Сочинение размышление над прочитанным

Обновлено: 07.07.2024

Что же это за роман. Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течении 8 лет (с
1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом,
почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жиз-
ненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе.

Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрос-
леет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждает-
ся, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение
Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой
человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени
воспитание под руководством француза - гувернера в духе литературы,
оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "зо-
лотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение теат-
ров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет
высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства
дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но
вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум"
выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят
к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству
политической и социальной обстановкой:

Нет, рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум.. .

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и
он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной
деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд
упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до кон-
ца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В
деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не
задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные наст-
роения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа,
он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одарен-
ной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запро-
сов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддав-
шись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохотни глупцов". В
подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странс-
твия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть
на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности,
понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в
столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем
вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна
разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвер-
гает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает,
что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охла-
девший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу
поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной де-
ятельности.

Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей".
Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Ла-
евского. Все эти образы являются художественным отражением русской
действительности.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Размышления о прочитанном произведении.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко "Слепой музыкант". Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, - слепому? Герою Короленко - слепорождённому Петру - приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался "с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела". Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них - Роман - был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же - Егорий - был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. "Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!" - бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает "тихий подвиг любви": она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому "приходится налегать на вёсла" и идти к свету, солнцу, счастью!

Сочинение на тему Размышления о прочитанном произведении Стр. 1

Сочинение на тему Размышления о прочитанном произведении Стр. 2

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2. Проблема, поднятая в тексте.

4. Авторская позиция.

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Нейтральная позиция (констатация фактов)

Порицание, осуждение

словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;

с интересом наблюдает за тем …;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о …;

словно приглашает читателя к диалогу …;

делится своими мыслями, наблюдениями …;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что …;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование …;

автор не может мириться с тем …;

с горькой иронией пишет о том …;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование .

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему :

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Ключевые фразы к научно-популярному тексту :

· На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …

· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)

· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.


Андрей Георгиевич Нарушевич даёт методические советы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе.

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Композиция сочинения

Аргументация собственного мнения

Выявите основную мысль текста.

Запишите её в виде законченного предложения.

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Выявление проблемы художественного текста

  • Проанализируйте поступки, отношения героев
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
  • Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм)
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Что такое комментарий?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Логика комментирования

Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Типы информации в тексте

Принципы построения комментария

  • Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения.
  • Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
  • Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

Алгоритм работы с текстом

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.)
  3. Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора.
  4. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Способы отсылки к тексту

  • Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Публицистический текст

  • Как автор строит рассуждение?
  • Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
  • Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

Фрагмент сочинения

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Художественный текст

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

Фрагмент сочинения. Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Фрагмент сочинения. Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация

Фрагмент сочинения. Комментарий. 2-ой пример-иллюстрация

Фрагмент сочинения. Позиция автора

Автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Типичные ошибки комментирования

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Паустовский.

Вступление

  • Вступить в контакт с читателем;
  • подготовить к восприятию текста;
  • подвести к формулировке проблемы.

Формулирование проблемы

Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать.

Вступление. Формулирование проблемы

Вдохновение… Как часто поэты, писатели жаждут этого необычного состояния души, когда человека переполняет энергия, когда хочется поделиться со всем миром своими чувствами, находками, открытиями. Что же такое вдохновение? Эта проблема вызвала интерес Константина Паустовского.

Комментарий

  • показать, как именно, на каком материале раскрывается проблема
  • выделить и прокомментировать наиболее важные места
  • показать ход мыслей автора

Обязательна опора на текст!

Объем: 6-8 предложений.

Автор приходит к следующему выводу: вдохновение – это такое состояние духа, когда у человека появляется уникальная возможность передать другим все мысли и чувства, которые наполняют разум и сердце, поделиться с окружающими самым сокровенным – частью своей души.

Формулирование позиции автора

понять мнение автора о выделенной проблеме;

четко сформулировать вывод, к которому приходит автор.

Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами.

Объем: 1-3 предложения.

Аргументация собственной позиции

сформулировать свою позицию

подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса;

подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками.

Нужны примеры из литературы!

5-8 предложений на каждый аргумент.

Моя позиция + 1-ый аргумент

2-ой аргумент

Вывод

Объем: 3-5 предложений.

Мне кажется, автору действительно удалось показать читателю это едва уловимое и с трудом поддающееся описанию состояние человеческого духа – вдохновение.

Читайте также: