Сочинение рассуждение на дискуссионную тему 8 класс

Обновлено: 08.07.2024

Оборудование: доска; компьютер, проектор.

I. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих, позитивный настрой и т.п.

II. Целеполагание: объявление темы урока, определение целей и задач, запись темы на доске и в тетради.

Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов.

П. лемика
соб. седник
. ппонент
п. зиц. я
т. зис
. ргумент
д. ску(с,сс)ия

IV. Введение учащихся в предмет изучения предстоящей темы урока

- Перед вами высказывание известного американского писателя Марка Твена, в котором пропущено первое слово.

(Доброта) - это то,
что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен

- Как вы думаете, какое слово пропущено?

V. Создание учебно-проблемной ситуации №1

Прочитайте два высказывания. Прокомментируйте их.

Любопытная черта добрых натур: они — как для мух горшок с мёдом, им ничего не дают, но берут у них много. Мягкий, уступчивый, бескорыстный человек всегда становится добычей толпы. Люди издали чуют его доброту и беззащитность. Теодор Драйзер

Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему. Генри Торо

- Можно ли считать эти высказывания противоречащими друг другу? Почему?

- Какая из двух точек зрения ближе вам?

- Какие аргументы в пользу вашего мнения вы можете привести?

(заслушиваем мнения учащихся)

VI. Проблемная ситуация № 2

Можно ли добротой изменить злого человека?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Гениной маме удалось изменить отношение ребят к её сыну?
  2. Почему в разговоре с бабушкой мама сказала, что не видит другого выхода?

VII. Работа с высказываниями.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание для каждой пары - объяснить смысл афоризма о добре:

1) Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов

2) Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец

3) “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

4) “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)

VIII. Работа с текстом притчи о добре и зле

- Прочитайте притчу о добре и зле. Подумайте, какой ответ дал дед на последний вопрос внука. Запишите его.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

– Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

IX. Проблемная ситуация № 3. Трудно ли творить добро?

- Часто ли на вашем жизненном пути вам встречались люди, которые совершали добрые поступки? Трудно ли это - творить добрые дела? (Ответы учащихся).

X. Рефлексия

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Оказался ли материал, с которым работали на уроке, полезным при написании домашнего сочинения?
  • Смог ли во время урока высказать своё мнение?
  • Интересны ли были мнения одноклассников?

XI. Подведение итогов

XII. Заключительное слово

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.

Паралимпийцы гордятся своей страной, а мы гордимся ими. А мы, здоровые люди, должны еще больше приносить пользу своей Родине.

ВложениеРазмер
urok_v_isaklah.docx 21.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган

Урок русского языка в 8 классе на тему:

Цели урока: Совершенствование речевых умений и навыков учащихся, формирование навыков информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач)

Образовательный аспект: обучить, написать сочинение рассуждение на дискуссионную тему в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающий аспект: Формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: доска, учебник по русскому языку, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

  1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и начнем наш урок.

Ребята, напишем сегодняшнее число и тему урока.

  1. Ребята, как вы понимаете значение слова дискуссионную

Ответ: Это значит на спорную

На экране проектора эпиграф урока, отрывок из стихотворения Владимира Соколова

Слайд 1 Хотел бы я долгие годы

На родине милой прожить

Любить ее светлые воды

И темные воды любить

Как вы думаете, почему слово родина написано с маленькой буквы?

Прочитайте пожалуйста, это четверостишье еще раз и найдите ключевые слова: ( на родине милой, любить-повторяется 2 раза)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать на уроке?

А какие стихотворения вы знаете о Родине?

Какие пословицы и поговорки помните?

Молодцы! Я уверена, что все вы любите свою Родину. А с чем или с кем ассоциируется у вас слово Родина?

Они защищали свою Родину, свою мать, а Родина и мать-это самые главные слова для каждого человека.

Ребята напишите однокоренные слова к слову Родина. В слове Родина какой корень?

III. Ребята откройте учебники, найдите упражнение 303. Читаем текст ……………..

Прочитали. Найдите определения, выраженные причастными оборотами.

Упражнение 304. Читаем задание. Так как вы кадеты, рассчитайтесь на 1-ые и 2-ые. Задание для:

Да, согласен с мнением автора

Нет, не согласен с мнением автора

Но сначала вспомним какие типы речи вы знаете.

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Какой тип речи правильнее использовать при написании данного сочинения миниатюры?

А теперь повторим и особенности этого типа речи.

Схема сочинения –рассуждения

(Раздаю схемы каждому)

Ребята вы сейчас пишите сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

1 вариант доказывает одно

2 вариант доказывает обратное

Ребята, а тезисы у вас уже есть?

Значит вы начнете с аргументов и делаете вывод. На сочинение-миниатюру я даю 7 минут.

Приступаем к работе.

2-3 ученика читают свои сочинения.

  1. Ребята, вы правильно рассуждаете, человеку очень трудно жить в чужой стране. И.С. Тургенев последние 20 лет прожил во Франции и очень сильно скучал по России, по Родине.

2. Ребята, а как вы должны относиться к своей Родине?

3. Учиться и работать во благо Родины

4. Гордиться Родиной

5. Служить Родине

А что вы сделали для своей Родины?

3. Сейчас внимательно смотрим на экран

Слайд 5 паралимпийцы

Кто это? Паралимпийцы – инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья.

Что они делают во благо своей Родины?

Они делают все , что в их силах и что они могут, хотя это им дается очень сложно. Они защищают честь своей страны.

Родина гордится ими?

Да, они завоевывают много медалей.

Паралимпийцы гордятся своей страной, а мы гордимся ими. А мы, здоровые люди, должны еще больше приносить пользу своей Родине.

Ребята, откройте ваши словарики и напишите слова, которые написаны на доске

  1. Олимпиада
  2. Олимпийский
  3. Паралимпийцы
  4. Паралимпиада
  5. Сочинение-миниатюра
  6. Дискуссия
  7. Дискуссионный
  8. Дискутировать

Давайте повторим их хором

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Что вы узнали нового?

Смотрим эпиграф урока. Только ли любить надо родину?

Д/з Сочинение-рассуждение на выбор

  1. О паралимпийцах
  2. Что я смогу сделать для своей Родины?

Как вы думаете, кто работал на уроке лучше всех?

Кто работал хорошо?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Я надеюсь, что все вы настоящие граждане своей страны. Удачи всем. Спасибо за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: Совершенствование речевых умений и навыков учащихся, формирование навыков информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач)

Образовательный аспект: обучить, написать сочинение рассуждение на дискуссионную тему в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающий аспект: Формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: доска, учебник по русскому языку, словари, проектор.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания .

Упр. 305, 306 (Проверка умения видеть и исправлять ошибки. Подготовка учащихся к речевому оформлению сочинения.)

Тема и цели урока .

Актуализация знаний . Словарно-орфографическая работа.

- Что такое рассуждение?

- Ребята, как вы понимаете значение слова дискуссия? Что значит дискутировать , дискуссионную.

Ответ: Это значит на спорную (дискуссия=спор).

Рассуждение - 1)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме; 2) высказывание, обсуждение(С.И. Ожегов . Толковый словарь русского языка.)

Дискуссия - спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискутировать - обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему.

Актуальный - важный , существенный для настоящего момента.

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

- Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

- На экране проектора эпиграф урока, отрывок из стихотворения Владимира Соколова. Запишем его.

Слайд 1 Хотел бы я долгие годы

На родине милой прожить,

Любить ее светлые воды

И темные воды любить.

- Прочитайте пожалуйста, это четверостишье еще раз и найдите ключевые слова: ( на родине милой, любить-повторяется 2 раза)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать на уроке? ( о Родине)

- А какие стихотворения вы знаете о Родине?

Родина
Михаил Лермонтов

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Тихая моя родина
Николай Рубцов
В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил.
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную с вязь.

с Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

- Какие пословицы и поговорки помните?

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

На родной стороне даже дым сладок.

На родной стороне и камешек знаком.

Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за Родину в бой идет.

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Чужая сторона прибавит ума.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

На родной стороне и камешек знаком.

Где сосна взросла, там она и красна.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Если вздохнуть всем миром - ветер будет.

Жить - Родине служить.

В каком народе живёшь, того обычая держись.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

С родной-то стороны и ворона павы красней.

Своя земля и в горести мила.

Своя сторона не бывает холодна.

- Я уверена, что все вы любите свою Родину. А с чем или с кем ассоциируется у вас слово Родина? (с матерью)

- Ребята напишите однокоренные слова к слову Родина. В слове Родина какой корень?

Работа со словарями.

Родина, родственники, родители, родня, род, роддом, уродиться, уроженец, родной, родить, рождение, родимый.

- Следующий шаг, который мы сделаем – подберем синонимы к слову Родина. Что такое синонимы?

Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель.

Таким образом, Родина – это и мать, и отец (родители) для своих сыновей и дочерей. У доброго хорошего человека врагов или совсем мало, или совсем нет. Так же и со словами.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующие ся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса. Высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. СоколовМикитов)

IV . Закрепление.

- Ребята откройте учебники, найдите упражнение 301.

- Проанализируйте текст. О чём в нём говорится? Какова его основная мысль? Какие аргументы приводит автор? Каким выводом можно было бы закончить текст?

(Учащиеся делают вывод: в упр. 301 Ю. Яковлев говорит о чувстве сыновней любви к земле)

- Выпишите определения и предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Упражнение 304. Читаем задание. Задание для:

Да, согласен с мнением автора

Нет, не согласен с мнением автора

- Но сначала вспомним какие типы речи вы знаете.

- Какой тип речи правильнее использовать при написании данного сочинения? ( Рассуждение)

- А теперь повторим и особенности этого типа речи.

Схема сочинения –рассуждения. Слайд 3.

Составление плана сочинения. Слайд 4.

Я даю примерный план нашего сочинения- рассуждения, давайте перепишем его в тетрадь:

1. С чего начинается Родина?

а) Родина - это место, где мы впервые увидели синее небо над головой.

б) Два слова - Родина и Мать!

в) Будь сыном своей Родины.

3. Можно ли жить без Родины? ( Не любить Родину невозможно !)

- Ребята, вы правильно рассуждаете, человеку очень трудно жить в чужой стране. И.С. Тургенев последние 20 лет прожил во Франции и очень сильно скучал по России, по Родине.

2 . Ребята, а как вы должны относиться к своей Родине?

3. Учиться и работать во благо Родины

4. Гордиться Родиной

5. Служить Родине

- А что вы сделали для своей Родины?

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Что вы узнали нового?

Д/з . Сочинение-рассуждение: Можно ли жить без Родины?

V . Итог урока :

Как вы думаете, кто работал на уроке лучше всех?

Кто работал хорошо?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Я надеюсь, что все вы настоящие граждане своей страны. Удачи всем. Спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Если бы я был учителем.. 2.Кого я считаю другом и почему. 3.Книга-друг и помощник 4.Легко ли быть учеником?

Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему Цель: научиться писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему

научиться писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

ТИПЫ РЕЧИ РАССУЖДЕНИЕ ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности. Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события. Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события). Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка. Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса, доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода. В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом? В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек? В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.

Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).

Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.

Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса, доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода.

В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?

В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?

В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

ТЕЗИС ПОЧЕМУ ЭТО ТАК? Потому что, оттого что, так как АРГУМЕНТ 2 АРГУМЕНТ 1 ВЫВОД

Потому что, оттого что, так как

Работа с текстом

  • Б. Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.
  • Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.
  • _________________________________________________________________________________
  • Именно поэтому современному человеку очень трудно, а порой и невозможно, обойтись без компьютера.

Сегодня на уроке я:

-было интересно…

-было трудно…

-мои ощущения…

-этот урок дал мне для жизни…

-больше всего понравились задания…


-75%

Читайте также: