Сочинение рассуждение план 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Карина была написана в 1899 году. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

История создания картины

Структура плана

Составляя план, необходимо помнить о том, что сочинение композиционно делится на несколько значимых частей.

Первая часть представляет собой вступление. Во вступлении формулируется основной тезис, который потом раскрывается в основной части сочинения. Вступление подготавливает к началу анализа литературного произведения, который будет помещен во второй части. В первой части очень важно сформулировать цель сочинения (проблему). В зависимости от темы, во вступлении может быть охарактеризована эпоха, история создания произведения, особенности творчества писателя.

Вторая часть сочинения, самая большая по объему, называется основной. В этой части, как предполагается, следует полное и разностороннее раскрытие и доказательство тезиса, заявленного во вступлении. Во второй части может быть несколько пунктов и подпунктов. Основная часть – это содержание вашего сочинения.

Третья часть – заключение – так же важна, как и основная часть. В заключении необходимо сделать общий вывод, к которому привели рассуждения из основной части. Умение обобщить свои мысли, сделать правильный вывод очень важно при работе над заключением сочинения. Заключение должно быть кратким.

Рис. 1. Структура сочинения в таблице.

Все три части должны быть связаны друг с другом по смыслу. Несмотря на то, что они имеют разный размер, все они равны по значению.

План записывается на черновике и может уточняться и конкретизироваться в процессе работы над сочинением.

План должен соответствовать теме сочинения, максимально полно охватывать вопросы, относящиеся к теме, быть логическим, последовательным.

Образцы сочинений для 3 класса.

1.Сочинения о природе.

Жила когда-то маленькая лесная мышка. Но вот она состарилась. Трудно ей стало бегать в поисках корма. Все в лесу норовили обидеть мышку. Очень захотелось мышке научиться летать как птица.

Задание: Придумай продолжение сказки.

В детстве она слышала от бабушки, что надо сказать волшебное слово и повиснуть вниз головой. И тогда могут вырасти крылья. Так она и сделала. Долго пришлось ей висеть. Вдруг хвостик её отвалился, а кожа около лапок натянулась. Потом появились у неё перепончатые крылья. Мышь взмахнула лапками, её крылья раскрылись, и она плавно взлетела.

Природа красавица – весна в хороводе прекрасных цветов, солнечных дней, тёплых и лунных ночей.

Ещё на земле лежит снег, а в воздухе уже чувствуется весна. Небо по-весеннему голубое, и солнце светит с каждым днём всё ярче и ярче. В лужах купаются воробьи и солнечные лучики. Начинают цвести первоцветы: подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха. Эти цветы приносят радость всем, особенно девочкам. Накинули куртки и бегом в поле за подснежниками. Многие деревья встречают весну прекрасными нарядами разных оттенков. Смородина надевает дымчатую накидку, а тополь украшает свои ветви гроздьями красных цветов. Воздух наполняется нежным ароматом.

Радостно, молодо и на земле, и на небе, и в сердце человека.

Вот и пришла красавица зима. В это время года всё вокруг спит. Уснули деревья в лесу, уснула речка подо льдом, уснула вся природа.

День зимой очень короткий, а ночь длинная. Солнышко светит, но не греет. По небу плывут седые облака. Воздух словно закован холодом. Стужей пахнуло на поля и леса. Зима словно баюкает мохнатый лес. А деревья стоят в зимнем серебре. Тонкие берёзы от мороза поникли вниз. Только седые ели зеленеют сквозь иней. Зимой лес кажется прозрачным. Там торжественно, светло и тихо. Стаи снегирей сидят, нахохлившись на засыпанных снегом ветках. А вот в степи совсем неспокойно. Вьюга бешено ревёт и крутит снежные вихри. Поле похоже на белую скатерть.

Зимой очень интересно наблюдать, как падает снег. Иногда он падает маленькими звёздочками. Ещё он может сыпаться с деревьев, как стеклянный дождь. А на солнце он блестит как великолепный ковёр. Всё вокруг становится белым и ярким. Зима – по своему красивое время года!

Так маленькая лесная мышка превратилась в летучую мышь.

2.Сочинения описания.

Это красивая птица с ярким разноцветным оперением.

У дятла светлая грудка и красное брюшко. На спине и крыльях оперение чёрное. На крыльях большие белые пятна-полосы. На голове гладкая двухцветная шапочка: впереди тёмная, а на затылке ярко-красная. У дятла длинные крепкий клюв и ноги с длинными пальцами и большими когтями. Длинный, крепкий, раздвоенный на конце хвост. Дятел упирается им в ствол дерева. Из дырочки, которую он продолбил в дереве, он достаёт личинку.

Дятлы — лесные жители.

Мы с папой сделали скворечник и повесили его на высокой палке. Стали ждать скворцов. Я видел, как скворцы несколько раз прилетали, но потом улетали снова. Я думал, что наш скворечник им не нравится.

Но однажды утром папа сказал мне, что в нашем скворечнике уже поселились настоящие хозяева. Я видел, как прямо с лёта скворец сел на палочку и юркнул в тёмное круглое отверстие. Вскоре в скворечнике появились птенцы. Тогда скворец – папа стал таскать им червяков. Но скворчат не так-то легко накормить!

Мы очень рады, что у нас теперь есть такие весёлые соседи, которые поют песни на разные голоса.

Этот предмет всем нужен. Если его не будет, то утром можешь опоздать в школу.

Он круглый, зелёного цвета. Стоит он на двух белых ножках. Наверху кнопка, она красная. Сзади у него четыре винтика, а впереди за стеклом цифры и две стрелочки. Одна стрелочка большая, другая маленькая, и каждая из них выполняет свою работу, хотя обе показывают на цифры. На ощупь предмет гладкий и холодный. Если приложишь его к уху, то услышишь только ему свойственный звук.

Этот предмет никогда не устаёт, хотя и работает без перерыва.

3. Сочинения по картине.

На картине изображён скромный, милый сердцу уголок природы. По всему видно, что пришла весна. Снег потемнел и стал грязным. На фоне неяркого неба нарисована деревенская скромная церковь. В дали виднеется поле, где снег лежит маленькими белыми островками.

Вернулись грачи к своим родным гнёздам. Они сразу же принялись за работу. Птицы дружно начали строить новые гнёзда и ремонтировать старые. А некоторые из них уже сидят в гнёздах, как бы примеряются, удобно ли будет им.

Грачи прилетают самые первые и являются вестниками весны. Скоро они будут помогать людям. Их зоркие глаза хорошо видят личинок вредных насекомых.

На картине нарисовано золотое поле ржи. Рожь хорошая, высокая, густая, колосья тяжёлые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.

По полю проходит просёлочная дорога. По ней редко ездят, она поросла травой. По сторонам дороги растёт бурьян. Местами во ржи растут огромные сосны. Наверно, здесь раньше был лес. Его вырубили, а землю распахали. Сосны ветвистые, широкие. Они выросли на просторе. Сосны мешают ржи, но их не рубят, потому что они очень красивые.



Хорошо в этом золотом поле. Над головой — синее – синее небо.

На картине изображён заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево.

Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше. От страха он весь съёжился. Шерсть на нём встала торчком. Грудка у зайца жёлтенькая. Голова у зверька большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с чёрными пятнышками на концах стоят настороженно. Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву.



Картина мне нравится и не нравится. Нравится потому, что на ней очень хорошо нарисована жизнь природы весной, её красота. Не нравится потому, что неясна судьба бедного зайки. Спадёт вода или поднимется, спасётся заяц или утонет?

4.Сочинения рассуждения.

Тема: Чем я больше всего люблю заниматься и почему?

Больше всего я люблю заниматься музыкой. Я играю на пианино. На пианино лучше играть и легче. В нашей стране много различных музыкантов, их игра мне очень нравится.

Моя тётя играла на пианино, а я хочу быть, такой как она, как она хорошо учиться. Хочется быть похожей на неё. Музыкой можно передать грусть, радость, цвет предмета, разговор человека с другим человеком и т.д. Если б не было музыки, мир был бы скучен и уныл. А когда я читаю с листа пьесы, этюды, мои папа, мама и сестрёнка Леночка с удовольствием слушают, как я играю. И мне это очень нравится, что меня слушают.

Если бы не было б музыки, то было бы скучно всем людям. Улыбка никогда бы не касалась губ человека. Вот как я думаю. Я обязательно научусь хорошо играть на пианино и буду приносить радость людям!

Доброта – это, наверное, состояние души. Это состояние души такое, когда тебе хочется сказать хорошее слово и этим самым поддержать человека. И неважно, какой человек, главное, чтобы проснулось это чувство. Наверное, надо, чтобы у всего населения планеты появилась доброта. И тогда наша планета будет жить спокойно. В доброте сила человека, ведь, это самое главное преимущество над всем живым на Земле. Доброта – это, наверное, ещё и хорошее чувство к окружающим. Это когда у человека не остаётся зла, высокомерия в душе к другим. Если ты будешь добрым, то и к тебе будут относиться по доброму.

Если бы мне было всё дозволено, я бы отправился в путешествие. Сначала бы я поехал в Америку, чтобы познакомиться с аттракционами в детском центре. Потом я поехал бы в Европу, чтобы узнать, как живут европейцы, а также посетил бы там самые красивые места, где увидел бы прекрасные цветы, изумительные деревья, чудесные озёра.

Мне всегда бывает обидно: почему взрослым всё можно, а мне намного меньше. Хочется, быстрее вырасти и стать свободнее, чтобы тобой никто не командовал.

Сочинение на ЕГЭ и ОГЭ

При подготовке к итоговому сочинению по русскому языку нужно помнить, что методистами уже выработан определенный шаблон его написания:

Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.

  • углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения;
  • познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;
  • формировать умение составлять план и излагать свои мысли по составленному плану.

Этапы урока:

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог

  • выставка детских работ с изображением русской избы
  • тематические картинки к каждому доказательству

II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)

IV, V. Составление плана

– Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.

I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:

– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
– Какие опорные слова запишем на доске? (Помогал пахать, боронить, сеять)

– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
– Кто ещё, кроме простых людей защищал русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
– Какие были у них кони? (Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
– Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в бой, сражение)
– Подберите синонимы к слову защищать. (Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)

– Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
– Какие опорные слова? (Устраивали)

III. Вывод. Гордится конь собой.

– Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? (Все глаголы в форме прошедшего времени)
– Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? (В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше)
– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? (Тезис)
– Во втором? (Одно доказательство)
– В третьем? (Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? (Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? (Семь)
– Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)

VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.

VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? (От количества доказательств)

Работа Олейник Александры 3 класс написана16 мая 2013 года.

Конёк на крыше

План

I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
2) транспорт
3) почта
4) на войне
5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.

В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя. Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!

Цель урока: формирование представления о рассуждении, как типе речи, умения составлять тексты рассуждений.

  • Совершенствование речевой практики учащихся
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • Формирование умения применять орфографические правила ( в объеме изученного) при записи собственных сочинений
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе

2.2. Содержание учебного материала

Опорные понятия : рассуждение, слова-связки, части текста, заголовок, план, опорные слова, цитата.

Технологии : проблемно – диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений

Планируемые результаты урока

  • Положительное отношение к языковой деятельности
  • Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • Самостоятельное формирование темы и цели урока
  • В диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и других

Высказывание и обоснование своей точки зрения

Слушание и слышание других, коррекция своей точки зрения

  • Определение типа текста, распознавание текстов
  • Самостоятельный выбор типа текста, формулирование главной мысли текста
  • Составление текста -рассуждения
  • Самостоятельное чтение про себя
  • Выборочное чтение

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

2.Постановка учебной задачи.

3. Объявление темы урока.

II. Открытие новых знаний. Подготовка к сочинению.

1.Знакомство с основными признаками текста - рассуждения.

2.Первичное закрепление знаний.

III. Самостоятельное написание текста.

IV. Анализ сочинений.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по развитию речи.

-Кто догадался, что это за слово?

-Эти слова заставляют людей думать, рассуждать, доказывать.

- Скажите, чем будем заниматься на уроке.

- Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение.

- Вспомним, как называются тексты, в которых мы что-то доказываем, рассуждаем, доказываем?

Тема урока: Тест-рассуждение Слайд 3

- Из каких частей он состоит?

Какие слова связывают эти две части?

1 группа: Почему лягушек и жаб называют земноводными?

2 группа: Почему происходит смена времен года?

3 группа: Почему каменный уголь назвали каменным?

-Можно ли поменять местами части текста- рассуждения?

-Давайте попробуем то сделать.

- Они есть в каждом доме, всем доступны

-Книги- молчаливые и скромные помощники, готовые ответить на все наши почему.

- Дома вы составляли тект-

-Кто хочет прочитать свое сочинение?

- У кого удачнее сочинение?

Почему? ( более убедительно)

Что вам понравилось?

-Одним из способов сделать объяснение более убедительным является введение в текст рассуждения цитаты.

-Кто знает, что это такое?

-Обратимся за помощью к книге. Найдем ответ в толковом словаре Даля.

- Найти нужную цитату не просто. Попробуем это сделать. Подтвердите свое объяснение текстом басни, отрывком из нее.

Распознавание текстов рассуждений

- Прочитайте тексты и найдите тексты-рассуждения

-Сколько в тексте доказательств?

-Как в тексте выделено каждое доказательство?

-Что объясняется в тексте?

-Приходилось ли вам в жизни спорить , доказывать что-то? Удалось ли тебе убедить кого-то , отстоять свою точку зрения?

Очень важно каким тоном это делать.

Когда вежливый человек что- доказывает, спорит, он начинает свое рассуждение словами: я думаю, мне кажется,…тем самым показывая, что он прислушивается к мнению других людей, уважает чужое мнение, уважает собеседника.

Работа в группах. Составление текста- рассуждения.

-Почему так говорят?:

1 гр. –Прочел новую книгу – встретился с другом.

2 гр. –Чтение –лучшее учение.

3 гр. – Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

На доске появляется план будущего сочинения с опорными словами

  1. Чем является книга для человека.
  2. Что узнаем из книг.
  3. Чему учит книга.

О чем будем писать

Зачем, с какой целью

Что напишем в основной части

Как закончим сочинение

Учитель помогает детям, которые поднимают сигнальную

- Прочитайте в группах свои сочинения, выберите лучшее, с точки зрения соответствия типу выбранного текста и полноты раскрытия темы.

-Выслушайте выступления и оцените работу своей группы и других групп.

-Соответствует ли сочинение типу текста? Докажите.

-Насколько раскрыта тема?

Написать сочинение рассуждение на любую тему

У меня получилось…

На следующем уроке….

-Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку. После проверки сочинения, я поставлю рядом свою отметку.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: