Сочинение психология как фактор развития личности

Обновлено: 05.07.2024

Общее понятие о личности. Личность-конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик.Способности-индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.09.2008
Размер файла 34,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Общее понятие о личности……………………………………………… 4

2. Формирование и развитие личности…………………………………… 6

Список используемой литературы…………………………………………16

1. Общее понятие о личности

Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество -- он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю-чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта -- носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

Способности -- это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю-щие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент -- это динамиче-ская характеристика психических процессов человека. Характер содержит каче-ства, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация -- это сово-купность побуждений к деятельности, а социальные установки -- это убеждения людей.

Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры лич-ности, также есть для этого основания. Например, чувства -- один из видов эмо-ций, -- чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присут-ствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной сто-роны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой -- об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы лич-ности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структу-ры человеческой организации, а также соотношение биологического и социально-го в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.

2. Формирование и развитие личности

Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сфор-мировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон лично-сти. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому пси-хологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности ста-дий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рож-дения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных пси-хологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого чело-века:

Кризис доверия--недоверия (в течение первого года жизни).

Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи д 12 лет).

Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и кон-формизму (от 12 до 18 лет).

Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде за-метных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только поло-жительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории все-возможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразова-ний практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного раз-вития человека (табл. 20.1).

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности проис-ходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек -- существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окру-жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер-вый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Стадии развития личности (по Э.Эриксону)

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенче-ство (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворе-ние потребностей детей в общении и других жизненно важных потребно-стей

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребен-ком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком ран-нее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция

2. Позднее младен-чество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело-века

Сомнения в себе и гипертрофиро-ванное чувство стыда. Ребенок ощу-щает свою неприспособленность, со-мневается в своих способностях. Ис-пытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигатель-ных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружа-ющих людей свою ущербность

3. Раннее детство (около 3-5 лет)

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересо-ванное изучение окружающего ми-ра, подражение взрослым, включе-ние в полоролевое поведение

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к дру-гим детям, подавленность и уклон-чивость, отсутствие признаков по-лоролевого поведения

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навы-ков. Постановка перед собой и реше-ние реальных задач. Активное усво-ение инструментальных и предмет-ных действий, ориентированность на задачу

5. Половое созрева-ние, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Разви-тие временной перспективы -- пла-нов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и эксперимен-тирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в фор-мах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взя-тие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости

Путаница ролей. Смещение и сме-шение временных перспектив: появ-ление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Кон-центрация душевных сил на самопо-знании, сильно выраженное стрем-ление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внеш-ним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой актив-ности. Смешение форм полоролево-го поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоз-зренческих установках

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и спо-собность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, лю-бовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью

Изоляция от людей. Избегание лю-дей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности ха-рактера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Не-признание, изоляция, первые сим-птомы отклонений в психике, ду-шевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил

7. Средняя взрос-лость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и твор-ческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и раз-нообразная жизнь. Удовлетворен-ность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового по-коления

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Не-продуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе

8. Поздняя взрос-лость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные разду-мья о прошлом, его спокойная, взве-шенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощу-щение полноты и полезности про-житой жизни. Способность прими-риться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени оста-лось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бес-смысленности своего существова-ния, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь за-ново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощу-щение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумно-го начала. Боязнь приближающейся смерти

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель-ностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассмат-ривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полу-ченного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть раз-личным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций, различный социальный опыт, что является основой другого процесса --индивиду-ализации.

Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, напри-мер в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим инсти-тутом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близ-ких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в боль-шинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педаго-гом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и пред-принимаются определенные шаги для ее выполнения.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответству-ющим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социа-лизация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, ко-гда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заклю-чается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности -- это негативная черта, которая должна быть компенсирована процес-сом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматри-вать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности чело-века, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализа-ции и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе про-цесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, ста-новясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социали-зация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с опре-деленной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завер-шается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс -- инкулътурация. Если социализация -- это усвоение социального опыта, то инкультурация -- это про-цесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продук-ты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между дан-ными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой куль-туры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

Поскольку мы коснулись вопроса о соотношении социализации и индивидуа-лизации, то невольно подошли к проблеме самоактуализации личности -- одной из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потреб-ности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализа-ции является центральной или по крайней мере чрезвычайно значимой для мно-гих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство иссле-дователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообраз-ных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкрет-ной цели или определенного социального статуса.

Другим вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития лично-сти, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе мно-гих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих ос-новных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведе-ния, придает ее поступкам закономерный характер.

Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека доволь-но изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем лич-ность и поведение человека действительно устойчивы.

По мнению И. С. Кона, в этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно. Напри-мер, о постоянстве чего идет речь -- поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или измен-чивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пре-делах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или измен-чивых?

Следует отметить, что проводимые исследования однозначного ответа на этот вопрос не дают, более того, в них были получены различные результаты. Напри-мер, было отмечено, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства, на самом деле не являются постоянными и устойчи-выми. В ходе исследований были обнаружены и так называемые ситуативные чер-ты, проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.

В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.

В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по опреде-ленному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Пер-вый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем -- в старших классах средней школы и далее -- еще раз в возрасте 35-45 лет.

В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами пер-вого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые кор-реляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавших-ся личностных характеристик. Ниже представлена таблица (табл. 20.2), в которой перечислены свойства личности, оцениваемые современными психологами как до-статочно устойчивые.

В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во време-ни являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оцен-ки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаружива-ют довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубо-кие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее суще-ственные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового,

Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку) Из: Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3-х кН. Кн.1: Общие основы психологии. - 2-ое изд. - М.: Владос, 1998.

Корреляция результатов исследования в течение трехлетнего периода времени от подростко-вого к старшему школьному возрасту

Корреляция результатов исследо-вания от подростко-вого до возраста 35-45 лет

Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки)

Развитие личности является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Личностное развитие-это отношение, которое помогает улучшить нашу жизнь. Оно помогает найти возможность создать лучшую жизнь мысленно, физически и духовно. Личностное развитие очень важно по нескольким причинам.

Третья причина - личностное развитие помогает нам общаться с позитивными людьми. Когда мы будем вовлекаться личностное развитие, тогда мы найдем много положительных людей вокруг нас. Имея таких наставников вокруг себя, мы будем более мотивированы двигаться вперед.

Помните, процессу саморазвития нет конца. Личностное развитие помогает улучшить нашу работу и в полной мере реализовать свой потенциал. Каждый человек хочет иметь возможность работать, но у большинства нет правильного набора целей. Только по этой причине большинство из нас не может достичь желаемого результата. Только личная программа развития может помочь нам достичь желаемого результата.

План личностного развития - это процесс, который дает человеку четкое представление о жизни. И каждый сознательный профессионал должен иметь личный план развития для достижения своей цели.

Личностное развитие означает упорный труд. для этого нужна последовательность, терпение и время. Если вы хотите, чтобы развитие в нашей личной жизни, мы должны сосредоточиться на понимании себя. Нужно идти дальше для получения большего количества навыков, которые помогут в будущем для моей профессиональной жизни. Из вышеизложенного ясно, что личное развитие очень важно для нашей жизни. Оно дает осознанное усилие для того, чтобы улучшаться.

2 вариант

В качестве подтверждения правильности высказывания Огюста Марселя Бартелеми можно найти множество художественных произведений писателей различного рода, то есть поэтов, стихотворцев и многих других.

Подобным способом, человека, отступающегося духовно изменяться, а также постоянно выступать против социальных перемен, точнее даже не учитывать их, можно охарактеризовать глуповатым, ибо он, как и все не обладают такой возможностью, как справедливо производить оценку действий, находящийся вокруг реальности.

Также читают:

Картинка к сочинению Развитие личности

Популярные сегодня темы

В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

В жизни случается многое. Дружба может очень быстро превратиться во вражду, и причиной легко становятся пустяки. Но на самом деле есть какие-либо причины, которые просто развиваются из подсознания человека

В этом, я думаю, даже не нужно сомневаться! Они не переводятся в нашем мире! Это, если бы спросили, есть ли до сих пор Чацкие… Все типажи, как мне кажется, существуют.

Гост

ГОСТ

Определение понятия личности

Феномен личности не имеет единой трактовки, определения понятия личности зависят от точки зрения автора на процесс ее развития и становления.

По мнению одних авторов процесс формирования и развития личности основывается на врожденные способности, роль же социального окружения второстепенна. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены в том, что основным источником развития личности является именно социальная среда, а врожденные качества играют незначительную роль.

Помимо этих крайних точек зрения существует теория о взаимосвязи биологического и социального начал в процессе развития личности индивида.

Факторы развития личности

Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо выделить основные факторы, влияющие на него в той или иной степени.

Данные факторы можно разделить на следующие типы:

  • биологическая наследственность индивида;
  • физическое окружение;
  • особенности общественной и культурной жизни индивида, его социальное окружение;
  • опыт групповых отношений;
  • неповторимый индивидуальный опыт индивида.

Процесс развития личности

Для глубокого и полного познания себя и своих индивидуальных особенностей необходимо целенаправленно организовывать процесс развития личности. Для этого существует множество видов и способов активизации данного процесса: умственное развитие, физическое развитие, умственное и духовное развитие. Для гармоничного развития личности характерно совмещение вышеперечисленных видов развития.

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе роста и развития личности важную роль играет стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск наиболее оптимальных путей и решений индивидуально и ювелирно подобранных для каждой конкретной личности и ситуации. Глубокими и значимыми вопросами в процессе развития личности являются вопросы:

  1. Для чего необходим процесс развития?
  2. На что необходимо обратить пристальное внимание в процессе изменений?
  3. Какие условия будут оптимальными для протекания процесса развития?

Условия развития личности

Условия - это основные элементы и характеристики окружающей среды в которых происходит процесс развития личности.

Существующая система условий жизнедеятельности индивида образует среду обитания личности. Она включает в себя биологические, психологические и социальные условия. Условия развития личности можно разделить на необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.

  1. Необходимые условия - это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности.
  2. Достаточные условия развития личности в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития.

Таким образом, можно говорить о том, что личность по природе своей социальна и основные источники и соответственно условия развития находятся в окружающей среде индивида.

Рассматривая процесс развития личности в данном ключе его можно обозначить как усвоение индивидом существующего социального опыта в непосредственном общении с окружающими людьми. Результатом этого процесса является формирование психических особенностей индивида: интересы, характер, склонности, поведенческие реакции.

В психологии психические особенности человека определяются как прижизненные онтогенетические образования, ведущую роль в формировании которых играет имеющийся социальный опыт индивида, условия, окружающие его, а также уровень воспитания и обучения.

Основами становления психических особенностей человека являются среда, воспитание и обучение. Большую роль при этом играет воздействие старшего, более опытного поколения на младшее, с целью передачи накопленного опыта и формирования определенных качеств личности.

Однако следует подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия среды. В связи с этим внешнее воздействие влияет на психику человека не напрямую, а с помощью процесса непосредственного взаимодействия индивида с окружающей средой. Именно через взаимопроникновение и взаимное влияние человека и окружающей среды и происходит процесс развития личности и общества в целом.

Говоря о внешних условиях и воздействиях на развитие психики человека нельзя забывать о внутренних условиях, являющихся непременным условием для развития. Своеобразие психики индивида, его неповторимый индивидуальный опыт имеют огромное влияние на течение процесса развития.

Человек являясь активным существом способен к сознательному, самостоятельному изменению своей личности с помощью самовоспитания и самосовершенствования в течение всей своей жизни. Источником мотивации для изменений чаще всего выступает именно социальная среда в активном взаимодействии, с которой он находится. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Формирование личности в психологии рассматривалось и изучалось долгие годы. Свои теории выдвигали как отечественные, так и зарубежные психологи. В целом, все они подразумевают прохождение человеком определенных этапов в процессе взросления и жизнедеятельности.

Чтобы добиться настоящего роста и стать зрелой личностью, необходимо знать об особенностях каждого этапа. Эти знания помогут подкорректировать те или иные способности, что немаловажно в современном мире.

Основные факторы формирования личности в психологии

Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития. Но нужно понимать, что вероятность появления у человека конкретного качества зависит от целого ряда факторов.

Основные факторы формирования личности в психологии

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.

Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.

Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида. Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.

Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества. Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.

Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.

На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.

Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.

Генетика

Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.

Менталитет и культура.

Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Личностное развитие, безусловно, - важный этап в жизни любого человека. Все воспринимают значение и важность данного термина по-разному. На него влияют различные события, окружающий мир, люди. Возможно ли полноценное развитие личности без влияния учителя или наставка? Часть людей считает, что оно возможно при помощи самовоспитания, я же уверена, что нет, ведь гармоничная личность не может сформироваться самостоятельно, без помощи и поддержки человека, заинтересованного в этом. Чаще всего эти человеком является учитель.

Во-первых, человек должен видеть перед собой пример для подражания. Если в окружении будут только люди, которые ничем не интересуются, не развивают себя, человек начнет походить на них, сам того не осознавая. По этой причине окружение играет огромную роль в формировании личности. Учитель, как человек более мудрый и имеющий больший жизненный опыт, является примером для своего ученика и может передать ему бесценные знания о жизни. Имея пример для подражания, человек имеет высокую мотивацию и легче достигает поставленных целей.

Во-вторых, учитель направляет своего ученика. Личность человека развивается на протяжении всей его жизни, но самое интенсивное развитие происходит в детстве и молодости. В этот период у человека большое количество энергии и времени для развития, но практически отсутствует жизненный опыт. В таком возрасте сложно организовать себя, поставить перед собой четкие цели и способы их достижения. Учитель сможет помочь в этом нелегком деле. Помимо этого, в юном возрасте легко совершить ошибку – обрести вредные привычки, начать меньше времени уделять учебе и подготовке к экзаменам, поэтому в жизни подростка должна присутствовать доля контроля.

Таким образом, полноценное развитие личности невозможно без наставника, учителя. Учитель помогает ученику сформировать личность, передавая свои знания и жизненный опыт. Помимо этого, педагог является примером для подражания, мотивирующим молодого человека. Роль учителя в развитии личности очень важна, поскольку, данный процесс наиболее активно происходит в детском и юношеском возрасте. Важно отметить, что помочь в личностном развитии может не только школьный учитель, но и репетитор, спортивный тренер, педагог по вокалу и другим творческим направлениям.

Развитие личности

Развитие личности

Популярные сочинения

Тургенев Иван Сергеевич – интереснейший русский писатель девятнадцатого века. Выйдя из школы, многие продолжают зачитываться его произведениями на протяжении всей своей жизни

Читайте также: