться на романтизме, который пришел им на смену в первой половине 19 века. Я расскажу о появлении романтизма вообще и в русской литературе в частности. Назову представителей этого направления, приведу примеры произведений. Вы узнаете об основных особенностях (чертах) романтического произведения, а также романтического героя.

Что такое романтизм, где и когда появился

Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 века и достигло апогея в первой трети 19 столетия.


Напомню, что литературным направлением мы называем совокупность идейно-художественных принципов, характерных для произведений многих авторов какой-либо эпохи.

Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы перешли в искусство и литературу. Так появился романтизм (от фр. romantisme) – направление в литературе и искусстве, поставившее во главу угла духовно-нравственную жизнь человека, свободу и творчество.


Романтизм – художественное направление конца VIII – первой половины XIX веков, которое провозгласило наивысшей ценностью духовно-творческую жизнь личности, свободу и независимость.

Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России.

В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.


Романтизму в русской литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма заключалось в характере героя. Романтический герой – бунтарь и противоречивая личность. Герой предромантизма – страдалец, являющей, однако, личностью цельной, гармоничной.

Ф. Гойа

Ф. Гойа "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде "

Основные черты романтизма в литературе, характеристика романтического героя

Для того чтобы понять, относится ли то или иное произведение к романтизму, нужно знать основные черты романтического произведения.


  • Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического мировосприятия. Суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. В нем не было четких граней, логических связей, он был волшебен, мистичен, фантастичен. Герой романтического произведения часто существовал в двух мирах.
  • Мистицизм. Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят мистические и сверхъестественные события.
  • Фатализм. Писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути.
  • Экзотика. Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности, противопоставить ей другой мир.
  • Историзм. Обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы.
  • Фольклор. Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала 19 века.
  • Природа. В романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям. Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.
  • Глубокий психологизм. Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.
  • Герой-творец (демиург). Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).

Высшими ценностями для писателя-романтика являлись:

В центре романтического произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие особенности:

  • он противопоставлен обществу, реальному миру, вступает в конфликт с ним;
  • он является бунтующей личностью, неспокойной, непокорной, противоречивой;
  • нередко одинок;
  • зачастую исключителен, необычен, неординарен;
  • стремится к прекрасному, восприимчив к искусству;
  • рассуждает о бытии, старается познать тайное, понять смысл жизни.


Если в произведении изображен исключительный герой в исключительных обстоятельствах, то оно, скорее всего, относится к романтизму.

Дополнительно нужно сказать, что романтизм, по сути, субъективен, поэтому романтические произведения часто имеют исповедальный характер, а писатели-романтики отождествляют себя со своими героями.

К. Брюллов

К. Брюллов "Последний день Помпеи "

Жанры романтических произведений, примеры

Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

  • роман (в том числе исторический);
  • повесть (в том числе фантастическая);
  • новелла;
  • сказка;
  • идиллия;
  • баллада;
  • лиро-эпическая поэма;
  • элегия;
  • лирическое стихотворение.

И. Айвазовский

И. Айвазовский "Девятый вал "

Своеобразие романтизма в русской литературе, представители

Одной из особенностей романтизма именно в русской литературе является социальная острота конфликта героя и общества, окружающего мира.

Тема социальной несправедливости часто возникает в связи с неприятием крепостного права.

В русской литературе выделяют два основных течения романтизма:

  • консервативное, когда писатели и поэты черпали вдохновение в прошлом, философствовали, погружались в воспоминания или мечтания. В этом течении творили Батюшков, Баратынский, Тютчев, Жуковский;
  • революционное (или гражданско-героическое), когда авторы стремились к воплощению идеалов свободы и равенства. К этому течению относят творчество Рылеева, Одоевского, Вяземского, Кюхельбекера.

Подводя итоги, подчеркну, что романтизмом называют литературное направление, которое во главе угла ставило духовно-творческое начало, идеалы французской революции. Если говорить о временном периоде, то это конец 18 века – первая половина 19-го. Герой романтического произведения – это исключительная личность, действующая в исключительных обстоятельствах.

Русский романтизм имел свои особенности. В разных течениях в этом направлении творили Василий Жуковский (которого считают основоположником романтизма в русской литературе), Владимир Одоевский, Евгений Баратынский, Михаил Лермонтов. Раннее творчество Александра Пушкина и Николая Гоголя тоже относится к интересующему нас литературному направлению.


Раскрывается понятие Русская романтическая поэзия первой половины XIX века.

Цель данной работы — сопоставить трактовку темы поэта и поэзии у Жуковского, Пушкина и Лермонтова. Такое сопоставление поможет глубже выявить своеобразие индивидуальной художественной системы каждого из поэтов, глубже осмыслить их преемственные отношения, те традиции, на которые они опирались, вырабатывая каждый свою новаторскую эстетическую систему.

Ключевые слова: романтизм, романтики, значение лермонтовской поэзии.

В вопросе о романтизме мы не можем ничего решать окончательно — ибо мы имеем дело с историческим явлением, заведомо не решенным, не сведенным к единым или даже к однозначным началам.

Жуковский занимал особое место среди дружеских привязанностей А. С. Пушкина. Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, Жуковский отличался и другой одаренностью: это был, бесспорно, самый добрый человек в русской литературе. Доброта, мягкость, отзывчивость тоже требуют таланта, и Жуковский обладал этим талантом в высшем мире.

После Жуковского в лирике все становится личным переживанием — не только любовь, дружба и т. п., но и политика, и религия, и философия, и само искусство.

Эта смелость отрицания Жуковскому недоступна.

Поэзия Пушкина, в отличие от поэзии Жуковского, была не в целом романтической, но лишь на одном своем этапе. Этапе, однако, очень важном и существенном и для Пушкина, и для истории русской литературы.

Романтический период в творчестве Пушкина относился в основном к первой половине 20 –х годов. Это была пора расцвета русского романтизма, причем расцвет этот в значительной мере и связывался с именем Пушкина. Наряду с Жуковским, хотя по-иному, нежели Жуковский, Пушкин в 20-е годы не только воспринимался как романтический поэт, но и служил своеобразным эталоном романтизма: ему подражали, за ним следовали, у него учились.

Основная часть [1]

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского (1783–1852 г.г.). В. А. Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха.

Василий Андреевич был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступным для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии. В то время это имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский перевел Шиллера, Байрона и многих других поэтов.

Жуковский — создатель романтического пейзажа

В настоящее время накоплен огромный материал, охватывающий едва ли не все стороны биографии и творчества Жуковского и Пушкина [2]. Материал этот касается самостоятельной разработки темы или попутных, хотя и весьма важных, соображений, высказанных в пушкиноведческих трудах. Его изучение шло под знаком проникновения в поэтическую и жизненную судьбу Пушкина.

Со времени их личного знакомства судьбы Жуковского и Пушкина столь часто пересекаются, что утвердительно можно сказать: среди крупных поэтов старшего поколения у Пушкина не было более преданного друга. Отныне самые ответственные периоды жизни Пушкина, самые кризисные моменты его творчества находятся в поле зрения Жуковского, а события в жизни и творчестве Жуковского будут постоянно волновать Пушкина. И хотя до нас, вероятно, дошли далеко не все документы, свидетельствующие об этом, частые упоминания Пушкина о Жуковском в письмах к общим друзьям и знакомым — верная тому порука.

Жуковский считал своим долгом внушать Пушкину возвышенное представление о нравственном достоинстве поэтического дара, но — главное, Жуковский стремился привить ему высокие нравственные чувства и понятия в духе своих представлений о сущности человека, предостерегая от ложных путей. Это, однако, не мешало ему предпринимать обдуманные и напряженные усилия, которые не раз спасали Пушкина от тяжелых последствий. Жуковский редко соглашался со способами, избираемыми Пушкиным, но его посредническая миссия проводилась достаточно деятельно.

В творчестве Пушкина находим образ поэта-борца, глашатая народных мнений. Античные имена и обстановка древнего Рима не мешали современникам понимать глубокую злободневность стихов Пушкина.

Иначе обстоит дело с Лермонтовым.

В своих статьях В. Г. Белинский дал совершенное толкование Лермонтова — поэта и прозаика, увидев, в том и другом огромное и принципиально новое явление русской литературы.

Наследник и продолжатель традиций Пушкина, Лермонтов — гениальный выразитель новой, последекабристской эпохи. Поэт прожил необычно короткую даже по меркам XIX в. жизнь. Он был убит, когда ему не исполнилось и 27 лет. Всего четыре года, с 1837-го по 1841-й, на глазах изумленных современников развивалось зрелое творчество Лермонтова. Однако эти годы ознаменовали особый, лермонтовский период русской литературы. И мало кто знал, что этому предшествовало: с 1828 по 1837 г., поэтом было создано свыше 300 стихотворений, 20 поэм, 6 драм, 3 романа — и, по сути, ничего не опубликовано: требовательность к себе беспримерная.

Поэтический мир Лермонтова — это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

Поэтический мир Лермонтова — это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

Лирический герой Лермонтова наделен приметами, которые в равной мере характеризуют его как личность, как представителя человечества, как человека определенного времени. Он — яркая индивидуальность, и вместе с тем он в своей характерности неотделим от людей, от эпохи. Эти качества героя в значительной степени и определяют своеобразие лирики Лермонтова.

В результате проведенного анализа стихотворений трех русских поэтов первой трети ХIХ века мы пришли к следующим выводам:

Высшее, небесное, божественное начало поэзии акцентировано в равной степени у всех трех романтических поэтов.

Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова (1814–1841), отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г., разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер.

Заключение

В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей.

Основные термины (генерируются автоматически): Жуковский, пушкин, Лермонтов, поэт, русская литература, лермонтовская поэзия, творчество, романтический пейзаж, русская поэзия, русский романтизм.

Читайте также: