Сочинение рассуждение какие размышления в журнале печорина мне наиболее близки

Обновлено: 07.07.2024

Роман “Герой нашего времени”, выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?” Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к Главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав. Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разные черты печоринского характера. В “Беле”…

В повести “Тамань” Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицеpa. “Максим Максимыч” - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в “Княжне Мери”.

У этих повестей’ есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому “Парусу”, влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми

- это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но “чудный мир тревог и битв”, который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним “насыщенную гордость”. Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в “Княжне Мери”, в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком “естественным” и “цивилизованным”. Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от
них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на “детей природы”.

В повести “Фаталист” также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель критического мышления Запада.

Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос “Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?” Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть “странный отпечаток неизбежной судьбы”. Но “Фаталист” все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя.

Печорин являет собой продолжение традиции, изображения “лишних людей”. Понятие “лишних” людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их “социальную ненужность”. Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.

Но Печорин отличается от других “лишних” людей совмещением психологических переживаний. В “Думе” Лермонтов написал точные строки: “И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом”. Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман “Герой нашего времени” актуален и сейчас.

Похожие сочинения

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия. смотреть целиком

Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера. смотреть целиком

“Герой нашего времени” – роман М.Ю. Лермонтова, написанный в 1840 году. Композиция романа очень интересна и считалась новаторством на время его выхода. Одним из элементов такого “нововведения” является журнал Печорина. Записки Печорина знакомят читателя с главным героем больше, чем все остальные главы. Благодаря тому, что повествование ведется от его лица и без всякого стеснения, образ Печорина раскрывается в полной мере.

Обратимся к повестям “Тамань” и “Княжна Мери”.

“Тамань” –первая глава в соответствии с фабулой, а также повесть, открывающая читателю дневник Печорина. В “Тамани” герой описывает все свои мысли и переживания, проводит самоанализ своих поступков. С первых строк читатель заметит, как красочно Печорин описывает окружающие его пейзажи: “Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить … два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.”. Благодаря множеству эпитетов, сравнений и метафор в описании природы Печориным, можно сделать вывод о его искренней любви к природе. Позже герой встречает контрабандистов, описание образов которых выражает взгляды и симпатии Печорина. Например, разглядывая Ундину, герой замечает “коварство в улыбке”,” глаза с бойкой проницательностью” и мечтательно сравнивает ее с “Миньоной”, что свидетельствует о романтической натуре Печорина. Однако, позже он подмечает: “…порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело". Столь грубое сравнение женщины с животным характеризует героя как циника. Таким образом, в “Тамани” главный герой раскрывается как неоднозначный и противоречивый персонаж.

“Княжна Мери” – следующая глава после “Тамани” в соответствие как и с фабулой, так и с сюжетом. В повести герой попадает в светское общество, где раскрываются новые качества главного героя. Из записи от 13 мая, в которой герой встречается с доктором Вернером, читатель узнает, что Печорин не способен дружить (“из двух друзей всегда один раб другого … рабом я быть не могу”). Важную роль в раскрытии образа Печорина играет его “соревнование” с Грушницким. Встретив старого приятеля, герой узнает, что между ним и княжной Мери зарождаются теплые чувства, однако, Печорин, ради забавы решает завоевать сердце девушки( “мне хотелось его побесить”). Позже Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, где тот погибает. Завоевав сердце Мери, герой “твердым голосом и с принужденной усмешкой” сообщает ей, что ее завоевание было лишь мимолетной забавой. Печорин сам сознается в своей низости, лицемерии и эгоизме. Исходя из того, что он побоялся променять свободу на женитьбу, можно сделать вывод о истинных ценностях главного героя. Таким образов, в повести “Княжна Мери” читателю раскрываются одни из худших сторон Печорина.

Подводя итог, можно сказать, что записки Печорина – одна из важнейших частей композиции романа “Герой нашего времени”, так как в них, благодаря комментариям и самоанализу Печорина, раскрывается психологический портрет главного героя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Урок № 60 10 класс

Урок № 60 10 класс

Десятое февраля. Классная работа.

Десятое февраля. Классная работа.



Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.

Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.

Цель урока: Продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно – художественно.

Написать сочинение – рассуждение на тему «Какие размышления в журнале Печорин.

Мотивация учебной деятельности Как всякое подлинно классическое произведение.

«Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рожде.

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного.

Хронология публикации глав "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечес.

Хронология публикации глав "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2). "Фаталист" был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7). "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8). "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.

Название романа Первоначальное название романа, данное Лермонтовым - "Один из.

Полемика вокруг романа Сразу же после опубликования повести "Бэла" Белинский.

Полемика вокруг романа Сразу же после опубликования повести "Бэла" Белинский на страницах журнала "Московский наблюдатель" публикует критическую сталью на повесть. Белинский отмечает, что "проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования". Он обратил внимание на простоту и безыскусственность рассказа, на его сжатость и многозначительность. Белинский увидел в повести противоядие модной в те годы романтической литературе о Кавказе и прежде всего повестям Марлинского. Он пишет, что в отличие от последних "такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него".

В.Г.Белинский о романе Далее от Белинского последовала статья "Герой нашего в.

В.Г.Белинский о романе Далее от Белинского последовала статья "Герой нашего времени", опубликованная в "Отечественных записках" в 1840 г. (№ 6, 7). В статье состояние Печорина Белинский рассматривал как временную болезнь, отражающую "переходное состояние духа". Однако, несмотря на эту позицию, Белинский именно своей характеристикой Печорина сразу же наметил прогрессивную линию в оценке романа. Еще до того, как реакционная критика объявила образ Печорина клеветой на русскую жизнь, Белинский выступил со страстной защитой Печорина, доказывая, что это образ жизненный, глубоко связанный с действительностью.

Практическая работа № 1.

Практическая работа № 1.

Задание. Прочитайте отрывок статьи В.Г. Белинского о Печорине и ответьте на в.

Задание. Прочитайте отрывок статьи В.Г. Белинского о Печорине и ответьте на вопросы. Расскажите, как Белинский оценивает образ Печорина. Объясните, как вы понимаете заключительные слова приведённого отрывка из статьи В.Г. Белинского.

Какой страшный человек этот Печорин! «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный.

Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в са.

Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что4то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него… Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Это лихорадки и горячки, а не подагра, не ревматизм и гемор4 рой, которыми вы, бедные, так бесплодно страдаете… Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастие в насыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное развитие и смешивая юность с возмужалостию, — пусть. Настанет торжественная минута, и противоречие разрешится, борьба кончится, и разрозненные звуки души сольются в один гармонический аккорд. Этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и всего себя отдает первому из них, пока оно не изгладится и душа не запросит нового Нет, он вполне пережил юношеский возраст, этот период романического взгляда на жизнь: он уже не мечтает умереть за свою возлюбленную, произнося ее имя и завещая другу локон волос, не принимает слова за дело, порыв чувства, хотя бы самого возвышенного и благородного, за действительное состояние души человека.

. Он много перечувствовал, много любил и по опыту знает, как непродолжительны.

. Он много перечувствовал, много любил и по опыту знает, как непродолжительны все чувства, все привязанности; он много думал о жизни и по опыту знает, как ненадежны все заключения и выводы для тех, кто прямо и смело смотрит на истину, не тешит и не обманывает себя убеждениями, которым уже сам не верит… Дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новой привязанности: действительность — вот сущность и характер всего этого нового. Он готов для него; но судьба еще не дает ему новых опытов, и, презирая старые, он все -таки по ним же судит о жизни. Отсюда это безверие в действительность чувства и мысли, это охлаждение к жизни, в которой ему видится то оптический обман, то бессмысленное мелькание китайских теней. — Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего - то

Вы говорите против него, что в нем нет веры. Прекрасно! но ведь это то же сам.

Вы говорите против него, что в нем нет веры. Прекрасно! но ведь это то же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота: он бы и рад иметь его, да не дается оно ему. И притом, разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордится им? Разве он не страдал от него? Разве он не готов ценою жизни и счастия купить эту веру, для которой еще не настал час его. Вы говорите, что он эгоист? — Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной. Нет, это не эгоизм: эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе. Эгоизм знает мучения: страдание есть удел одной любви. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля, пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…

Практическая работа № 2.

Практическая работа № 2.

Вопросы на знание текста статьи. 1. Какие положительные черты характера Печор.


Краткое описание документа:

Презентация к заключительному уроку по роману М.Ю. Лермонтова позволит решить следующие задачи:

2.Найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе. Совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, аналитические способности;

3.Расширить и углубить предметную компетенцию;

4.Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Учащиеся ознакомятся с отрывком статьи и выполнят практическую работу по ней.

Роман “Герой нашего времени”, выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?” Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к Главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав. Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разные черты печоринского характера. В “Беле”…

В повести “Тамань” Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицеpa. “Максим Максимыч” - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в “Княжне Мери”.

У этих повестей’ есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому “Парусу”, влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми

- это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но “чудный мир тревог и битв”, который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним “насыщенную гордость”. Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в “Княжне Мери”, в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком “естественным” и “цивилизованным”. Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от
них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на “детей природы”.

В повести “Фаталист” также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель критического мышления Запада.

Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос “Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?” Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть “странный отпечаток неизбежной судьбы”. Но “Фаталист” все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя.

Печорин являет собой продолжение традиции, изображения “лишних людей”. Понятие “лишних” людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их “социальную ненужность”. Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.

Но Печорин отличается от других “лишних” людей совмещением психологических переживаний. В “Думе” Лермонтов написал точные строки: “И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом”. Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман “Герой нашего времени” актуален и сейчас.

Похожие сочинения

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия. смотреть целиком

Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера. смотреть целиком

Читайте также: