Сочинение рассуждение публицистического стиля 7 класс разумовская

Обновлено: 05.07.2024

Стилевые черты: эмоциональность, призывность , актуальность, д оходчивость .

Языковые средства: Лексические: общественно-политическая лексика; совмещение торжественной лексики и разговорных средств; антонимы . Синтаксические : побудительные и восклицательные предложения; риторические вопросы; повторы ; параллелизм ; обращения ; -использование литературных цитат , афоризмов, пословиц, поговорок.

Правила построения информации в заметке: Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат ?) Эти вопросы – фундамент информации, то есть событие имеет всегда своего героя (кто), который что-то совершил (что) в каком-то месте (где) в какое-то время (где) и из-за чего-то (как, почему ). Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала. Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты.

Основные черты заметки: Оперативность Актуальность Краткость, ясность изложения (20-30 строк) Точность

Как строить предложения? Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после. Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.

Типы заголовка Заголовок -информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню) Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом) Заголовок-тема (Ярмарка-выставка) Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше) Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы) Заголовок-парадокс – сочетание несочетаемого (Витязи в кедах) Заголовок-цитата из текста . Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех , все на одного) Заголовок-крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок.


Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте.


Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так.


Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .


Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.


Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи".


Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Конспект урока развивающего контроля

Учебник для общеобразовательных учреждений

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Выполнила: Политова Клавдия Викторовна

студентка 4 курса заочного отделения

института гуманитарных наук

и социальных технологий

Методист: Павлова Алла Эдуардовна

Методическое обоснование урока

Тема урока: Контрольная работа № 7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

Цель урока: сформировать умение конструировать текст по типу сочинение-рассуждение по данному началу (тезису).

Свод лингвистической информации по теме урока:

А) Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли. В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый тезис. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Б) Типу текста рассуждение свойственны следующие языковые особенности:

наличие абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений;

большое количество сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения;

используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания ( поэтому, потому что, далее, во-первых, во-вторых, следовательно, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему).

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности. В любом рассуждении, какой бы путь построения его ни был избран автором, как правило, имеются три части:

часть, содержащая основное положение , мысль, которая будет объясняться или доказываться (тезис);

объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы;

заключительная часть – вывод.

В) Обзор методической литературы:

2. Русский язык. 7 класс: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 286 с.

Авторами представлен учебный параграф, помогающий усвоить новый материал.

В программе представлено примерное распределение учебных часов по темам курса, указана цель изучения определённой темы и умения, которыми должен овладеть ученик после изучения и закрепления той или иной темы.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. – 169 с.

4.Анализ возможных затруднений при организации работы над создаваемым текстом.

Затруднением может быть тот случай, когда ученик не усваивает материал в силу достаточно абстрактного вида деятельности. Часто ребенок свои первичные рассуждения не осмысливает именно как рассуждение. Для разрешения этого затруднения нужно активизировать речевую деятельность учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Основным методом в этой группе является метод речевых ситуаций, который используется для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.). В условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.

Бывает, что ученик не может усвоить структуру сочинения-рассуждения, сбивается на пересказ вместо вычленения аргументов. В таком случае следует использовать работу по образцу и такие приемы, как выбор одного заголовка из нескольких предложенных, озаглавливание текста, заголовок, который может служить основным ориентиром для написания всего сочинения, нахождение в тексте формулировки основной мысли, составление словесно-логического плана.

Ученик с трудом вычленяет композиционные части текста, не может структурировать собственный текст. В таком случае анализ композиционной структуры текста проводится параллельно с определением функционально-смыслового типа речи, например: сформулировать и записать сначала вводную и заключительную часть, а затем основную, в которой раскрываются признаки предмета или перечисляются аргументы.

5.Задачи урока:

- сформировать умение составлять текст типа рассуждение;

- сформировать умение приводить аргументы и доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт личных наблюдений;

- совершенствовать знания и умения в области культуры и развития речи.

- воспитание интереса и уважения к русскому языку;

- воспитание нравственных качеств личности .

-развитие речи и логического мышления с помощью поиска аргументов для подтверждения тезис;

- развитие памяти путём актуализации знаний, необходимых для выполнения учебной задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение учащихся писать сочинение - рассуждение в публицистическом стиле.

Воспитывать у учащихся нетерпимость к хамству, уважительное отношение к окружающим. Побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, проблемой ответственности человека перед другими людьми.

Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-рассуждению. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Эту тему я выбрала неслучайно. Наблюдая за Вами, я не раз наблюдала проявление хамства по отношению друг к другу и даже ко взрослым людям, в том числе, учителям. Поэтому сегодняшний урок своевременный и злободневный.

Наша задача – вникнуть в проблему хамства. Я надеюсь, что урок будет для Вас не только интересен, но и полезен.

Подбор материалов к сочинению.

Какие ассоциации вызывает это слово? На слух? Запишите ассоциации. Хам – гам – звучит уже как ругательство, лай. На вкус? Горько-соленый, что-то гнилое, жуешь шерстяные нитки. Зрительные ассоциации (цвет): грязное белье, мусор…грязно-коричневый, ржавый, черно-серый. Скользкое, вязкое, теплое. Обонятельные (запах): неприятный, тошнотворный, зловонный.

Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, злоба.

Вежливость: нежность, ласка, уважение, учтивость, дружба, доброта, человеколюбие, любезность.

Приведите примеры ситуаций, в которых мы можем встретиться с проявлением хамства.

- А вот, допустим, вас в автобусе обозвали словом, обозначающим бородатое, двурогое, парнокопытное домашнее животное. Как Вы отреагируете? А как ответить, чтобы погасить в хаме агрессию? Ой, извините, что Вы сказали? – тон любезный.

Ваши примеры показали, что хамство многолико и безгранично. Оно было во все века, есть сегодня и, увы, мало надежд на то, что бесследно исчезнет завтра. И особенно хамство присущее молодому поколению.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

- О каких причинах грубости говорит автор? Запишите в тетради.

1. Психологическая незащищенность человека.

2. Подавление такими способами в себе чувства страха, боязни, иногда просто опасения.

3. Прикрытие слабости, незащищенности против травмирующих ситуаций.


Обсудим, какой вред наносит хамство обществу.

а. Грубиян подает плохой пример младшим.

в. Испорченное настроение, снижение работоспособности – нанесен ущерб экономике страны, а это уже затрагивает социальный и экономический факторы.

8. Попробуем выработать правила, которые помогут нам бороться с этой социальной проблемой.

- начни с себя – каждый грешен – проследи природу своего хамства и найди силы противостоять себе самому.

- никогда не отвечай на хамство хамством – так мы его только увеличим.

- думай и чувствуй, как твои слова и поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

- относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Ко всему сказанному хочу добавить, что люди в погоне за житейскими мелочами забывают, что жизнь у человека одна-единственная и не нужно ее растрачивать на злые слова и неблаговидные поступки.

Через несколько месяцев Вы уйдете из школы. Подумайте, какую память Вы оставите в душах тех людей, которым Вы нахамили?


Урок сформирует у учащихся навык написания сочинения–рассуждения, навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные из них, позволит активизировать и обогатить словарный запас учащихся, а также повторить особенности публицистического стиля речи.

Описание разработки

I. Цели урока:

- формировать навык написания сочинения – рассуждения;

- формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные;

- активизировать и обогатить словарный запас учащихся;

- повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- повторить знаки при прямой речи;

- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

- развитие морального сознания на основе личностного выбора;

- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование гражданской позиции;

- формирование умения работать в коллективе при решении поисковых задач;

- развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление;

- развивать умение аргументировать, доказывать и отстаивать собственную точку зрения;

- расширить кругозор учеников; повысить познавательный интерес к предмету;

- развивать эстетический вкус.

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля;

- участвовать в диалоге, сотрудничать при работе в группе; оценивать свою учебную деятельность.

II. Тип урока: урок целевого применения усвоенного материала.

III. Вид урока: развитие речи (урок практической работы).

IV. Организационные формы: учебный диалог; самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность, личностно ориентированный, текстоориентированный, интегрированный (литература, кинемотография) методы; информационно-коммуникативная технология, ИКТ; проблемная ситуация, работа с цитатами, частично-поисковый метод, творческая работа, наглядность, метод программированных заданий..

V. Структура урока.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок развития речи. Поэтому разделимся на три группы путём жеребьёвки. Займите свои рабочие места. Распределите обязанности: руководитель, спикер, хранитель времени, оформители. Запишите число и тему в тетради: слайд 1

I этап – мобилизующий: включение в активную интеллектуальную деятельность.

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из знакомого вам фильма (или прочитаем текст песни из него) и определим, что волнует героя.

О чём рассуждает Серёжа? (О несовпадении его желаний и того, что необходимо делать).

Каким словом можно обозначить выбор его поступков? (Хочу)

А каким словом то, что вынужден делать? (Надо)

С какой проблемой сталкивается герой? А вы попадали в подобную ситуацию?

Слайд 2а: каждый человек сталкивается с подобной проблемой

II этап – целеполагание: определение цели урока, учебных задач.

Кто понял, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Какова цель урока? (Подготовиться и написать сочинение – рассуждение)

Цель урока: Написать сочинение - рассуждение публицистического стиля.

Как достигнуть этой цели? (Рассказать о роли каждого их этих понятий и сделать вывод о том, какое главнее)

Вспомним признаки публицистического стиля, структуру сочинения- рассуждения, языковые особенности, подберём аргументы и напишем работу.

III этап - совместная деятельность.

Расскажите о публицистическом стиле (слайд 4).

Расскажите о структуре сочинения – рассуждения (слайд 5)

В работе нам поможет отрывок из текста В. П. Крапивина упр. №401.

Какой элемент сочинения предложен нам? (Вступление. Актуализация.)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 7 классе.

I. Цели урока:

образовательные: - формировать навык написания сочинения – рассуждения;

- формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные;

- активизировать и обогатить словарный запас учащихся;

- повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- повторить знаки при прямой речи;

воспитательные: - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

- развитие морального сознания на основе личностного выбора;

- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование гражданской позиции;

- формирование умения работать в коллективе при решении поисковых задач;

развивающие:

- развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление;

- развивать умение аргументировать, доказывать и отстаивать собственную точку зрения

- расширить кругозор учеников; повысить познавательный интерес к предмету;

- развивать эстетический вкус.

Метапредметные: - формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

-создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля;

- участвовать в диалоге, сотрудничать при работе в группе; оценивать свою учебную деятельность.

II. Тип урока: урок целевого применения усвоенного материала

III. Вид урока: развитие речи (урок практической работы).

IV. Организационные формы: учебный диалог; самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность, личностно ориентированный, текстоориентированный, интегрированный (литература, кинемотография) методы; информационно-коммуникативная технология, ИКТ; проблемная ситуация, работа с цитатами, частично-поисковый метод, творческая работа, наглядность, метод программированных заданий..

Оборудование: - компьютер;

V. Структура урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок развития речи. Поэтому разделимся на три группы путём жеребьёвки. Займите свои рабочие места. Распределите обязанности: руководитель, спикер, хранитель времени, оформители. Запишите число и тему в тетради: слайд 1

I этап – мобилизующий: включение в активную интеллектуальную деятельность

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из знакомого вам фильма (или прочитаем текст песни из него) и определим, что волнует героя.

О чём рассуждает Серёжа? (О несовпадении его желаний и того, что необходимо делать).

Каким словом можно обозначить выбор его поступков? (Хочу)

А каким словом то, что вынужден делать? (Надо)

С какой проблемой сталкивается герой? А вы попадали в подобную ситуацию?

Слайд 2а: каждый человек сталкивается с подобной проблемой

II этап – целеполагание: определение цели урока, учебных задач.

Кто понял, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Какова цель урока? (Подготовиться и написать сочинение – рассуждение)

Цель урока: Написать сочинение - рассуждение публицистического стиля.

Как достигнуть этой цели? (Рассказать о роли каждого их этих понятий и сделать вывод о том, какое главнее)

Вспомним признаки публицистического стиля, структуру сочинения- рассуждения, языковые особенности, подберём аргументы и напишем работу.

III этап - совместная деятельность.

Расскажите о публицистическом стиле (слайд 4).

Расскажите о структуре сочинения – рассуждения (слайд 5.

В работе нам поможет отрывок из текста В.П.Крапивина упр.№401.

Какой элемент сочинения предложен нам? (Вступление. Актуализация.)

Что нужно определить? (Тезис - проблема, аргументы и вывод.

Проверяем: слайд 6. Все ли слова понятны?

Противоречия, которые выявили вы, похожи на противоречия Сыроежкина.

Сформулируем тезис нашего сочинения в виде проблемного вопроса (Как же разрешить это противоречие?)

Вспомните, как это сделал Серёжа и что из этого получилось?

Как же поступить нам?

Какие аргументы можем привести? Слайд 7.

Я предлагаю вам несколько высказываний (слайд 8)..

IV этап – коммуникация: общее решение.

С чем согласны или не согласны?

В чём пытаются убедить нас авторы этих мудрых слов?

Какой аргумент будет первым? (История Серёжи).

Может, кто–нибудь вспомнит истории других героев.

Какой второй аргумент? (Высказывания).

Авторы убеждали нас в том, что, выбирая главным одно из слов, заявленных в проблеме, мы воспитываем в себе определённые качества, которые повлияют на нашу жизнь. Об этом будет ваш третий аргумент.

Каков же ваш вывод?

Какой должна быть ваша речь в сочинении? Какие языковые средства будете использовать?

V этап – самостоятельная работа.

Выпишите себе в тетрадь понравившиеся высказывания, оформив их в виде прямой речи. Расскажите о знаках.

VI этап – домашняя работа.

Упр.401. Написать сочинение - рассуждение публицистического стиля.

VII этап – рефлексия.

Выразите свое отношение к уроку (слайд 9).

VIII этап –завершение. Слайд 10:

Спасибо за урок.


-75%

Читайте также: