Сочинение рассуждение читая чехова

Обновлено: 05.07.2024

Заметки о работе Летней школы для учителей литературы

C вопросов мы начали и работу Летней школы в Мелихове. В первый день мы раздали учителям ознакомительную анкету и предложили им ответить на следующие вопросы:

1. Как бы Вы охарактеризовали своё отношение к Чехову?

2. В чём, с Вашей точки зрения, трудность в понимании Чехова у сегодняшнего школьника?

3. Какие произведения Чехова Вы хотели бы видеть в школьной программе и какие бы не хотели?

4. Какие литературоведческие работы о Чехове были Вам наиболее полезны и интересны и какие бы из них Вы посоветовали почитать Вашим коллегам?

На первый вопрос все без исключения ответили, что Чехов — их самый любимый писатель. Правда, ответы были выдержаны в стилистике клише учебных и методических пособий сорока-тридцатилетней давности. Тех самых, в каких не одному поколению школьников запоминались на всю жизнь главные “признаки” писателя, за которые мы были обязаны его любить, — за лиризм… за реализм… за то, что правдиво показал жизнь обыкновенного человека…

Ответ на второй вопрос был столь же единодушен: у поголовно любящих великого русского писателя учителей ученики его не воспринимают. Сегодняшний среднестатистический школьник остаётся глух к лиризму, совершенно не волнует его чеховский реализм, “до фонаря” эпоха, в которой Чехов жил и которую — никуда от этого не уйти — художественно воссоздал (ученики испытывают “большие трудности в понимании культурологических понятий и бытовых деталей” — так это было сформулировано в одной из анкет). Не знает и знать не хочет он, кто такие средние интеллигенты, которых изображал Чехов, и “обычная жизнь”, которую они вели, и сами эти “обыкновенные люди”, и проблемы их очень скучных, с его точки зрения, историй от него так же далеки, как Марс.

В общем, можно только посочувствовать учителям, у которых не получается донести любовь и интерес до своих нелюбопытных и ленивых подопечных — им трудно, но, согласитесь, не менее трудно и этим ленивым и нелюбопытным, для которых “проходимый” классик оказывается никак и ничем не связан с опытом собственной жизни. А ведь из науки психологии известно, что понимание и усвоение происходит только тогда, когда две трети получаемой информации хоть как-то знакомо и вызывает ассоциации с собственным опытом, тогда и незнакомая треть начинает присваиваться, переживаться и становится Личным знанием. В этом, между прочим, зерно любой личной методики, если она действительно направлена на то, чтобы пробудить в сегодняшнем школьнике потребность читать классику вообще и нашего классика в частности.

Подавляющее большинство учителей сталкивается с тем, что труднее всего в старшем звене школы даётся понимание пьес. А в среднем звене школы оказывается непонятен юмор раннего Чехова. Невнятен сегодняшним школьникам и смысл подтекста, и функция художественной детали, то есть то, что должна помочь понять именно школа, а точнее — вполне конкретный учитель. Совершенно очевидно, что в старших классах современный школьник продолжает не понимать то, чему должна была учить его с первого класса школа, — что художественный язык отличается от обыденного, бытового. Он, современный школьник (впрочем, так было почти всегда — будем честными с собой, вспоминая свои школьные и студенческие годы, тех, кто учился рядом с нами), видимо, ни разу не озадачил себя вопросом: а зачем такой язык вообще нужен человечеству и ему самому как его представителю? То есть зачем читать? В частности, и непонятного Чехова?

В сё это, разумеется, касается не одного Чехова, а классики вообще, а ещё шире — процесса чтения и уж совсем широко — языковой культуры общества, его языкового самоощущения и самосознания, уровень которого упал до опасной отметки. Но возникает вопрос: а сами учителя литературы часто ли задают самим себе эти вопросы? Да и мы, учёные, поставив на поток изучение чеховской поэтики и соревнуясь в “прикольности” своих интерпретаций, способствуем ли своими опусами пониманию, зачем всё это нужно?

Этот странный разброс говорит о том, что, скорее всего, названы авторы, книги которых есть в школьной или личной библиотеке учителя. Другой литературой учитель, видимо, не пользуется, не ищет её. Ограничивается методическими рекомендациями. Конечно, книги дороги, книг в области, в небольших городах не купишь, но всё это по большому счёту — отговорки. В провинции, в глубинке, много по-настоящему образованных учителей. Как-то же им удаётся поддерживать свой филологический уровень?!


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Связь времен через рассказы Чехова


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Мы живем в 21-м веке, в веке цифровых и нанотехнологий, в веке скоростей и нехватки времени, в веке развития электроники и ранее недоступных возможностей. Но как бы стремительно в жизнь человека ни врывались им же созданные открытия, вечными всегда останутся простые человеческие чувства, проблемы, эмоции, переживания, все то, что так давно было передано в классической литературе всеми известными и любимыми писателями.

Одним из таких стал для меня Антон Павлович Чехов. (прилож. 1) Я переживал за судьбу Каштанки, сочувствовал Ваньке Жукову, волновался за Белолобого и радовался его счастливому возвращению домой. С моим взрослением расширилось знакомство с творчеством Чехова, читая его рассказы, я стал замечать, что то, что так иронично отражал в своих произведениях писатель, то, от чего он мечтал избавить нас еще более ста лет назад, продолжает существовать в том или ином виде и сегодня. Связь времен через рассказы Чехова — это и стало темой моего проекта.

Перед началом исследования творчества любимого писателя я поставил перед собой цели и задачи, чтобы раскрыть выбранную тему.

- доказать актуальность рассказов А.П.Чехова сегодня;

- объяснить необходимость изучения его творческого наследия для морально-нравственного воспитания молодёжи;

- дать импульс к популяризации творчества А.П.Чехова, юбилей которого будет отмечаться в 2020 году (160 лет со дня рождения)

- определить круг изучаемых рассказов А.П.Чехова по теме исследования;

- проанализировать отобранные рассказы А.П Чехова и выявить, какие жизненно важные проблемы автор поднимает;

- определить своё отношение к утверждаемым автором нравственным ценностям;

- получить позитивный эмоциональный опыт в отношении жизни и общества;

2. Основные особенности рассказов А.П.Чехова.

- Заглавие простое и краткое.

- Вступление короткое, дающее полную информацию о месте, времени и героях.

- В основе сюжета — случай из жизни.

- Небольшое количество персонажей.

- Отсутствие подробного описания пейзажа и портрета.

3. Современники о рассказах Чехова.

Стиль написания, незамысловатый жизненный сюжет, небольшой объем, ирония делают прочтение рассказов Чехова легким. Но стоит только начать анализировать прочитанное, как понимаешь глубочайший смысл, переживания автора и его желание достучаться до своего читателя, чтобы жизненная картинка изменилась в лучшую сторону. Вот как об этом говорили современники и коллеги самого писателя.

4. Актуальные проблемы нашего времени, обличенные в рассказах писателя.

Рассмотрим некоторые примеры и увидим общие черты конца 19-го и начала 21-го веков.

Коррупция, взяточничество. Как часто мы слышим об этих явлениях в наши дни. Как их описывает Антон Павлович? (прилож. 5)

«- Мерси-с. Он уважит. Только вы не триста рублей. С этими паршивыми деньгами и не суйтесь. Для него это нуль, ничтожество. газ. Вы ему тысячу.

- Две тысячи! - говорит кто-то по ту сторону двери.

Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к миру недосягаемых и сейчас некоторые персонажи стараются изобразить из себя не тех, кем являются на самом деле, размещая на страницах в соцсетях недостоверную о себе информацию. Похожее происходило и во времена Чехова. (прилож. 8)

А.П. Чехов считает такое поведение недостойным, низким.

Притворность, фальшивость человека – это показатель его глупости и испорченности. Врать людям, казаться совершенно другим человеком ради хорошего отношения к своей персоне, гордиться этим – подло, и именно поэтому Чехов высмеивает таких людей.

5. Ценность рассказов А.П. Чехова в наши дни.

Произведения Чехова, его слова, его фразы, написанные почти полтора века назад, актуальны и сейчас. Яркие, ёмкие по смыслу выражения Антона Павловича призывают менять нашу жизнь.

- В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.

- Нужно по капле выдавливать из себя раба.

- Мы были молодые и глупые. Мы верили в магическое слово "потом". Никогда, никогда это "потом" не наступает.

- Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

- Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

- Если вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать имея в виду только будущее.

- Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

- Самое главное в жизни — один раз ее изменить.

- Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

- Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

- Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего.

- В жизни ничего нет дороже людей!

- Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

- Сделаем жизнь лучше! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.

- Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

- Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

- Берегите в себе человека.

7. Заключение.

Исследовательская работа "Связь времён через рассказы А.П.Чехова" помогла мне

- лучше понять Российскую действительность 80-90-х годов прошлого столетия и как своим творчество Чехов А.П. беззаветно служил своему народу;

- осознать светлую мечту Чехова А.П о новой жизни и надежду на прекрасное будущее, когда в человеке всё будет "прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. "

- сделать вывод о необходимости расширения своего сознания и постоянного самосовершенствования, научиться говорить так, чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно".

Благодаря А.П Чехову я получил ориентир: "Счастье - жить на благо всех!"

Всё это я буду использовать в своей жизни, на уроках литературы и внеклассном мероприятии, посвященном творчеству Антона Павловича.

Список литературы:

1. А.П.Чехов в воспоминаниях современников/ составитель Н.И.Гитович; - М.: Художественная литература, 1986.

2. А.П.Чехов. Собрание сочинений под редакцией М.Еремина. – М.: Правда, 1970.

Антон Павлович Чехов - выдающийся русский писатель 19 века. За свою жизнь он написал большое количество произведений, которые положительно восприняла публика. В своих произведениях Антон Павлович старался полностью раскрыть тему, которая давалась в произведении, и у него это получалось.

Родился Чехов в Таганроге. Пока Чехов учился, ещё были живы такие русские писатели, как: Некрасов, Фет, Тютчев, Достоевский и многие другие. Его творчество началось с небольшого рукописного журнала “Заика”, который он начал писать, ещё обучаясь в гимназии. Из его, уже раннего творчества, известна драма “Безотцовщина”, и некоторые другие драмы, которые, к сожалению, не увидели свет. Но Чехов не пал духом и начал пробовать себя в немного другом стиле: он начал писать юмористические рассказы, которые в дальнейшем публиковались в газетах и журналах. На этом и строится карьера Чехова, как будущего писателя. Первыми рассказами Чехова были “Письмо к учёному соседу” и “Что чаще всего встречается в романах?”. После этих рассказов Чехов понимает, что это его дело. Он начинает выдумывать себе разные смешные клички: “Антоша Чехонте”, “Человек без селезёнки”, “Брат моего брата” и так далее. Естественно, комизм не остаётся у Чехова долго. Некоторое время спустя Чехов присоединяется к петербургскому журналу “Осколки”, где позже, выходит большая часть его рассказов. В это же время Антон Павлович отстраняется от юмористического стиля, и начинает работать над произведениями, которые уже как-то нам знакомы.

Из более известных произведений Чехова можно выделить такие, как: “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Человек в футляре”, “Тоска”, “Толстый и тонкий” и некоторые другие. В этих рассказах уже нет никакого юмора, они более приближены к стилю писателя. Герои в них более эмоциональные, более похожи на человека 19 века. Однако, Чехов не всегда делал таких героев. Например, в произведении “Тоска”, писатель наделил главного героя сплошной грустью, которая, формально, никак не сказалась на сюжете.

А. П. Чехов - уникальный писатель. Его произведения не потеряют актуальность никогда, ведь в них он описывает главную проблему мира - достоинства и неполадки человека. Чехов старается задеть читателя, так как тому наверняка интересно будет читать дальше, узнав для себя интересный сюжет. Чехова можно сравнить со многими русскими писателями, но все они разные, и в Чехове тоже была капля уникальности, с помощью которой он смог сотворить такие прекрасные произведения. Опыт автора виден в его творениях.

Рассказы Чехова неизменно производят фантастическое впечатление. По-разному удивляют, смешат, трогают, но всегда – с невероятной силой. Хочется по множеству раз перечитывать и наслаждаться изумительной красотой чеховского языка.

Именно своим завораживающим слогом Чехов увлёк меня в необыкновенный мир литературы; его умный смех стал прекрасным источником энергии юношеской мысли. После знакомства с произведениями Антона Павловича у меня открылись глаза на мир — с тех пор я проверяю свои слова и поступки, формирую себя в себе с помощью чеховского слова, чеховского чувства, чеховской мысли. Мой Чехов своими величайшими творениями создавал и продолжает создавать из меня Человека искусства, Человека с большой буквы. И поэтому я счастливый Человек!

Ученица 11 класса Гаймана Анастасия

Антон Павлович Чехов — сочинение

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Читайте также: