Сочинение рассуждение в научном стиле

Обновлено: 06.07.2024

1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле.

2. Речевая разминка

Заявил наш Игорёк:
- По-морскому
Повар – кок!
И выходит,
Поварешка –
По-морскому
Кокорёшка.
Повариха – кокориха,
Поварята – кокорята.
Вот смешно, как
По – морскому
Получается, ребята. (С. Коган)

4. -Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова?

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
(Г. Комаровский и Г. Ладонщиков)

7. Жил- был слонёнок (отрывок)

В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слонёнок,
А может, не слонёнок,
А может, поросёнок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
И громко заревел.
(Э. Успенский)

9. Жил- был слонёнок (отрывок)

В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слонёнок,
А может, не слонёнок,
А может, поросёнок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
И громко заревел.
(Э. Успенский)

Лингвистика – это наука о
языке.
Рассуждение – это тип текста,
в котором основная мысль
разъясняется или
доказывается с помощью
аргументов.
Сочинение на
лингвистическую тему
предполагает рассуждение по
вопросам языкознания.

11. Структура (план) сочинения-рассуждения:

12. Сочинение Значимая часть слова корень.

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
2) совершенствование навыков анализа текста;
3) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

1) Статья В.Чивилихина:

(1) Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. (2) Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об истинном их значении. (3) Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. (4) При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. (5) И когда осенью остывает какой-либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднимается более теплая – и так далее, пока вся вода не перемешается и не примет четырехградусную температуру. (6) Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один-два градуса. (7) И тут-то происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. (8) Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. (9) Образующийся при нуле градусов лед еще легче и поэтому не тонет. (10) Поистине сказочное свойство! (11) Кусок легкого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. (12) Не будь этого, наши водоемы промерзали бы до дна. (13) Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.

Примерный план сочинения-рассуждения

1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.

2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему.

3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?

4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).

5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).

6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

(Критерии оценивания ответа на задание С1.)

Домашнее задание к уроку: – уточнить (обратиться к словарю), что такое оценочная лексика, общенаучные слова, термины, метафора, риторическое восклицание. (Оценочная лексика – эмоционально окрашенная лексика, содержащая авторскую оценку; общенаучные слова – слова, встречающиеся в языке разных наук; термин – слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное понятие; риторическое восклицание – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия; метафора – скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов).

I. Работа с текстом

– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея – основная мысль текста).

– Теперь прочитаем текст В.Чивилихина и определим тему текста. (Этот текст – об удивительных свойствах воды).

Можно предложить ученикам клише, которые помогут сформулировать тему:

Автор текста рассказывает нам о.
…Тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст об …

– Какова проблематика текста? Над какими вопросами задумывается В.Чивилихин? (Почему воду можно назвать истинным чудом земной природы? Какое свойство воды можно назвать удивительным? Почему лед не тонет в воде? Почему водоемы зимой не промерзают до дна?)

Клише, которые будут использовать ученики, создавая текст сочинения-рассуждения:

. На эти вопросы отвечает автор текста.
Автор предлагает читателю задуматься над такими вопросами.

– Какова цель автора текста? На какую читательскую аудиторию рассчитывает автор? (Автор текста ставит две цели: во-первых, научно объяснить явления, которые наблюдает человек; во-вторых, убедить читателя в том, что в самых обыкновенных вещах можно увидеть что-либо интересное. Текст рассчитан на широкий круг читателей.)

– Какой стиль речи помогает автору достичь целей? Какие особенности этого стиля можно увидеть в тексте В.Чивилихина? К какому типу речи можно отнести этот текст? (В тексте сочетаются черты научного и публицистического стилей. Логичность – главная черта как научного, так и публицистического стиля, поэтому статья представляет собой рассуждение. В тексте можно выделить следующие элементы рассуждения: тезис, доказательства, вывод. В первых двух предложениях содержится тезис: воду можно считать истинным чудом живой природы, потому что этот минерал обладает уникальными свойствами. Затем автор, доказывая это положение, приводит аргументы, убеждая читателя в справедливости тезиса (3–9-е предложения). И в 10-м предложении содержится вывод, который подтверждает правильность тезиса.

Для того чтобы объяснить явления, которые наблюдает человек, автор использует общенаучную лексику – физико-химические свойства, молекулярные законы, аморфный; термин четырехградусная тепловая константа определяет температуру, при которой вода всегда становится более тяжелой. Но В.Чивилихин старается еще и увлечь, заинтересовать читателя, поэтому он прибегает к оценочной лексике – истинное чудо, поразительное свойство, чудесным образом, а риторическим восклицанием Поистине сказочное свойство! автор выражает свое восхищение удивительным свойством воды.

Клише, которые помогут учащимся при создании собственного текста:

Автор текста хочет не только научно объяснить… но и заинтересовать…
Логичность – главная особенность текстов ( . ) стиля, поэтому статья В.Чивилихина представляет собой…
Тип речи – рассуждение – обеспечивает логичность текста…
. – вот утверждение, которое автор хочет доказать.
…Этот тезис содержится в первых предложениях текста.
Для того чтобы объяснить. … автор использует общенаучную лексику ( . ).
С помощью общенаучной лексики ( . ) автор объясняет…
Прибегая к оценочной лексике ( … ), В.Чивилихин популяризирует текст.
Оценочная лексика ( … ) помогает автору текста увлечь, заинтересовать .
Риторическое восклицание ( … ) передает авторское восхищение .

– Как автор отвечает на поставленные вопросы? Какова идея текста? (Главная мысль текста такова: вода удивительна тем, что она способна менять плотность в зависимости от температуры: при четырех градусах вода тяжелеет, а при более низкой температуре она становится легкой. Именно поэтому лед не тонет в воде и водоемы не промерзают до дна. С помощью метафоры (…Земля не вырвалась бы из ледяного плена) автор рисует печальную картину. В.Чивилихин убеждает читателя в том, что способность менять плотность – чудесное свойство воды, и если бы вода не обладала такой способностью, то все живое на земле погибло бы.)

Клише, помогающие учащимся сформулировать идею текста:

Главная мысль текста такова:
…– вот идея текста.
Автор находит замечательным то .
Поразительное свойство воды – это ее способность .
С помощью метафоры ( … ) автор убеждает читателя в том.

– Каково ваше отношение к позиции автора?

Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний. Можно предложить учащимся клише, которые помогут корректно сформулировать собственное мнение:

Автор прав в том, что . однако трудно согласиться с тем, что .
Можно поддержать автора в том, что…

II. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Предлагаем учащимся дома написать сочинение-рассуждение по статье В.Чивилихина. Это примерный текст сочинения-рассуждения:

Каждый день мы пользуемся водой. Но, готовя, умываясь, поливая цветы, мы не задумываемся о том, как велика роль воды в нашей жизни. В.Чивилихин предлагает читателю по-иному взглянуть на это привычное, необходимое в быту вещество и рассказывает нам об одном из удивительных свойств воды.

Что же вызывает авторское восхищение? В.Чивилихин находит замечательным то, что вода может менять свою плотность в зависимости от температуры: при четырех градусах вода тяжелеет, а при более низкой температуре она становится легче. Благодаря этой способности лед не тонет в воде, а водоемы зимой не промерзают до дна. С помощью метафоры …Земля не вырвалась бы из ледяного плена автор заставляет читателя поверить в то, что способность воды менять плотность – удивительное свойство, ведь именно это свойство не позволяет живому погибнуть. Таким образом, воду действительно можно назвать истинным чудом живой природы.

С этим утверждением нельзя не согласиться. Еще наши далекие предки считали, что вода обладает чудесными свойствами, поэтому ее заговаривали, лечились ею, в воду заходили при крещении. И во многих волшебных сказках жизнь героям возвращала живая вода.

И ведь создатели сказок не ошибались! Первые формы жизни на Земле появились именно в воде, и без воды не может существовать ни один живой организм.

Необычные свойства воды определяют ее главную роль в природе и жизни человека. Так, ее высокая теплоемкость препятствует резкой перемене климата на Земле и предотвращает катастрофы, которые могли бы возникнуть из-за перепада температур, а способность воды растворять другие вещества человек использует в промышленности, медицине. И автор текста, безусловно, прав, говоря о том, что обычная вода является замечательным веществом.

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией.

ВложениеРазмер
sochinenie-rassuzhdenie_na_lingvisticheskuyu_temu_v_nauchnom_stile._5_klass._russkiy_yazyk._prezentatsiya_k_uroku.rar 602.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края

Урок русского языка в 5 классе

Подготовила учитель русского языка

Сацко Елена Ивановна

на лингвистическую тему в научном стиле речи .(Слайд № 1)

Образовательные цели: - углубить сведения о признаках научного стиля речи;

- закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;

- отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для

написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле

1. Речевая разминка . (слайд № 2)

Заявил наш Игорёк:

Получается, ребята. (С. Коган)

- Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.

- Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)

- Какой общий корень у этих слов? ( кок )

- Что обозначает этот корень? ( Кок – это повар на морском судне)

- При помощи каких суффиксов образованы эти слова? ( При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,

- Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? ( Нет.) - Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.

2. Работа по теме.

1). - Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:

1). Что такое лингвистика ? ( это наука о языке)

2). Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)

3). Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).

4). Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).

6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)

7). Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).

2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова . Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).

Запись: Кол я – кол ет ( не являются однокоренными словами);

тон ет – у тон уть (однокоренные слова).

-Определите корень в следующих словах: клич ка – клик ать – вос клиц ать. (Слайд № 5)

- С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц ) – запись.

3) . - При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слонёнок,

А может, не слонёнок,

А может, поросёнок,

А может, крокодил.

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу,

А может, и не сразу,

Уселся на скамеечку

и громко заревел. (Слайд № 7)

Суффиксы -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;

-н- : зимним, летним, чудным, длинным;

- л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;

Приставки по- : погулять, почитать, поспать;

за- : заблудился, заснул, закончил;

у- : уселся, упал, уронил.

- Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУ МРАК, ЖИ ЗНЬ , БОЛЕ ЗНЬ , МЕЛ ЮЗГ А, МЕТ Л А. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)

4). - Для чего в слове нужно окончание ?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).

ОГРОМН ОМ , ЗООПАРК Е , ЖИЛ  , КРОКОДИЛ  , ПОГУЛЯ ТЬ , ЗАБЛУДИЛ  СЯ. (Слайд № 9).

- Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)

-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

- Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.

3. Работа над сочинением.

1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)

это наука о языке.

это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.

на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.

- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)

- Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.

- Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)

Корень – это главная значимая часть слова.

Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.

Пример: Суффикс – это значимая часть слова.

Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.

4. Домашнее задание.

- Какое сочинение вы дома будете писать?

- Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)

- Из каких частей должно состоять ваше сочинение?


не изменяется он одет по - весеннему она одета по - весеннему мы одеты по - весеннему Следовательно, перед нами самостоятельная часть речи - наречие.


Помогите написать сочинение в научном стиле?

Помогите написать сочинение в научном стиле.


Напишите сочинение рассуждение на тему : Какой стиль в архитектуре вам нравится больше : старинный или современный - и почему?

Напишите сочинение рассуждение на тему : Какой стиль в архитектуре вам нравится больше : старинный или современный - и почему?

Не менее 70 слов.


Сочинение?

Стиль речи : научный.


Написать сочинение в научном стиле на тему Димитровград?

Написать сочинение в научном стиле на тему Димитровград.

Подчеркнуть слова доказывающие что текст написан в научном стиле.


Помогите, пожалуйста, написать сочинение - рассуждение в научном стиле о животном?

Помогите, пожалуйста, написать сочинение - рассуждение в научном стиле о животном.


Сочинение на тему : научный стиль?

Сочинение на тему : научный стиль.


Сочинение про дуб в научном стиле речи?

Сочинение про дуб в научном стиле речи.


Рассуждение в научном стиле на тему : "Почему нужно рыхлить почву?

Рассуждение в научном стиле на тему : "Почему нужно рыхлить почву?


Сочинение о грозе в разговорном и научном стилях?

Сочинение о грозе в разговорном и научном стилях.


Написать сочинение про телефон в научном стиле?

Написать сочинение про телефон в научном стиле.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Сочинение - рассуждение в научном стиле?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Из древнегреческого языка.


Тюз театр юнного зрителя.


Ге - рой(2) Утро(1) Боль - ше(2) Объ - код(2) Коль - цо(2) Цирк(1) Му - ли - на(3) Съел(1) Взлёт(1) Трой - ка(2) За - ряд - какие(3) Паль - ио(2) Клас - сная(2) Обувь(1) стай - Ка(2) Тест - драйв(2) Рус - ский(2) При - лёт(2) Сде - лать(2) Ра - бо - ..


1 ст. Цирк, съел, взлет, обувь, огонь. 2 ст. Герой, больше, объезд, кольцо, тройка, пальто, классная, стайка, тетрадь, русский, прилет, сделать, остров, сестра. 3 ст. Малина, зарядка, рабочий.


1) язык за зубами 2) расхлебывать 3) духом 4) на подъем.


Ветви - подлежащее Кажутся - сказуемое Ветви кажутся - грамматическая основа. Удачи).


Нужно написать про твою подругу. То есть описать её характер и внешность. Это и будет сочинение - описание.


Мне вот лично кажется что первобытному человеку было жить труднее. Аргументы : первобытный человек должен был искать себе жилье в каких - нибудь пещерах современный человек уже имеет свой дом. Первобытный человек должен был охотится на животных сов..


Поющих - наст. Вр. птиц (петь невозвратн. Несов. Вид) луга, осыпанные - прош. Вр. (осыпать невозвратн. Несов. Вид) склонившихся - прош. Вр. цветах (склониться возвратн. Сов. вид) кузнечиков, разлетавшихся - прош. Вр. (разлетаться возвратн. ..


Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели авторам не хватало таланта для того.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: