Сочинение рассуждение по тексту лихачева

Обновлено: 03.05.2024

Я вышел на тропу войны,

Врага известно имя – зависть,

Ползет по душам, мысли травит,

В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни. Это серьезная проблема, так огромное количество людей страдает от зависти. Это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.

…Врага известно имя – зависть,

Ползет по душам, мысли травит,

пишет поэт – бард Александр Розенбаум.

Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству.

На всем жизненном пути Христа окружала человеческая зависть.

Не завидуй тому, кто силен и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Сочинение ЕГЭ по тексту Лихачева

Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Я обратил (обратила) внимание на то, что у тех моих друзей, кто мало читает, бедный словарный запас. Ребята с трудом могут подобрать синонимы, заменить сказанную фразу. Мне жаль их: они лишают себя того интеллектуального наслаждения, которое может дать только книга.

После прочтения текста, написанного Д. С. Лихачёвым, я еще раз убедился (убедилась) в верности моего профессионального выбора: стать журналистом.

Текст

ОГЭ Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию Д.С.Лихачёва о речи человека

Статья содержит исходный текст, план и образец сочинения.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(10) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

– (11) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (12) Он умер три месяца тому назад. (13) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (14) Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (15) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме неё никого не было, и у Жули кроме него – никого.

(16) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (17) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(18) Марина спала эту ночь плохо. (19) Ей снились собаки. (20) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (21) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (22) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы… (23) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?

– (28) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (29) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (30) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (31) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (32) Вот колбаса, вот булочка. (33) Ешь. (34) Ты любишь сдобные булочки? (35) Я люблю. (36) А к вечеру я сварю тебе кашки. (37) Специальный корм для собак мне не понравился. (38) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю.

(39) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.

– (40) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.

(41) Этой ночью Марина спала чутко. (42) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (43) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и всё оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность.(44) Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (45) Что ей снилось? (46) Может быть, Матвеевич? (47) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Светлана Сергеева

Образец сочинения

Действительно, язык является орудием выражения мыслей и чувств. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать о внутреннем мире человека. Чтобы доказать это, прислушаемся к речи героев текста С.Сергеевой.

Таким образом, если мы будем обращать внимание на речь человека, то сможем заглянуть в его душу, что и утверждал Д. С. Лихачев.

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву. Сочинение ЕГЭ

Два аргумента из текста.

Техническая оснащённость

I. Тема.

  • Какая задача стоит перед нами на уроке? (написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва)

II. Презентация. См. .

III. Анализ текста.

  • Чтение текста. .
  • Определить стиль и тип речи (привести доказательства).
  • Какова структура сочинения-рассуждения? № 2 .

Как можно начать сочинение

1. Сочинение можно начать с предложения, констатирующего актуальность вопроса ( Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна).

Можно использовать следующие стилистические фигуры:

  • именительный падеж ( Милосердие. Доброта. Что означают эти понятия?); (Счастье? Что включает в себя это понятие?)
  • парное соединение однородных членов ( Милосердие и жестокость. Отзывчивость и равнодушие. Как связаны между собой эти понятия?);
  • антитеза ( Добро и зло, любовь и ненависть – понятия противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой);
  • умолчание ( Равнодушие и отсутствие чуткости… Что стоит за ними?); (Музыка… Это мир чувств, красоты, души…)
  • вопрос и ответ на него (Нужны ли в нашей жизни милосердие и доброта? Конечно, нужны);
  • риторическое восклицание (Как редко нам приходится видеть настоящую дружбу! Как часто мы сталкиваемся с предательством и ложью!).

3.Можно сделать небольшое отступление, которое позволит подойти к проблеме (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным (чтобы его понимали и т.д.) Одним из признаков (условий…) хорошего образования (понимания…) является грамотная речь).

V. Формулировка аргументов.

  • Найдите в тексте доказательства, подтверждающие основную мысль автора.

на этом основании сформулируйте аргументы сочинения.

VI. Формулировка и чтение вывода.

№ 5.

VII. Домашнее задание.

Написать полностью сочинение-рассуждение.

Примеры похожих учебных работ

… во-первых, значит, следовательно, потому что. (Рассуждение) 3) Вам сообщили о событии в … собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: … секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее …

Работа над текстом Д. Лихачёва

Что для нас память? (По тексту Д.Лихачева)

… фундаментом для построения полноценного и счастливого будущего. Лихачев полагает, что без оглядки в прошлое человек … Может быть, действительно, в наших генах заложена память целого народа, исторических предков? Тогда с уверенностью … это сочинение.

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

… называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться … Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать …

Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения по тексту А. Дубовика …

… объяснять, доказывать. Работают в группах. 1 группа. Текст – повествование. Что? когда? где? произошло, случилось. Сообщается о последовательных … а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас …

Культурная среда

  • Какова основная мысль текста? Ваше понимание и объяснение основной мысли и будет тезисом сочинения.

IV. Формулировка вступления и тезиса.

4 стр., 1856 слов

Сочинения про Окружающую Среду для школьников

… функционировать. Важно обратить внимание на то, что при этом должно сохраняться биологическое разнообразие. Для того, чтобы было возможным такое устойчивое существование природных систем, обычно … проходить основные – международного масштаба – мероприятия. Сочинение на тему Окружающая среда Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния …

Дмитрий Сергеевич Лихачёв — выдающийся русский писатель, учёный, мыслитель. В своих работах, адресованных юношеству, он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к отечеству.

Думается, что великий русский мыслитель прав: отношения человека и природы должны строиться на нравственном начале, которое подразумевает заботу каждого из нас об окружающем мире, бережное отношение к природным богатствам, восприятие себя самих частью, а вовсе не венцом природы.

Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачёвым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что всё существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой осознание себя частью вселенной, понимание необходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира.

Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

(1)Нравственность особенно нужна в современном мире. (2)Почему? (3)А ведь мы не замечаем, что живём в последние десятилетия в совершенно особом мире. (4)Мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали! (5)Изменились не мы, изменилась планета, на которой мы живём: стала маленькой, перенаселённой и чрезвычайно зависимой от нас.

(12)Отношение к Земле, к Почве, к деревьям, к рекам, озёрам, к источникам, к памятникам культуры, к собственному дому должно строиться на нравственной основе, на основе научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого.

(27)Литература была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения. (28)Любимой книгой был Шестоднев, в котором воспевалась разумность всего происходящего в природе. (29)Природа в Шестодневе описывалась как органическое целое. (30)Это гимн разумности мироустройства.
(31)Конечная цель человеческой деятельности — преображение мира. (32) Преображение:следует понимать не в смысле изменения его лица — внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нём разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению. (33)Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду.

Известный писатель и библиофил Евгений Осетров посвящает текст теме книги. Читая его, я понял, что проблема отношения к книге актуальна всегда.

Д.С. Лихачёва

Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Слово Значение Наследие Наследство Невежественное отношение к культурным цен ностя м. Реставратор .Восстановление памятников культуры. Специалист по реставрации памятников культуры Варварство Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох. Реставрация Вандализм Имущество, переходящее к другому лицу. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм Память Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Святой Глубоко чтимый Способность сохранять

Невежественное отношение к культурным цен ностя м.

.Восстановление памятников культуры.

Специалист по реставрации памятников культуры

Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох.

Имущество, переходящее к другому лицу.

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.

1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. ) … 2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал) … 3. Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. ) 4. … - вот тема, к которой обращается автор текста. 5. Эта статья о … 6. Автор обращается к актуальной теме – теме … 7. Этот текст о … 8. Идея текста выражается в его названии …

1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. ) …

2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал) …

Читайте также: