Сочинение рассуждение пророк лермонтов

Обновлено: 06.07.2024

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Вариант 1

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством.

Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

Вариант 2

Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели М. Ю. Лермонтова оставались считанные недели. Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни. Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире.

Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей.

Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.

Вариант 3

Метафорическое изображение поэта-гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Вариант 4

В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно-таки трудно сделать.

В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.

Михаил Юрьевич никогда не скрывал своих мыслей и старался раскрывать их в своих произведениях. Именно в этом творении, автор, не скрывая ничего от зрителя, пытается открыть ему глаза на то, каким на самом деле может являться человек. Человек – это завистливое, жадное и злое существо, которое в любом действии ищет выгоду. А образ пророка в стихотворении выступает как лицо, которое пытается творить добро, помочь другим, сделать мир лучше. Но на пути он встречается со злом, негативом, ненавистью и завистью.

Вариант 1

История создания

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).

Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3–4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6‑й и 7‑й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.

Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6‑й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

Вариант 2

История написания

О чем стихотворение?

Главная идея

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.

Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Вариант 1

Лермонтовский сюжет начинается там же, где заканчивается пушкинский. Человек, получивший от Всевышнего дар всеведенья, отправляется нести знания людям. Если у Пушкина описывалось становление пророка-поэта, его особенности, силы, предназначение, то Лермонтов повествует об отвержении обществом такого человека, отдалении от людей.

Пушкин верит в великое дело поэта, в его пользу для народа, видимо, предполагает, что его пророка непременно услышат. Стихотворение Лермонтова наполнено разочарованием, он не надеется, что человечество способно принять слова пророка, слова поэта. Его герой обречён на одиночество и изгнание.

Стихотворение Пушкина звучит торжественно, возвышенно. Он использует церковную лексику для того, чтобы передать атмосферу сюжета, взятого из Библии. Лексика Лермонтова не напоминает о церкви, хотя сюжет из той же книги. Создаётся впечатление, что пророк – это современник писателя.

Два разных поэта – два разных пророка. При жизни Пушкина поэты благодаря своему дарованию несли мысли в массы, гений самого Александра Сергеевича признавался, поэт был важным, нужным человеком, проповедующим мораль, философию, просвещение. Но всё изменилось, когда декабристы подняли восстание. Вольнодумство пресекалось гораздо жёстче: царям не нужны были новые бунты. Лермонтов писал в это время, и потому его пророк, несущий истину, не признается обществом.

Таким образом, отличие двух стихотворений отображает разницу двух поколений России – до и после декабристского восстания.

Вариант 2

Пророк Пушкина — страдающий, измотанный странник, лишённый всего и скитающийся по мрачной пустыне без цели существования. Но однажды на перепутье к нему является шестикрылый серафим — посланник Бога.

Как бы перехватывая эстафету у Пушкина, Лермонтов пишет о Пророке спустя уже какое-то время после просветления. Перед нами предстаёт крайне депрессивная картина. Просветлённый, полный надежд на светлое будущее мудрец пошёл доносить до людей мир и любовь, но был ими освистан и изгнан. В их глазах он не разглядел ничего, кроме ненависти и порока. А серая масса увидела в нём лишь гордеца и мошенника.

Бежав от общества в мир девственной природы, медиум Бога пребывает в гармонии со Вселенной, всё дальше отдаляясь от отвергнувшей его мирской суеты. Лермонтов, как и Пушкин, видит в поэте благословлённого самим Всевышним пророка. Но в то же время, основываясь на своём личном жизненном опыте, он считает, что реальный мир слишком жесток, и все призывы к истинным, высоким ценностям потонут в гомоне толпы.

Вариант 3

Стихотворение Пророк А.С.Пушкина было написано в 1826 году. М.Ю.Лермонтов написал одноименное стихотворение в 1841 году, тем самым продолжая творение Пушкина. В двух одноименных стихотворениях затрагивается тема поэта и поэзии. Тем не менее, у этих произведений достаточно много различий.

Для того чтобы проследить это, проведём их сравнение, ведь в данном случае это очень важно. Пророк Пушкина носитель истины, так необходимой людям. Своего героя он меняет из ужасного во всевидящего. Прототипом пророка является библейский персонаж Исайе. Библейская лексика, множество церковной лексики, архаизмы создают торжественность стиля.

Портрет героя, видимый со стороны, вызывает жалость, ведь он полностью разочарован в своём существовании, более того, чувствует себя одиноким. В отличие от Пушкина Лермонтов использует современную лексику, что приближает нас к реальной и повседневной жизни. Благодаря этому нам легче понять, что творится на душе у героя. Таким образом, анализирую оба стихотворения, мы понимаем, что здесь прослеживаются как сходства, так и различия.

Несмотря на то, что поэты использовали для основы одни библейские источники, смысл творений получился разным. Это, в какой-то степени, свидетельствует о том, что у поэтов были разные взгляды на мир. Кроме того, у писателей отличаются судьбы и направления в их творчестве, и всё это сыграло решающую роль в написании этих стихов.

Вариант 4

Стихотворение создано в жанре классической оды. В нем использованы возвышенные слова, характерные для этого поэтического жанра. Этим Пушкин хотел подчеркнуть, что ода, как литературный жанр, должна прекратить служить власть предержащим. Это был вызов старой литературной школе, последователями которой были Державин, Ломоносов, Карамзин, отчасти Жуковский.

Стихотворение наполнено аллегориями. Под пророком подразумевается поэт, духовно перерожденный, тонко чувствующий страдания, красоту природы, язык зверей. Он видит и слышит не так, как видят и слышат обычные люди.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

О библейской теме свидетельствуют и многочисленные старославянизмы (глагол, виждь, внемли, десница и другие), употребление которых воспринимается более логично, если вспомнить, что в XIX веке Библия издавалась, читалась и изучалась на старославянском языке.

Безверие и уныние, которыми пронизано стихотворение Лермонтова, связаны не только с гонениями его творчества, но и с общими настроениями, царившими в тогдашней Российской среде. Если Пушкинский Пророк, вдохновленный гласом Божьим, идет из пустыни к людям, то пророк Лермонтова, напротив, бежит от людей в пустыню.

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно? художественную программу. Это “Кинжал” , “Поэт” , “Не верь себе” , “Журналист, Читатель и Писатель” и, наконец, “Пророк” – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта? гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии.

же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.

В стихотворении “Пророк” свое развитие “пушкинской” темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: “С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…”. И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв “гласу бога”, явился в мир “глаголом жечь сердца людей”: “В меня все ближние мои Бросали бешено каменья”.

В стихотворении “Пророк” звучит протест против

непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта? пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”. Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий.

Если пушкинское последние стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Лермонтовскому “Пророку” внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа, “шумный град” же встречает его насмешками “самолюбивой” пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.

В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема “Пророка” раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного “любви и правде”, и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.

Белинский относил “Пророка” к лучшим созданиям Лермонтова: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…”

По Михаилу Юрьевичу Лермонтову, творчество, это не просто талант, это дар, преподнесенный Господом. И не каждому одаренному человеку удается ему соответствовать.

Образ лирического героя-поэта в произведениях Михаила Юрьевича, не похожи на образы поэтов остальных писателей. Лермонтов с тревогой и грустью пишет о поэтическом даре, боясь уронить его с пьедестала, куда вознес его народ.

В лермонтовском описании поэта нет восхищения своим даром Пушкина. Михаил Юрьевич представляет читателю поэта, как глубоко одинокого человека, с тяжелой судьбой.

О стольких громких победах мог бы рассказать этот кинжал. О боевых заслугах, восхваляемых народом. Тогда у него была жизнь, которая кипела и бурлила водоворотом страстей.

Сейчас же он позабыт и покрыт ржавчиной и пылью, как часть интерьера, если выражаться тактично. По сути же, он просто ненужный хлам.

Так автор ассоциирует себя с этим кинжалом. Поэт забыт. Забыты его прошлые победы и признания общества. Он страдает т творческого кризиса, ненужности. Его больше не слышат. Да и не хотят.

Общество его не воспринимает. В него бросают камнями, называя сумасшедшим, выслушав проповеди нищего поэта, видящего насквозь все низменные пороки общества.

Некогда, гремевший на всю страну, талантливый, подающий надежды поэт, сейчас вынужден бежать в пустыню, прикрываясь нищенскими лохмотьями, от грязи пороков людей в пустыню. Он больше не может выносить свой дар, за который платит такую большую цену. Не может быть посмешищем для общественного мнения, даже осознавая всю его порочность и испорченность.

Образ поэта в творчестве Михаила Юрьевича, как противопоставление общественному мнению, толпе. Поэтому его поэт всегда одинок и грустен, не нужен этому заблудшему миру, которому и так хорошо живется в своих грехах, позволяя себе н отвечать ни за что. А всю вину можно свалить на одного изгоя, который думает никак все, говорит никак все и не может жить как все остальные, обманывая себя, предавая собственные идеалы и принципы.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэт-пророк в творчестве Лермонтова

Популярные сегодня темы

Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни.

В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.

Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенъе пророка,

В очах людей читаю я

Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас.

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.

…издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы…

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет, завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей.

Последние гневные строки направлены против царских палачей, которые более виновны в гибели поэта, чем настоящей убийца, т.к. направляли его руку. Лермонтов грозит им Божьим судом.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

В наш век изнеженный не так ли

Ты, поэт, свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть,

Которой свет внимал в немом благоговенье?

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще не ведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я начал раньше, кончу ране,

Мой ум немного совершит:

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Век Лермонтова — эпоха эгоистическая и прозаическая, мало заботящаяся об искусстве и больше думающая о пользе; эпоха, которой была чужда поэзия, чей небесный огонь сиял лишь для немногих.

Лермонтов, чувствовавший свое время сердцем, физически ощущал утрату: поэзией своего высокого назначения; обреченность поэта — божьего избранника, на одиночество и презрение людей. Лермонтов в своих стихах отразил судьбу поэта в государстве, где царствует невежество и бездуховность.

Эта вещая прозорливость еще раз была подтверждена его собственной судьбой.

Читайте также: