Сочинение рассуждение алька любит сидеть

Обновлено: 09.05.2024

(1) Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и пред­ставлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2) И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под об­лаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3) Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4) Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(6) Парень спросил:

(7) — Березу объезжаешь, значит?

(8) — Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(10) Парень закурил и лениво сообщил:

(11) — Ну, скоро твоей игре конец!

(12) — Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на не­званого гостя.

(13) Тот охотно объяснил:

(14) — Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.

(16) — Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20) — А если в другом месте сделать мост? — попросил Аль­ка. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22) Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23) Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24) — Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, не­когда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26) Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27) — Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое ме­сто. (28)По рукам?

(29) Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от кото­рого зависит жизнь Зелёной Гривы!

(30) — Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.

(31) Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле та­щил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33) — Ползёшь, пацан?

(34) Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и сру­бит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37) Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38) — Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43) Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44) — А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

(45) — А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46) На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47) — Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой ба­бушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А за­чем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52)— Он сказал. берёзу срубят. если не понесу, — прошептал Алька.

(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост. (57)Дяденька, правда срубят?

(58) Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59) — Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.

(60) — Моя. (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

(64) — Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево гу­бить?

(66) Он обнял Альку и прижал к себе.

(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

Варианты работы над сочинением (текст В. Крапивина).

. В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём самом.

Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта.

Сочинение 3

Слова лингвиста Степанова о языке показывают, как взаимодейству­ют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамма­тика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.

Неопределённо-личное же предложение в составе сложного (пр. 52) свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.

Таким образом, грамматические и лексические явления помогают чи­тателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отно­шение В. Крапивина к изображаемому.

Сочинение 4

. Лексика отражает образ наших мыслей, но, чтобы построить пред­ложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, рас­положить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходят морфология и синтаксис.

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Г. Степанова: и словарь языка, и грамматика, выполняя свои функции, делают речь понят­ной и связной.

Сочинение 5

. Действительно, человек использует лексические и грамматические средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, образо­ванностью. По его словам, построению предложений можно судить о его образе мыслей, о нём самом.

Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают увидеть внутренний мир любого человека.

Сочинение 6

. Да, лексика и грамматика — две стороны одной медали — нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, но и построить предло­жение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В. Крапивина?

Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помог­ло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.

Сочинение 7

. Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее важ­ным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы вы­разить свои мысли.

Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тек­сте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.

Сочинение 8

. В самом деле, легко убедиться в том, что если лексика — это спо­соб выражения нашего восприятия предметов, явлений, действий окру­жающего мира, то грамматика — это средство организации наших мыслей.

Только единство лексики и грамматики помогло автору изложить свои мысли так, что они стали понятны читающим.

Сочинение 9

. Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет.

Сочинение 10

. В самом деле, всё, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет своё значение.

А вот к Альке, который искренне стремится спасти красивую берёзу, мужчина испытывает тёплые чувства, и автор с помощью грамматики, то есть определённой связи слов, доносит до читателя эти чувства.

Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только ра­зобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие грамматические связи они вступают между собой.

. Лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика даёт ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.

. Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать и оформить в законченное вы­сказывание.

Таким образом, лексические и грамматические средства, слитые во­едино, позволяют глубже понять смысл сказанного.

Сочинение 13

.. .Лексика может многое сказать о мышлении каждого из нас, о том, что хотели бы мы отразить в своей речи. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.

Сочинение 14

. Слова этого лингвиста о языке показывают, как взаимодейству­ют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамма­тика, отражающая их взаимосвязь в нашей речи.

Контекстные синонимы, употреблённые в репликах персонажей в ка­честве обращений (пр. 24, 27, 38, 67),

характеризуют отношение говоряще­го к собеседнику. Например, цинизм практиканта отражён в грубоватых,

Сами же грамматические конструкции с обращениями помогают по­нять читателю, кому адресована речь (пр. 16, 24, 27, 44, 45).

Таким образом, лексика и грамматика языка действительно слиты воедино, они позволяют точно выражать свои мысли и верно понимать ус­лышанное или прочитанное.

Сочинение 15

. В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, можно многое сказать о его мышлении, о нём самом. Но отношение чело­века к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы по­строения предложения.

Эти примеры — наглядное подтверждение справедливости высказы­вания Г. Степанова.

. В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы вы­разить мысль о предмете, действии, признаке.

Все сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматиче­ские явления в тексте помогают увидеть то, что хотел сказать автор.

Следовательно, лингвист Г. Степанов прав.

Сочинение 17

. В самом деле, любые наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение. Но, только грамматически правильно связанные, они превращаются в законченное высказывание.

Таким образом, мы убедились, что грамматика и лексика языка дей­ствительно слиты воедино. С их помощью автор смог точно донести до чи­тателя свои мысли, а читатель, в свою очередь, — понять то, что хотел сказать писатель.

. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит своё отражение в слове. Однако без грамма­тических законов построения предложения люди вряд ли смогли бы пони­мать друг друга.

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предло­жение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зелё­ную Гриву.

Следовательно, умелое использование возможностей грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

Сочинение 19

. Трудно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле называет предметы, явления, действия, чувства, а грамматика даёт возможность объединить слова, чтобы выразить законченную мысль.

Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжи­мы: благодаря грамматике, слова определённым образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

Сочинение 20

. В самом деле, всему, о чём бы мы ни подумали, соответствует по­нятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы слова помогли выразить связную мысль, отношение человека к тому, о чём он говорит, нужна грам­матика с её законами построения синтаксических конструкций.

Эти примеры из текста В. Крапивина наглядно доказывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только понять окружающих, но и точно донести до них свои мысли.

Сочинение 21

. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Наши слова отра­жают понятия окружающего мира, но, для того чтобы выразить мысль, нужна грамматика.

Более того, в бессоюзном предложении 29 отношение пояснения ме­жду его частями дает возможность убедиться, что Алька готов выполнить всё, что скажет человек, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы.

Таким образом, связь лексики и грамматики помогает читателю по­нять авторский замысел.

Презентация на тему: " Сочинение-рассуждение С2.. (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки." — Транскрипт:

2 (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.

3 ( 31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (53)– Берёзу? (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят? (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить? (66)Он обнял Альку и прижал к себе. (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

5 Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание? Попробуем объяснить данное утверждение. Это высказывание я понимаю так. Что имел в виду писатель (учёный)?

7 Включение примеров Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

8 Задания-помощники в КИМах ГИА Лексические явления А2. Лексика и фразеология 2.1 Лексическое значение слова 2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы 2.3 Фразеологические обороты В Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализ Грамматические явления В2 Грамматика. Синтаксис 5.1 Словосочетание В Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения В4, В5 5.7 Осложненное простое предложение В7,В Синтаксический анализ сложного предложения В Сложные предложения с разными видами связи между частями

9 Задания к тексту. А2 А2. Укажите, какие слова являются контекстными синонимами к слову а)ребёнок (малёк, пацан, малец, сынок) б) берёза (лошадь, конь, Зелёная Грива) Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте; их отбор делает речь яркой, художественной, они позволяют увидеть и охарактеризовать внутренний мир рассказчика или героя, их действия, состояния; отражают недостающие смыслы слова, показывают новые стороны слова. Задания к тексту. Задания к тексту. А2 Задания к тексту. Задания к тексту. А2

10 (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.

11 ( 31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (53)– Берёзу? (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят? (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить? (66)Он обнял Альку и прижал к себе. (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

13 Задания к тексту. В1 В1. Замените просторечное слово пацан (хватай, тащи, двигай, увозился, задаст) в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. В1. Замените книжное слово губить в предложении 64 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. В лексику разговорной речи включаются слова разговорной и просторечной окраски, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, эмоциональностью. Просторечная лексика используется лицами, которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста оно служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей. Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном.

14 Синонимы 1)Для уточнения мысли; 2) для выделения наиболее важных смысловых оттенков; 3) для повышения образности и художественной изобразительности речи; 4) для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Антонимы Выражают самые разнообразные оттенки значений и смысла сопоставление, противопоставление и т. д. Многозначные слова Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Образность, создаваемая ими, построена именно на переносном значении слова. Архаизмы и историзмы Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов. Характеристика лексических явлений в тексте

15 Фразеологизмы Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла, метко и точно характеризуют предмет, действие, признак и т.д. Однозначные слова Называют отдельное явление действительности Морфемы (корень, суффикс, приставка) В корне - основное лексическое значение, приставки и суффикс уточняют его. Характеристика лексических явлений в тексте

16 Характеристика грамматических явлений в тексте Формообразующие аффиксы (окончания) Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов) Предлог Выражает в предложении грамматические отношения между именами существительными, местоимениями, которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами). Грамматическая роль предлога заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова Основные грамматические средства сочинительной и подчинительной связи в простом и сложном предложениях. Словосочетание Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога (согласование, управление)

18 Вывод Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение. Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире. В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о ….(предмете, действии, признаке и т.п.) Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.

20 В2. Замените словосочетание ствол берёзы (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. В3. Выпишите грамматическую основу предложения 14. В4. Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения с сочинительной (подчинительной) связью. В8. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соединением придаточных частей. Напишите номер этого предложения. В9. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями.

21 Задания к тексту. А2 А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово объезжаешь (предложение 7). 1) проезжаешь стороной 2)опережаешь, перегоняешь кого-либо при езде 3)бываешь всюду, во многих местах 4) приучаешь к ходьбе под седлом В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Лексические явления Задания к тексту (А2)

22 Задания к тексту. А2 А2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм (номера предложений указаны) (выбился из сил, без зазрения совести, к чертовой бабушке, устрою баню ) Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека, его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру и т.д., позволяют индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным. Задания к тексту. А2

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и пред­ставлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под об­лаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(7)— Березу объезжаешь, значит?

(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)— Ну, скоро твоей игре конец!

(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на не­званого гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.

(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Аль­ка. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, не­когда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое ме­сто. (28)По рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от кото­рого зависит жизнь Зелёной Гривы!

(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле та­щил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33)— Ползёшь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и сру­бит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой ба­бушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А за­чем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.

(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.

(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево гу­бить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Г. Степанова.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):

  1. Тезис (можно сформулировать по словам автора представленной в задании цитаты)
  2. Комментарий тезиса.
  3. Аргумент 1 (по тексту).
  4. Аргумент 2 (по тексту).
  5. Вывод.

Шаг 3. Оформляем тезис и комментируем его.

Шаг 4. Работаем над осмысливанием аргументации.

При осмысливании основного содержания сочинения на лингвистическую тему нужно обязательно соотнести главную мысль цитаты с тем разделом языкознания, о котором говорится в ней, и вспомнить выразительные средства языка, связанные с указанным разделом лингвистики, потому что вам предстоит анализировать именно средства выразительности речи. Чаще всего в цитатах фигурируют следующие языковые средства:

  • лексические – это все тропы (то есть слова и выражения в переносном значении), а также другие понятия, связанные со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т.д.);
  • синтаксические – ряды однородных членов, обращения, простые осложнённые предложения, вводные слова, парцелляция и т.д.;
  • морфологические – части речи;
  • грамматические – синтаксические, морфологические и словообразовательные (вместе взятые).

Шаг 5. Работаем над написанием аргументов.

Аргумент 2. С точки зрения грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью). Однако в разных устах все эти обращения имеют разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы и обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.

Шаг 6. Делаем вывод.

Таким образом, лингвист Г. Степанов прав, так как лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения.

Шаг 7. Проверяем и корректируем написанное сочинение (я тоже перепроверила и кое-что скорректировала). И вот что получилось в результате.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)

С точки зрения синтаксиса, который является одной из составных частей грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью). Однако в устах разных людей все эти обращения имеют также и разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы опять обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.

Таким образом, лингвист Г. Степанов абсолютно прав в том, что лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения и о авторском отношении к этим героям.

Шаг 8. Оформляем собственный вариант сочинения на лингвистическую тему.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение 15.2 по тексту В. П. Крапивина про Альку.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


ОГЭ Сочинения 15.2 по тексту В. П. Крапивина.

Я понимаю смысл финала текста так: Матвей Сергеевич увидел в Альке доброго и участливого мальчика, способного ради своего друга-берёзки совершить сложные, почти невыполнимые поступки.

Мужчина уверен, что Алька не потеряет, а только приумножит свои хорошие качества: доброту, преданность и искренность. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В.Крапивина.

Во-первых, в предложениях 16, 56 и 62 мы видим, как мальчик искренне переживает за дальнейшую участь Зеленой Гривы. Сильные эмоции Альки показывают нам, насколько доброе и неравнодушное у него сердце.

Во-вторых, в предложениях 31, 35 и 36 мы видим, как Алька, прилагая все силы, несет тяжелую рейку. Этот поступок доказывает преданность и готовность мальчика жертвовать собой ради спасения березы, которую считает своим другом.

Итак, можно сказать, что Алька действительно очень добрый мальчик, способный совершать благородные поступки. Он, несомненно, станет настоящим человеком, который осчастливит многих людей своей преданностью и великодушием и постарается искоренить безразличие и жестокость. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Смысл последних строк текста В. Крапивина состоит в том, что добрый, всегда готовый прийти на помощь друзьям Алька станет настоящим человеком. Матвей Сергеевич уверен в том, что мальчик сумеет сохранить и приумножить в себе лучшие качества: порядочность, желание помогать, душевность и участливость.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 27 и 29, в которых автор рассказывает нам о том, что Алька готов сделать всё возможное для спасения Зелёной гривы.

В предложениях 63-67 мы видим, что Матвей Сергеевич высоко оценивает готовность Альки сохранить березу и считает, что мальчик вырастет добрым и верным другом, каким и является настоящий человек.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что смысл финала текста заключен в следующем: из Альки вырастет честный, умеющий помочь в трудной ситуации человек. (120 слов)

Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.
Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гривой беда.
Подошел как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.
Парень спросил:
– Березу объезжаешь, значит?
– Нет, – тихо сказал

Алька, – Это я играю.
Парень закурил и лениво сообщил:
– Ну, скоро твоей игре конец!
– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
Тот охотно объяснил:
– Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою – под корешок.
– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.
– Ха! Не надо! А мост?
– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. – Тут везде места много, чтобы его построить.
Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. Меня помощник ждет на той стороне.
Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
– Слушай, малек, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. По рукам?
Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!
– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.
Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
– Ползешь, пацан?
Алька молча кивал и полз вверх по косогору. Он боялся сказать, что очень устал. Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то, что Алька выполнил его условие?
Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. – Руку давай. Ух, и увозился! Мать-то тебе задаст.

А рейку где взял?
Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребенком делаешь?
– А что, Матвей Сергеевич, – все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.
На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. Ах ты дуб-бина! Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напишу! Я тебе устрою баню!

А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
– Он сказал… березу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.
– Березу?
– Ага. Вон ту. Потому что будет мост…

Дяденька, правда срубят?
Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
– Твоя, что ли, береза-то? – поинтересовался он.
– Моя… То есть она ничья. Я играю с ней.

Правда срубят? – снова со страхом спросил он.
– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. – Чего же дерево губить?
Он обнял Альку и прижал к себе.
– Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет.

Прочитав этот небольшой рассказ, я с уверенностью могу сказать, что из Альки вырастет настоящий человек. Уже сейчас видно, как он любит природу, насколько небезразлична ему судьба своей любимой березы, которой он даже название придумал – “зеленая грива”. Кроме того, он не побоялся выручить Ваську, которому грозило отчисление из детского лагеря.

Я думаю, что он настоящий друг, а кроме того, человек, который с такой теплотой относится к окружающей природе никогда, ничего и ни кому не сделает плохого. Алька – это человек с добрым и любящим сердцем, добрыми и чистыми помыслами, человек, который умеет видеть и ценить все, что нас окружает, человек, который умеет быть настоящим другом.

Читайте также: