Сочинение рассуждение как вы понимаете смысл финала текста живут в памяти людей напишите объясните

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.2).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные : расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2 )развивающие : развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как память, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, анализ текста, использование алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.2

Оборудование: тексты для анализа, алгоритм написания сочинения- рассуждения задания 15.2, компьютер, проектор.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи и проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Наша задача - …

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация опорных знаний.

Актуализация знаний проводится путём фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых для подготовки к сочинению.

- Написание сочинения-рассуждения – это одно из самых сложных заданий, и к нему нужно готовиться заранее.

Беседа с учащимися .

1.- Вспомним основную структуру сочинения-рассуждения ( композиция) .

2 . Основная часть . Аргументы (доказательства)

2. - Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это мысль, положение, утверждение, которое требуется доказать.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

1). Чтение текста и задания.

Послание в неведомое.

(26) Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…

(27) Иногда кажется, что новая жизнь жёстко и жестоко отрицает старую вместе с её ещё живыми носителями или вещественными знаками. (28) Обижаются на молодёжь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30) Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31) А старики в деревнях – это одни горчайшие слёзы.

(32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.

(37) И вдруг что-то сложилось! (38) Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики.(39) По жизням моих родных прошлись колёса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких. Как мои родные , миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и борота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, преходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?

(43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44)Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.

(46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47)Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям. (Ю.Ляликова)

Задание к тексту:

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста , подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Помните: если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов

Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений; 2) воспоминание о ком-чём - нибудь.

Предки – древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.

Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым.

Почитать (чтить) – относится к кому – чему – нибудь с глубоким уважением и любовью.

Человечность – достойный человека, отзывчивый, гуманный.

Задание .- Внимательно прочитайте текст, затем карандашом подчеркните ключевые слова, предложения, несущие важную информацию. Определите тему текста ( о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор? Ради чего был написан текст?)

+

7 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 7

+

— моральное качество, характеризующее личность сточки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. это форма осознания личностью своих обязанностей перед обществом.

утром я зашел к себе в кабинет переодеться. и тут же услышал осторожный стук в дверь, даже не стук, а так, легкое царапание.

— борисыч, слышь, викеша-то отходит. хотела священника позвать, да он не велит, тебя кличет. ты уж зайди, не откажи.

накинув халат и натягивая уже на ходу шапочку, я поспешил в палату…

викентий иннокентьевич терентиев умер тихо. благостно, как говаривали в старину, с покорной мудростью.

редкой чистоты был человек. никому не причинял забот, всю жизнь делал людям добро. и болел он тихо, ничего не требовал, еще и врачам сочувствовал.

…был он краснодеревщик, что называется, милостью божьей, но не смотрел на свое рукомесло как на источник делания денег. над шкафами и буфетами, и столами трудился так, словно создавал: музыкальные инструменты. дерево у него пело замысловатой и нежной вязью колонок и накладок, многоликими оттенками полировки. лак он клал, непременно сообразуясь с фактурой дерева. и оно в ответ раскрывало перед ним все свои сокрытые от стороннего глаза тонкости.

за сработанную вещь сам никогда не назначал дену. внутренне волновался: как оценит заказчик? никогда не осуждал за скупость, но и не возражал против щедрой суммы.

— со стороны-то виднее. я што. мое дело сотворить, ваше — оценить.

дом на старом арбате снесли, а с ним и мастерскую. дали в новом районе просторную двухкомнатную квартиру. сухие дубовые, сосновые и ореховые доски дед сложил в одной из комнат, поставив тут же верстак с токарным станком. и стала она ему мастерской.

витиеватую формулировку викентий иннокентьевич не понял, но то, что он кому-то вдруг стал помехой, разом и больно почувствовал, работу свернул. а там подыскал кем-то брошенный в строительной неразберихе развалюху-сарай и соорудил в нем мастерскую.

…я застал викентия иннокентьевича лежащим со сложенными на груди руками и зажатой в них, как свечкой, расческой. уйти он захотел аккуратным. редкие седые волосы были расчесаны на прямой пробор, маленькая бородка — клинышком кверху, обнажая худую шею…

С - согл, глух, парн, тверд
О - гл, уд.
Л - НЕ ИМЕЕТ ЗВУКА (только в этом слове)
Н - согл, сонорн, твер
Ц - согл, непарн, глух, тверд
Е - гл, безуд.

ЗИМНЯЯ - 6 б, 7 з, 3гл, 3согл, 3сл

З - согл, парн, звон, мягк
И - гл, уд
М - согл, сонорн, тв
Н - согл, сонорн, мягк
Я - гл, безуд
Й - Согл, сонорн, мягк
А - гл, безуд

Я - 1 б, 2 зв, 1 гл, 1 сл

Й - согл, сонорн, мягк
А - гл, уд

Остальное в закрепе)

1. Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, ни обещаний.
2. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок,гостиный двор с желтыми облупившимися сводами, голубей на базаре, зеленую вывеску трактира, чай да сахар, каждую щепку на горбатой мостовой.
3. Поддержит он его или нет?
4. Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
5. Ни кола ни двора у бедного крестьянина..
6. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
7. Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот, то пение, то рыдающие стоны гитары.
8. Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к эстраде.
9. Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая.
10. Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками, но и русло будущего канала.
11. Мама не то что сердилась на меня, но все-таки была недовольна.
12. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился.
13. Она ветрена не от заурядности и испорченности, от одиночества, безысходной тоски по настоящей любви.
14. Серые и беловатые камни, желто-зеленый мох, покрытые росой кусты держи-дерева, кизила и карагача обозначались с прозрачной ясностью и выпуклостью на золотистом восходе.
15. Бледно-серое небо светлело, и холодело, и синело.
16. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в но,с прищуривал свои светло-голубые глаза, часто брался рукой за свою жидкую клиновидную бородку.
17. На высохшем мху, на лиловом бурьяне, на мягкой пыли дороги, на тонких стволах, на чистых листочках молодых берез лежал ясный и кроткий свет уже беззнойного невысокого солнца.
18. В беспечной юности я знал одни дремучие дубравы, ручьи, пещеры наших скал да дикой бедности забавы.
19. Беспрерывный гул, трескотня и тучи дыма висели над горой, заволакивали солнце.
20. По горам, по долам, и в белый день, и по ночам наш витязь едет непрестанно.
21. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
22. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
23. Андрей стоял ни жив ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу.
24. Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?
25. Беспрерывно шел дождь как вчера, так и сегодня.
26. Врага колет не только штык, но и колос.
27. Мне поручили работу хоть и трудную, но интересную.
28. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в его голове.
29. Радостно, молодо было на земле, и на небе, и в сердце человека.
30. Скользящим движением, как кошка, он не то прополз, не то проскочил, не то перелетел через езженую дорогу.

Составьте предложение со словосочетанием развивать ребенка, входить на террасу , гордиться рекордом, оформлять витрину, изменить

Диктант.Обозначьте спряжение глаголовРабота и муч. т,и корм. т,и уч. тКто труд люб. т,долго спать не буд..тЧеловек от лени б

ЧасыВ старину люди узнавали время по солнцу. Взошло солнышко. Пора и людям вставать да работу начинать. Вот высоко поднялось све

Укажите,сколько словосочетаний можно вычленить из предложения "Горные вершины спят во тьме ночной. " 1)1. 2)2. 3)3. 4)4.

Подчеркни части речи корень точка существительное союз приставка прилагательное глагол определение предлог

Составьте предложения с данными сочетаниями слов, показывая разницу в значении отрицательных наречий. Объясните написание не и н


Задание 9 № 7840

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,

а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И вдруг мать тихо сказала:

– Смотри, это твой отец.

(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

– (26)Стой, не пройдёшь! — крикнул отец и бросил гранату.

(27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили. — закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, — тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

* Айтма́тов Чинги́з Тореку́лович (1928—2008) — киргизский писатель, мастер психологического портрета.


Задания Д A4 № 3253

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 зву­ков.
2) В слове ПОХОЖ про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука на конце слова.
3) В слове РЕШИЛ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
4) В слове МАЛЬ­ЧИК мяг­кость со­глас­но­го [л’] на пись­ме обо­зна­че­на бук­вой Ь (мяг­кий знак).

Согласный Ш всегда твердый и не имеет пары по мягкости.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задания Д6 № 3337

Слово ГОЛОСИШЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом кричишь, громко кричишь.

а можно использовать слово орешь?

Справедливость утверждения Успенского подтверждают примеры из текста Ч. Айтматова. Так, в предложениях под номерами 10 — 11 (Почему она так сказала? Зачем?) для передачи вопроса, который сразу привлекает внимание читателя, заставляет читателя задуматься, используется вопросительный знак как показатель вопросительного предложения. В конце предложения №9 стоит многоточие ((9)И вдруг мать тихо сказала: – Смотри, это твой отец. ). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли, а в конкретном предложении №9 является показателем недоговоренности: читателю предстоит самому решить, зачем мать сказала мальчику, что на экране его отец.

Таким образом, прав был Л. Успенский, подчеркивая важную грамматики для выражения смысла.

15.2 Война не щадила никого: гибли миллионы, оставались без родителей сотни тысяч ребят военной поры. Вот и герой текста Чингиза Айтматова представил во время фильма своего погибшего отца, и невидимая нить соединила его с отцом. Теперь он будет с честью нести свою фамилию и стараться жить так, как учил бы его отец. Об этом финальные строки текста.

Авалбёку очень не хватало отца, хотя он своим детским умом ещё и не осознавал этого в полной мере. В предложении номер 18 (Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого чело-века, за того человека, которого ему всегда не хватало.) находим подтверждение этому.

В предложении номер 15 говорится о том, что мальчик наполнился новым чувством — он ощутил свою связь с отцом (Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.)

Война — испытание, война — разрушение, война — разлука. Но ничего не сможет сделать она, потому что ей противопоставлена великая сила духа нашего народа, где даже маленький мальчик будет сверять свою жизнь по жизни своего отца-героя.

Герой текста Чингиза Айтматова представил во время фильма своего погибшего отца, и невидимая нить соединила его с отцом. Теперь он будет с честью нести свою фамилию и стараться жить так, как учил бы его отец. Ничего не сможет сделать война, потому что ей противопоставлена великая сила духа нашего народа, где даже маленький мальчик будет сверять свою жизнь по жизни своего отца-героя.

Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что знаки препинания – это не только синтаксические единицы, разделяющие текст на смысловые отрезки и выражающие интонационные паузы, но и еще один литературный прием, который поможет передать силу эмоций и степень переживаний героев.

Я считаю, что мысль данного фрагмента текста заключается в том, что не всегда страшные события в жизни оттолкнут от какой-либо деятельности, некоторые находят в себе силы продолжать дело близких людей с честью и отвагой. И ребенок способен проявить лучшие качества, свойственные героям, совершая каждодневный подвиг, несмотря на гибель родного человека.

Действительно, спокойствие мальчика поражает, восхищает его хладнокровие. Не каждый взрослый так бы смог владеть собой в минуту опасности, оберегать других от паники. Так, в предложениях 11-15 юный гребец руководит посадкой. И не подумаешь, что раздает указания ребенок! И это несмотря на сильную усталость!

Ещё более поражает его реакция на падающие рядом с судном осколки! В предложениях 22-24 показано, что мальчик привык к опасности, головы не повернул в сторону снарядов. И это в тот момент, когда взрослые испытывали страх и ужас (предложения 25-27)! Мальчик продолжает дело отца, даже не рассматривает угрожающую жизни ситуацию как нечто пугающее.

Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. Мальчик не следует ожидаемой реакции на смерть отца, не трусит, а каждый день совершает подвиг.

Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях.

Как показывает писатель, мальчик не паникует, не боится даже тогда, когда не выдерживают нервы у взрослых людей. Он каждый день перевозит людей, попадает под осколки снарядов. Мальчик изо дня в день совершает подвиг, продолжая нужное и важное дело своего погибшего отца. Его с уверенностью можно считать смелым.

Таким образом, можно сделать вывод: смелый человек – это тот, кто победил, подчинил себе свои страхи, уверен в себе, силен духом.

Читайте также: