Сочинение рассуждение на тему дом моего детства по тексту искандера

Обновлено: 25.06.2024

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9) Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерами и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома.

Согласитесь, зарисовка красивая, лиричная, но подобные тексты сложны для написания сочинения, потому что трудно вычленить ДВА аргумента-примера, при помощи которых раскрывается проблема текста.

О чем же текст? О доме, о месте, где мы родились, с которым у нас связаны лучшие воспоминания. Недаром ведь с годами человек все чаще и чаще вспоминает об отчем доме.

Основные проблемы:

1) проблема памяти о родине, о родном доме (надо ли человеку помнить о тех местах, где он родился и вырос? Зачем? Как меняется это чувство с годами?);

2) проблема памяти о детстве (что даёт человеку память о детских годах?).

Каким помнит автор дедушкин дом? Перечитаем предложения 6,7, 9,10,11. Какие художественные средства использует Ф. Искандер для описания дома? Что помогает выразить эмоции?

Попробуем оформить часть сочинения.

Какой же второй аргумент?

Искандер противопоставляет детскому чувству защищенности, полноты жизни (это связь между примерами) ощущение безвозвратности в зрелые годы. Перечитаем 5 и 7 предложения.

Авторская позиция.

1. Когда человек помнит о тех местах, где началась его жизнь, он правильнее живёт и чувствует себя менее уязвимым, как будто сам дом помогает человеку; чувство тоски по родному дому с годами становится сильнее; родной дом как главный корень, питающий человека всю жизнь.

2. Детские впечатления, память о тех людях, которые были рядом с тобой в детстве, делают человека увереннее, помогают ему сохранить свою душу.

Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом, Золотой мой, недолгий век. Но все то, что случится со мной потом, — Все отсюда берет разбег!

Здесь однажды очнулся я, сын земной, И в глазах моих свет возник.

Здесь мой первый гром говорил со мной, И я понял его язык.

Как же странно мне было, мой Отчий Дом, Когда Некто с пустым лицом Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том Я не сыном был, а жильцом.

Угловым жильцом, что копит деньгу — Расплатиться за хлеб и кров. Он копит деньгу и всегда в долгу, И не вырвется из долгов!

— А в сыновней верности в мире сем Клялись многие — и не раз! — Так сказал мне Некто с пустым лицом И прищурил свинцовый глаз.

И добавил: — А впрочем, слукавь, солги — Может, вымолишь тишь да гладь. Но уж если я должен платить долги, То зачем же при этом лгать?!

И пускай я гроши наскребу с трудом, И пускай велика цена — Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом, Я с тобой расплачусь сполна!

Но когда под грохот чужих подков Грянет свет роковой зари — Я уйду, свободный от всех долгов, И назад меня не зови.

Не зови вызволять тебя из огня, Не зови разделить беду. Не зови меня! Не зови меня… Не зови — Я и так приду!

Мы живем в такое время, когда проблема памяти и любви к родному дому звучит особенно актуально. Вопросы нерушимой связи прошлого и настоящего всегда волновали людей. Вот и автор предложенного мне текста Фазиль Искандер обращается к этой нравственной проблеме.

По мнению Фазиля Искандера, дом жизни каждого человека это семья, Родина, память о которых делает человека духовно сильным и богатым.

Позиция автора мне близка и понятна. Я, как и писатель, считаю, что память о прошлом, воспоминания ярких картинок детства – это источник духовной силы человека. Так позволяет думать мой жизненный опыт. У меня тоже есть свой дом, семья, малая Родина. Это станица Кавказская, улица Малиновского. Здесь прошло моё детство. Память о нем я постараюсь сохранить на всю жизнь.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Проблема влияния "малой родины" на человека очень остро стоит в тексте Искандера.

Как влияет "малая родина предков" на духовное состояние человека? Таким вопросом задается Ф.Искандер в своём тексте.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос автор рассказывает про дедушкин дом. Воспоминания все чаще и чаще посещают писателя, и он чувствует, что ему этого дома не хватает. Мало того что он испытывает нехватку "малой родины", но он еще и чувствует, что он "ограблен". Теперь у него нет того места, откуда все так рвались в город. Нет обитателей и нет связи с ними. Автору не хватает дома с большим двором, просторной кухней, не хватает переклички женщин и не хватает того общения, которое было, когда они всей семьей собирались на скамье и слушали истории и рассказы о клада.

Он скучает по той атмосфере и близости, которая была у него в дедушкином доме. Без этого всего человек чувствует себя отчуждённым.

Большее влияние "малой родины" можно наблюдать тогда, когда автор говорит, что без родины человек становится уязвимым. Сейчас писатель не ощущает своего начала и продолжения, т.к. он не имеет того, что бы давало ему эти ощущения и "делало смелее и увереннее". Он говорит о том, что, чувствуя это начало, человек "мудрее и правильней располагает своей жизнью" соответственно тем, кто лишён "малой родины", им труднее совершать выбор. Им труднее жить и проживать жизнь.

Автор заставляет читателя задуматься о том, что нельзя оставлять "родину предков", т.к. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

она оказывает огромное влияние на человека и его состояние. Нужно выделять время на общение с предками, на посещение родных потому что в жизни потом может быть трудно без их поддержки и места, где тебя ждут всегда.

Сложно поспорить с автором в данной ситуации, т.к., действительно, "малая родина предков" имеет очень большое положительное влияние на человека и его душевное состояние: она делает его неуязвимым и помогает делать правильный выбор в жизни.

Из этого можно сделать вывод о том, что люди, имеющие и знающие свою "малую родину предков", сильнее морально. Таких людей сложно "сломать" или как-то помешать им. Нужно стараться сохранять связь с предками как можно дольше, и, безусловно, дорожить ею.

Фазиль Искандер — известный русский писатель. Его волнуют многие проблемы. Одна из них — отношение человека к родному дому.


Фазиль Искандер считает, что человек, не забывающий свой родной дом, может правильнее распорядиться своей жизнью и сохранить в себе её духовные богатства.

Я согласен с мнением автора.

Действительно, сохраняя память о дорогих сердцу местах, мы легче переносим жизненные трудности и становимся лучше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

Вспомним строки известной песни на стихи поэта М. Рябинина:

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Мы можем найти множества свидетельств тому, с какой любовью и нежностью относились к отчему дому великие люди. Вспомним А. С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам-

В них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека

— Залог величия его.

Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

…Мой отчий дом находится в крохотном степном селе. Никаких величественных картин природы, ни моря, ни грозных гор нет в моём краю. Но я люблю свой маленький домик на краю села, большой фруктовый сад рядом, прикумский лесок такой красивый во все времена года, нашу единственную достопримечательность, школьный дуб, которому уже больше ста лет и который назван так, потому что здесь когда-то была первая в нашем селе школа. Я люблю всё это, потому что это моя малая родина…

По Р. Савинову . В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Память о своих корнях

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.
(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.

Да, память о родной земли, о своих истоках – это то, что может примирить нас с мыслью, что после нас ничего не останется. Нет, останется, если отец расскажет о своих корнях сыну, сын – своему сыну, и дальше, и дальше…Горько, что долгое время нас называли ( и справедливо называли!) Иванами, не помнящими родства. Спросите у своих друзей, близких, что знают они о своих предках, их жизни, надеждах и разочарованиях. Чаще всего память об истоках ограничивается прадедом, прабабушкой…

Мы не знаем, где они жили, кого любили и ненавидели, порой даже неизвестно, где похоронены наши предки. А ведь ещё А. С. Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека –

Залог величия его.

Читайте также: