Сочинение рассуждение по исходному тексту из воспоминаний н толстого 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным, он словно видел каждого человека насквозь. Мальчик очень строг к своим поступкам и действиям, он старается быть справедливым во всем. Он рос в обычной семье. Растет мальчик в спокойной доброй обстановке, поэтому у мальчика много положительных черт. Дома создан домашний уют и тепло, его все любят.

Николенька очень любит свою семью, гордится ей. Особенно он любит свою маму, она для него была ангелом. Он обожал ее улыбку, считал ее самой красивой на планете. Отец же был серьезным строгим мужчиной. Также у мальчика имелась няня. Однажды он поссорился с ней, она наказала его, за то, что тот испачкал скатерть. Мальчика это разозлило, он даже хотел ей отомстить. Но позже няня пришла к нему мириться и принесла гостинцев, мальчику стало стыдно и он очень раскаялся, даже мог заплакать в таких ситуациях. Николенька всегда осознавал, где он был не прав, в чем виноват. Мальчик сделал вывод из всего, что присутствовало в его жизни. Он хорошо осознавал, что на добро люди отвечают тем же. Мальчик всегда стремился к любви, красоте.

Когда мальчик приехал в столицу, то очень опечалился, ведь это привело к тому, что он расстался с мамой. Вскоре он узнал о таком светлом чувстве, как любовь, по началу это было для него чем-то непонятным, потому что новое чувство. Мальчик был очень чист и искренен перед этим чувством.

Когда умерла его мать, он узнал об этом страшном событии из письма, то он потерял всякий смысл в жизни, и это светло чувство любви не имело для Николеньки никакого значения. Мир словно пал перед ним. Он не понимал и не осознавал, что происходит с его жизнью. Увидев свою любимую и самую красивую маму в гробу, он долго не мог прийти в себя, мальчик был в отчаянии. После этого дня, детство у мальчика Николеньки закончилось.

Автор произведения хотел описать детство, каким он его видит. Также хочет донести до читателей, что является детством глазами детей.

Для Толстого самым важным событием были именно моменты в детстве, когда рядом была мама. От нее чувствовались большая искренняя любовь и доверие. Для мальчика из книги мир не был таким безупречным, и он оказался один без самого важного человека на земле. Именно на этом моменте у него случился переход в другую жизнь.

Другие сочинения: ← Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник↑ Толстой Л. Н.Главные герои рассказа Кавказский пленник →

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Повесть начинается с пробуждения десятилетнего Николеньки Иртеньева. Три дня назад мальчик отпраздновал свой день рождения, и теперь он проснулся от удара хлопушки. Карл Иванович – наставник, который частенько разговаривает с детьми на немецком и учит их основным предметам. В это утро он ведет Николеньку с братом Володей к матушке, которая заждалась уже в зале, а затем к отцу, работающему в кабинете, чтобы поздороваться. Николенька любит родителей и любуется красотой материнского лица. Отец кажется ему загадочным, но это не лишает его привлекательности.

В кабинете дети узнают, что завтра им предстоит долгий путь в Москву. Теперь они будут там жить и получать знания. Николенька поминает, что как только он с братом покинет родной дом, Карл Иванович будет уволен и это его расстраивает. Несмотря на печальные известия, наставник все же продолжает заниматься немецким и историей с мальчишками. Его обижает, что после 12-ти лет верной службы хозяева решили попрощаться с ним.

В это время в доме отдыхает Гриша, а дети подсматривают за ним. Автор знакомит нас с бывшей няней матери главного героя Натальей Савишной. Сейчас она продолжает работать в доме, но в качестве служанки. Утром, собираясь в дорогу, мальчик вспоминает счастливое детство, а его мама плачет горькими слезами.

Прошел месяц. Николенька живет в доме бабушки в Москве. Вскоре у нее день рождения, и мальчик решил подарить ей стихи собственного сочинения. На празднование приезжает княгиня Корнакова. Именно ей отец решил поведать о том, что его сын некрасивый и страдает по этому поводу. Затем мальчик знакомится с Иваном Ивановичем, которому бабушка рассказывает о развлечениях Петра Алексеевича. Вскоре среди гостей Николенька замечает двенадцатилетнюю Соню. Она заставляет его сердце биться чаще, и он намерен привлечь ее внимание. Во время танцев ему удалось станцевать с ней. В эту ночь он признается своему брату Володе, что влюбился.

Спустя шесть месяцев, отец получает известие от матушки о том, что она тяжело заболела и просит привести сыновей. Петр Алексеевич исполняет просьбу, и уже вскоре они приезжают в деревню. В этот же день женщина умирает в ужасных муках. Во время похорон Николенька пугается внешности маменьки, которую любил больше всего на свете и быстро покидает комнату.

Спустя три дня все, кроме Натальи Савишны, уезжают в Москву. Женщина остается одна в доме, затем тяжело болеет и умирает. Ее хоронят возле могилы ее воспитанницы.

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок - практикум по русскому языку в 7 классе.

Цель урока : выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам.

Технология : технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа,

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД : умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве пойдёт речь об этом вы узнаете, посмотрев видеоролик.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

Ответ ученика: Я считаю, что речь идет о сострадании, жалости, милосердии, тех качествах человека, благодаря которым его можно назвать Человеком.

Слово учителя: В каких поступках героя выражается его милосердие? Что получает юноша в ответ за свои поступки? Как меняется мир от его доброты и милосердия?

Ответы учащихся: Юноша помогает всем нуждающимся, которых встречает на своем пути: кормит голодную собаку, подаёт милостыню, уступает место в трамвае, поливает почти увядший цветок, регулярно оставляет связку бананов престарелой женщине… Его поступки бескорыстны. От его добрых дел и милосердия мир становится прекраснее и лучше.

Учитель: Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответ ученика : О милосердии

Слайд 2( Эпиграфы)

Эпиграф на доске (запись в тетради):

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Перед вами текст, с которым мы будем работать и задания к нему, итак, чем же мы займемся? Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Ответ ученика:

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, давайте прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения. Слайд 3

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика:

Тезис −это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения. Памятка №1

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения? Слайд 4

Ответ ученика : Памятка № 2

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

Учитель: Обратите внимание на критерии оцениванивания композиции сочинения (С3К3, С3К4) . (Памятка №3). Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учащиеся: Нет.

Работа по сбору материала к сочинению.

Учитель: Предлагаю поразмышлять над понятием милосердие, определить лексическое значение этого слова. Для этого мы подберём к нему ассоциативные слова.

С чем же ассоциируется у вас слово милосердие?

Ответы учащихся: сердце, доброе сердце, сострадание, сочувствие… (учащиеся записывают ассоциативные слова на стикерах и заклеивают их на доске) Слайд 5

Учитель: А теперь поработаем в группах: 1-ая группа подбирает синонимы к слову, 2-ая - антонимы, а 3-ья - однокоренные слова и делает морфемный разбор слова.

Ответы учащихся:

Учитель: А теперь обратимся к словарям. Какое толкование они дают слову милосердие?

Милосердие – готовность из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или чему-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие – взывать к чьему-либо милосердию (Толковый словарь Ожегова)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: А теперь давайте сформулируем определение слова милосердие и запишем его, воспользовавшись речевыми клише, представленными на слайде. Слайд 7, 8

М – это нравственное качество человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении бескорыстно помогать людям, прощать их.

Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено милосердие?

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом.

Учитель: А теперь, давайте обратимся к нашему тексту. (Ученик зачитывает текст)

О чем мы узнаём из текста? Кто является героем этого текста? Кто сумел проявить милосердие и в чём оно выражается?

Ответы учащихся: История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Люсеньку, им не было до неё дела (предл. 11). Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Беззащитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку (предл. 24), которую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хлебом для малышки (предл. 29).

6. Включение в систему знаний.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.

Учитель: Мы с вами сформулировали, что такое милосердие, сумели привести пример милосердия из текста, а теперь обратимся к примерам из жизненного опыта и литературных произведений и примерам милосердия в наших родных чувашских традициях (Использование национально-регионального компонента). Работаем в группах.

Ответы учащихся: Примером милосердия в наши дни может служить донорство, деятельность различных благотворительных фондов, по сбору средств для тяжелобольных и нуждающихся. Милосердие является одной из основополагающих черт в национальных чувашских традициях. Так, ребёнка, который оставался круглой сиротой никогда не бросали на произвол судьбы и, несмотря порой на нищету и многодетность своего семейства, брали под опеку ближайшие родственники или соседи. Именно благодаря милосердию соседей Прохоровых, сумел подняться на ноги наш знаменитый просветитель И.Я. Яковлев.

Слово учителя: Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише. (Слайд 9)

Итак, в заключение скажем, зачем нужно милосердие, как оно влияет на нашу жизнь?

Слово учителя: Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение.

7. Рефлексия (Слайд 10)

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

8. Итог урока.

Подводя итог нашему уроку я хочу отметить активную работу следующих уч-ся, а также предлагаю вам оценить те ЗУН, которые вы получили и закрепили в течение урока, для этого, поставьте соответствующую букву на полях своих тетрадей:

А – Тема урока была лёгкой и понятной, написание сочинения-рассуждения не вызывает у меня затруднений.

Б – Тема в основном понятна, но имеются некоторые затруднения.

В – Тема урока для меня показалась слишком трудной

Домашнее задание вариативное (А – написать сочнение-рассуждение на тему милосердие,

Б – составить небольшой сопроводительный текст для продемонстрированного видеоролика,

В - записать предложения из видеоролика, подчеркнуть в них ошибки и через тире записать предложение, устранив речевые, грамматические и орфографические недочёты)

А в добрых сердцах нет ни капли расчёта,
У них совершенно другие заботы,
Любить бескорыстно, душой сострадать,
Безропотно путь сей земной принимать.

Чины, дивиденды для них лишь пустое,
Им чуждо фальшивое и напускное,
Под фантиком ярким они не таят
Ни чувства, ни мысли, ни жизненный взгляд.

Они не встречают людей по одёжке,
Не судят о книгах по глянцу обложки,
И лживые роли не примеряют,
Под маскою лица свои не скрывают.

И в век наш лихой "всё продай да купи"
Задаром способны помочь и спасти,
По-братски понять и руку подать,
Рубашку последнюю снять и отдать.

И нет миллиардов у них, лишь гроши,
Зато не страдают от рака души,
Нажива и выгода их не терзают,
Чудными порою их называют.

Но доброе сердце обиды прощает
И колких насмешек не замечает,
А доброе сердце в хорошее верит
И доброты для людей не жалеет.

Котёнка накормит, утешит старушку
И хлеба накрошит для птичек в кормушку,
В час скорби спасёт безутешную душу
И гостя незваного встретит радушно.

Последний полтинник пожертвует скромно,
Пальтишко отдаст погорельцам бездомным.
Поможет бесплатно, спасёт без корысти,
На бедах несчастных поживы не ищет.

И пусть не поймут его финансисты,
Его капитал - в сердце - добром и чистом!

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая , 2018
Свидетельство о публикации №118050506297

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения

:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 –С3К4

Памятка №1

План сочинения-рассуждения

1. Тезис −это положение, утверждение, которое требуется доказать.

2. Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

3. Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Памятка №2

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий

Памятка№4

Аргументы из жизни

2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.Результаты личных наблюдений

6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Памятка №5

Я познакомился. (с фактами проявления милосердия в повседневной жизни и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Памятка 6 Клише для сочинения.

Для вступления:

· Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.

· По моему мнению, … – это….

· Я думаю, что … – это….

· … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?

· Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.

· Я согласен с ФИО в том, что … - это

· Попробуем разобраться в смысле этого слова

· Попробуем определить данное слово

· Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что

· Текст ФИО заставил меня задуматься над…

· Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:

· Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении .

· Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.

· В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)

· Предложение … подтверждает мысль о том, что.

· Примеры … можно встретить и в жизни.

· В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)

· Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.

· Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

· Обратимся к тексту, в котором говорится о .

· В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.

· Автор говорит. подчеркивает. размышляет. высказывает свое мнение. делает акцент.

· Свое мнение я могу подтвердить примером из..

· Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что

· В жизни мы часто сталкиваемся с . (наблюдаем . )

· Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как.


Для заключения:

· Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.

· В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что.

· Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.

· Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова .

· Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.

Цель: П ознакомить учащихся с особенностями сочинения-рассуждения на основе данного текста.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами поговорим о памяти, о том, какой смысл мы вкладываем в это слово и какое значение память имеет для нас;

познакомимся с новым типом сочинения-рассуждения на основе данного текста. Особенность этого сочинения состоит в том, что, аргументируя свой ответ на вопрос, автор сочинения должен привести не менее 2-х доказательств из предложенного текста, а затем свой пример.

3.Работа по теме урока

Учитель: Итак, ПАМЯТЬ… Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Учитель: Действительно, Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что мы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху — дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали, память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Мы можем вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у нас есть память на вкусовые ощущения. Зимой мы можем вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у нас есть память на запахи. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза - зрительная память . Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха — слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов.

О доброй силе памяти написал советский поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит.

Шумит, не умолкая, память-дождь.

И память-снег летит и пасть не может.

Учитель: А сейчас я познакомлю вас с легендой о манкуртах , которую рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в романе "И дольше века длится день", а вы попытайтесь определить, какую главную мысль хотел донести до читателя Чингиз Айтматов?

Учитель вслух читает легенду, ребята слушают.

Если учащиеся затрудняются, учитель раздаёт тексты каждому учащемуся и повторяет задачу.

(учащиеся про себя читают текст и отвечают на вопрос.

Учитель подводит ребят к мысли, что, только имея память, человек становится человеком)

Учитель: вы правы, если думаете , что, только имея память, человек становится человеком)

А теперь, ребята, давайте в тексте найдём доказательства этой мысли.

(учащиеся называют предложение №4, в котором говорится, что даже родные не пытались искать своих близких, потому что это значило вернуть себе только чучело прежнего человека)

Далее дети вместе с учителем рассуждают о том, что значит мать для каждого человека и делают вывод, что манкурт - это уже не человек, т.к. он забыл свою мать и убил её. Об этом сообщается в предложении № 12.

Учитель: А теперь ребята давайте подумаем, нет ли манкуртов в нашей современной жизни.

(Дети приводят примеры боевиков, которые захватили школу в Беслане и т.д.)

Учитель: Так каким же должен быть человек, чтобы всегда оставаться человеком?

(Дети рассуждают о том, что всегда нужно помнить своих родных, свою страну и дорожить всем, что для тебя свято)

Учитель рассказывает историю современного парня, Андрея Родионова, который служил в армии и был пленён чеченскими боевиками.

Под жестокими пытками он не отказался от своей веры, не принял ислам и не поднял оружие на своих однополчан, попавших в плен. Мать Андрея Родионова долго искала своего сына, но, в конце концов, нашла обезглавленное тело своей кровиночки.

Учитель: Дома, ребята, вы напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя доказательства, как из прочитанного текста, так и собственные.

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство, или можно прибегнуть к цитированию.

Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

4. Рефлексия. Оценки.

Карточка для каждого учащегося

1)Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жу аньжуанов. 2)Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. 3)А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов — рабов, не помнящих своего прошлого. 4)Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. 5)Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения. 6)Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. 7)Ведь мать — это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. 8)Манкурт пас в степи стадо верблюдов. 9)Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. 10)Но манкурт оставался равнодушным. 11)В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. 12)Но и мертвая, она взывала к его памяти. 13)Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай.

Какая главная мысль в этой легенде? Напишите.

Напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя

доказательства, как из прочитанного текста, так и

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство или можно прибегнуть к цитированию. Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы.

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста".

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса.


Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче.


В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку.


Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Предметные: формировать навык написания сочинения – рассуждения; формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные; активизировать и обогатить словарный запас учащихся; повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля.

1. Введение. Прчитаем их и подумаем, что объединяет эти высказывания.

1) Работа с высказываниями.

Чем объединены высказывания? Какой общей мыслью?

Марк Твен, американский писатель

Александр Гумбольдт, немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ.

Бенджамин Раш, американский просветитель, философ, общественный и политический деятель

Жестокость по отношению к животным есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.-П.Бернарден, французский писатель.

Об отношении человека к животным

По отношению к животным можно определить насколько человек, общество добры, образованы.

Главным критерием человека, общества становятся: доброта или жестокость по отношению к животным.

2) Запись предложения.

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто проявляет жестокость к животным.

Марк Твен, американский пистатель

1 вариант – прямая речь до слов автора

2 вариант- прямая речь после слова автора

3) Работа с высказываниями

Как понимаете это высказывание?

Если у человека добрый характер, то он не может быть жесток.

Какое слово повторяется во всех высказываниях? Жестокость

Какому слову противопоставлено? Доброта

2. Основная часть. Освоение темы.

Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.

Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.

Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.

Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.

черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Жестокость прямо противоположна сопереживанию сочувствию.

Словарь В.И. Даль. ЖЕСТОКИЙ. Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный, не знающий жалости, сожаления, сочувствия. В сложных сл.церк.жестокий означает жесткий, грубый

Данное определение может быть использовано как начало сочинения? Тип речи?

В композиции сочинения-расуждения данное определение будет являться - … (ТЕЗИС)

Какой вид сочинения-рассуждения?

( работа с учебником: композиция сочинения-рассуждения, рассуждение-размышление).

3. Работа практическая.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из жизненного опыта;

3 абзац – аргумент из литературы;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать

ПАМЯТКА для сочинения

1 абзац- разные варианты

Работа с текстом

2. Как соотносится текст с нашей темой?

Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется жестокость в конкретном случае;

—необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься.

Вопросы к тексту.

Кто проявляет жесткокость?

За что так поступает?

Найдем слова, показывающие жесткость?

Что занимает основнюу часть текста?

На чьей стороне автор? Кому сочувствует автор?

В каких словах авторское отношение к собаке?

Оформление 1 аргумента

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

(предложение № __, ___. )

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

Оформление 2 аргумента

Введение аргумента 2

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать

(вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…)

6) В каких произведениях литературы мы встречались с проявлением жестокости по отношению к животным.

Название произведения

Кто проявляется жестокость? Как? Почему?

В.П. Астафьев, А. Лиханов, И.С. Тургенев, С.А. Есенин

Вспомним _______________________, в котором мы видим жестокое обращение к _____________________. Я был (а) (возмущена, удивлена, раздосадована)/ИЛИ меня тронула история … Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда …………..

(4- 5 предложений).

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

6) Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?

Позвольте, я расскажу вам одну историю.

Конец августа… Без конца льет дождь… Что-то грустное настроение у меня сегодня. По делам забегаю в метро Менделеевская, здороваюсь про себя по привычке с Мальчиком. Мальчик – это название трогательного памятника беспородной собачке на гранитном постаменте, который, как говорят, приносит удачу.

- По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости.

Рассказывая о жестокости, авторы пытаются нас убедить в том,что ….

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: жеткокости не место в нашей жизни. …. Вернуться к высказываниям о жестокости.

- День защиты животных

Рекордсменом среди памятников стала собака. Есть памятник и у Бима.


-75%

Читайте также: